Первоначало больше и полнее, чем то, что мы знаем как сущность; оно стоит выше души, выше чувств и выше разума, и нельзя смешивать их с нею. В божественном вдохновении мы только видим мировой дух, видим эту первосущность, но не можем выразить этого словами.
Душа ниже мирового духа. Душа — создатель всего живого. Душа — творец Луны, Солнца и всего видимого мира. Душа порождена мировым духом. Душа имеет две стороны: одна обращена к духу, другая — к внешнему миру. Движение той части, что обращена к внешнему миру, направлено вниз. В этом движении душа порождает свои воплощения — природу и чувственный мир. Этот мир — убежище прекрасного и доброго. Этот мир несколько хуже мира мыслимого. Душа творит мир из божественных воспоминаний и во время этого сотворения она оказывается падшей. Чувственный мир хорош настолько, насколько возможно, и не следует недооценивать то прекрасное, что мы воспринимаем при помощи наших чувств.
Материя создана душою и не обладает какой-либо своей самостоятельной реальностью. Каждая душа в предначертанный ей момент входит в соответствующее тело. Цель души при этом не порождается разумом, а скорее напоминает похоть. Покинув тело, душа, если она грешна, должна вселиться в другое тело. Если в этом рождении ты убил свою мать, то в будущем рождении ты будешь женщиной и будешь убит своим сыном. У греха есть возмездие. Наказание грешника заключается в беспрерывных мучениях. Вспоминаем ли мы об этой жизни после смерти? Да, воспоминания относятся к этой жизни. Истинная жизнь наша — это вечность. По мере того как душа продвигается к вечной жизни, она забывает жену, детей, друзей и т. д. и в конце концов, забыв все относящееся к этой жизни, погружается в мысли о духовном мире. Тогда в ней не остается больше воспоминаний об индивидуальности, и душа сливается с мировым духом. Это слияние не происходит путем исчезновения души, ибо мировой дух и душа одновременно и два и одно.
Поскольку наше тело не бессмертно, постольку и мы полностью не бессмертны. По мнению Плотина, душа не есть ни материя, ни форма. Сущность души, ее содержание— вечно.
На вопрос о том, почему из чистоты духовного мира душа переселяется в тело, Плотин отвечал: «благодаря голоду». Душа размышляет над внутренним своим содержанием, и у нее возникает желание породить что-нибудь; это переселение возможно благодаря сосредоточению на внешней стороне, а ие на внутренней. Музыкант сначала складывает мелодию в голове, а потом выражает желание сыграть ее на музыкальном инструменте. Желание души о'тчасти напоминает это. В результате стремления души к сотворению возникает ядовитый плод. Пока душа обитает в чистом мире сущности, не происходит ее отделения от других душ. Когда же душа соединяется с телом, ей приходится управлять низшей по сравнению с ней материей, в результате чего происходит отрыв ее от других душ. Душа становится узником тела. Только у тех немногих людей, которые под влиянием божественного вдохновения некоторое время созерцают божественное бытие, душа на миг становится свободной.
Наша жизнь в этом мире свидетельствует о мудрости деятельной, сложной всеобъемлющей и глубокой. Мир — это прекрасное, чистое воплощение духовного божественного начала. Мир не может быть одновременно и оригиналом и копией, и поэтому мир не оригинал, а копия. Мир не может быть одновременно и реальным и нереальным. Было бы ошибкой называть мир несовершенной копией. При сотворении мира было использовано все прекрасное, что возможно в материальном мире. Ничто не составило исключения. Плотин уделяет миру духовному больше внимания, чем миру внешнему. Когда мы обращаем свой взор внутрь, то созерцаем мировой дух, когда же переводим взор свой вовне, то созерцаем несовершенный чувственный мир.
Постепенно в области философии были полностью оставлены все попытки понять внешний мир, и все усилия философов были сосредоточены на усовершенствовании души. Греческая философия, возникшая из детского интереса к познанию внешнего мира, привела к созерцанию мира внутреннего. Развитие науки приостановилось. Философия Плотина — это конец греческой философии и начало философии христианской.
Философия не может развиваться в узких рамках мышления.
Рой. История философии. Плотин
http://philosophystorm.org/dmitrii_kosoi/5120 ПЛОТИН. О БЛАГЕ, ИЛИ ПЕРВОЕДИНОМ.