Штирнер как философ

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 
«Действие там, где согласие». Хрисипп
 
странно что Ильин взялся разбирать Штирнера со стороны "морали", и если сам Штирнер не отводил ей особую роль, значит искал слабости, а не силу мыслителя. Что такое социальный реалист у Ильина, это пустое понятие, ведь реалист не существует, а социальное скрыто от наблюдения, и только а-социальное открыто. Личность не имеет онтологического значения, незачем апеллировать к ней, ведь если нет "равного", нет и понятия личности в философии, а только фикция.  Изобрели личность комуняки, а до них мало кто обращал внимания на это понятие и не придавали ему значения, то есть это историческое понятие, возникшее ведь из пустоты в реальном пространстве дискуссий интеллигенции и публицистов. СССР был неким экспериментом по созданию фикции личность, и он был вполне удачный, но для того времени, а сейчас конечно надо переходить от личности к действующему, и к нему присмотреться, и какую роль личность играет? никакой.  Либерал-фашизм организовал сферу политэкономии, и где холуй занял уже в ней более достойное место, безличность. Проблема Штирнера как мыслителя находится в форме трактата, это памфлет направленный против холуя, а все понятия развиваемые в его трактате всего лишь условности, а важно только Ничто, на чём он строил Всё, и это не личность или "Я". Глубина его мысли поражает и сейчас, и понятно что гений может не пониматься столетиями, но когда-то его мысли оценят. Памфлет не может касаться социального, так как внешне ориентирован, как рефлексия и на реальность видимого, а это а-социальная часть человечества, чему и посвятил свой труд Штирнер, и здесь от философа не стоит ждать философии. Философию может увидеть читавший только трактат "Единственный", или не увидеть, как Ильин и прочие аналитики.

4. Гегель как последовательный социальный реалист и социально-философский универсалист. Личность реальна только через реальность общества; общественный организм и его духовное процветание как высшая цель личности. Личность исключительно — средство в жизни национального и мирового коллектива.
5. Соответственно этому у Гегеля нет особливого, самостоятельного содержания для нравственности и морали (срв. Rechtsphilosophie. 313 серия). Сущность нравственности в самозабвенном, героическом и радостном служении целям высших всеобщностей, метафизически-реальных: семьи, государства, Бога, как становящейся в мире абсолютной субъективной субстанции. Нравственность в том, что низшая единица гибнет в служении высшей, без колебаний, радостно, с осанной в душе и на устах. Эмпирически говоря: нравственность состоит в самоотверженном служении национальной и через нее общечеловеческой духовной культуре.
6. Социальная философия Гегеля не видит истинного выхода в предустановленной гармонии: как крайняя степень индивидуалистического обособления; обособление есть некоторым чудом крайняя ступень гармонического слияния с законами жизни божественного целого: общества, мира, царства духов. Общая судьба всего живущего: из самых недр уклонившегося от центра бытия восстает рука возмездия, вскрывающая полюс обратного уклонения.
Штирнер как антипод Гегелева социального универсализма и Кантовой трансцендентальной абстракции долга. Дух Штирнера: разрушение, скепсис, кощунство. Стремление реабилитировать, восстановить в правах отвергнутую и задавленную единичную конкретную живую личность. Разъедающая критика, представляющаяся иногда отрицанием всего и даже отсутствием всякого утверждения. Это мнимо. Наличность деструктивного и конструктивного уклона. Штирнер как крайний индивидуалист: утверждается примат или первенство человеческого лица как высшей ценности и цели. Штирнер как крайний социальный номиналист: утверждается исключительная реальность единичной, конкретной личности и полная иллюзорность самостоятельно бытия и реальности всякого общественного коллектива. Штирнер как строгий логический номиналист: утверждая совершенную иллюзорность самостоятельного бытия всякого отвлеченного начала, понятия, принципа, нормы, долга. Все это реально лишь как создание, продукт, условное и относительное допущение индивидуального сознания, рождающееся и гибнущее в зависимости от личного произвольного усмотрения. Что же такое Штирнер понимает под этим индивидуальным началом? Основное определение Штирнереровского Я или Ich состоит в том, что оно «единственно». Штирнер не солипсист: солипсизм есть учение, утверждающее, что реален только один единственный субъект, именно тот, который исповедует или утверждает эту точку зрения. Штирнер признает реальность за множеством эмпирических субъектов или людей. Штирнер признает «единственное» «Я» за всеми людьми. Как же понять, что Я «единственно» и в то же время этих «Я» существует многое множество? Единственность как идейный фокус и центр всего учения; понять ее — значит понять доктрину. Сущность единственности: качественная неповторяемость — бесконечное разнообразие конкретного-эмпирического мира; подобие в отдельных чертах и отдельных свойствах всегда есть — иначе не были бы возможны общие понятия. Но подобия во всем целом комплексе свойств и особенностей — нет нигде; отсюда — неделимость — отказ от рассмотрения человека в аналитическом порядке. Личность не разрешается и не разлагается на отдельные стороны и свойства. Отсюда исключительное своеобразие каждого из нас. Личность человеческая противополагается всем другим. Единственный не имеет ничего общего с другими. Острие аналитического ума Штирнера останавливается перед живой неделимой личностью человека. Анализ, разложение — обесценивает, святотатственно разлагает анализируемое. Этому святотатственному разложению Штирнер подвергает все, но только не живой эмпирический состав человека. Ни одно отвлеченно-выделенное свойство человека не образует и тем более не исчерпывает сущность единственного: ни нравственность, ни святость, ни государственное признание. Сущность личности нельзя найти через разложение конкретного, эмпирически данного свойства человека. Личность нужно взять в ее целом, со всеми ее свойствами, добрыми и злыми, простыми и сложными. Итак, личность потому неповторяема, что благодаря ее неповторимости, ей присуща — бесконечная сложность. Личность, прежде всего, эмпирически-реальна: это не метафизическая сущность, не общечеловеческое Я, не «Я» Фихте; это не потусторонняя духовная субстанция. Это я, Петр или Константин, живой человек, живущий в пространстве и во времени. Только такой человек и реален. Понятие есть лишь мысль человека, моя мысль: я его творю, и я его разрушаю. Только от единичного и единственного в своем роде мыслящего человека — мысль получает свою реальность. Захотел — и отозвал ее в небытие. Партия, общество, народ, человечество — все это призраки, иллюзии, выдуманные отвлеченности. Род есть ничто. Я отброшу его — и реальны только эмпирические единичные люди. Логический реализм и социальный универсализм, как злейшие враги Штирнера. Его цель, его мечта, его задача — освободить конкретное человеческое существо из-под гнета этих пустых призрачных гипостазированных сущностей. Я — это цельный человек во всех своих свойствах, с душою и телом; это смертная, конечная, преходящая человеческая особь. Ее нельзя определить, ибо она — эмпирически бесконечна — начни говорить о ней, и ты не кончишь; она иррациональна; разум ее не ухватывает, понятие не закрепляет, слова не улавливают; не называют ее имена; неизреченна. Конкретно-эмпирическое — как низшая ступень у Гегеля и как высшая ступень у Штирнера. Бесконечная изменчивость: все в личности движется и течет; свойства ее текучи, распыляются и ею самою разрешаются. Ей присуща — произвольность самоопределения: она творит себя сама ежеминутно вновь; обнаруживая себя, все разрушает и разрешает; она — сплошное саморазвитие, самодеятельность, самотворчество; она не позволяет ничему в себе стать устойчивым. Даже к тому ощущению бесконечности в человеке, о котором говорит Штирнер, он не сумел подойти достаточно углубленно, обрезав себе все пути своим самодовольным, поверхностным эмпиризмом. Хладнокровное сознание эмпирической ограниченности человека: телесность, смертность, недоступность абсолютной свободы — в этом для него нет проблемы, трагедии. Данность непреодолимая — вызывает у него не бунт и протест, а рассудительную, опасливую покорность. «Я хочу быть всем и иметь все, что могу». Освобождение личности, к которому он стремится — есть не метафизическое или религиозное, а моральное, психологическое и социальное: он хочет постепенно и целиком очистить человеческую душу от известного рода представлений и идей. Именно: от веры в высшую реальность понятий; от веры в высшую реальность и ценность общества; от веры в высшую ценность вообще и в частности в общеобязательность моральной ценности (от веры в долг). Итак: личность единственна, неповторяема, бесконечно сложна, своеобразна, отрешенна, эмпирически ограничена. Именно в этих свойствах конкретная единственная личность является у Штирнера верховной ценностью и целью всего эмпирического учения.
https://politconservatism.ru/upload/iblock/caf/cafa9a.. Иван Ильин. Штирнер и анализ нравственной философии Гегеля. Из курса лекций «История этических учений (От софистов до Штирнера)»
https://pub.wikireading.ru/24564 Рябов Петр. «Единственный»: понятие и атрибуты личности в философии Макса Штирнера

 
Нас окружает мир привидений, в котором мы все являемся привидениями, «сущностями». Макс Штирнер
 
Работа должна была называться «Я». Это название затем было использовано для второй части книги.
Содержание книги
Работа состоит из двух частей, «Человек» и «Я». Первая часть предваряется введением, которое озаглавлено «Ничто — вот на чём я построил своё дело». Этой же фразой оканчивается её вторая часть. Книга открывается посвящением «Моей возлюбленной Марии Денгардт».
Первая часть состоит из глав «Человеческая жизнь» и «Люди древнего и нового миров». В первой главе рассматриваются три возраста человека: детство соотносится с земным, юношество — с небесным, духовным, идейным, а зрелость — с плотским, личным, эгоистическим интересом. Вторая глава делится на три раздела: «Древние», «Новые» и «Свободные». Древние люди — это дети, реалисты, язычники. Люди нового времени — мечтатели, идеалисты, христиане. Свободные — современники, всё ещё погружённые в предрассудки христианства. Древние стремились постигнуть мир, новые люди постигали бога. Гуманисты, подобно софистам, сделали свободной игру разума, а Реформация, как в древности Сократ, взялась за воспитание сердца, освободив его от доктрины христианства. Дух сделался свободным и жаждет исправить мир по своему усмотрению, чтобы искупить его.
Раздел «Новые» содержит три части: «Дух», «Одержимые» (также содержит части «Призрак» и «Помешательство») и «Иерархия». Дух — творец духовного мира, который существует только в своём творении. Он нечто другое, чем «я»: «Я — ни бог, ни человек, ни высшее существо[en], ни моя сущность». Нас окружает мир привидений, в котором мы все являемся привидениями, «сущностями». Признак «священного» — его чуждость. Над нами стоят истина, право, закон, добро, брак, общее благо[en], порядок, отечество, человечество, которые являются навязчивыми идеями. Нельзя освободиться от религии, не освободившись от морали, нравственности, человечности и бескорыстия. Внушённому противопоставляется собственное — то, чем можно распоряжаться по своему произволу. Иерархия — это господство мыслей, которое и есть господство духа. Философия — это всевластие духа. Диалектика Гегеля является триумфом духовного деспотизма и находится в полном согласии с протестантизмом, который стремится сделать всё мирское священным. Понятия решают всё, регулируют жизнь и господствуют в мире.
Раздел «Свободные» также содержит три части: «Политический либерализм», «Социальный либерализм» и «Гуманитарный либерализм».
Первая часть книги завершается примечанием.
Вторая часть состоит из глав «Принадлежность себе (Своеобразие)», «Собственник» и «Единственный».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Штирнер,_Макс

 

Изображение Макса Штирнера, сделанное Фридрихом Энгельсом 
Цитата из трактата "Единственный":
"Стоики хотели воплотить идеал мудреца, человека, преисполненного жизненной мудрости, человека, который умеет жить, то есть создать мудрую жизнь; источник этой мудрости они видят в презрении к миру, в жизни ограниченной, не ищущей расширения, в жизни без дружеского общения с миром, – в обособленной жизни, в жизни как жизни, а не как общении с другими: только сам стоик живет, все остальное для него мертво".
 
Связанные материалы Тип
Содом и сексология Дмитрий Косой Запись
мировоззрение содома Дмитрий Косой Запись
нация как феномен Дмитрий Косой Запись
гражданская свобода Дмитрий Косой Запись
Справедливость как миф Дмитрий Косой Запись