За казавшейся здесь невостребованностью темы я думал закрыть для себя вопрос о нравственности, но вдруг она обрела новый виток интереса со стороны комментирующих. Оказалось, что мой мозг, изрядно думавший над множеством философских вопросов, не обошёл вниманием и эту тему, завершив размышления в изящную концепцию. Думаю, что вопрос о нравственности можно закрыть.
Размышление №2. О сущности Нравственности
Мы часто рассчитываем на нравственность других людей, когда простраиваем свои планы на ближайшее будущее, но каждый раз что-то идёт не по нашему плану. Часто, считая себя нравственным человеком, мы совершаем поступки, которые окружающие не могут принять нравственными, как бы мы ни доказывали им необходимость этого поступка. Что же есть нравственность, если всё вокруг спорно, относительно и противоречиво?
Размышление №1. Анализ текущей ситуации
На протяжении множества лет живёт человеческая цивилизация, не вылезая из состояния первобытности – сплошные войны, разборки, жестокость, ложь, фальшь, глупость… в общем человек проявляет свои самые ужасные качества, хотя с достижениями современных мыслителей, ученых, политиков, экономистов и творческой интеллигенции, ситуация должна быть кардинально противоположной.
› Видео
В ней речь идёт о ментальной этике, которая складывается из двух новелл: 1) норм общежития в уме «моего» и «чужого»; 2) правил мыслить, чувствовать, желать, поступать в-себе и в-другом.
Прикладная этика - это раздел философии, который изучает вопросы морали(если существует) и нравственности( понятия смешиваются) на конкретном примере. Зоофилизм, инвалиды, смертная казнь - предмет изучения прикладной этики. Поскольку мораль - понятие субъективное(для каждого человека своё представление о морали), то абсолютной морали не существует. Значит, вопросы прикладной этики не могут рассматриваться в этой точки зрения. Эти проблемы никогда не будут решены, если не изменить подход к их решению. Как его изменить? Человечество миллионы лет развивалось с помощью инстинктов.
На протяжении тысячелетий человек приспосабливался к меняющимся условиям жизни и как результат создавал определённую культуру выживания.
Капитализм приспособился к человеческой природе и приспособил её к себе. А коммунистическая идеология, которая хотела создать нового человека, потерпела крах.
Но природу человека не изменить. Значит, нужно к ней приспосабливаться. Сколько бы мы не прививали культуру, «контрольный пакет» всё равно за инстинктами. Инстинкты сильнее культуры. А если бы культура была сильнее, то мы бы, наверное, уже вымерли.
Предлагаю рассуждения, как осмысление, в основном, работы арх. Иоанна (Шаховского), — «Философия общности», в связи с событиями наших дней.
***
1. Коммунизм и фашизм, как сводные братья, зародились на руинах гуманизма, когда Бог умер (Ф. Ницше) в душах большинства людей.