Излагаемое здесь не классический экзистенциализм, типа Хайдеггеровского подхода с его различением «сущего» и «бытия», первичностью «бытия», с отношением человеческой сущности к «истине бытия» постольку, поскольку принимается объективное существование мира вне человеческого сознания, которое в дальнейшем трактуется как сущее.
› Цитата
Отсюда видно, что у каждого живого тела есть господствующая энтелехия, которая в животном есть душа; но члены этого живого тела полны других живых тел, растений, животных, из которых каждое имеет опять свою энтелехию, или господствующую душу.
› Цитата
Если бы хотели назвать душой все, что имеет восприятия и стремления в том общем смысле, как я только что пояснил, то можно бы все простые субстанции, или сотворенные монады, назвать душами; но так как чувство есть нечто большее, нежели простое восприятие, то я согласен, что для простых субстанций, имеющих только последнее, достаточно общего названия монад и энтелехий, а что душами можно называть только такие монады. восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью.
› Цитата
И здесь картезианцы сделали большую ошибку, считая за ничто несознаваемые восприятия. Это же заставило их думать, будто одни лишь духи бывают монадами и что нет вовсе душ животных или других энтелехий; поэтому же они, разделив ходячие мнения, смешали продолжительный обморок со смертью в строгом смысле.
› Видео
Есть ли душа - сущность, сам феномен или только эффект, некоторый аспект живого, эпифеномен? Душа, дух, личность, индивидуальность. Мы учреждаем себя как некоторую субстанцию души. Но чем является для нас это учреждение - констатацией реальности или упорство в иллюзии?
Поскольку в философской секции часто встречаются вопросы о том, что такое человек, какова его природа, попробую изложить своё видение, основанное на религиозном представлении о человеке и на современных данных психологии, в том числе зоопсихологии и сравнительной психологии. Ведь говоря о природе человека, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой его сходства и различия с животными.
Существуют разные религиозные концепции человека, но мне близка христианская, где человек выступает как триединство: тело-душа-дух.
От атома до галактики
Интегральное общество – это единая система, функционирующая по принципу жизнедеятельности живого организма. Выпадение хотя бы одного мельчайшего элемента из общей взаимосвязи системы лишает ее силы, так же как болезнь одной клетки нарушает здоровье всего тела. Сегодня мы существуем как маленькая, больная клетка – а должны жить как единый, здоровый организм.
«Век живи - век учись»
Этюд 4. Я – пуп земли!
Пуп Земли? — космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях.
Я - человек (полный текст по ссылке)
(Ссылки сохранены во вложенном файле)
«Я – человек, Ваше Сиятельство!»
Н.В.Гоголь
Я – человек. Я состою из рёбер,
Из бронхов, из волокон и костей.
Хотя это не совсем верно, но, для упрощения изложения, далее мы не будем различать человека и его душу, человека и его разум, т.е. не будем говорить о понятии и развитии псюхе или нус в человеке. Мы будем говорить об обобщённом человеческом уровне существования.