НЕОПЛАТОНИЗМ О РЕЛИГИИ — представления о религии, сформировавшиеся в 3-5 вв. в рамках неоплатонизма — последнего этапа развития античного платонизма, вобравший в себя также многие идеи Аристотеля, пифагорейцев, стоиков. У истоков неоплатонизма стоял учитель Плотина Аммоний; после Плотина наиболее значимыми мыслителями оказались Порфирий (систематизировал его сочинения), Ямвлих и последний крупный античный философ Прокл. Неоплатонизм, подводя итог всей истории античной философии, должен был оказаться и завершением философского осмысления язычества. В этой связи в неоплатонизме сложилось такое понимание цели и задач философии, которое было близким религиозному мировоззрению. Занятие философией предполагало духовное обращение, а философ выступал по отношению к слушателям прежде всего как наставник. Собственно теоретические построения в неоплатонизме также требовали религиозно-мифологической интерпретации, поскольку они формировались в эпоху напряженных поисков новой религиозности, в частности, в спорах с христианами и гностиками (см. Гностицизм). Так, учение об эманации противопоставляет неоплатонизм христианскому креационизму, а в полемике с гностиками Плотин развивает учение о присутствии Бога в душе человека и в мире. Бог таков, каким мы открываем его в своей внутренней жизни, убежден мыслитель. Центр теоретической философии Плотина составляет учение о бесконечном Абсолюте (Едином), завершающем иерархию трех высших бестелесных ипостасей (Единое, Ум, Душа). Единое трансцендентно, поэтому оно может характеризоваться либо апофатически (см. Апофатическое богословие), либо с помощью аналогий. Хотя вершину системы Плотина занимает Единый (Абсолют), в целом его учение, завершая всю античную традицию философского осмысления политеизма, противостоит монотеизму. Единое порождает иерархически организованный мир форм (идей), заполняющих весь универсум; Ум, Душа и Космос предстают как последовательность уровней бытия, различающихся степенью единства форм, а каждая форма представляет собой помысленное божество. Только само Единое и лишенная всякой формы материя (небытие, нижняя граница Космоса) оказываются, т. о., вне той сферы бытия, которую организуют и хранят боги. В учении о человеке Плотин выступает как продолжатель пифагорейско-платоновской традиции метемпсихоза. Нисхождение души в земной мир рассматривается у него как следствие ее слабости, неспособности всегда оставаться на своей духовной родине, оно может повлечь за собой и полное забвение о ее небесном происхождении. Преодоление этой опасности начинается с того, что человек должен направлять свою волю не на то, чтобы заботиться о своем теле, а на духовную жизнь. В качестве первого образа божественной реальности выступает, по Плотину, красота. Делая зримыми формы (т. е. самих богов), она тем самым вовлекает душу в поиски божественного. За красотой душа открывает благо (доброту), которое озаряет ее нежностью и становится началом любви. Продвигаясь в своем восхождении к Богу, душа стремится воссоединиться с Единым как своим началом, слиться с ним. Мистическое слияние души с Абсолютом (экстаз) означает возвращение к истоку эманации и благодаря этому — завершение ее движения по «кругу бытия». Ямвлих внес в учение неоплатонизма поправки, еще больше сблизившие его с религиозным мировоззрением. Прежде всего непосредственным элементом философской деятельности становится теургия. Трансцендентность абсолютного первоначала обосновывается у Ямвлиха выделением в Едином двух уровней — собственно неизреченного Единого и Блага; параллельно с этим и среди богов им различаются «надкосмические» и «внутрикосмические» боги. Мыслители рационалистической ориентации неизменно оценивали эти изменения в концепции неоплатоников отрицательно. Напр. Г.В.Ф. Гегель в лекциях по истории философии утверждает, что у Ямвлиха мысль вырождается в фантазию, интеллектуальный универсум — в царство демонов и ангелов, а умозрение — в магию. Божественная идея при этом, убежден Гегель, постигается не в своей всеобщности, к чему и должна стремиться философия, а лишь приводится в непосредственное соприкосновение с действительностью. С т. зр. логики развития античной культуры, однако это слияние философии и мифологии, выступившее на последнем ее этапе в форме теургии, должно представляться скорее естественным, — оно возвращало античную философскую культуру к ее жизненным (мифологическим) истокам. В отличие от Ямвлиха и других своих предшественников, Прокл дает углубленную разработку преимущественно философско-систематических сторон неоплатонического учения о единстве философии и мифологии.
В.И. Коротких
http://religa.narod.ru/zabijako/phz04.htm Религиоведение / Энциклопедический словарь