«Мне нужно знать смысл моей жизни!» – восклицал Лев Толстой в своей «Исповеди». И уточнял далее: «а то, что она есть частица бесконечного, не только не придает ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл» [1, с. 127]. И выразил то, что он считал главным: «Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?» [1, с. 122]. Толстой постоянно искал «такой смысл» в науке, в философии, в религии, в искусстве, в практике жизни обычных людей, но нигде его не находил. «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?» – писал другой гений, усугубляя далее свой вопрос: «Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?» Не нелепость ли? Дана и в то же время «на казнь осуждена»! Причем, заметьте, не на смерть, а на казнь! Может быть, в этом и заключается главный акцент вопрошания, причем не только у Пушкина, но и у Толстого? И, в самом деле, Лев Николаевич часто вспоминает, какое тяжкое впечатление произвело на него в бытность его в Париже зрелище казни преступника. Он пишет, что тогда он «… понял – не умом, а всем существом, – что никакие теории разумности существующего и прогресса не могут оправдать этого поступка…» [1, с. 113]. И это он говорит о казни отъявленного злодея, а что тогда уж говорить об ожидающей его самого «казни»? За что его-то, талантливого и благородного, не сделавшего людям ничего такого, за что полагается предавать смертной казни!? Не случайно Льва Толстого очень интересовала судьба невинно казненного Сократа. И внимая при этом точке зрения Шопенгауэра, Будды, библейского Соломона и других мыслителей, он завершает эту часть своего очерка весьма пессимистически: «Обманывать себя нечего. {6} Всё – суета. Счастлив, кто не родился, смерть лучше жизни; надо избавиться от нее» [1, с. 132].. Толстой, кажется, не замечает, что избранная им компания мыслителей весьма неоднородна: если одни – и Толстой слышит лишь их – действительно презирают жизнь и говорят о предпочтительности для человека полного отсутствия его бытия, то вот у Сократа и Будды жизнь и уход из нее представляют собою взаимосвязанные необходимые этапы некоего целого. «Мы приближаемся к истине только настолько, насколько мы удалимся от жизни». Цитируя эти слова Сократа, Толстой не замечает, что для Сократа жизнь и смерть – это последовательные этапы познания истины. Сократ убежден в том, что после смерти его ждет встреча с Гомером, Гесиодом и другими некогда жившими, но ушедшими из жизни великими людьми, то есть Сократ, причем достаточно уверенно, ждет продолжения своего бытия в иной форме. Поэтому для него не имеет особого значения, умрет ли он естественной смертью или же посредством казни, главное, что смерть сулит ему самую значимую для него награду: познание Истины. Смерть для Сократа есть благо. Вот Сократовой-то веры как раз и не хватает Толстому, считающему смерть злом, недопустимым насилием, лишающим его жизнь всякого смысла. В связи со сказанным позволю себе предположить, что знакомство с Николаем Фёдоровым пролило на душу великого писателя-мыслителя бальзам надежды на то, что продолжение жизни после смерти возможно, но не в результате чуда, в которое он как рационально мыслящий человек поверить не может, а – вполне естественным путем. Вот выдержка из письма Льва Николаевича учителю его детей В.И.Алексееву: «Есть и здесь люди. И мне дал бог сойтись с двумя. Орлов один, другой и главный Николай Фёдорович Фёдоров. Это библиотекарь Румянцевской библиотеки. Помните, я вам рассказывал. Он составил план общего дела всего человечества, имеющего целью воскрешение всех людей во плоти. Во-первых, это не так безумно, как кажется. (Не бойтесь, я не разделяю и не разделял никогда его взглядов, но я так понял их, что чувствую себя в силах защитить эти взгляды перед всяким другим верованием, имеющим внешнюю цель.) Во-вторых, и главное, благодаря этому верованию он по жизни самый чистый христианин» [2, с. 897] Вот это всё очень важно для Толстого: оказывается, можно быть «самым чистым христианином» и придерживаться, пусть даже лично тобою откорректированных, но совершенно лишенных мистики, проектов Н.Фёдорова по воскрешению людей. И никогда позже Л.Н.Толстой не отказывался от этой «не такой безумной, как кажется» идеи и через десять лет после письма Алексееву, в письме И.М.Ивакину, сотрудничавшему с Л.Толстым и находившемуся в дружеских отношениях с Н.Фёдоровым, он говорит о том, что миросозерцанию Николая Федоровича всегда сочувствовал и сочувствует {7} как делу, стоящему труда и как делу общему для всего человечества. [3, с. 235. Курсив мой. – А.И.]. Кстати, не это ли письмо Толстого Ивакину подсказало название для книги, обобщающей идеи Н.Фёдорова, изданной после его смерти его учениками в поселке-крепости Верном (ныне это – славный своими философами город Алматы)? Н.Фёдоров считал, однако, что Лев Толстой так и не преодолел своего стремления убедить себя, что смерть – «хорошая вещь», разделяя тем самым вековые заблуждения «интеллигентной Европы», тогда как на самом деле, по глубокому убеждению Н.Фёдорова, «смерть и сознание – два непримиримых врага, ибо смерть есть слепота» [4, с. 639]. Она есть, как выражался Федоров, высшая мера наказания [4, с. 79] за то, что мы еще очень недалеко ушли от животных, то есть она дана нам за грехи наши, ибо мы не есть еще подлинные люди, которым смерть будет не нужна. «…Воскрешение … есть полное торжество нравственного закона над физической необходимостью» [4, с. 198] . Я, автор данной статьи, считаю, что жизнь и философские идеи этих, таких разных и в то же время столь схожих в преданности своим интеллектуальным и практическим исканиям, выдающихся людей сыграли огромную роль во внедрении в сознание человечества того, что одно из фундаментальных естественных прав человека – право на жизнь имеет под собой более глубокое основание – право на бессмертие.
Литература:
1. Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. Соч. в 22 т. – Т.16. – М., 1983.
2. Толстой Л.Н. Письма // Собр. соч. в 22 т. – Т. 18. - М., 1984.
3. Толстой Л.Н. Письма // Собр. соч. в 22 т. – Т. 19. - М., 1984.
4. Фёдоров Н.Ф. Философия Общего Дела. – М., 1982. {8}
Комментарии
Интересно, уважаемый Алексей Аркадьевич, как Вы будучи философом, сами понимаете идеи Толстого и Фёдорова о бессмертии в жизни человека?
Как можно связывать очевидное право человека на жизнь, которое зависит от отношений между людьми с каким-то "неизвестным правом" на бессмертие?
ЕС
Уважаемый Евгений Васильевич! Я хорошо помню, какое большое впечатление произвели на меня мысли Н.Фёдорова. И главной для меня оказалась не его мысль, что каждый человек должен воскреснуть и воскресить своих предков, а мысль, что человек смертен потому, что он еще не в полной мере человек, то есть, как я понимаю, человек далеко не всегда соответствует своей идее, ибо, согласно Платону, «по идее» он должен быть человечным, точно так же как лошадь – «лошадной», а чашка – «чашной». Если же это так, то право на бессмертие еще надо заслужить. Поэтому мне кажется, что Николай Фёдоров противоречит сам себе, считая, что, в конечном счете, в силу бесконечной доброты Бога, воскреснут все. Сказанным я хочу подчеркнуть, что право человека на жизнь для меня не очевидно, оно является правом человека быть человеком истинным, достойным как благодарной вечной памяти людей, так и Божественной награды в виде бессмертия души в качестве элемента (микрокосмоса) самосознания Вечной ноосферы Космоса.
Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Вы пишете: - " … право человека на жизнь для меня не очевидно, оно является правом человека быть человеком истинным, достойным как благодарной вечной памяти людей, так и Божественной награды в виде бессмертия души в качестве элемента (микрокосмоса) самосознания Вечной ноосферы Космоса".
- Про какое "право" может быть речь в словах "право на жизнь" кроме права в нормах человеческих отношений, а такое право очевидно может быть формально установлено.
А вот свобода человека быть человеком истинным не ограничена никаким правом, да и награда может быть не регламентирована правом, а исходить из желания, ИМХО.
Поэтому, термин "право" не совсем мне понятен в Ваших рассуждениях.
ЕС
Уважаемый Евгений Васильевич! Я имею в виду так называемое "естественное право", которое я определяю как "...право стать, быть и оставаться человеком. Это - его право соответствовать своей богоподобной сущности. И соответственно позитивное право своим идеальным предназначением должно иметь задачу всячески способствовать поддержанию и осуществлению стремления людей к бесконечной реализации в себе этой сущности... Однако для осуществления этой своей благородной роли позитивное право должно ориентироваться не на формально, а на содержательно понимаемое естественное право" (См. с 296 в книге: Ивакин А.А. Диалектическая философия. - Изд. 2-е: Одесса, Сумы, Москва. 2007. - 440 с.).
Для большей конкретизации содержания данного ответа рекомендую также прочитать страницы, соседние к вышеуказанной. Эта моя книга помещена в разделе "Библиотека" "Философского штурма". Алексей Ивакин.
Если бы для Сократа смерть была благом, то он до старости бы и не дожил.
Воскрешение … есть полное торжество фантазии, над физической необходимостью. Желание принимать свои фантазии за великие идеи, есть признак духовной слабости.
Для того, чтобы быть преданным своим фантазиям, не надо ни большого ума, ни силы духа (совсем не пытаюсь бросить тень на Толстого, он честен в своих исканиях).
В сознание человечества ничего внедрить нельзя, люди все разные и принимают они только те идеи, которые им психологически близки, близки их природе. Люди хотят жить и не умирать по своей биологической природе, а не потому, что какие-то умники им эту идею внушили. Права на бессмертие у человека нет потому, что нет бессмертия (субъективное желание только есть), поэтому никакое это не основание, а труха фантазийная, как и право на жизнь. Жить человек хочет, вот и придумывает своему желанию основания, а природе на человека плевать.
Уважаемый Александр! Перед своей смертью Сократ своим ученикам сказал, что не исключает ни одного из двух возможных состояний, ожидающих покидающего свою земную жизнь (ни инобытия, ни небытия) и любой из возможных вариантов считал для себя благом. Следовательно, ему не хотелось раньше времени приближать свою смерть. Считаю - потому, что и жизнь свою он считал тоже благом и, мало того, хотел сам понять и другим на своем примере показать, каковой должна быть для человека истинно благая жизнь.
Фигачить топик одним абзацем это конечно неуважение к читателю.
Даже у животных есть такой смысл. Продвинуться дальше своей жизнью в эволюции. Этот смысл жизни уничтожается? Нет, не уничтожается. В каждом конкретном животном сегодня это продвижение в эволюции, каким бы незначительным оно не было, наличествует. Если бы его не было, каждое конкретное животное было бы другим.
Ответ Владимиру К.
Слово «смысл» неоднозначно. Поэтому Толстой кратко объясняет читателю, какой именно смысл он имеет в виду. Это – смысл собственной человеческой индивидуальной жизни. Не смысл существования немыслящего, а именно – мыслящего существа, которое не может смириться с неумолимо «запланированной» потерей, своего самоощущения и самосознания, то есть – своего Я. Ему кажется такое положение дел странным и бессмысленным. Поэтому-то он, а также – В.Соловьев и ряд других выдающихся людей с восторженным интересом и восприняли оригинальную гипотезу Н.Фёдорова.
Самым чистым христианином Фёдоров не был, и даже возникает вопрос: был ли он вообще христианином? Его план соответствует высказыванию "Благими намерениями дорога в аду вымощена". Как библиотекарь, уж он-то читал евангелия, вот этот стих:
Как видим, не все пойдут в жизнь вечную. И никакого плана евангелиями не предусматривается.
А предусматривается процесс:
В животном мире не всякая особь своей жизнью делает эволюционное продвижение, "связывает" и "разрешает", соответственно, те особи, которые не сделали эволюционного продвижения, эволюционного продолжения не имеют, то есть, в плане индивидуальном, эволюция на них заканчивается.
То же у человека. Как я понимаю, эти стихи об этом, - о том, чего никогда не было, но что можно отвергнуть или принять, последовать этому или не последовать, при этом, может быть верным и то, и другое, в зависимости от соответствия или несоответствия этого совершенно нового самой жизни человека:
Здравствуйте, Алексей Аркадьевич.
Для ответа на этот вопрос надо определение права: о чём говорить.
Жизнь и смерть - это человеческие понятия, опирающиеся на чувственное отношение, данное в ощущении жизни и смерти.
Если бы не было ощущения жизни (хорошо), и не было бы ощущения смерти (плохо), то и говорить было бы не о чем.
С другой стороны, "вещь-в-себе" с точки зрения человека, придающего ей человеческие чувства, бессмертна. А с точки зрения механики - просто устойчивая на протяжение многих лет жизни людей.
Спасибо.
Уважаемый Владимир (Дилетант)! Частично ответ на ваш комментарий содержится в моем ответе Евгению Васильевичу. Добавлю к нему следующее.
Жизнь и смерть - это не просто человеческие понятия, а вполне реальные явления. А та Бессмертная "вещь в себе", которая в религиозной терминологии называется "Бог", а в философской - "Высший Разум" или же "Природа творящая", тоже не нуждается в человеческом чувстве, но реализует себя в циклической инволюции-эволюции, важнейшими элементами которой являются рождение, жизнь и смерть. По-моему, впервые такую диалектическую картину Мира изобразил Гераклит в виде мерами возгорающегося и мерами угасающего Огня-Космоса.
Я, конечно, понимаю, что я в своем ответе схематизировал, а значит, - огрубил эту картину. Мне важно было одно: подчеркнуть её онтологическую объективность.
Схематизация - это внутренняя сущность мышления. Она позволяет соединить причинно-следственность объекта и субъекта в рассуждениях.
Ваша тема "Лев Толстой и Николай Фёдоров о праве человека на бессмертие" о том, чтобы "я" прочитал и подумал над тем, что высказали Толстой и Фёдоров о "праве на бессмертие". Но вряд ли Толстой говорил о "праве" на бессмертие. Для этого надо перечитать все произведения и выловить словосочетания, из которых у меня возникла бы картина права по словам Толстого. Но для этого у меня должно быть априорное понимание "права" - чтобы знать хотя бы примерно, что искать.
А как раз понимания "права" у меня и нет. Меня не устраивает "общепринятое" определение права как суммы отдельных прав. Сумма - она и есть "сумма", а не право.
Количество информации не есть сама информация.
Да.
Есть картина объективной онтологии которая развивается независимо от моего присутствия, а есть картина субъективной онтологии, которая меняется (развивается или деградирует) от моего присутствия.
Похоже, Фёдоров перевоплотился в Григория Грабового. А Толстой всё еще в очереди.)
Бессмертие имеет смысл как бессмертие "Я", сознания, души, а не тела. Тело и при жизни непрерывно умирает, т.к. постоянно обновляет свой атомарный состав. Человек - не биоробот. Он обладает феноменальным сознанием, которое необъяснимо натуралистически, как функция или внутренний аспект мозга. (см. мою работу "Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них" - есть в библиотеке ФШ). Если идея тождества Я во времени осмысленна - то должен быть способ прямого соотнесения прошлого и настоящего Я (иначе как можно опытно констатировать тождество Я), а это предполагает нелокальность сознания во времени. Нелокальность же сознания во времени означает, что Я вне времени, вне становления и т.о. естественно бессмертно. Или же, если нелокальности во времени нет - то и нет никакой осмысленной идеи тождества Я во времени - а значит и нет смысла в идее бессмертия. Т.о. либо мы естественно бессмертны, либо мы вообще не существуем как себетождественные Я. (См. подробнее мою работу "Человек и Абсолют" гл.2. - есть в библиотеке ФШ).
Резюме: нет смысла искать искусственный путь к бессмертию. Либо оно уже у нас есть, либо идея бессмертия лишена всякого смысла - ибо некого делать бессмертным.
Уважаемый Евгений Михайлович! Рад познакомиться с Вами. Ваш комментарий и заглавия Ваших книг чрезвычайно заинтересовали меня. Несмотря на мой преклонный возраст и соответствующее ему здоровье, обязательно найду время на знакомство с Вашими идеями. Приглашаю и вас заглянуть в мои книги и статьи, помещенные в библиотеке ФШ.
Поздравляю Вас с наступающим 2020-м годом и от всей души желаю Вам здоровья и новых творческих успехов! А.Ивакин.
Спасибо! Вам также успехов и с наступающим Новым Годом!
А Корнак обеспечивает себе бессмертие, размещая ваши философские работы на фоне своих спущенных брюк )
http://forum.postnagualism.com/index.php?topic=70852.msg453285#msg453285
Все верно про нелокальность, в пространственно временную систему координат добавляется еще одно измерение сознания, манипуляции с ним позволяют практикам обнаруживать разные эффекты связанные со временем, особенно хорошо это заметно в технике регрессивного исс - перепросмотре. Интереснее всего то, что охват оси происходит в оба направления, также и в будущее.
Что касается темы в целом, то этот вопрос может поставить как философия, так и эволюционная биология - наибольшая продолжительность жизни у животных обладающих преимуществом в процентном соотношении массы мозга к массе тела. Естественная эволюция сформировала самостоятельную сознающую единицу, далее она развивает свои возможности по управлению телом и ресурсами среды, в пределе подчиняет временные и пространственные измерения и материю вообще, приблизительно, как об этом поведал Люк Бессон в фильме Люси. Но эти возможности связаны с качественными перестройками в ноосфере - сингулярность по Болдачеву, информационная революция по Лопухину, и тд. Плохо, что все вы развиваете отдельные логические миры, и не склонны к интеграции воззрений, вавилонскую башню с вами не построить)
Право на жизнь,как и на бессмертие ,имеет ЧЕЛОВЕК(человечество) и такое положение дел, таки поддерживается, смертностью одной отдельной человеческой жизнью.При более близком ,беспристрастном рассмотрении бессмертия, встаёт масса вопросов,отвечая на которые ,последнее теряет свою привлекательность...Достаточно ,вспомнить Агасфера и один из вариантов диалога его с Иисусом... «И ты будешь вечно идти, и не будет тебе ни покоя, ни смерти»;
В общем, в том состоянии, в котором находится сегодняшнее духовное развитие человека,говорить о бессмертии рановато...Учиться,учиться и учиться... а там видно будет!
Почему-то никто из комментаторов не воспринял "бессмертие" как благодарную вечную память людей. См. мою подсказку в ответе от 24 декабря. А ведь многих такой вид бессмертия вполне устраивает. Причем здесь имеется в виду не просто память и тем более не Геростратову память, а память героев, гениев и праведников. Только они имеют право на такого рода бессмертие.
Память людей надо "культивировать". Отпечатки действий людей хранятся на предметах их деятельности и на носителях знаков.
Говорят, что Герострат сжёг храм, чтобы прославиться. Но он был не дурак: ему важно было остаться в истории. История возникает из надписей и по преданиям. И история возникает в головах живущих людей.
Возможно, история возникает и у баранов, но им её передают их родители. Но, в основном, родители научают своих детей различать, что для них хорошо, а что плохо. Это семейная азбука. А вот азбуке текстов учатся в школе - это общественная азбука.
Отсюда, историю можно разделить на чувственную и логическую.
Логическая история увязывает последовательность совершённых действий по оставленным следам, а чувственная история увязывает произведённые (воображаемые) действия с понятиями ""плохо" и "хорошо", которые "истинны" в каждый проживаемый момент (бытия).
Проживаемые моменты есть у каждого живого существа. При совершении какого-либо действия, живое не чувствует, хорошее оно или плохое, а действует. "Оценка" (индикация) хорошего или плохого возникает ПОСЛЕ совершения действия, момента действия, а не в его процессе. И эта оценка - "природная", "истинная".
Когда же я оцениваю будущее действие ДО его совершения, то я же и планирую, прогнозирую, будущую оценку действия, как правило, "хорошую".
Но это "мнение" - моё истинное, и я даже могу испытывать ЗАРАНЕЕ ощущение "хорошо" (даже от того, что другому будет "плохо").
Пример: я могу испытывать ощущение "хорошо", когда подумаю о "принятии двух глотков водки". Тогда напрашивается вопрос: а зачем пить водку, когда можно просто об этом подумать?
Вот это ощущение благодарности к моим ещё не сделанным действия по примеру уже сделанных действий Л.Толстого и составляют "бессмертие" Л.Толстого. Так думаю.
И я уже имею на это своё собственное право так думать.
Спасибо.
PS.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. (Быт., гл.1)
Действие Творения происходило в темноте, без ощущения "хорошо".
Ну, так я же, как раз об этом и сказал.Право на бессмертие имеет человечество.Память о лучших представителях своих, благодарное человечество бережно хранит, в рукописях,картинах,прочих произведениях искусства ,трактатов - всевозможных научных достижений и т.д. Сам вопрос смертности, на физиологическом уровне, является механизмом, поддерживающим это право человечества.Бессмертие, отдельной личности(её индивидуальности) ,животрепещущий вопрос ...и наверное трудно найти человека, не задумавшегося об этом.Как соотнести свою индивидуальность с вечностью?С этим труднейшим вопросом, очень легко справляется религия, собственно само появление религии ,обязано пониманию проблемы бессмертия.Человеческая душа,органически не признаёт своей смерти.Где-то на подсознательном уровне,теплится огонёк надежды,поддерживаемый Верой человека .Чем сильнее Вера,тем меньше волнует этот вопрос.Истинно верующий,знает, что бессмертен!
Уважаемый Сергей (m45)! Право человечества на бессмертие давало бы серьезное утешение тем, кто не верит в вечность своего Я, своей души. Но вот беда: и оно материалистической философией подвергается сомнению. См.: Э.В.Ильенков Э.В. "Космология духа". Для материалиста подлинной вечностью обладает только немыслящая и неживая материя, однако для многих мыслящих (ищущих) людей такое "бессмертие" утешением не является. См. например: А.П.Чехов "Палата номер шесть".
Развернутый анализ упомянутой выше работы Э.В Ильенкова дан мною в книге "Единство Бога,человека и ноосферы" в разделе "Почему я не могу быть материалистом". Стр. 136-156. Книгу можно прочитать в "Библиотеке" ФШ.