ДИАЛОГИ О РАССУДОЧНОЙ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ
— Михаил. А на чем основывается причастность 'рассудочной диалектической логики' (РДЛ) к диалектике? — Всё просто. РДЛ описывает развитие мысли при том, что источником самодвижения мысли является противоречие. Тогда как диалектика, если схватить её суть - это учение о противоречии, как источнике самодвижения и развития какого-либо объекта, явления, вещи, отношения, процесса, системы материальной или идеальной.
— Булат. 1. Интересная позиция. Здесь есть нечто похожее с тем, что случилось в физике, где сначала (в классической физике) рассуждали об абсолютном пространстве и времени и как бы субъект был не нужен, а потом - в неклассической физике - субъект (система отсчета, приемник) стал существенным элементом теории.
2. С другой стороны, под диалектикой, насколько мне удается понять ее значение у Платона и Аристотеля, понимается рассуждение, основанное на формальной логике, но учитывающее все возможные точки зрения. Понятно, что все возможные точки зрения на данный предмет всегда можно редуцировать к дилемме - А и не-А. Поэтому диалектика (что следует также из этимологии слова) есть просто способ обозрения всех возможностей говорить о предмете. По-моему, Ваша "рассудочная диалектическая логика" есть возможная формализация такого понимания.
— Михаил. Хочу добавить то, как формальная логика служит основанием для метафизических выводов, так и диалектическая логика (РДЛ) связана с диалектической гносеологией в качестве диалектической логики в широком смысле. Плюс РДЛ усиливается также и аппаратом категорий диалектики.
— Булат. 1. Я бы не стал так однозначно разделять метафизику и диалектическую гносеологию. Такое противопоставление есть нечто искусственное, созданное творцами диалектического материализма. "Метафизика" стала ругательным словом только под пером Энгельса, который вообще любил оценочные противопоставления.
2. Метафизика - это и есть собственно философия, "мета та фюсика"
- "то, что после физики", или "то, что сверх физики". Метафизика (собственно философия) по смыслу соотносится не с диалектикой, а с частными науками. Dixi, Actuspurus
— Игорь. Мне непонятно, почему новое значение термину «метафизика» приписывают Энгельсу. Только что, на днях был спор в ЖЖ в том числе и на эту тему (Губин В.Б. Философия как наука). «Старая метафизика» употребляется в смысле названия логики у Гегеля в самом начале его «Науки Логики». Именно Гегель там же и разделил логику на «метафизическую» и «объективную» (читай диалектическую). Не только разделил, но и противопоставил.
— Булат. 1. Я согласен с Вами, у Гегеля противопоставление "старой метафизики" (вся философия до Гегеля) и "спекуляции" (под которой он понимал не диалектическую философию (т.е. отрицательно-разумное, т.е. такое, которое только расчленяет предмет на противоположные стороны, но еще не может синтезировать), а положительно-разумное, как такое постижение при котором противоположности усматриваются в некотором единстве. Последнее мы собственно и привыкли называть, благодаря марксистам "диалектикой", "диалектической философией", но по терминологии Гегеля следовало бы говорить не о диалектическом, а спекулятивном. По этому поводу у нас на сайте уже были дискуссии, где, в частности, я указывал, что Гегель под "диалектикой" всегда имеет в виду диалектику Платона и Аристотеля, т.е. такую, которая сохраняется в рамках формальной логики, более того, опирается на нее.
2. Думаю, слово "спекуляция" не нравилось марксистам и они решили, что термин "диалектика" звучит более благозвучно. Собственно, моя претензия к Энгельсу и к марксистам вообще состоит в том, что они спутали карты. Получается, согласно им, что есть некая старая метафизика без диалектики и некая новая диалектическая философия. А как же быть с Платоном и Аристотелем, которые собственно этот термин "диалектика" и запустили в философский оборот?
3. Если быть точным, все, что марксисты называют "диалектическим материализмом" должно называться "спекулятивным материализмом", поскольку диалектической является любая философия, поскольку она рассматривает разные точки зрения на предмет, в том числе и противоположные.
4. Исходя из самой этимологии слова "диалектика" и то, как этот термин употребляется у Платона и Аристотеля, явствует, что под "диалектикой" понимается такое рассмотрение предмета, при котором исследуются все возможные точки зрения на него. Диалектическим оказывается просто полное исследование предмета, в том числе даже с позиции ложных воззрений на него, но вполне в пределах формальной логики (еще бы это было не так, если Аристотель вообще стал "отцом" формальной логики). Ведь разные (в том числе противоположные) точки зрения на предмет есть не само противоречие предмета, но только нашего воззрения на него. Диалектика и занимается такими воззрениями.
5. Другое дело, что Гегель считал, что противоречие, которое мы обнаруживаем при диалектическом рассмотрении предмета есть не просто некое несовершенство нашего способа рассуждения о предмете, несовершенство наших средств познания, а сама реальность этого предмета. Гегель считал, что противоречие реально, с чем конечно не согласились бы ни Платон, ни Аристотель.
— Михаил. Получается, Булат, что Вы ещё больший радикал, чем я. И это мне импонирует. Из Ваших рассуждений вытекает, что сферой приложения диалектической логики как раз и является собственно рассудок, а в сфере разума действует не платоновско-аристотелевская 'диалектическая логика', а гегелевская 'логика спекулятивная'. Не так ли? Тогда имеем три логики: формальная, диалектическая и спекулятивная (в порядке гипотезы).
— Булат. 1. Я бы сказал, что диалектика остается в рамках формальной логики. Поэтому логики все-таки две: формальная и спекулятивная.
2. В формальной логике диалектика выступает способом вычленения различный точек зрения на предмет, но сама не является движущим методом развития самого содержания. В формальной логике диалектика используется только как подчиненный метод, для выяснения, выявления противоположностей и основанных на них противоречий, которых следует избегать. Ведь для того, чтобы не допускать противоречий их надо выявлять. Иначе говоря, диалектика в формальной логике - это метод выявления возможных противоречий. И насколько я помню, Аристотель в своей "Топике" развивает именно такое понимание диалектического (Аристотель, Соч. в 4-х томах, М., 1978, стр. 349):
"Цель этого сочинения — найти способ, при помощи 18
которого мы в состоянии будем из правдоподобного
делать заключения о всякой предлагаемой проблеме
и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаи- 20
ваем какое-нибудь положение. Прежде всего, ко-
нечно, следует сказать, что такое умозаключение и ка-
ковы его виды, для того чтобы понять, что такое диа-
лектическое умозаключение, ибо об этом идет речь
в настоящем исследовании.
Так вот, умозаключение есть речь, в которой если 25
нечто предположено, то через положенное из него
с необходимостью вытекает нечто отличное от поло-
женного. Доказательство имеется тогда, когда умозак-
лючение строится из истинных и первых [положений]
или из таких, знание о которых берет свое начало
от тех или иных первых и истинных [положений].
Диалектическое же умозаключение — это то, которое зо
строится из правдоподобных [положений]. Истинные
и первые [положения] — те, которые достоверны не 18
через другие [положения], а через самих себя. Ибо
о началах знания не нужно спрашивать «почему», 20
а каждое из этих начал само по себе должно быть до-
стоверным. Правдоподобно то, что кажется правиль-
ным всем или большинству людей или мудрым — всем
или большинству из них или самым известным и слав-
ным..."
Получилась несколько пространная цитата, но из нее явствует, что Аристотель отличает собственно истинное умозаключение от правдоподобного. Первое не может быть разноречиво, противоречиво, ибо основано на истинных положениях. Истина - одна. Последнее, может быть противоречивым, поскольку мнений людей много.
Как раз Ваше построение рассудочной диалектической логики (РДЛ) я и понимаю как формализацию диалектической стороны формальной логики (вот такой каламбур). Или попросту говоря, РДЛ, которую Вы развиваете, есть дополнение к формальной логике (ФЛ), как бы замыкание до полноты - сама ФЛ есть положительное, взгляд изнутри, а РДЛ есть отрицательное, взгляд извне.
3. Собственно, спекулятивная логика должна была бы получать положительное содержание из самого диалектического движения. Переходить от обнаруженных противоречий к новому содержанию.
--
Комментарии
К ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИИ ЭДЛ
(Об исполнимости требования о соответствии изложения ЭДЛ диалектике естественного рассуждения)
Принцип субъектности. Противоречить разрешено только собеседнику, а не самому себе.
Уточняю. Разрешено противоречить собеседнику в процессе совместного рассуждения. Запрещено противоречить себе, опять же, в ходе реального диалога.
И второе, элементы, формы "совместного рассуждения в реале" переносятся в план внутриличностной коммуникации при решении какой-либо проблемы.
Тетье. Разрешение противоречия в совместном рассуждении состоит из пяти частей:
- возникновение противоречия;
- его развитие;
- созревание;
- обострение;
- снятие.
Четвёртое. Субъект это иррациональный элемент в рациональной логической системе. Причём иррациональность проявляется в способности собеседников генерировать уникальный содержательный текст. В нем целый букет, состоящий из элементов случайности, факультативности, эвристичности. Как только текст сгенерирован, - он обездвижен, фактичен, догматичен и неизменяем. Иррациональность субъекта рассуждений купируется в свершившемся тексте состоявшегося/прекращенного обсуждения.
Так и в изложении ЭДЛ - исходный предмет диалектичен, а текст (теоретическая модель) догматичен, неизменен в конечной публикации, демонстрирует обездвиженный предмет.
Так и происходит в режиме прозрачного, а не чёрного ящика.
Только, оппонент видит перед собой и критикует некий уже сформированный текст. Но не видит нужную терминологию и возражает: "Нет. Не переносятся. Если бы переносились, я бы это увидел по используемой терминологии. Но я не вижу. О чём и говорю", (c).
Например, термит "когнитивистика":
В ЭДЛ нет термина "когнитивистика", ибо она логическая модель, а не психологическая.
***
ЦЕННОСТЬ И ОЦЕНКА В ЭДЛ
//vlopuhin, 19 Июнь, 2025 - 19:41, ссылка
По моему это одно и то же//
Ценность это некоторое благо, а оценка - рефлексия над чем-либо. Поэтому разные вещи.
Однако А.А.Ивин определяет оценку (оценочное высказывание), опять же, через ценность:
"Крупным недостатком современной теории аргументации является то, что в ней почти не уделяется внимания ценностям и выражающим их оценкам. По старой ошибочной традиции оценки истолковываются как частный случай описаний, не представляющий самостоятельного интереса (А.А. Ивин. Ценности и целевое обоснование. В кн: "Мысль и искусство аргументации" // М. 2003, стр.43-57)
"Оценочное высказывание – высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, дающее ему оценку" (А.А.Ивин. Словарь по логике).
Так что, Вы в хорошей компании.
Примечание. Гриненко Г.В. в статье "Аргументация и коммуникация" упомянутой книги ("Мысль и искусство аргументации") описывает структуру диалога, служащую аналогом формулы диалога в ЭДЛ.
--
--
Возражаю не только потому что не вижу нужную, но и потому что на месте нужной вижу неправильную. Две причины, не одна.
При описании внутреннего диалога неправильно говорить, что это диалог между двумя субъектами. Значит вместо слова "субъект" должно было быть использовано какое-то другое слово.
"Значит вместо слова "субъект" должно было быть использовано какое-то другое слово". — Тоже субъект (квази-субъект).
Аналогичное требование можно предъявить к термину субъект в структуре высказывания:
A: S(s-p).
В составе пропозиции (s-p) присутствует стандартный субъект суждения "s" (то, о чём мыслится в предложении). Плюс "субъект S", высказывающий данную мысль.
--
Когда используется новое слово, надо объяснять, что оно значит. То есть давать ему диалектическое определение, выявив образующие смысл существенные противоречия.
Мнение: Конкретно "квази-субъект" неподходящее в этом месте слово.
Если бы вы были человеком из русской культуры, вы бы называли это "подлежащее". В таком слове кроется большой смысл, потому что подлежащее может описывать вовсе не субъекта.
Подлежащее это термин лингвистики, а не логики.
Подлежащее (в грамматике) — это главный член предложения, который обозначает предмет речи. То есть, то, о чём идёт речь в предложении.
В логике "субъект" - это термин, который обозначает предмет мысли, а не предмет речи. Предмет мысли и предмет речи - два разных понятия. Предметом мысли может быть не только живое существо, поэтому логический субъект описывает помимо человека другие объекты.
Понятие "субъект" в гносеологии и онтологии не новое слово. Имеет общеизвестное значение деятельного существа: познающего что-либо, мыслящего о чём-либо. Субъект дисциплины "традиционная формальная логика" и субъект дисциплины "гносеология" живут своей самостоятельной жизнью и не конфликтуют друг с другом.
Так случилось, что одно наименование "субъект" из разных областей знания пересекаются в структуре высказывания ЭДЛ. Различаю в написании строчного "s" и прописного "S".
--
Семь "Я" субъекта рефлексии
Что я знаю о себе? Во мне уживаются семь "Я", которые я контролирую в режиме обращения к себе как к "Ты" (рефлексия).
Имеем, рефлексивный переход "Я - Ты". Рефлексирование по поводу "Объекта R". Схематично это будет выглядеть так:
где "Я" - Иванов, Петров, Сидоров.
"Ты" - мой внутренний собеседник (квази-"Я" или оппонент по вчерашней дискуссии на научной конференции, или дебатах в парламенте, прениях в судебном заседании, с которым продолжаю по горячим следам мысленный диалог; подбираю не высказанные аргументы задним числом; продумываю ходы за противника в шахматной партии).
R: Яэ, Яо, Яв, Яи, Ял, Яч, Ят, где
Яэ - Субъект вопрошающий (эротетический);
Яо - Субъект оценивающий;
Яв - Субъект волящий (побуждающий, требующий, молящий, советующий);
Яи - Субъект изъявляющий (локуции по Остину и Сёрлу);
Яп - Субъект понимающий;
Яч - Субъект переживающий (чувствующий);
Ят - Субъект трансцендирующий.
Рефлексия - сёрфинг, самопроизвольное перемещение с одной позиции своего "я" (из семи перечисленных) на другую. То есть это не рекурсия в бесконечность, а относительно замкнутое движение по кругу через фиксированные позиции.
***
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭДЛ (Уточнения)
Концепция Элементарной диалектической логики (ЭДЛ) ориентирована на совместное рассуждение собеседников, заинтересованных в разрешении проблемы. На пустом месте, где нет проблемы, дискуссия не возникает.
ЭДЛ противопоставляется традиционной формальной логике, которая запрещает противоречие в рассуждениях, оперирует продуктивным противоречием и рассматривает развитие мысли через противоречие высказываний.
Основные принципы
Некоторые авторские принципы ЭДЛ:
• Принцип субъектности. В структуру рассуждения вводится понятие «субъект рассуждений», который в реале генерирует высказывания (суждения, вопросы, оценки, императивы).
• Принцип транзактности. Наряду с истинностным значением от высказывания к высказыванию передаётся смысловое значение. А именно,
• Смысловое значение того, о чём говорится или того, что говорится о предмете, становится содержанием ответного высказывания
• Принцип «противоречить разрешено». Однако противоречить разрешено в совместном рассуждении только собеседнику, а не самому себе со своей сформировавшейся глубоко эшелонированной позицией.
--
Принцип «противоречить разрешено».
**Принцип «противоречить разрешено».**
Противоречие есть противоположность, которая задевает больше пластов смысла и может служить мощным инструментом для выявления глубинных истин. В рамках этого принципа, противоречить разрешено и даже поощряется, поскольку оно помогает:
- Быстрее достигнуть ясности и устранить противоречия в рассуждениях.
- Провоцировать переосмысление своих позиций и точек зрения.
- Систематизировать и углубить понимание предмета обсуждения.
Важно отметить, что противоречие в этом контексте допускается в отношении собеседника, и внутри собственной сформировавшейся позиции. От мысли что я не понимаю я больше понимаю его непонимание . И от мысли что он не понимает я начинаю понимать больше.
Я просто когда вижу что не понимает он больше начинаю понимать, что я не понимаю.
Сравнивание непонимания есть отличие которое может привести к истине.
Прим. ИИ
Важно: противоречить можно как собеседнику, так и собственной устоявшейся позиции. Когда я не понимаю, я лучше осознаю его непонимание. А когда он не понимает, я начинаю понимать больше.
Разумеется, противоречить можно и "собственной устоявшейся позиции". То есть подвергнуть ревизии и собственную устоявшуюся позицию. Сделать подобную экзекуцию даже в публичном пространстве.
Только это будет разговор с самим собой. В смысле, я себе доказываю, а не "я себе уже всё доказал, (с) Высоцкий".
Есть два плана совместного рассуждения: внутренний и внешний (в реале). И в том, и в другом случае средства рассуждения одни и те же. Причем внутреннее рассуждение заимствует их (инструменты рассуждения) из межличностного диалога.
--
А фиг его знает. А я думаю. А может это не так . А ты как думаешь? Может быть, но если бы. Я раньше тоже думал так. Но вдруг это не так? Но вот ты подумай как я. Давай вместе подумаем в чём я не прав.
Подумаем над фразой "в чём я не прав" или над тем, что стоит за этой фразой? Но тогда его нужно предъявить на рабочий стол дискуссии в виде каких-то конкретных тезисов.
--