ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ «КРУГА КРУГОВ» Даже познав в деталях, каковы не кажущиеся нам, а подлинные траектории движения звезд, планет и галактик, мы не избавляемся от необходимости продолжать интеллектуальную работу движения от видимости – к объективной реальности. Природа любит прятаться, предупреждал нас великий Гераклит, и поэтому человек вынужден изобретать методы мышления, направленные на поиски истины, то есть на превращение скрытого от нас природой – в не-сокрытое (άλήθεια, алетейя).
Термин «круг кругов», обозначенный в названии предлагаемой нами темы, взят у Гегеля, который, говоря о диалектическом методе, в конечном счёте расширяющемся в некую целостную научную систему, выражает её смысл с помощью названного выше геометрического символа: «В силу указанной выше природы метода наука представляется замкнутым в себя кругом, в начало которого – в простое основание – вплетается путем опосредствования [его] конец; причем круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, как одухотворенный методом, есть рефлексия-в-себя, которая, возвращаясь в начало, в то же время есть начало нового члена. Звенья этой цепи суть отдельные науки, из коих каждая имеет нечто до себя и нечто после себя, или, говоря точнее, имеет только то, чтó ей предшествует, и в самом своем заключении показывает свое последующее» [1, с. 308-309].
Вглядимся внимательнее в эти «круги кругов», и мы увидим, что «отдельные науки» – это не только разделы метафизики, изучающей сферы разума, духа, но и разделы «физики» (от греческого слова φύσις – природа), имеющие своим предметом вполне реальные «звенья» эволюции: круг литосферы, круг биосферы и круг социосферы, связанные воедино тем, что каждому из них предшествует, и тем, что из каждого из них с неизбежностью возникает. При этом мы не должны забывать, что все эти «малые» круги являются закономерными частями и этапами того самого естественного круга (натурального круговорота), начертанного ещё Гераклитом, уверенным в том, что Логос (логический закон бытия космоса), собирает в мировой порядок и в мировую гармонию всё сущее. И если внимать Логосу, то можно понять главное – всё есть одно, а значит, нельзя отрывать «натуральный круговорот», то есть Фюзис, Природу, находящуюся в вечном движении становления, от живущего в ней, созерцающего, познающего и преобразующего её (а значит, и самого себя) человека.
Известный философ Анри Бергсон радикально углубил идею данного единства, сформулировав принцип «единства теории познания и теории жизни» [2, с. 33-37]. Справедливости и точности ради, следует сказать, что предпосылка данного принципа вызревала в учениях целого ряда предшествующих Бергсону философов, особенно в учении Гегеля, наметившего и исследовавшего траекторию (круг кругов) и логику (диалектику) развития Духа. Не забудем при этом, что сформулированный Гегелем принцип тождества мышления и бытия включал в себя не только «жизнь», но и ее субстратное основание, и последователь Бергсона П.Тейяр де Шарден учел в своей концепции эту необходимость универсального взгляда на бытие и его познание.
Таким образом, в ходе истории философского познания мира и себя в нем, человек все отчетливее видит необходимость проникновения к тайнам объективной диалектики не непосредственно, а посредством тщательного анализа предыдущего философского наследия. При этом в таком анализе первенствующее значение имеет адекватное понимание того, что сказано в трудах предшественников, особенно тех, кого мы называем великими. И здесь огромную благодарность мы должны высказать философской герменевтике, особенно таким выдающимся ее представителям, как М.Хайдеггер и Г.-Г. Гадамер.
Мартин Хайдеггер считает, что для того, чтобы понять то, что нам оставили «великие», необходимо прежде всего понять что означает само это слово – «великие»: «Великий мыслитель велик тем, что он в труде других "великих" умеет уловить своим слухом их величайшее и самобытно его перетворить» [3, с. 17]. Иными словами, то, что великие философы в свое время интуитивно уловили в качестве объективно существующей универсальной матрицы логики бытия (и своеобразной логистики Логоса), позволяет следующим поколениям философов на основе Всеобщего, зафиксированного этими великими предшественниками, формировать то или иное свое (особенное), которое могло бы конкретизировать и надстраивать ранее заложенный онтологический фундамент. Такое сложное, многократно повторяемое движение к объекту познания сквозь правильно понимаемое наследие предыдущих субъектов познания своих предшественников Ганс-Георг Гадамер совершенно справедливо назвал «герменевтическим кругом». При этом философские герменевты подчеркивают важность понимания того обстоятельства, что в языке древних и современных мыслителей следует искать случившиеся с человеком и запечатлевшиеся в его деятельности судьбоносные – как социальные, так и космические – события.
Нам представляется, что особенно важно сказанное в данных тезисах взять на вооружение исследователям проблем философии права и социальной философии в целом, ибо только учет роли человека в системе «круга кругов» мыслящего и мыслимого бытия позволяет глубинно понять, что такое человек и такие формы его бытия, как государство, право, мораль и т.д.
Список использованных источников
1. Гегель Г.В.Ф.. Наука логики: в 3-х т. / Г.В.Ф. Гегель. – М.: Мысль. – 1972. – . – Т.3. – 1972. 2. Бергсон А. Творческая эволюция. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2001.
3. Хайдеггер М. Ницше: в 2-х т. / М. Хайдеггер. – СПб.: Владимир Даль, 2006 – 2007. – Т.1. – 2006.
Комментарии
Отсюда следует. Всё есть одно тождественно всё есть материя. Бытие есть натуральный круговорот материи. Логос Гераклита это эволюция материи.
Пора нам ребята переходить на современный марксистско-ленинский дарвиновский философский язык. Вот такая герменевтика. Гераклит конечно велик, но и Дарвин не лыком шит. Гераклит теоретически хватал звёзды с неба, а Дарвин практически это подтвердил.
как в той песне....кружится голова "однажды морем я плыла"
https://youtu.be/JBSFrF-yVq4
Как движется материя, так и движется мысль, что тут нового? Движение материи отражено в мысли. Хотя я сторонник движения эфира.
У вас батеньга не обозначен предмет страданий, как следствие куча слов и каша по столу.
"Предмет страданий" философии не зеркальное копирование движущейся материи (или все же эфира?), а понимание логики этого движения: почему, например, материя движется не прямолинейно, а по кругу, зачем ей не чувствующей и ничего не разумеющей нужно порождать из себя жизнь и мысль?
Сугубо прямолинейным - было изначальное движение субстанции (внутрь пустотного пузыря), а последовавшие завихрения - до сих пор препятствуют восстановлению сингулярности...
но на периферии мироздания, окончательно высвобождаясь из "плена" материальности - субстанция "мчится", ускоряясь до абсолютной скорости - буквально "сломя голову", напрямик...
Жизнь и мышление в действительности - порождает не материя, а случайность, возможность каковой обуславливается комплексом факторов, локально "складывающихся" вследствие беспорядочного движения материальных тел и прочих энергообразований...
Вероятность случайного возникновения первой живой клетки на безжизненной планете такова же, как случайность возникновения новенькой машины внутри смерча, пролетевшего над кладбищем старых машин. Не слышали этого сравнения? Оно принадлежит выдающемуся ученому и писателю-фантасту Айзеку Азимову.
Эээээ нееееет. Вероятность новой машины внутри смерча равна 0. А вероятность живой клетки была больше 0, иначе бы клетка НЕ появилась.
ПростаЯ, в Вашем комментарии не случайно нет слова "случайность".
Живая клетка не появилась бы как результат действия совокупности множества совершенно необходимых, но случайно возникающих условий для этого. Именно это и хотел сказать Айзек Азимов (а также академик Парин и многие другие ученые и философы) Поэтому, раз она появилась, то в природе существует разумная необходимость в ней и строгая логика (Логос) её появления.
Ну так слово "случайность" означает то, что возможно. Какая бы вероятность у случайности ни была, главное в случайности - это возможность её возникновения. В случае же со смерчем - возможности (случайности) возникновения нового автомобиля нет от слова "совсем".
Случайное - это возможное, т.е. вероятность > 0. НЕвозможное случайным НЕ является, т.к. у НЕвозможного вероятность = 0. Т.е. приравнивание вероятности случайного возникновения клетки к вероятности появления нового авто из смерча НЕкорректно (если с точки зрения логики), т.к. в первом случае вероятность > 0, а во втором = 0. "Больше 0" ни разу НЕ равносильно "равно 0".
Ну значит, Вы переврали Азимова, ибо приравняли вероятность, большую 0 (у случайного возникновения живой клетки), к вероятности, равной 0 (у случайности возникновения новенькой машины из смерча), вот здесь приравняли:
ЗЫ. Живая клетка возникла потому, что сложились необходимые и достаточные условия. Возникновение живой клетки в тех условиях НЕ было НЕвозможным, ибо тогдашние условия на Земле оказались достаточными для её возникновения.
В фотографии смерча нет потенции, кроме как в атомах бумаги. А в реале смотря какой смерч. Обычный смерч создаёт дожди из лягушек. Аборигену на острове нынче и автомобиль выпасть может.
Алексей Ивакин вёл речь о смерче из старых автомобилей:
А у сторожа кладбища старых машин была новая машина или старая? Или на кладбище старых машин не бывает сторожа?
Даже если у сторожа и была новая машина, то имела какой-никакой пробег, а НЕ только что сошла с конвейера. Ну никак в смерче НЕ сложится из старых машин новенькая, можете НЕ сомневаться. Вот если бы смерч пролетал над автомобильным заводом...
Это надо спросить у сторожа, или оценку будет давать не владелец машины? Так если машина сошла с конвейера, то она новая?
А если её уже завели - то уже не новая?
А идея "круга кругов" - это новая идея или старая?
Неподвижная глыба "шара бытия" - это старая идея, а движения кругов в круге бытия - это новая идея?
Ну, вопрос же в том, сможет ли смерч из старых машин, в смерч попавших, сложить машину новенькую. Так вот НЕграмотные философы утверждают, что вероятность возникновения живой клетки из НЕживой материи равна вероятности рождения в смерче новой машины из старых.
Оно так. Но вопрос о смерче стоит шире. Вопрос обозначен как "смерч (из множества) смерчей". Смерч, в котором нет отдельного устройства сравнения с выбором действия, будет "гладкой рефлексией", и там, кроме движения субстанции по кругу, не будет никаких "завихрений". А потому не будет и логических действий кроме одного: отражения.
Всякая вещь состоит из множества логических действий, которые замыкаются в форме этой вещи.
С точки зрения потребителя, мне ведь без особой разницы: сделал смерч машину или где-то захватил и выбросил. Я же покупаю не технологию производства а готовый телевизор/автомобиль.
Я приобретаю нужную мне вещь для введения её в мой круг "необходимой собственности".
Ну, а с точки зрения логики разница есть, ибо: вероятность того, что смерч сделает машину, равна 0, а вероятность того, что смерч может где-то захватить и выбросить машину, больше 0.
Не в коня корм, однако... как видите - эти персонажи ни о чём другом, кроме традиционных условностей, толковать не способны...
Браво! :)
Шанс возникновения авто в смерче 50 на 50
Или возникнет, или нет
Автомобили возникают на заводе, а не в смерче. 100 к 0. Плохая аналогия.
Тут, наверное, пример обезьяны с пишущей машинкой лучше подходит.
Ну разве если только ДРЕССИРОВАННОЙ обезьяны.
Принимается :) Пример бессмертной дрессированной обезьяны с пишущей машинкой в бессмертной вселенной.
Или скажем так: бесконечный смерч (вихрь, круговорот) в котором сначала возникает вселенная, потом: звезды, солнечная система, земля, человечество, завод, автомобиль. :)
Ну, если говорить об обезьяне, беспорядочно тыкающей в клавиши пишущей машинки, то можно ускорить процесс написания ею осмысленного текста вычёркиванием лишних букв.
Допустим, обезьяне "поручили" написать стишок Агнии Барто "Уронили мишку на пол". И наша обезьяна начала творить:
Псмукленомтирасрвуыгтдхюбнавкцфяотимпанбдюьтижъэльсчыцшидюж
В этом её "тексте" нетрудно вычленить первое слово стишка.
Вы рассуждаете, как блондинка в анекдоте:
Спрашивают блондинку: Какова вероятность того, что, выйдя на улицу, вы встретите динозавра.
Блондинка: 50 процентов
– Этот как??
– Ну, или я его встречу, или нет.
ЗЫ. Ну а чё, пусть теперь Корнак7 будет героем анекдота, вместо блондинки:
Корнака7 спрашивают: Какова вероятность того, что в смерче, пролетевшем над кладбищем старых автомобилей, возникнет новое авто?
Корнак7: 50 на 50.
- Это как??
- Ну, или возникнет, или нет.
Только простая блондинка могла подумать, что я взял идею не из анекдота.
Только корнаковатый дурбень может быть героем анекдота про блондинок.
Уж, лучше героем анекдота, чем вашим)
Свят-свят-свят! Боже упаси и избави от корнаковатых хероев...
Вадим, Ваше сравнение с блондинкой очень забавное, но точное.
Беру на себя часть вины в возникновении неожиданной и, на мой взгляд, бестолковой полемики на тему сравнения двух одинаково невозможных явлений. Любое сравнение хромает. Мне следовало бы, наверное, уточнить, что возникновения живой клетки невозможно объяснить не просто случайностью, а закономерной совокупностью целого ряда случайностей: планета, на которой может зародиться жизнь, должна занимать вполне определенное место в космосе, необходимо сочетание именно легких химических элементов на её поверхности, наличие изобилия воды, достаточно большого спутника (это о луне), системы защиты первых, примитивных, форм жизни (магнитного поля, озонового слоя, отсутствия кислорода ) и т.д. Убери что-то одно, и вся система возникновения биосферы рухнет.
И поэтому, как мне кажется,напрашивается присутствие во вселенной какой-то устойчивой логистики необходимых событий, начиная с создания в недрах звезд всей совокупности химических элементов таблицы Менделеева, а также - факта наличия таинственной, но несомненной, потребности космоса в живом и мыслящем.
Зачем Богу нужен человек? - вопрошал Н.Бердяев. А, как бы в пику ему, Б.Рассел заявлял: жизнь - это некий случайный налёт, вроде лишайника на камне, и мир спокойно может существовать без неё. Если человек не будет стремиться решить эти и подобные вопросы, он не поймет, кто он такой и зачем он живет на свете. И только об этом надо спорить, а не о терминах. Как-то так, господа!
Вообще сама постановка вопроса, (поиск причины чего-либо) - она совершенно антропоформична. Вне человека этого ведь совершенно нет.
Есть данность, не нуждающаяся в объяснении. Объяснения человеку потребовались для улучшения приспособленности. Но это стремление нередко заводит в ненужные русла, в поиск ответов, которых нет.
Зачем человек? Да низачем. Просто есть.
"Просто есть" - то же самое, что "просто нет"...
вот камень - просто есть, и он никакому камню не друг, не товарищ, и не брат...
Серьёзно? )))
Спасибо )))
"живая клетка"......а есть не живые клетки? Биология не способна дать определение клетки. И самое слово "клетка" - заточение, камера.....но в этом есть некая истина, как сосуд жизни. В научном же плане, нет теории клетки. Никто не рассматривает клетку, как симбиоз, как интегральную схему. Клетка, это "биплан", как сочетание двух "организмов". Ядро, это почти самостоятельный организм, который существует в своей логике.
При чём тут мнения фантастов и буквоедов?
Я толкую о том, что есть - основываясь на реальных факторах, а Вы о каких-то придуманных вероятностях...
А ничего и не возникало.
Всё "всегда" существует на линии времени "одновременно".
Прошлое никуда не пропало. Будущее уже есть. Наше сознание сканирует мир, перемещаясь вдоль оси времени.
Подобные вопросы (о создании живого и ряда других) никогда не найдет своего решения без привлечения идеи неподвижного мира.
Я с Вами согласен, Вадим! Так оно и есть: Гармония Мира носит предустановленный характер. Понятия "начало" и "конец" к апейрону (Абсолютному Духу) неприменимы. Временные и пространственные характеристики существуют лишь внутри природы сотворенной, ибо творящая Природа существует в вечности.
Ленин один из авторов теории отражения, где отражение, есть базовое качество материи. Зеркальные фотокамеры, это ФИЗИКА, а не философия.
Логика и понимание не соотносятся друг с другом. Логическое ОСМЫСЛЕНИЕ и мышление в понятиях. Когнитивное отражение сущего в сознании, это не физика, а когнитивное зеркало, это не раздел механики. Природа линейности, это природа сознания, которое все синхронизирует и создает линейный порядок. Линейный порядок, это логика синхронизации, где есть неизбежное движение к смерти. Неизбежность смерти (конца) создает предпосылки к прямой. Как бы там не было, но все же есть нечто, что вне сознания и есть нечто, как сознание, вещи связанные, но НЕ взаимообусловлены. Камень существует независимо от того, что я о нем думаю. А вот мне, как-то надо жить с камнем в голове. В общем надо быть более трепетным к Знаниям, к до-знанию, по-знанию, знанию и знамениям. И вообще высоко держать Знамя Победы, что есть Дух Победы по сути. Так что дух познания не оставит вас без плодов и Даров. Научное знание достаточное для того, чтобы быть человеком разумным и постигать узловую линию мер организации эфира.
Александр Бонн, последние фразы Вашего комментария прославляют мудрость, но "мудрость заключается только в одном: признать разум как то, что управляет всем при помощи всего". Согласны ли Вы с этими словами Гераклита? Если - да, то Вам придется признать, что существует субординация форм разума и человеческий разум оказывается успешен только тогда, когда он не своевольничает, а подчиняется Высшему Разуму.
Это не философия, это идеология.
Если Вы выходите на профессиональное поле гуманитарного знания, то надо знать, что "разум", как некое понятие и лингвистический актив, возник 300 лет назад. Вопрос о разумности, это очень молодой вопрос. Есть два базовых понятия - Бог и Дух, как два субъекта высшего порядка. Разум, это попытка унизить высшее и возвысить низшее, этакий "социализм". Разум, логос, логика...это понты для идиотов. В контексте науки, есть наука, ее предмет, методология и категориальная система. Разум, это не наука и не теология. Признать, не признать, что это решает? Я же говорю, надо учиться и иметь знания, а куда вы их приложите, это уже зависит от прикладных задач. Обычно, молоток покупает, чтобы забивать гвозди, а иногда им бью по голове. Так что прикладные задачи решаются вне зависимости от замысла инженера.
Пока человечество на сей вопрос должно отвечать: такова материя. Вопросы почему и зачем не корректны по отношению материи в настоящее время и вполне вероятно всегда будут не корректны. Сознание, разум животного (человека) изначально ограничено конкретной борьбой за выживание. Зачем и почему это вне компетенции человека.
Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Ваши рассуждения про круг кругов можно сравнить с кругом кругов – сферой бытия у Парменида.
ЕС
Уважаемый Евгений Васильевич! Сравнить-то можно, но только, допустив, что вечность "сферы бытия" обеспечивается вечным закономерным движением внутри этой сферы. Парменид, к сожалению, этого допустить не мог.
Неизвестно, что мог допустить Парменид:
V
Ξυνὸν δέ μοί ἐστιν, ὁππόθεν ἄρξωμαι·
Для меня равнозначно то,
Едино равно мне истинно, откуда начать (ареал источника): - «моё»
τόθι γὰρ πάλιν ἵξομαι αὖθις.
Откуда начать, ибо я приду туда снова.
там ведь обратно приду назад. – «моё»
Наше бытие происходит на Земле, которая шарообразна, но мы по этой Земле движемся, а потому это настолько очевидно, что Парменид не мог"впаять" людей в недвиженость Бытия.
Предлагаю, Алексей Аркадьевич, различать сферу одного бытия и существование всего множественного этого бытия.
Сфера, как и круг обладают одним таинственным центром, от которого бесконечно удалено всё множественное, а если взять метафору математической гиперсферы, то на её поверхности может быть наше трёхмерное пространство, а на радиусе бесконечной длины движение по кругу неразличимо от движения по прямой.
ЕС
Спасибо, Евгений Васильевич, за содержательный комментарий! Остальные комментарии вновь просмотрел и поразился их, скажем так, несерьезности.
Я последние годы как раз думаю над тем, о чем Вы пишете. Только что в журнале "Актуальные проблемы философии и социологии" (Одесса, № 25) была напечатана моя большая статья "Опора на конгениальность идей как условие построения целостной картины мира", в которой я размышляю о названных Вами проблемах. Выходные данные:
"УДК 111.11/12 DOI: 10.32837/apfs.v0i25.878
Алексей Аркадиевич Ивакин доктор философских наук, почётный профессор Национальный университет «Одесская юридическая академия», г. Одесса, Украина ,
Как я понимаю - такое видение направляет последующие Ваши соображения в уже "наезженную колею" идеалистической метафизики...
Дело в том, что природе незачем прятаться, а впечатление об этом неизбежно возникает в сознании, не отдающем себе отчёта во вторичности своей сущности...
https://www.proza.ru/2017/12/19/21