При обсуждении ИИ, сознания и связанного с ними, возникает сильная путаница в определении этих понятий так, чтобы строго разграничить область их применения. Попробуем сделать это, исходя из современных знаний и представлений.
Знак - это символ, образ, нечто, что логически связывается, сопоставляется с другим, означаемым. Затем, когда предъявляется знак, то под ним подразумевается означаемое.
ИСТИНА (АЛЕТЕЙЯ)
Аксиомы Логики:
1. A=A (Аксиома Тождества)
2. A∧¬A=0 (Аксиома Непротиворечия)
3. A∨¬A=1 (Аксиома Исключенного Третьего)
4. ¬¬A=A (Аксиома Двойного Отрицания)
ЗНАНИЕ (ЭПИСТЕМА)
I. Аксиомы Онтологики как таковой:
1. Бытие — есть
2. Бытие есть — Небытие не есть
3. Бытие или Небытие — есть или не есть
4. Не-небытие — есть
По утверждению Лайтмана, в конце книги жизни сказано - человек должен приобретать знания и приобретать мудрость. Знания человек приобретает из книг, мудрость он приобретает из книги в себе. Другие каббалисты об этом говорят так, познай себя и ты покоришь весь мир. Лайтман объясняет нам, что значит книга в себе, это книга которую мы сами пишем и называем ее мировоззрением. Весь мир существует для нас только в таком виде как мы его представляем. Это представление и есть мир, ничего другого не существует. Представление о себе и есть то что мы называем собой, ничего кроме этого не существует.
Интересно сложилось по мотивам последних обменов:
1. У человека и многих животных есть врождённая структура, которую можно назвать "отрицание солипсизма", которая постулирует в их сознании существование внешнего мира - действительности. Существование действительности "наводит" ещё одну важную структуру - "это так!" (Врожденность последней пока ещё вопрошаема)
ЧЕЛОВЕК - НЕ ЧАСТЬ "ПРИРОДЫ"
1
1. РОБЕРТ ЮСУПОВ. Природа - это объективная реальность, существующая вне нашего сознания и независимо от нашего сознания. Всё окружающее нас есть природа, и мы сами являемся частью природы.
2. АЛЕКСАНДР АРИТЕРОС. Прекрасно! "Мы сами являемся частью природы".
Порассуждаем.
АРИСТОТЕЛЬ. КОНЦЕПЦИИ (3)
1. Три вида умения (знания): 1) умение зреть, видеть умом (умозрительное); 2) умение действовать (вести деятельность); 3) умение создавать (творчество).
АРИСТОТЕЛЬ. КОНЦЕПЦИИ (2)
1. Идея высшего, универсального умения (разума) возникает из умелого умного зрения (умозрения), приходящего к сознанию своего высшего (структурно вышестоящего уровня) начала, - из "необходимого" развития философской мысли, спрашивающей себя о смысле жизни, о смысле существования (бытия).
Кризис метафизического базиса фундаментальной науки особенно четко просматривается по международным конкурсам "Института фундаментальных вопросов" (FQXi, США, 2008-2020), в семи из которых мне довелось участвовать (2012-2020). Также о кризисе говорят многие статьи, опубликованные в научном журнале "МЕТАФИЗИКА", главный редактор Ю.С.Владимиров - доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ имени М.В.
Ибн аль-Араби из Испании передал этот древнейший какон своим последователям:
"Существуют три вида познания. Первое - это познание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.
Неважно – что было! Неважно – что будет!!
Нам важно, во что мы поверили!!!
Кто искренне верит – хоть в чудо, хоть в юдо –
Тот счастлив своими химерами!!!!