Эволюция теорий власти, от идеалистических до постмодернистских, как в приближении к индивиду, так и во всё большем удалении от надуманных теорий влияния классов, идеологий, и властных элит, и где всё перевёрнуто с ног на голову, толпа и её обслуга, и где обслуживающим придаётся какое-то политическое значение. Фуко избежал сервилизма, но к тому что власть не существует не пришёл, хотя был около этой идеи в логике своей. Политическая власть только существует, гражданская, и она не власть вовсе, а правовое положение индивида в государстве, почему и называется политической властью.
В своей книге «Властвующая элита» Миллс утверждает, что власть в Америке сконцентрирована в руках хорошо интегрированной элиты, состоящей из политиков, бизнесменов и военных. С точки зрения Миллса, властвующая элита - это унитарное и закрытое формирование, чья основная идеология состоит в сохранении монопольной позиции в обществе и не содержит каких-либо альтернатив. В этом типе общества сосуществуют конкурирующие институты (партии, профсоюзы, компании), но при этом имеется всеобщее согласие относительно фундаментальных основ экономической и политической системы. Важным условием этой системы является существование лояльной по отношению к ней оппозиции.
В своей книге «Власть: радикальный взгляд» Стивен Люкес внедряет новый подход к исследованиям власти. Это исследование гегемонии, под которой понимается контроль над мыслями и идеями. В рамках марксистской традиции этот подход восходит к работам Антонио Грамши, утверждавшего, что группа или класс-гегемон могут навязать свои взгляды всему обществу, и чтобы захватить власть, рабочий класс должен сначала изменить сознание людей. Люкес понимает гегемонию как форму власти, мешающую людям понимать и отстаивать свои интересы. Люкес, как и вся марксистская традиция, затрудняется определить точное содержание этих интересов. Марксистская традиция полагает, что основой реальных интересов является классовая позиция. Однако, следуя логике Хабермаса, можно сказать, что реальные интересы - это интересы, обнаруживающие себя в «идеальных речевых ситуациях», то есть в ситуациях, свободных от влияния властных отношений и ограничений.
Эрнесто Лаклау и Шанталь Муффе стремятся дистанцироваться от подобного эссенциализма. Теория реализации проекта гегемонии - это разновидность властной семиотики, концентрирующей внимание на положении определённых агентов власти и практиках в рамках определённых смысловых структур. Именно утверждение этих смысловых составляющих приводит к власти. Проекты гегемонии определяются посредством некоторых ключевых смыслов. Например, стержневой идеей тэтчеризма является концепция свободы. Все политические явления наполнялись смыслом через это понятие.
Исследования дискурсивной власти концентрируют наше внимание на языковом измерении. Субъективность состоит из множества «дискурсивных» практик. Такие практики как речь, познание, текст и аргументация порождают множество оппозиций, таких, как «здоровый-больной», «богатый-бедный», «мужчина-женщина», «жена-шлюха», «уголовник-свободный гражданин» и так далее. Этот вид категоризации не сводится лишь к речевым формам. Названные категории формируют субъективное восприятие и идентичность, которые, в свою очередь, находят воплощение в определённых реальных практиках: уход за больным, заключение в тюрьму, различия в потреблении, отношение к человеческому телу и так далее. Фуко и другие пост-структуралисты особо подчёркивают властный аспект и сопротивление власти, связанное с дискурсами. Дискурс определяет некоторых людей как действователей, а других - как объекты деятельности.
Теория власти Фуко нацелена, прежде всего, против концепции суверенной власти. Власть находится не только у государственного аппарата и не концентрируется в какой-либо одной сфере деятельности, такой как господствующая идеология. Власть - это вездесущий феномен, она повсюду. Дисциплинирующая власть направлена против некоторых индивидов или групп населения, таких, как душевнобольные или преступники. «Биовласть», напротив, охватывает всё население и определяет сексуальность как «нормальную» или «отклоняющуюся». Теория власти Фуко ведёт к историческому анализу различных видов дискурса, рассматриваемому автором как археологическое или генеалогическое исследование. Такой исторический анализ не предполагает линейного развития или исторического предела развитию. Формы дискурсивной власти подобны вечному повторению Ницше: от них невозможно избавиться. Никакая точка зрения и никакая мораль не может существовать иначе, как в форме дискурса. К примеру, нельзя быть одновременно вместе и с заключёнными, и с охранниками, приходится выбирать, на чьей ты стороне. Аналогичным образом нет окончательного решения в борьбе за власть между полами.
Исследования Советского Союза и современной России базируются исключительно на изучении элит.
Кивинен. Прогресс и хаос