РЕЛИГИЯ В ГРАНИЦАХ РАЗУМА
(ОТ ВОЕННОГО ПОРЯДКА К ПРОМЫШЛЕННОМУ РОСТУ)
ВОЕННЫЙ ПОРЯДОК
§ 1. Переход от равновесия ресурсов и трат к накоплению сил ради их роста
Человеческое жертвоприношение свидетельствует одновременно об избытке богатства и о крайне болезненных формах его растрачивания. В целом оно приводит к гибели сравнительно устойчивых новых систем, где рост был слабым, а трата - соразмерной ресурсам.
Военный порядок положил конец тем беспокойствам, которые соответствовали истребительной оргии. Он потребовал рационально применять силы для постоянного роста военной мощи. Методический дух завоевания противоположен духу жертвоприношения, и цари-завоеватели с самого начала отказываются быть приносимыми в жертву. Принцип военного порядка заключается в методическом выводе насилия вовне. Если яростное насилие свирепствует внутри общества, то этот порядок противится ему изо всех сил. А выводя насилие вовне, он подчиняет его некоторой реальной цели. Тем самым он вообще делает его подчиненным. Оттого военный порядок противоположен зрелищным формам боя, которые ближе скорее к неистовому взрыву бешенства, чем к рациональному расчету эффективности. Он более не стремится, как архаическая социальная система на войне и на празднестве, к наибольшей трате сил. Трата сил сохраняется, но максимально подчиняется принципу полезной отдачи: силы тратятся, но ради приобретения еще больших сил. При военном порядке дело организуют так, чтобы война давала доход в форме рабов, а сами рабы - в форме их труда. Завоевание превращается в методическую операцию с целью расширения империи.
§ 2. Палагание империи как мировой вещи
Империя изначально подчиняется примату реального порядка. Она сущностно полагает себя как вещь. Она подчиняется утверждаемым ею целям - это администрация разума. Но другую, граничащую с нею империю она не может признать равной себе. Все, что присутствует вокруг нее, выстраивается по отношению к ней как объект завоевательных проектов. Тем самым она утрачивает простую индивидуализированность узкого сообщества. Это уже не вещь в том смысле, в каком вещи включаются в соответствующий им порядок, это уже сам порядок вещей как таковой и мировая вещь. На этом уровне вещь, неспособная быть суверенной, не может быть и подчиненной, поскольку она в принципе представляет собой операцию, развернутую до предела своих возможностей. В пределе это уже и не вещь, поскольку содержит в себе, помимо своих незыблемых характеристик, еще и открытость всему возможному. Однако эта открытость образует в ней пустоту. Это просто вещь в момент своего распада, показывающая, что невозможно подчинять до бесконечности. Но она не может суверенно истребить сама себя. Ибо по сути своей это все-таки еще вещь и истребительный импульс должен прийти к ней извне.
§ 3. Право и мораль
Будучи мировой вещью (чья всемирность раскрывает в себе пустоту), чья сущность состоит в выводе насилия вовне, империя закономерно вырабатывает право, обеспечивающее стабильность порядка вещей. Действительно, право дает посягательствам на него санкцию вненаправленного насилия.
Право определяет и гарантирует обязательные отношения любой вещи (или любого индивида-вещи) ко всем остальным, санкционируя их силой государства. Но право здесь - всего лишь дублет морали, которая гарантирует те же отношения, санкционируя их внутринаправленным насилием индивида.
Право и мораль занимают в империи равное место, так как они оба определяют всемирную закономерность отношений каждой вещи с прочими. Но власть морали остается чуждой по отношению к системе, основанной на вненаправленном насилии. Мораль затрагивает эту систему лишь в той предельной точке, где она включает в себя право. И связь между ними служит тем опосредованием, через которое осуществляется переход из империи вовне и в империю извне.
http://www.fedy-diary.ru/html/122010/04122010-01a.html Жорж Батай "ПРОКЛЯТАЯ ЧАСТЬ. САКРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ" / Часть I