Всякое познание базируется на двух методах: индукции и дедукции. Первый, собственно, поставляет нам все известное знание, но не дает нам достаточной достоверности. Вернее, оно достоверно для целей, которые преследует наука, но не для философии. Дедукция дает нам такую степень достоверности, но зависит от истинности своего исходного пункта.
Этот знаменитый императив с давних пор привлекает людей своей глубиной и гуманизмом. До такой степени, что человек редко задумывается о нем в буквальном смысле. Я как-то на досуге подумал: а так ли он глубокомыслен? В том смысле, что мы, по сути, всегда только так и относимся к другим людям. Человек, изъясняющийся посредством ненормативной лексики, едва ли оскорбится, если с ним будут говорить на том же языке. Люди, прибегающие к насилию, в принципе не возражают, если насилие будет применено к ним самим. Если у оппонента это, конечно, получится.
Избирательное право имеет давнюю историю, и традиционно относится к сугубо позитивным вещам. Народы веками боролись за него, нередко расплачиваясь жизнями своих лучших представителей. Поэтому, то, о чем я сейчас хочу сказать, многими из вас, учитывая погоду в нашем политическом дворе, будет несомненно воспринято крайне отрицательно. Но я тем не менее хотел бы высказать некоторые мысли по этому поводу, надеясь не на смешки или ругань, а более или менее конструктивную критику. И большая просьба не делать упор на частные огрешки - пишу, так сказать, с листа.
Часть первая ... ликующая.
Трудно переоценить значение гласности в становлении нашей недолговечной демократии. Люди постарше хорошо помнят ее очищающее и опьяняющее воздействие на советское общество второй половины восьмидесятых годов. Атмосферу тех лет невозможно забыть. Особенно сегодня, когда к этому примешивается еще и изрядная доля ностальгии.
ПОСТМЕТАФИЗИКА
Имеется эвристическая максима, что истина находится в еще не осмысленной возможности, которую мы можем исследовать только при отрицании чего-то, допускаемого как очевидное.
Каждый процесс суть недостаточность – это следует из факта процессуальности и с этим ничего не поделать.
А. Грюнбаум в своей статье «Нищета теистической космологии» (ВФ, 2004, №8) критикует точку зрения сторонников так называемого ПЭВ (первого экзистенциального вопроса): Лейбница и его ближайших последователей - Суинберна и Парфита.
Проблема бытия (как и проблема истины) была в общих чертах решена тогда же, когда была впервые четко поставлена, а сделано это было Парменидом. Это было бы понято и принято как само собой разумеющееся, если бы человек не был столь захвачен собой в качестве меры всех вещей, а вещами – в качестве бытия.
Всякая философская доктрина подразумевает процедуру онтологического исследования как способ своего обоснования. Это в равной степени касается даже откровенно мистических измышлений.
Эта процедура бывает двух видов: индуктивная (научная) и дедуктивная (собственно философская). Начнем с первой.