Руссо. Общая воля и закон

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Философия политики и права
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

может ли закон следовать "общей воле", только в случае имеющейся гарантии, а иначе всегда будет возникать вопрос о разных условиях "выживания" миллиардера и бомжа. Подводить закон под "общую волю" законами никак не получится, так как "законы" имеют свойство противоречить друг другу даже у одного лица. Имеет ли отношение "гарантия" к закону, нет, это установление, закон никогда не сможет установить "равенство" в отличие от гарантии выраженной в материальном исчислении из общей казны государства, которая и представляет из себя материальный источник "общей воли". Уголовный кодекс является "установлением", законы которого отличные от гражданских, и не зависят от их воли, также и гарантия не может зависеть от чей-то воли, и от "закона" обычного например, а значит гарантия соответствует "общей воле".

Но что же такое, в конце концов, закон? До тех пор, пока люди не перестанут вкладывать в это слово лишь метафизические понятия (71), мы в наших рассуждениях будем, по-прежнему, уж не понимать друг друга; и даже если объяснят нам, что такое закон природы, это еще не значит, что благодаря этому мы лучше поймем, что такое закон Государства. Я уже сказал, что общая воля не может высказаться по поводу предмета частного. В самом деле, этот частный предмет находится либо в Государстве, либо вне его. Если он вне Государства, то посторонняя ему воля вовсе не является общей по отношению к нему; а если этот предмет находится в Государстве, то он составляет часть Государства: тогда между целыми и частью устанавливается такое отношение, которое превращает их в два отдельных существа; одно это часть, а целое без части - другое. Но целое минус часть вовсе не есть целое; и пока такое отношение существует, нет более целого, а есть две неравные части; из чего следует, что воля одной из них вовсе не является общею по отношению к другой. Но когда весь народ выносит решение, касающееся всего народа, он рассматривает лишь самого себя, и если тогда образуется отношение, то это - отношение целого предмета, рассматриваемого с одной точки зрения, к целому же предмету, рассматриваемому с другой точки зрения, - без какого-либо разделения этого целого. Тогда сущность того, о чем выносится решение, имеет общий характер так же, как и воля, выносящая это решение. Этот именно акт я и называю законом. Когда я говорю, что предмет законов всегда имеет общий характер, я разумею под этим, что Закон рассматривает подданных как целое, а действия - как отвлечение, но никогда не рассматривает человека как индивидуум или отдельный поступок. Таким образом, Закон вполне может установить, что будут существовать привилегии, но он не может предоставить таковые никакому определенному лицу; Закон может создать несколько классов граждан, может даже установить те качества, которые дадут право принадлежать к каждому из этих классов; но он не может конкретно указать, что такие-то и такие-то лица будут включены в тот или иной из этих классов; он может установить королевское Правление и сделать корону наследственной; но он не может ни избирать короля, ни провозглашать какую-либо семью царствующей, - словом, всякое действие, объект которого носит индивидуальный характер, не относится к законодательной власти. Уяснив себе это, мы сразу же поймем, что теперь излишне спрашивать о том, кому надлежит создавать законы, ибо они суть акты общей воли; и о том, стоит ли государь выше законов, ибо он член Государства; и о том, может ли Закон быть несправедливым, ибо никто не бывает несправедлив по отношению к самому себе; и о том, как можно быть свободным и подчиняться законам, ибо они суть лишь записи изъявлений нашей воли.

http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt Жан Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права

Связанные материалы Тип
Индивид и право Дмитрий Косой Запись
фикция естественного права Дмитрий Косой Запись
Народ как суверен у Гуго Гроция Дмитрий Косой Запись
Руссо. Суверен Дмитрий Косой Запись
Право естественное Дмитрий Косой Запись
принципы либерализма Дмитрий Косой Запись
СССР как феномен отклонения от либерализма Дмитрий Косой Запись
право и равенство в нём Дмитрий Косой Запись
фашизм как феномен идеологии Дмитрий Косой Запись
Конституция о свободе Дмитрий Косой Запись
Гоббс как философ Дмитрий Косой Запись
Теория социального государства Лоренца фон Штейна Дмитрий Косой Запись
субъект права, и как он есть Дмитрий Косой Запись
Выбор как фикция либерал-фашизма Дмитрий Косой Запись
право и закон Дмитрий Косой Запись
Маркс как историк Дмитрий Косой Запись
что такое империя Дмитрий Косой Запись
гражданин как он есть Дмитрий Косой Запись
либерализм и фашизм Дмитрий Косой Запись
суверен и его значение Дмитрий Косой Запись
идеология как идея Дмитрий Косой Запись
НАТО и мировой порядок Дмитрий Косой Запись
Бастиа как мыслитель Дмитрий Косой Запись
правовая система как фикция Дмитрий Косой Запись
порядок как миф Дмитрий Косой Запись
предложение Медведева о праве Дмитрий Косой Запись
государство как миф Дмитрий Косой Запись
Прямая речь Дмитрий Косой Запись
суверен и государство Дмитрий Косой Запись
нация как феномен Дмитрий Косой Запись
Справедливость как миф Дмитрий Косой Запись
Суверен как есть Дмитрий Косой Запись
Воля как предмет изучения Дмитрий Косой Запись