Фуко уже в своих ранних работах задал те параметры сексуализированного характера чувственности, которые стали столь типичными для постструктуралистского теоретизирования. Его вклад в развитие концепции телесности заключается прежде всего в том, что он стремился доказать непосредственную взаимообусловленность социальных и телесных практик, формирующих, по его мнению, исторически различные типы телесности. Роль Фуко в развитии концепции «телесности» заключается в том, что он стремился доказать взаимообусловленность социальных и телесных практик, формирующих, по его мнению, исторически различные виды телесности. Главное, что он попытался обосновать в первом томе «Истории сексуальности» (1976) (Foucault:1978a), — это вторичность и историчность представлений о сексуальности. Для него она не природный фактор, не «естественная реальность», а «продукт», следствие воздействия на общественное сознание системы постепенно формировавшихся дискурсивных и социальных практик, в свою очередь явившихся результатом развития системы надзора и контроля над индивидом. По Фуко, эмансипация человека от деспотических форм власти, сам факт складывания его субъективности является своеобразной формой «духовного рабства», поскольку «естественная» сексуальность человека сформировалась под воздействием феномена «дисциплинарной власти».
Ученый утверждает, что люди обрели сексуальность как факт сознания только с конца XVIII столетия, а секс — начиная с XIX в., до этого у них было всего лишь понятие плоти. При этом формирование сексуальности как комплекса социальных представлений, интериоризированных в сознании субъекта, Фуко связывает с западноевропейской практикой исповеди-признания, которую он понимает очень широко. Для него и психоанализ вырос из «институциализации» исповедальных процедур, характерных для западной цивилизации. Как пишет Саруп, «под исповедью Фуко подразумевает все те процедуры, посредством которых субъекты побуждались к порождению дискурсов истины, способных воздействовать на самих субъектов»( Sarup:1988, с. 74).
В частности, в Средние века священники, считает Фуко, во время исповеди интересовались лишь сексуальными проступками людей, так как в общественном сознании они связывались исключительно с телом человека. Начиная с Реформации и Контрреформации «дискурс сексуальности» приобрел новую форму: священники стали исповедовать своих прихожан не только в делах, но и в помыслах. В результате чего и сексуальность стала определяться в терминах не только тела, но и ума. Возникший дискурс о «греховных помыслах» помог сформировать как и само представление о сексуальности, так и способствовал развитию интроспекции — способности субъекта к наблюдению за содержанием и актами собственного сознания. Формирование аппарата самосознания и самоконтроля личности способствовало повышению уровня его субъективности, самоактуализации «Я-концепции» индивида.
Таким образом, как подчеркивает Фуко, хотя исповедь как средство регулирования поведения человека, вместе с другими мерами контроля на фабриках, в школах и тюрьмах, являющимися различными формами дискурсивных практик (особенно эти процессы, по его мнению, были характерны для XVIII в.), служили целям воспитания послушных, удобоуправляемых, «покорных и производительных» тел и умов, т. е. были орудием власти, они при этом давали побочный эффект «дискурса сексуальности», порождая субъективность в современном ее понимании. В этом, по Фуко, заключается позитивный фактор власти, которая, хотя и способствовала появлению в своих целях новых видов дискурсивных практик, однако тем самым создавала «новую реальность», новые объекты познания и «ритуалы» их постижения, «новые способности». Этот позитивный аспект трактовки Фуко понятия власти особенно заметен в его работах «Надзор и наказание» и «Воля к знанию».
Итак, сексуальность предстает как факт исторического становления человека, причем человека современного, как неотъемлемая часть его мышления, как конечное проявление все той же «телесности сознания». Столь исторически позднее возникновение представлений о сексуальности обусловило, по Фуко, относительно недавнее появление «современного человека», якобы возникшего на исходе XVII столетия и при «изменении основных установок знания», его породивших, способного так же быстро исчезнуть: «Если эти установки исчезнут так же, как они возникли, если какое-нибудь событие (возможность которого мы можем лишь предвидеть, не зная пока ни его формы, ни облика) разрушит их, как разрушилась на исходе XVIII в. почва классического мышления, тогда — в этом можно поручиться — человек изгладится как лицо, нарисованное на прибрежном песке» (Foucault:1967, с. 398).
Биологизация желания во всех его проявлениях и — как ее естественное продолжение — эротизация — неизбежное следствие общего иррационального духа постструктуралистского мышления, возводящего своеобразный культ тождества общества и тела со всеми сопутствующими натуралистическими подробностями. Здесь мы имеем дело с довольно стойкой мифологемой современного западного мышления, ведущей свое происхождение еще от соответствующих аналогий Гоббса, не говоря уже об античных проекциях Платона и стоиков.
http://www.terme.ru/dictionary/179/word/telesnost ТЕЛЕСНОСТЬ. И.Ильин. Постмодернизм. Словарь терминов (очерк пошловатый в своих установках и конечных выводах, но ничего более ёмкого не нашёл).
http://www.peoples.ru/science/philosophy/michel_foucault/ Мишель Фуко Michel Foucault
Связанные материалы | Тип | |
---|---|---|
Онтология Тела по Мерло-Понти | Дмитрий Косой | Запись |
Онтология Тела по Сартру | Дмитрий Косой | Запись |
Онтология Тела | Дмитрий Косой | Запись |
Половое Тела по Фрейду | Дмитрий Косой | Запись |
Свобода, вождь, толпа | Дмитрий Косой | Запись |
Тело Матери | Дмитрий Косой | Запись |
Женщина и любовь | Дмитрий Косой | Запись |
Платон о Едином | Дмитрий Косой | Запись |
Кант о половом общении | Дмитрий Косой | Запись |
Природная женщина | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко о внешнем Телу | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко | Дмитрий Косой | Запись |
Человек толпы | Дмитрий Косой | Запись |
Человек толпы и диалог | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко о власти | Дмитрий Косой | Запись |
Артемидор о сексуальных сновидениях | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Трактат Артемидора | Дмитрий Косой | Запись |
Проституция и рынок | Дмитрий Косой | Запись |
Лакан. Эффект потери Тела Матери | Дмитрий Косой | Запись |
Теории власти | Дмитрий Косой | Запись |
Толпа по Кончаловскому | Дмитрий Косой | Запись |
Бердяев о половом Тела | Дмитрий Косой | Запись |
Лиотар. Единое Тела | Дмитрий Косой | Запись |
Психоанализ толпы | Дмитрий Косой | Запись |
Либидо | Дмитрий Косой | Запись |
Онтология Тела по Ницше | Дмитрий Косой | Запись |
Антидарвинизм | Дмитрий Косой | Запись |
Онтология Тела по Спасителю | Дмитрий Косой | Запись |
женское и бесполое | Дмитрий Косой | Запись |
Познание и информация | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Дисциплинарная власть | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко и наука | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Образы шизоидного Тела | Дмитрий Косой | Запись |
метаморфозы бесполого Тела | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое в мистическом опыте | Дмитрий Косой | Запись |
пассивный "геноцид" | Дмитрий Косой | Запись |
мистика бесполого Тела | Дмитрий Косой | Запись |
Данте о едином Тела | Дмитрий Косой | Запись |
компенсации шизоидного Тела | Дмитрий Косой | Запись |
шизоидное Тела Маркса | Дмитрий Косой | Запись |
христианство и плоть | Дмитрий Косой | Запись |
шизоидное Тела по Беккету | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела по Беккету | Дмитрий Косой | Запись |
пафос | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела об искусстве | Дмитрий Косой | Запись |
Конфуций о женщине | Дмитрий Косой | Запись |
диалог о жизни | Дмитрий Косой | Запись |
гомофобия содома | Дмитрий Косой | Запись |
психолог о ревности | Дмитрий Косой | Запись |
логика холуя чиновника | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела в сексуальном | Дмитрий Косой | Запись |
любовь женщины | Дмитрий Косой | Запись |
Единое толпы | Дмитрий Косой | Запись |
брак как институт | Дмитрий Косой | Запись |
лёд тронулся | Дмитрий Косой | Запись |
шизоидное Тела Ясперса | Дмитрий Косой | Запись |
фашизм и журналист Киселёв | Дмитрий Косой | Запись |
женщина и сексуальный опыт | Дмитрий Косой | Запись |
наука и философия | Дмитрий Косой | Запись |
любовь в объекте сопротивления. | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Шизоидное Тела | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко как философ | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Истина как объект сопротивления | Дмитрий Косой | Запись |
женщина о мужчине | Дмитрий Косой | Запись |
инструментальное сознания | Дмитрий Косой | Запись |
любовь на двоих | Дмитрий Косой | Запись |
вера как понятие | Дмитрий Косой | Запись |
писатель и толпа | Дмитрий Косой | Запись |
потеря самодостаточности | Дмитрий Косой | Запись |
содом и искусство | Дмитрий Косой | Запись |
Великая Мать | Дмитрий Косой | Запись |
политика и этика | Дмитрий Косой | Запись |
понятие справедливости | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления по Чехову | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления Ульянова | Дмитрий Косой | Запись |
Ницше как философ | Дмитрий Косой | Запись |
любовь Тела | Дмитрий Косой | Запись |
содом в новой России | Дмитрий Косой | Запись |
толпа и культура | Дмитрий Косой | Запись |
ребёнок и его объект | Дмитрий Косой | Запись |
религия и смерть | Дмитрий Косой | Запись |
психологи о любви | Дмитрий Косой | Запись |
знамение смерти | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и эротика | Дмитрий Косой | Запись |
либерал-фашизм и женщина | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела Эми | Дмитрий Косой | Запись |
философия и наука. | Дмитрий Косой | Запись |
философия и наука. | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Власть и интеллектуалы | Дмитрий Косой | Запись |
существует ли политическое высказывание? | Дмитрий Косой | Запись |
консерватизм как рабство бесполого Тела | Дмитрий Косой | Запись |
брак в бесполом Тела | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления и Тело Матери | Дмитрий Косой | Запись |
российская философия | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и объект сопротивления | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Происхождение власти | Дмитрий Косой | Запись |
мужчина для любви | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления и влечение | Дмитрий Косой | Запись |
прав ли Протагор? | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела в терроре | Дмитрий Косой | Запись |
философия и текст | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела в сексуальном опыте | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела семьи | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и мораль | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела в информации | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и желание | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и культура секса | Дмитрий Косой | Запись |
сублимация по Фрейду | Дмитрий Косой | Запись |
философия и буддизм | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела в психологии | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела как проблема | Дмитрий Косой | Запись |
наука против самой себя | Дмитрий Косой | Запись |
половое Тела и брак | Дмитрий Косой | Запись |
наука об индивиде | Дмитрий Косой | Запись |
психолог о женщине | Дмитрий Косой | Запись |
Онтология Тела по Юму | Дмитрий Косой | Запись |
власть народа | Дмитрий Косой | Запись |
мужчина в представлении женщины | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления и диалог | Дмитрий Косой | Запись |
шизоидное Тела либерала Плевако | Дмитрий Косой | Запись |
идеи к подъёму рождаемости | Дмитрий Косой | Запись |
единое Тела Больцано | Дмитрий Косой | Запись |
шизоидное Тела Шпенглера | Дмитрий Косой | Запись |
сексуальность женщины | Дмитрий Косой | Запись |
женщина - это и профессия | Дмитрий Косой | Запись |
социальное государство как фикция | Дмитрий Косой | Запись |
зачем философии любовь | Дмитрий Косой | Запись |
Лиотар. Бесполое Тела | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела в близости | Дмитрий Косой | Запись |
самоубийство и причина возникновения | Дмитрий Косой | Запись |
Бесполое Тела Древней Греции | Дмитрий Косой | Запись |
секс как желание | Дмитрий Косой | Запись |
происхождение мифа о бессознательном | Дмитрий Косой | Запись |
свобода как понятие | Дмитрий Косой | Запись |
идентичность как фикция | Дмитрий Косой | Запись |
целомудрие как понятие | Дмитрий Косой | Запись |
наука как религия | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и мазохизм | Дмитрий Косой | Запись |
философия и рефлексия | Дмитрий Косой | Запись |
психология целого | Дмитрий Косой | Запись |
Трамп о сирийских делах | Дмитрий Косой | Запись |
идиот Кампанелла | Дмитрий Косой | Запись |
Спаситель и дьявол | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела отцов церкви | Дмитрий Косой | Запись |
женщина как объект половой | Дмитрий Косой | Запись |
мистика Плотина | Дмитрий Косой | Запись |
диалог о чувстве любви | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела как инструмент науки | Дмитрий Косой | Запись |
размывание понятия культура | Дмитрий Косой | Запись |
свобода как дар | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и сознание | Дмитрий Косой | Запись |
философия и теория, совместимы ли | Дмитрий Косой | Запись |
материя по Плотину и стоикам | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела Хейзинга | Дмитрий Косой | Запись |
нарцисс как мифология современности | Дмитрий Косой | Запись |
Павленский в искусстве | Дмитрий Косой | Запись |
женщина со стороны | Дмитрий Косой | Запись |
толпа и герой | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и брак | Дмитрий Косой | Запись |
власть как фикция | Дмитрий Косой | Запись |
брак при либерал-фашизме | Дмитрий Косой | Запись |
согласие и секс | Дмитрий Косой | Запись |
Бесполое Тела. Стратегия | Дмитрий Косой | Запись |
секс как проблема | Дмитрий Косой | Запись |
Бесполое Тела и советы к нему | Дмитрий Косой | Запись |
женщина и мужчина | Дмитрий Косой | Запись |
Жириновский о кастратах | Дмитрий Косой | Запись |
объект сопротивления и соблазн | Дмитрий Косой | Запись |
женский биопол и система | Дмитрий Косой | Запись |
моральный авторитет | Дмитрий Косой | Запись |
Путин и вопросы | Дмитрий Косой | Запись |
психолог о любви | Дмитрий Косой | Запись |
воспоминания и их значение | Дмитрий Косой | Запись |
индивид и его значение | Дмитрий Косой | Запись |
личная свобода | Дмитрий Косой | Запись |
жадный мужчина, диагноз или проблема | Дмитрий Косой | Запись |
сознание и свобода | Дмитрий Косой | Запись |
любовь и брак | Дмитрий Косой | Запись |
власть индивида, субъекта права, гражданина | Дмитрий Косой | Запись |
Бесполое Тела в эстетике | Дмитрий Косой | Запись |
гендер как фикция | Дмитрий Косой | Запись |
культура садо-мазо | Дмитрий Косой | Запись |
эротика бесполого Тела | Дмитрий Косой | Запись |
семья при либерал-фашизме | Дмитрий Косой | Запись |
отношения полов | Дмитрий Косой | Запись |
садо-мазо при либерал-фашизме | Дмитрий Косой | Запись |
современный брак | Дмитрий Косой | Запись |
женский биопол и его тренд | Дмитрий Косой | Запись |
садо-мазо отношения | Дмитрий Косой | Запись |
потребность и любовь | Дмитрий Косой | Запись |
девственность как выбор | Дмитрий Косой | Запись |
индивид и действие | Дмитрий Косой | Запись |
любовь успешной женщины | Дмитрий Косой | Запись |
оргазм в половой любви | Дмитрий Косой | Запись |
женатый или нет? | Дмитрий Косой | Запись |
любовь, деньги, и отношение к ним | Дмитрий Косой | Запись |
секс как удовольствие | Дмитрий Косой | Запись |
биопол и его выбор | Дмитрий Косой | Запись |
толпа и путинизм | Дмитрий Косой | Запись |
женщина сегодня | Дмитрий Косой | Запись |
секс в браке | Дмитрий Косой | Запись |
творчество при либерал-фашизме | Дмитрий Косой | Запись |
содом и его причина | Дмитрий Косой | Запись |
одиночество сейчас | Дмитрий Косой | Запись |
пол и садо-мазо любовь | Дмитрий Косой | Запись |
философия российская сегодня | Дмитрий Косой | Запись |
секс и фантазии | Дмитрий Косой | Запись |
брак и выбор, совместимы ли? | Дмитрий Косой | Запись |
объект и реальность | Дмитрий Косой | Запись |
объект социального | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Субъект | Дмитрий Косой | Запись |
женщина в Древней Греции | Дмитрий Косой | Запись |
язык секса как фикция | Дмитрий Косой | Запись |
брак как место садо-мазо отношений | Дмитрий Косой | Запись |
как идиоты придумали гендер | Дмитрий Косой | Запись |
женщина, существует ли? | Дмитрий Косой | Запись |
бесполое Тела и уверенность | Дмитрий Косой | Запись |
наука и религия | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Либеральная политэкономия | Дмитрий Косой | Запись |
философы либерализма | Дмитрий Косой | Запись |
нарцисс и толпа | Дмитрий Косой | Запись |
государство как политическая фикция | Дмитрий Косой | Запись |
современное право | Дмитрий Косой | Запись |
фашизм, и как есть сейчас | Дмитрий Косой | Запись |
Что такое "право"? | Дмитрий Косой | Запись |
социум как приложение действующих сил | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко о функции и субъекте | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко о субъекте | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко. Политэкономия преступления | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко о государственном интересе | Дмитрий Косой | Запись |
ресентимент | Дмитрий Косой | Запись |
главный в отношении | Дмитрий Косой | Запись |
Фуко как фантазёр | Дмитрий Косой | Запись |
Философский штурм | Совместное философское творчество © 2006-2014
Сайт представляет собой площадку для функционирования философского интернет-сообщества, участники которого заинтересованы не только в индивидуальном, но и в коллективном философском творчестве.