христианство и не от Иисуса вовсе, понимающего свободу иначе чем его толкователи, а либерализм свободу понимает внешне, как владение природой, своей и чужой. Где Иисус, там либерализм и не стоял, реакция на свободу не может быть свободой, а либерализм был против "свободы" чуждой ему. Например многие деятели выступали рьяно против владения землёй, а либерализм всегда был за, и если кто-то будет утверждать что владение землёй не нарушает свободу граждан, тот просто идиот. Допустим эта мера имеет экономическоезначение, но тогда определите гарантиюгражданам взамен. Когда англичане заселяли Америку, то были воспитаны в либеральной традиции, и что из этого вышло? США сейчас одна из самых отвратительных "демократий", и это знамя либерализма даже для России, где всегда уютно чувствовали себя профашистские концепции права, и Путин далеко от них не ушёл. Если политэкономия либерализма узаконила владение землёй, а о компенсации гражданам не подумала, значит концепция либерализма далеко не экономическая, и комуняки пришедшие после ничего умного придумать не могли, как только отнять землю, то есть поступили наоборот только, так вопрос о земле всегда был основной, как и в вопросе заботы об экологии среды обитания сейчас. Если говорить о связи христианства с либерализмом, это обычное проституирование на идее всеобщего, а не единого даже, правового, которое только и причастно гражданину с его правом и притязаниями. Религия никакого отношения к праву не имеет, а концепция либерализма явно узурпирует "право". Толстой был противвладенияземлёй, и не важно почему, а важно обоснованиевладения, которое пока никто не смог предоставить как экономическое для всех граждан, а только для некоторых. Граждане похоже уже стали осознавать, что жить им придётся на "помойке", а не на заливных лугах.
Дмитрий Пахомов: Христианство и либерализм - это отец и сын. Христианство даровало миру свободу, Христос сделал возможной свободу для человека. Либерализм как таковой - это возможность быть свободным обществу, государству. Гражданское общество - это наивысшая форма либерализма. А нынешнее неправильное восприятие либерализма - это, конечно, и вина самих либералов, которые ушли с этих первоначальных христианских презумпций, и вина православных, которые, наверное, не всегда понимают, что такое свобода.... Яков Кротов: Леонид, зачем вы отказались от христианских презумпций? Леонид Гозман: Во-первых, я атеист, во-вторых, я не историк, поэтому не могу говорить о прошлом. Я воспитан как атеист, но, хотя я атеист и еврей, я думаю, что мы принадлежим именно к христианской цивилизации, и мы, конечно, христианская страна. Архитектура, искусство, система ценностей - все идет оттуда. И либеральные идеи идут, прежде всего, от Евангелия. Я совершенно согласен с господином Пахомовым: это отец и сын. И сегодня я вижу либералов, очень жестко противостоящих РПЦ, но, честно говоря, не вижу либералов, которые противостоят христианству как системе ценностей, как идее. А я точно никак не противостою христианству.