«То, что есть, не может перестать быть». Парменид
Само понятие "права" не подлежит аналитике, можно знать источник права, выраженный не волей, а "возможностями", и право показывает "равенство" возможностей у граждан, и больше о праве нечего сказать. "Справедливость" - это искусственная связка права с "понятием" его в толпе, служащая если "объяснению" права, и реализации конкретного "права" среди граждан. Мифология справедливости развивалась на простом понятии о "должном", имеющим религиозное значение, так как должное обращено против понятия "есть", где в представлениях есть и "идеи" имеющие отношение к будущему. Самое важное в справедливости - "убеждение" в возможности реализации её, а не сама справедливость, и как в любом мифе, важен не сам миф, а его действенность на сознание и консолидацию. Проблема права никак не связана со справедливостью, так как право вне времени и ситуативное, и если возможность нельзя определить ни в прошлом, ни в будущем, а только здесь и сейчас, и если уповать на завтра, значит терять возможность и усыплять себя, как действуют так называемые реформаторы? и которые всегда находят возможность, и воровать, для чего всюду расставляются свои люди, холуи, а деньги уже знают куда течь. Система либерал-фашизма так и организуется, где деньги имеют свободное перемещение, и надо только создать для них соответствующие условия перемещения, рынок, что рынок невозможно организовать свободным для всех почему-то никто не удосужился подумать, а возможности дают ответ, нет условий равного участия в рынке, то есть субъекта права. Что такое субъект права никто не знает в силу закрытости его от наблюдения, а значит его можно только искусственно создать мерами в организации права представляемого в уме. Предки могли придумать справедливость и должное, точно также можно и субъект права, 90 - годы показали и легковерие граждан, когда от справедливости комуняк граждане вскоре поверили и в миф о свободе, а значит придавать значение понятиям вряд ли стоит.
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
История
Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания. В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившийся в социальном порядке. В римском праве справедливость (iustitia) трактуется как субъективная категория, а именно как «постоянная и неуклонная воля воздавать каждому его право» (Ульпиан). Более архаическая (и объективная) ипостась справедливости — равенство (aequum). Говорится, например, что с точки зрения права народов все люди (свободные и рабы) равны.
В философии Фомы Аквинского справедливость (iustitia) — это одна из кардинальных добродетелей, которая противостоит греху алчности (avaritia). Сам термин справедливости представляет собой аналог русского слова правда и встречается в латинском переводе Библии: «блаженны алчущие правды» (Мф. 5:6). Многократно обращались к проблеме справедливости такие мыслители, как Герберт Спенсер и Джон Локк.
Концепции
Древнегреческий философ Платон считал справедливым то общество, в котором каждый человек занимается тем, что ему дано от природы. В своём знаменитом диалоге «Государство» он детально описывает идеальный, по его мнению, государственный строй, в том числе уделяя большое внимание понятию справедливости и в конце концов приходит к вышеизложенной концепции.
Профессор античности Эдуард Фролов видит истоки платоновской концепции справедливости в архаическом «представлении о норме (metron) как основании порядка, личного и общественного благополучия, причём блюстителями или гарантами этой нормы выступали сами строители мира — боги».
Американский политический философ Джон Ролз в своей основополагающей работе «Теория справедливости» формулирует два основных принципа справедливости (см. также «Теория Ролза» нижеПерейти к разделу «#Теория Ролза»):
1) каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее широкого спектра основных свобод, совместимого с подобными свободами для других.
2) социальные и экономические различия должны быть устроены так, чтобы:
(а) наибольшие преимущества от них получали бы наименее привилегированные члены общества в соответствии с принципом ответственности перед будущими поколениями (just savings principle) и принципом справедливого неравенства (the difference principle)
(б) доступ к рабочим местам и государственным должностям должен быть открыт для всех на основе равенства возможностей.
Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости:
Уравнительная — относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным — за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения. Отношения уравнительной справедливости требуют участия, по меньшей мере, двух лиц[источник не указан 3091 день].
Распределительная — требует пропорциональности в отношении к людям согласно тому или иному критерию («равное — равным, неравное — неравным», «каждому своё»). Отношения распределительной справедливости требуют участия по меньшей мере, трех людей, каждый из которых действует для достижения одной цели в рамках организованного сообщества. Один из этих людей, распределяющий, является «начальником»[источник не указан 3091 день].
Уравнительная справедливость является специфическим принципом частного права, тогда как распределительная — принципом публичного права, являющегося совокупностью правил государства как организации[источник не указан 3091 день].
Требования уравнительной и распределительной справедливости являются формальными, не определяя, кого следует считать равным или отличающимся, и не указывая на то, какие правила к кому применять. Различные ответы на эти вопросы дают различные концепции справедливости, которые дополняют формальное понятие справедливости содержательными требованиями и ценностями[источник не указан 3091 день].
Социальная справедливость
Социальная справедливость — один из распространённых общественных идеалов. Некоторые источники относят социальную справедливость к общечеловеческим идеалам. Её конкретное содержание, а также название менялось на протяжении истории. Согласно некоторым современным представлениям, реализация принципа на практике включает:
равенство всех граждан перед законом;
обеспечение гарантий жизнедеятельности человека[прояснить];
высокий уровень социальной защищённости[прояснить].
В частности, осуществление принципа социальной справедливости должно включать в себя:
обеспечение работой каждого трудоспособного;
достойную зарплату[прояснить];
социальное обеспечение инвалидов и детей-сирот;
свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре и спорту[
Теория Ролза
Теория социальной справедливости Джона Ролза, изложенная в одноимённой книге, базируется на том, что самые базовые общественные блага должны по возможности распределяться между людьми поровну. Неравенство в распределении возможно лишь для поддержки самых малоимущих слоёв общества. Изначально же все люди имеют или должны иметь равные свободы, а кроме того, нести равную ответственность. Философ изложил и известное утверждение о том, что свобода людей может быть ограничена только свободой других. Кроме того, государство должно стремиться к обеспечению равенства возможностей для своих граждан, а способности преуспевающих индивидов должны быть перенаправлены на обеспечение общественных благ и работать в пользу обделённых людей. Более того, перераспределение ресурсов должно обеспечивать не просто равенство возможностей различных социальных слоёв, но нивелировать саму их принадлежность к той или иной страте в процессе борьбы за успех. Возможность обеспечения таких принципов справедливости Ролз видел в работе классических либеральных демократических социальных институтов.
Википедия. Справедливость