«Скрытая гармония лучше явной», – уверяет нас Гераклит (Фр. №54) и тем самым побуждает желание с помощью рационального, т.е. научного и философского, мышления проникнуть в этот прекрасный гармоничный мир.
Данное категоричное высказывание не следует понимать как запрет на существование всех философских учений кроме какого-то одного из них. Речь здесь идет о другом: о единстве всех этих учений и о важности для философии принципа монизма. Впрочем, одна-единственная философия все-таки есть, но она существует в форме своего становления, она как бы «выковывается» в процессе исторического развития философской мысли.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «КРУГА КРУГОВ» Даже познав в деталях, каковы не кажущиеся нам, а подлинные траектории движения звезд, планет и галактик, мы не избавляемся от необходимости продолжать интеллектуальную работу движения от видимости – к объективной реальности. Природа любит прятаться, предупреждал нас великий Гераклит, и поэтому человек вынужден изобретать методы мышления, направленные на поиски истины, то есть на превращение скрытого от нас природой – в не-сокрытое (άλήθεια, алетейя).
«Мне нужно знать смысл моей жизни!» – восклицал Лев Толстой в своей «Исповеди». И уточнял далее: «а то, что она есть частица бесконечного, не только не придает ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл» [1, с. 127]. И выразил то, что он считал главным: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?» [1, с. 122]. Толстой постоянно искал «такой смысл» в науке, в философии, в религии, в искусстве, в практике жизни обычных людей, но нигде его не находил.
Развивая свое философское теоретическое мышление, мы одновременно созидаем и конкретизируем мировоззренческий образ Вселенной. Такое созидание не является личным делом каждого отдельно взятого человека, оно базируется на анализе и интерпретации тех бытийных образов, которые присутствуют в философских концепциях как современных, так и древних философов.
Начну с вопроса, который кому-то может показаться странным: можно ли вполне демократическим голосованием решать, кого из философов следует прославить за его философские взгляды, а кого, наоборот, изгнать, а то и казнить. С одной стороны, в честь софиста Горгия, причем прижизненно, была поставлена золотая статуя. Возможно, это – всего лишь легенда.
Человеческая принадлежность не только к социальной, но и к биологической форме бытия – феномен очень сложный, и часто попытки осмыслить его приводят к серьезным противоречиям и осложнениям. Печальнее всего то, что такие противоречия приводят и к созданию философских систем, за которыми неверие, растерянность, даже если внешне они вызывающе бравурны. Человек страдает – и физически и морально, и через эту боль смотрит на мир.
Известный философ М.К.Мамардашвили, не заметил, как мне кажется, следующего противоречия в своих собственных рассуждениях о преподавании философии в вузах.
«Сознательность представляет собою последнюю и позднейшую ступень развития органического и, следовательно, также и наиболее недоделанное и немощное в нем. Из сознательности происходят бесчисленные промахи, вследствие которых зверь, человек гибнет раньше времени – "сверх рока", как говорит Гомер.