На Политфоруме я открыл тему с одноименным названием. Смысл этой темы такой. Я осмысливаю все основополагающие дилеммы в восприятии действительности, а именно:
красота - безобразие,
добро - зло,
истина - ложь,
жизнь - смерть,
и прихожу к выводу, что абсолютной должна быть дилемма "жизнь - смерть", остальные дилеммы должны быть относительными. Но поскольку современное общество абсолютизирует дилемму "добро - зло", то этой дилемме я уделяю особое внимание.
В книге одесского ученого Г. П. Гребенника «Проблема отношений политики и морали» (Одесса, 2007) речь идет о противоречии между точками зрения, провозглашающими приоритет либо политики над моралью, либо наоборот – морали над политикой. Если макиавеллистский принцип провозглашает, что «в политике моральный абсолютизм не имеет права на существование» [Г.П.Гребенник, с.25], то «категорический императив Канта, наоборот, требует безусловного подчинения политики морали» [с.26].
› Видео
Теодицея (оправдание Бога в существовании мирового зла) волнует также и атеистов. Только для них - это логическая игра в подборе вариантов "оскорбления" Бога.
› Видео
Может ли идеальное законодательство остановить возможность всякого зла? Не в этом ли смысл закона как такового - быть способным ограничивать зло? Понятно, что в задаче двух людей - закон может ограничить всякое зло. А в задаче трех людей ( "трех тел")?
› Видео
В зависимости от решения этого вопроса существенно изменяется понимание этики как таковой. Если возможна этика отдельного изолированного индивида (этика человека по отношению к самому себе), то это означает, что этика - не социальная дисциплина, а онтологическая. В этом направлении размышляет, например, Хайдеггер.
› Видео
Продалжаем разработку темы этики (начало смотри здесь). На этот раз мы обсуждаем этику добра, контуры которой мы сформулировали на других семинарах нашей теологической лаборатории.
› Видео
Краткое резюме наших исследований по проблеме реализации идеалов. Дело в том, что уже экономический обмен есть начало нравственности, согласно нашему определению добра как намерения принести пользу. Но здесь есть серьезный разговор об корыстности этого "добра" в экономическом обмене.
Для меня статья Паульмана Валерия Федоровича «Почему?», на которую указал Владислав Фельдблюм, интересна тем, что стимулирует мысль. В ней речь идет о том, почему при всех стараниях, потугах, мерах мягких и жестких, обычных и чрезвычайных зло, беды из жизни не уходят, более того – растет их количество и ужесточается их качество.
› Видео
Обсуждается различение пары "Благо и зло", где зло понимается как недостаток блага и пары "добро и зло" в этическом, поведенческом смысле. Состоялся 09.11.12.
Докладчик: Гатиятуллин Булат (actuspurus):
Напомню основные тезизы . Эволюция это потенциальный код , организующий Законы основания. Законы основания описывают потенциальный модус Материи , они есть сущность , содержание. Реальным модусом выступает форма или более конкретно – информация. Поскольку Законы основания относятся к потенциальному модусу , то Эволюцию можно описывать как идею , организующую потенциальное бытие. Вероятностный отбор переводит «потенциальное бытие» в Реальность.
Наша цель проверить как эти абстрактные принципы работают на уровне Социума и Морали.