И Гольбах по здравому размышлению понимает что людьми управлять невозможно, но видимость управления законами создавать всегда можно, что и называют демократией, хотя это господство безликого закона.
Неудобства демократии
При демократической форме правления каждый гражданин оставался, если можно так сказать, независимым: его свобода была ограничена только теми законами, которые он сам считал необходимым вменить себе в обязанность. Люди исходили из убеждения, что правила, в равной мере обязательные для всех граждан, должны быть самым верным средством против неравенства, присущего им от природы. Надеялись, что каждый, пользуясь своими правами, больше не окажется жертвой силы. При этом совершенно не заметили того, что намерение установить между людьми равенство - пустая мечта. Не заметили, что даже видимость равенства может быть достигнута лишь случайно и на очень непродолжительное время; не учли, что страсти индивидов, принимающие при демократии гораздо более свободный размах, чем при других формах правления, должны породить и более тяжелые последствия. Народ, слишком часто неспособный размышлять, в мгновение ока становится причиной неисправимых бедствий. Сторонники демократии не видели, что, в то время как открытая сила ничего не могла сделать с гражданами, льстивые обещания, уверения и исполненные ложного энтузиазма призывы некоторых властолюбцев явились верным средством, чтобы возбудить ярость неосторожных и безрассудных народных масс.
Мы видели, что правление народа всегда подвержено непрерывным потрясениям, волнениям и бурям; его власть бессильна, потому что слишком раздроблена; она не пользуется никаким уважением, потому что любой член общества, зная, что он является носителем власти, считает себя вправе ею злоупотреблять; она нисколько не поражает чувства и воображение, так как ее представительство не обладает необходимой силой; при ней каждый гражданин считает себя независимым и дает волю своим страстям. Независимый народ, который сам осуществляет верховную власть, обольщенный демагогами, становится их рабом и послушным орудием их злобных замыслов. Беспокойные граждане делятся на политические партии, во всех умах разгорается огонь раздоров и разногласий; гражданские войны раздирают на части общество, которое, будучи слепым в привязанностях и в ненависти, нередко вверяет себя самым опасным врагам и ожесточенно преследует подлинных друзей. Оно бросается в объятия какого-нибудь предателя, который заставляет его расплачиваться свободой за целебные средства, на деле оказывающиеся ядами. В конце концов народ, утомленный собственными излишествами, ввергает себя в рабство, подчиняясь одному человеку или небольшому числу людей, и считает себя счастливым, сменив вольность на оковы.
Гольбах. Естественная политика