"Высшей степенью мудрости человечества является умение приспосабливаться к любым обстоятельствам" Дени Дидро
«есть противоречие между единичным человеком и его назначением, между внутренним назначением человека и его внешними силами» - противоречия нет, есть выбор "действия", и "выбор" этот закрыт от сознания, отражающего его. Помимо биопола, где имеются "потребности", действует и бесполое Тела, где напряжение реализуется внешне, и через объект сопротивления в эффекте потери Тела Матери, и потребности биопола достаточно ясны, половая и а-социальная, а бесполое Тела скрыто от наблюдения, что у Штейна и есть "назначение человека", и которое не зависит от внешних сил, кроме как приспособления к этим самым силам.Концепция либерализма предполагает свободу "сознания", и зависимость действия от него, но действие впереди сознания, и либералам не было ещё ясно почему, хотя сейчас имеются научные данные насчёт этого. Почему Руссо и выдумал общественный договор как общую волю, что конечно историческое недоразумение, но имеющее смысл если волю поставить впереди общественного договора, где и происходит уже связь с правом. "Под государственным устройством понимается организованное участие отдельной личности в определении государственной воли" - что такое "государственная воля" -- "Путин, и ворьё организующее расхищение казны", подобное состояние точно соответствует и концепции либерализма Штейна, но уже при либерал-фашизме, и Путин отдельнаяличность, и остальная "братва" чиновников организующих "общую"государственную волю. Может ли биопол погруженный в проблему реализации потребностей иметь назначение, нет, а бесполое Тела это "назначение" имеет внутри себя, и оно скрыто от всего внешнего, действующая толпа только вскрывает его. Бесполое Тела является источником права, как стоящее в основании индивида, и отсюда имеется хаос только, и что не зависит от экономического положения граждан, если "назначение" закрыто для "воли", и где нет права. Капитолий брали граждане демократического государства, поэтому и в России только диктаторы эффективны. "Социальное государство" - неправильное имя, суверен не имеет признаков, как внутри, так и снаружи, а если имеет, значит уже не суверен, и не государство, а империя, и не прежняя уже, а либерал-фашизма если только, Чубайс верно определил РФ как либеральную империю, но забыл ориентацию новой империи, что без сословий, и где толпа уже "господствует", под которую и развивают бурную деятельность новоиспечённые диктаторы. Понятие "суверенное государство" и имеет задачу перераспределения суверена от гражданина к чиновнику, и поэтому к суверену добавили также признак "суверенитет", и разумеется это понятие бессмысленное вообще-то. Чиновники не олухи, они правильно изменяют язык в творчестве своём, иначе невозможно водить за нос толпу. Штейн хороший писатель для толпы, и естественно многое подсказал как надо языком ворочать, и со"смыслом". Сувереном является гражданин, а государство - "представление" его, а сейчас "государство" - это идеология, где пустое представление возвели уже в религиозное понятие, и вносят его уже в толпу как важное сообщение. Имеет ли в мире сейчас государство суверена, нет, всюду пробавляются подачками, где нет гарантии правовой, и вещающие о России из-за границы скорееидиоты, если голова занята пустыми понятиями, а не сувереном.
Л. фон Штейн начинает с того, что «величайшее противоречие, представляемое жизнью нашей планеты, есть противоречие между единичным человеком и его назначением, между внутренним назначением человека и его внешними силами». Исконным предназначением человека является стремление к господству над окружающим миром, к обладанию всеми умственными и вещественными благами. Но единичный человек ограничен в его реализации условиями своей жизни. Первым этапом разрешения этого противоречия является возрастание числа людей. Но простая совокупность людей будет ничто иное, как бесконечное повторение одного и того же основного противоречия. Необходимо, чтобы эта совокупность сама «существовала для отдельной личности». Такую совокупность личностей Л. фон Штейн называет общежитием. Потребность в общежитии у человека вызвана «роковым последствием» его внутреннего назначения. Целью общежития является личность, поэтому жизнь общежития и личности однородна. Всякая индивидуальная жизнь, по Л. фон Штейну, наделена самоопределением, которое посредством воли проявляется наружу в действии. Поэтому общежитие также имеет самостоятельное, независимое от личности существование и самостоятельную волю, ведь только воля служит выражением единства, только с помощью воли может обнаружиться действие как способность самоопределения. Это наводит философа на сущность государства: «с такой самостоятельной волей общежитие является нам в той форме человеческого существования, которая носит название государства». Объектом воли государства, который, хотя и подчиняется, но, тем не менее, сохраняет свою собственную жизнь, является самостоятельная жизнь всех личностей: «эта жизнь вполне подчинена государству и его воле, когда последняя налицо; но она, однако же, не исчезает в этой воле, а действует и движется по своим собственным законам». Это есть общество. Таким образом, человеческое общежитие содержит в себе два элемента: вопервых, государство как выражение общей воли; и во- вторых, общество как «органическое единство человеческой жизни, обуславливаемое распределением имущества, приводимое в движение системой потребностей и, при посредстве семьи и права, связанное с определенными родами». Будучи двумя различными формами человеческого существования, государство и общество, по Л. фон Штейну, являются двумя жизненными элементами всякого человеческого общежития. Полная гармония между государством и обществом, как полагает Л. фон Штейн, недостижима для человека, и государство, и общество стремятся к своим собственным целям, и каждое из них имеет свой собственный принцип. Далее Л. Штейн определяет основный принцип деятельности государства, на котором и будет построена вся теория социального государства. Принцип государства состоит в том, что развитие отдельных личностей, составляющих его, становится степенью развития самого государства. Объясняется это тем, что государство – это совокупность воль и действий всех отдельных личностей, высшая личность, предназначенная к высшему развитию. Влияние Гегеля здесь очевидно. Но это назначение может быть исполнено лишь при условии, что государство будет посредством своей власти способствовать развитию, здоровью, богатству, могуществу всех отдельных личностей. Иными, словами, действуя на пользу всех и каждого, оно действует и на свою собственную пользу: «нужда отдельной личности есть также нужда государства и, помогая ей, государство помогает самому себе». Л. фон Штейн выделяет два условия осуществления государственного принципа. Первое условие – это всеобщность государственного устройства и свобода для каждой отдельной личности. Под государственным устройством понимается организованное участие отдельной личности в определении государственной воли, а под свободой – право отдельной личности на это участие. Второе условие – это деятельность государства, которая проявляется форме государственного управления. Своей «чистейшей формы» государственное управление, по мнению автора, достигает лишь в том случае, «когда единственной задачей своей деятельности оно делает жизнь всех государственных граждан», и, напротив, оно «тем хуже, чем больше число и нужда тех, которых оно оставляет в пренебрежении, и тем совершеннее, чем полнее оно может доставлять всем средства к высшему личному развитию». Когда государственное устройство и государственное управление идут наперекор человеческой личности и ее назначению, когда государство живет только для себя и своей собственной личности, государство гибнет. Но пока существует хотя бы один пункт, «на котором государство держится своего высшего назначения, до тех пор возможна жизнь и есть надежда на улучшение». С учетом этого принципа идеальной формой государства является монархия, «самое чистое выражение самостоятельного личного государства». Однако наряду с принципом государства в человеческом общежитии действует еще один принцип – принцип общества, имеющий противоположную направленность. Как и государство, общество берет свое начало в потребности отдельной личности и как государство, служит ее назначению. Однако общество делает это принципиально иным методом: если государство связывает отдельные личности в личное единство, то общество соподчиняет одни личности другим. «Государство стремится к осуществлению человеческого назначения путем единства, общество стремится к той же цели, но только с помощью индивидуальных сил». Но так как своими индивидуальными усилиями человек не может достигнуть многого, то для достижения своего назначения он старается привлечь силы других людей, овладевая ими и обращая их на свою личную пользу. Иными словами, общество предполагает использование других людей для достижения своих целей. Следствием этого становится зависимость одних людей от других. Основанием этой зависимости служит обладание средствами, делающими возможным подчинение одной личной жизни другой. Приобретение таких средств становится жизненной задачей каждой личности. «Этим-то путем приобретение, собственность и зависимость получают свое истинное значение, обращая общежитие в общество». На этом пути каждая личность стремится занять как можно более высокое положение в обществе. Таким образом, создается самостоятельность одного и зависимость другого. Эта деятельность и выступает движущим элементом общества. Формы ее разнообразны, но общим началом является сознание того, что эта деятельность дает человеку средства к личному совершенству и подчинению других, то есть к интересу. Именно интерес и составляет принцип общества. Образуя «кристаллизационный пункт жизненной деятельности каждой отдельной личности в ее отношениях к другим (в подчинении одних личностей другим)», интерес составляет «средоточие всего общественного движения». Основываясь на категории интереса, Л. фон Штейн вплотную подходит к пониманию социальных классов, показывая, что интересы тех, кто, в силу своей собственности, держит других в зависимости, не только противоположны интересам тех, кто подчинен, но эти интересы являются общими у представителей одного класса. Поэтому все вопросы в обществе могут быть сведены к интересу собственности или труда, а форма общества определяется распределением собственности и отношениями зависимости. Такова система общественного организма, в основе которой лежит принцип общества – интерес. Принцип государства и принцип общества прямо противоположны друг другу. Принцип государства состоит в возвышении личностей к свободе, к полнейшему личному развитию и носит в этом смысле альтруистический характер. Принцип же общества, основанный на эгоизме, заключается в подчинении одних людей другим, в совершенствовании первых за счет вторых. Эти два противоположных полюса человеческого общежития взаимно отталкивают друг друга и борются между собой, их противоположность присутствует во всей жизни общества, во всех жизненных явлениях. Но противоположность принципов не приводит к взаимоуничгожению общества и государства, так как и общество и государство имеют единую основу – личность. «Они связаны между собой весьма тесно, их отношение, хотя и противоречивое, объединяется высшим началом» – совершенствованием человеческой личности. Тем не менее, вся жизнь общежития проходит в борьбе между обществом и государством. Каждый из двух элементов стремится взять верх над другим: с одной стороны, «чистое понятие государства, как общей личности, обнимает совокупность всех отдельных личностей без всяких различий: перед лицом отвлеченного государства все личности одинаково равны и свободны». С другой стороны, эти же личности образуют общество, однако их совокупность «ни есть равная и не может мыслиться как равная». Противоположность между принципом государства и принципом общества, существующая в каждом общежитии, проявляется в существовании класса имущих, находящегося в гармонии с государственной идеей благосостояния его граждан и класса неимущих, существование которого противоречит этой идее. Для того чтобы уничтожить это противоречие, причиной которого является зависимость низших классов, государство должно провозгласить основным началом государственного устройства равенство публичного права и сделать поднятие низших классов главной задачей государственного управления – это и есть, по сути, провозглашение новой роли государства в истории человечества.
Однако, замечает Л. фон Штейн, такие меры ставят государство в противоречие с общественным порядком вообще и с общественным положением господствующих классов в особенности: если восторжествует стремление государства, то господствующий класс не только утратит свою власть, но и сам же, будучи самым богатым классом, должен будет за свой счет доставить государству материальные средства для поднятия низших классов. - Поэтому господствующие классы всегда являются естественными противниками государственной идеи. Л.Н. Кочеткова. Теория социального государства Лоренца фон Штейна