Хаос превосходно описан как стихия бесполого Тела. "Хаос и всё, что берёт в нём начало, представляют собой единство" - здесь единство бесполого Тела, где не присутствует принимающая стихия полового Тела, и поэтому следует добавить что оно безусловное начало в плане человеческого в силу естественной свободы своей, и поэтому неупорядоченная стихия бесполого Тела необходимо порождала порядки социального: в религиозных, политических, как и в сексуальных практиках древности, которые также необходимо упорядочивались, но в социальном плане только, а не в индивидуальном, природном плане, от которого и совершенствовалась организация брака, ставшего первым институтом имеющим индивидуальную свободу: "Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам. Сократ" ... "Нет ничего более изобретательного, чем природа ... Следует жить в соответствии с природой ... Брачный союз - первая ступень человеческого общества. Цицерон" ... "Страшен брак по принуждению. Эсхил" ... "Любовь не знает законов. А. Боэций".
Хаос и всё, что берёт в нём начало (мать-земля Гея, Уран, Тартар, титаны и гиганты, Тифон и тифонические существа), представляют собой единство. К ним примыкает Прометей (как следствие титанического становления), в котором титаническая сущность приходит к своему завершению. В нём кроется титанический дух, который ещё раз решает померяться силами с Зевсом и терпит поражение в этом предприятии. Названная область изначального становления отличается от всего последующего, она замкнута в себе и едина; события, совершающиеся в ней, предстают в своём собственном свете. Всё произошедшее из Хаоса, несёт на себе следы своего происхождения. Как бы мы не понимали Хаос (как пустое, безмерное пространство, которое, согласно Гесиоду, порождает Никту и Эреба, или как лишённую всяческих форм и содержащую всякое становление праматерию, в которой берут начало все виды формирования, всё порождённое и оформленное), он не мёртв, но жив.
Жизнь появляется не из безжизненного, мёртвого состояния, не из мёртвой материи; жизнь наличествует прежде всякой материи и производит её, где ей это необходимо. Здесь описываются моменты творения. Хаос находится в живом движении; он то покоится в недвижном безмолвии, то приходит в неистовое, безудержное волнение. Он неупорядочен и походит на некое смятение, на нераздельное, взаимопроникающее смешение, компоненты которого нельзя обособить и упорядочить. То, из чего происходит всякий порядок, не может само быть упорядоченным. Он - не только пространство: он вбирает пространство и наполняет его. Он есть исконное пространство и мрак, в ограниченном смысле он представляет собой и подземное пространство. Позднее для натурфилософов Хаос будет представлять собой нечто иное - Вселенную и Универсум. Мышление пользуется мифом, чтобы прийти к понятиям. Это процесс, который здесь можно только наметить, но нельзя в точности проследить.
Хаос можно мыслить как тёмную сущность, не затронутую ни единым лучом света, но сам свет заключён в этой темноте. Сумрачны также появившиеся из неё Никта и Эреб. Они подвластны Ночи и Мраку как женская и мужская сущность, из соединения которых возникает светлый Эфир и светлая Гемера. Эреб в то же время означает мрачное пространство под светлой поверхностью земли, которое пересекают души умерших, чтобы достичь Аида. В этой области ещё нельзя проследить чёткого отъединения сил от той праосновы, из которой они происходят; в соответствии со своей мерой и очертаниями они ещё примыкают к бесформенному. Там ещё нет никакой формы и личности; намечается лишь свёртывание, через которое всё приобретает пропорции. Как нерасчленяемое Хаос не поддаётся изображению. Нерасчленяемое превосходит всякие возможности изображения: оно не являет собой никакого образа, и никто не может его изобразить. Хаос не имеет пола, так как и пол в нём неопределён, он объемлет собою мужское и женское. Хотя Хаос устойчив, он ещё не имеет прочной сущности. Сначала из него исходит Никта и Эреб, затем Гея. Никта не является первичным и неделимым, она мыслится как нечто ограниченное, меньшее по размаху. Затем появляются Эфир и Гемера.
Хаос неистощимо плодовит; большая плодотворность имеет в себе нечто хаотическое. Из него образуются формы и исходят различные порядки, но сам Хаос от этого не умаляется, не сжимается. Напрашивается мысль о том, что его сущность - это круговое движение, когда всё, исшедшее из него, в него же и возвращается. Он всегда непрестанно ускользает, он безвременен, ему присущи пространственные характеристики. Но он не остаётся самодовлеющим, он не лишён связи с судьбою порядка, исшедшего из него. Сравнив Хаос с Аидом, мы увидим, что в Аиде царство мёртвых уже отделено от живущих, тогда как Хаос объемлет жизнь и смерть.
Нет начала и нет конца. Становление проявляется как безначальное и бесконечное, так что всё ставшее исходит из своего круговорота и в него же возвращается. Нет ни творца, ни творения. Хаос - не творец, он ничего не создаёт; из него отторгаются порядки и кажется, что он не способствует и не препятствует этому отторжению. Но так как всё находится в нём, в нём должно находиться и это стремление вырваться из бесформенного обращения и обрести форму. Он не создаёт этого стремления, оно просто присутствует в нём, выделяется из него и обретает форму.
Гея рождает из самой себя. Уран и Хронос порождают. Зевс предстаёт как самый настоящий творец мироздания, но и он есть не бог начала, он - бог середины.
Греческие мифы. Ф. Г. Юнгер
Гея (G a i a, A i a, G h) · мать-земля, и Мать матерей, её дочь Рея называется Великой Матерью.
Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом. Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля, Тартар, Эрос), сама из себя породившая Урана-небо и взявшая его в супруги. Вместе с Ураном Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона - Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Деметры и Гестии. Ее порождением были также Понт-море, оры, трое киклопов и трое сторуких (гекахонтейры). Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению Кронос оскопил Урана, из крови которого появились на свет чудовища (гиганты, эринии) и прекрасная Афродита. Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ. Потомство Геи - ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью, уродством и миксантропизмом, то есть смешение животных и человеческих черт. Внуки Геи во главе с Зевсом в битве с детьми Геи - титанами - победили последних, сбросив их в тартар, и поделили между собой мир.
Гея не живет на Олимпе и не принимает активного участия в жизни олимпийских богов, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы. Она считалась прародительницей людей и великой обителью мертвых. Культ Геи играл исключительную роль при почитании предков. В клятвах имя Геи самое священное. Древний Дельфийский храм, по преданию, был до прихода сюда Аполлона святилищем Геи. С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с Фемидой и имела свое древнее прорицалище в Дельфах, которое потом стало прорицалищем Аполлона.
http://mythology.org.ua/%D0%93%D0%B5%D1%8F Гея — Энциклопедия мифов