Основатели либеральной идеи ставили человека выше государства, проповедовали идею личной свободы, светской власти, верховенства права (а не закона, как иногда принято считать), священности права собственности и других основополагающих прав, обычно закрепляемых в конституции. Либерализм в его изначальной версии не предполагал демократии в ее современном понимании, как не предполагал он и всеобщего избирательного права; тот же Белл четко говорил, что не верит в демократию — но верит в законы и права. Либеральные философы обращали особое внимание на принцип частной собственности, так как он позволял ограничить возможности диктата воли государства, а также на свободу предпринимательства, так как она выступала одним из наиболее очевидных антиподов хозяйственным монополиям времен феодальных монархий. Однако, подчеркну, экономика всегда оставалась вторичной темой в либеральных теориях, так как либерализм — как и другие великие идеологии — возник прежде всего как политическая доктрина. Однако общества XXI века существенно отличаются от мира XVIII столетия, причем не только количественно, но и качественно. Политический либерализм породил современную доктрину прав человека, краеугольным камнем которой является важнейший элемент либеральной теории: приоритет частного над «общественным», личности над «государством». Государственная власть должна служить интересам граждан — прежде всего, защите их личных свобод, неприкосновенности частной жизни, права на самовыражение и не может быть узурпирована ни при каких обстоятельствах. Слова Авраама Линкольна о ценности «власти народа, реализуемой народом во имя народа (government of the people, by the people, for the people)» являются идеальной формулой политического либерализма, который предлагает, судя по всему, наилучшую форму общежития, которая только и была изобретена человечеством. Люди, готовые отдать другим свое естественное право участвовать в управлении обществом и отказаться от системы, в которой правовые нормы распространены на всех его членов, даже за иллюзию возрастающего материального благосостояния, вряд ли могут считаться современными — хотя, увы, «сотворение кумиров» преследовало человечество на самых разных этапах его истории.