Предлагаю рассуждения, как осмысление, в основном, работы арх. Иоанна (Шаховского), — «Философия общности», в связи с событиями наших дней.
***
1. Коммунизм и фашизм, как сводные братья, зародились на руинах гуманизма, когда Бог умер (Ф. Ницше) в душах большинства людей.
Крах гуманизма привел к постепенному распаду основ нравственности личности и общества. Очень многие достижения человеческой культуры потеряли свою истинную ценность и превратились в названия эфемерных сущностей (благородство, воспитанность, порядочность, скромность, воздержанность, интеллигентность …).
2. Человек имеет возможность возвыситься над своей животной природой и даже над инстинктом самосохранения. Но, это тяжелый мучительный труд – борьба с самим собой, а к тому же этот труд невидимый для окружающих людей. Когда еще подвернется случай показать себя? А в материальном мире – вырыл яму – и вот результат!
3. Каждый человек интуитивно ощущает превосходство нравственной личности и осознает, что никакими своими материальными финансовыми средствами ему не преодолеть это превосходство. Интересно, что для двух нравственных личностей такое ощущение – обоюдное, но не вызывает в них морального дискомфорта. Нравственные личности вызывают в наших душах доверие, уважение, желание подражать их поступкам.
Нравственная личность имеет честь, стыд, совесть, а значит и уважение к себе, что для нее очень важно.
Нравственные ценности для таких людей могут быть дороже жизни. Значит, нравственность имеет прочное основание только в вере, а не в самой человеческой жизни.
Исключительно важный для наших рассуждений диалектический переход происходит, когда в душе человека ценность его личной жизни становится абсолютной. Значит, за свою жизнь такой человек готов отдать все – честь, совесть, жизнь другого человека… Но, как только за жизнь можно чем-то заплатить – она обретает цену, становится предметом для обмена – товаром. Вот с этого момента кардинально меняется направление развития исторического процесса и становятся возможными - и коммунизм и фашизм.
Абсолютизируя в душе ценность своей жизни, человек опускается с высоты личности до уровня животного существования со всеми вытекающими из этого последствиями. Нет, он не перестает быть человеком и даже личностью. Но такой человек теряет возможность реализовать свое предназначение. Уже не он определяет, какой должна быть его собственная жизнь, а совершенно чужие ему внешние условия. Он теряет свободу и сам становится рабом, средством достижения целей того, кто его использует.
Моя жизнь имеет абсолютную ценность: ведь я – единственный, и другой жизни у меня не будет, а вот жизнь других людей стоит не много, потому, что их много.
4. Стремление к материальному стало естественным и доминирующим в жизни большинства.
Хорошо известно, что получив что-то такое, что существенно улучшает условия жизни, через очень небольшое время человек начинает чувствовать острую потребность в «другом» и еще вот в «этом», а также и в «этом». Человеческую душу никогда невозможно насытить ни чем конечным, ни чем материальным.
Человек добровольно отдает себя в рабство материального и потом страдает под его игом. Как только «нечто» становится для меня очень приятным, вкусным, комфортным, … возникает опасность, что я стану зависимым, рабом этого «нечто». Рабство – зло, и как зло – обманчиво и всегда обещает одно, а в реальности получается совершенно другое.
Зло может победить на видимом уровне, но только на некоторое время. Временная победа зла все равно – его поражение на нравственном невидимом уровне. И победитель это ощущает в своей душе. Потому что зло в нашем мире может действовать только через душу человека, и ответственность за зло всегда на совести того, кто его творит.
Освободившись от рабства, человек может очень быстро вновь стать рабом, если у него не хватит мужества и решимости выбрать свободу и быть готовым двигаться по трудному и опасному пути, определяя цель своего движения и беря на себя ответственность за конечный результат.
Зло несущностно, а значит, может существовать только как искажение, разрушение чего-то уже существующего. Так, страх тоже может объединять, но только как зло агрессии в противопоставлении кому-то или чему-то внешнему.
5 Животный способ общественного существования (рой, стая, муравейник, стадо, …) предполагает только противопоставление своего чужому в своем биологическом виде.
В человеческих же сообществах возможны: сотрудничество, солидарность, взаимопомощь …
Но, «Во имя единства — партийного, экономического, социального, расового, национального, даже религиозного, церковного — сколько душ растерзывалось и растерзывается в мире». (Стр. 16 - 20. - Философия общности // Проблема личности // «Время веры», Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский. - С. 458, М. 2013, )
Искажением стремления человека к единению является - объединения против других людей (стран, народов, партий …).
«Истинная общность людей может рождаться лишь через их взаимное, свободное нравственное интегрирование. Выявление глубины и неповторимости каждого человека есть условие высшего единства человечества». (Там же)
Стремление человека к объединению для совместной жизни в человеческом сообществе естественно. Это – важнейшая задача Человечества на всех этапах истории. Пути и способы решения этой задачи и определяют характер исторического развития общества.
Можно подробно рассмотреть с предложенных позиций развитие человеческих сообществ на всех этапах истории, но это не является целью данной работы.
Рассмотрим только коммунизм и фашизм.
6. Итак, гуманизм очень высоко поднял в сознании людей ценность, уникальность и общественную значимость человеческой личности. Но он не смог предложить способа построения справедливого с точки зрения конкретного индивидума человеческого сообщества.
Мыслители эпохи Гуманизма понимали все недостатки человеческих сообществ только как внешние, формальные в материальной области, так называемые – «объективные причины» и соответствующие такому пониманию пути решения этих проблем. Время показало ложность такого миропонимания. «Игнорируя эту глубину бессмертного и личного человеческого духа и сознания, провозглашая действительность только внешних ценностей и материальных отношений, материалистический коммунизм лишает людей их настоящего, единственно возможного единства». (Там же)
Очень просто объяснить рабочему человеку, который уже осознал себя личностью, что все его проблемы в экономических отношениях с враждебным для него классом эксплуататоров. Эта призрачная, ложная идея кажется весьма убедительной. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Первая фраза из «Манифеста Коммунистической партии», написанного в 1848 г. Карлом Марксом.
В смертном бою с «мировой буржуазией», объединившись против эксплуататоров, трудящиеся хотели построить «рай на Земле» – коммунизм. Именно это противопоставление, как зло и враждебное отношение «трудящихся» к «буржуазии», разрушает социалистическое общество изнутри.
Очень просто объяснить человеку, который осознал себя, личностью, что он уникален и даже самый лучший, а люди его национальности или народ его страны – уж точно самые лучшие. А все проблемы, так или иначе, связаны именно с этими "другими". Приятно быть гражданином сильной, хорошо вооруженной страны, принадлежать великой нации. Кто же этого не хочет? Мы, как великая нация, должны жить лучше «других» - и это справедливо! «Психология коллектива, изученная Лебоном и другими, показывает возможность неэкзистенциальных, даже демонических единений человечества», (Там же)
Именно зло противопоставления и враждебного отношения народа одной страны к «другим» сначала консолидирует, а затем разрушает фашистское общество.
Зло временно, преходяще, оно не способно к созиданию, и, в конце концов, разрушает то, в чем оно поселилось.
В 1937-ом году толпы единомышленников в состоянии сиюминутной радости кричали: «Хайль Гитлер!», не думая о том, что придет 1945-й год.
Фанатичное служение ложным идеям разрушает в человеке моральные устои и даже может привести к осатанелости личности (Сталин, Гитлер, Пол Пот …).
«В нашу эпоху особенно обнаружилась апокалиптическая стихия Зверя и виден, в сфере общественных, социальных, политических, как и родовых и псевдорелигиозных отношений, тот «хватательный» процесс, о котором, в плане физиологическом, говорил И. П. Павлов... «Зверь» и в человеке, инстинктом не созвучным Истине, ищет стадности». (Там же)
Люди, личности определяют нравственный облик любого общества: и демократического, и социалистического, и фашистского в том числе.
Каждый человек, в меру своей личности, вносит свой вклад и должен быть лично ответственным за него.
Комментарии
суть одна у коммунизма и фашизма, фашизм как господство безликого закона, а различные только идеологии, но всегда надо разуметь что идеология не инструмент единого и использовать её к своей выгоде во всеобщем может всегда только узурпатор власти гражданской, а не гражданин любящий конкретную идеологию. Всегда творится безликий закон там, где единое (индивид) подводится под общее, а не наоборот как должно, и требуется идеология именно для этой подводки. А идеология уже всегда приспосабливается под конкретный материал работы, и отсюда её разнообразие во времени, индивидуалистическая (либеральная), коммунистическая (общинная) или профашистская (власть ориентированная), и на последней как наиболее универсальной, простой и достаточно обезличенной (Вертикаль) системе остановился и Путин.
1.В Н Лебедев.
ГАРМОНИЗМ (от слова гармония) это общественный строй не капитализм и не социализм, о противоположностях, противоречиях и о общественно экономических формациях. Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета. 2011
ISBN 978-5--7422-2914-8
http://www.lebedev-v-n.narod.ru/pages/9/91.html
Миф. Напомните плз, когда это и где это в истории человечества случился гуманизм, и что это за достижения? А если не было гуманизма и достижений, то и нечему крушиться. ИМХО, были фэнтези в головах тех, кто за чей-то счет смог отгородиться от противного им мира в башнях из слоновой кости, и обливаясь соплями умиления к тонкости своей души, выдумать перечисленное выше. Для пребывания в уединении требуется внешняя материальная подпитка, ибо тонкость душевной организации не позволяет этим гуманистам зарабатывать на жизнь. Когда деньги на уединение у этих фантазеров или их споснсоров закончиваются, закономерно наступает очередной крах очередного гуманизма, приходится крайне негуманно выдергивать себя из уютной постельки, помнящей столько прекрасных грез, и идти добывать хлеб насущный.
Вот где трагедия! Ну до чего несправедлива жизнь! Человек нечеловеческим образом возвысился даже над своим инстинктом самосохранения, а это заметно только водителям, ядрено матерящимся в адрес таких козлов, бросающихся под колёса!
Шаг вперед и два назад. Да, соглашусь, ежедневное подтверждение права на самоуважение - стержень личности. Но дороже жизни это как? Проигрался - застрелился, проворовался - повесился? А там после него, хоть трава не расти, хоть детей в детдом на растление и моральное уничтожение? Да нет, стыдно как раз убегать в смерть от долгов. Да если б все женщины, захваченных неприятелем селений, вдруг от постыдного изнасилования повесились, Европа в средневековье была б пустынным местом.
Нравственность в вере? А если вера - бред, то нравственность - бредова? Человечество навыдумывало себе много разных вер, и только из этого факта следует, что вера подавляющего большинства верующих, и их нравственность - просто ничто. Но и внутри отдельно взятой секты далеко не все под копирку, тем самым вера дробится, фрагментируется, корпускулируется не то, что до отдельно взятого верующего, но и самого верующего, если он не кретин, тоже должны посещать сомнения, он должен нравственно трудиться, отрицая себя вчерашнего. Отсюда, у такой нравственности огромные проблемы.
Вот любопытная цитата по этой теме в работе С.Г.Кара-Мурзы «Правильная революция» :
«Тяжело переживая крах либеральных иллюзий, Пришвин так выразил суть Октября: «горилла поднялась за правду». Но что такое была эта «горилла»! Стал Пришвин размышлять, из чего же она возникла. И уже 31 октября выразил эту правду почти в притче. Возник в трамвае спор о правде (о Керенском и Ленине) — до рычания. И кто-то призвал спорщиков: «Товарищи, мы православные!».
В бессильном отрицании признает Пришвин, что советский строй («горилла») — это соединение невидимого града православных с видимым градом на земле товарищей: «в чистом виде появление гориллы происходит целиком из сложения товарищей и православных». Но только в таком соединении и жива Россия, в конце концов признал это и Пришвин, и Вернадский. Но не предвидели они, какие огромные силы будут брошены на то, чтобы через семьдесят лет разделить товарищей и православных — и в обществе, и в душе».
индивид не может быть ясен, он тайное, и видимо Пришвин и Вернадский были весьма далеки от истины общечеловеческой, что не удивительно для публицистов и научных деятелей возомнивших себя судьями человека.