Размышляя о термине "понятие" и его понимании, можно прояснить содержание категории "смысл". Философия изначально занималась осмыслением понятий, но, как мне кажется, обошла вниманием категорию "смысл". В наше время в аналитической философии, герменевтике и философии сознания высказано много утверждений о тексте, понятиях, понимании, знании и смысле. Слово "смысл" широко используется в работах философов, в том числе и в названиях трудов представителей научных направления. Однако, говоря о смысле, часто подразумевается нечто само собой разумеющееся, почти очевидное. Разные авторы понимают смысл по-разному. Кто-то считает, что смысл привносится в человеческом понимании, а кто-то уверен в осмысленности Бытия.
Действительно, категория "смысл" – одна из основополагающих, на которой базируется человеческое мышление, все виды коммуникаций между людьми и более того, сама возможность нашего мировосприятия. Такие категории крайне сложно осознать и определить, как понятие, но тот факт, что существует слово "смысл" вселяет надежду возможности ясной дефиниции содержания этого слова.
***
Один из подходов к пониманию термина "понятие" и категории "смысл" изложен в книге А.Ф. Лосева "Философия слова". В работе "Начала моей метафизика" я сделал попытку изложить метафизические утверждения, используя такое понимание смысла. Из предложенных в этой работе утверждений о смысле единства и цельного можно сформировать основание для понимания термина "понятие". Объективное единство есть прообраз субъективного понятия, а цельность элемента единства дает возможность воспринимать его, как отдельное и понимать его смысл, формировать понятие.
Конструкт герменевтического круга утверждает, что для понимания понятия надо знать его содержание, а смысл элементов содержания можно понять только в смысле самого понятия, как цельного. Круг замкнулся. Таким образом, акцент сделан на понимании самого объекта, т.е. неясно, в каком смысле он понимается.
Примечание. Мои рассуждения основаны на текстах "Начала моей метафизики" в моем блоге.
***
Каждое понятие есть цельное, которое может обозначаться словом, а его содержание – текстом.
Смысл-предназначение такого цельного, как понятие, отнесен к общему смыслу некоторого единства, элементы которого могут быть частями различных цельностей. Например, понятие "винт" имеет смысл части узла крепления и отнесен к единству "винт", элементы которого могут быть частью различных механизмов.
Понятие полностью определяется общим абстрактным смыслом единства, к которому оно отнесено. Например, если единство реализовано в действительности в одном экземпляре, то имеем конкретное понятие. Если в реальности не существует ни одного элемента единства, то это понятие – идеальное.
***
Людвиг Витгенштейн ввел в философию понятие "языковая игра", которое объясняет процесс формирования новых понятий у человека. Каждое понятие, которое сформировалось у человека в языковой игре является элементом единства этого понятия в сознании людей того сообщества, в котором сформировалось это понятие, что и обеспечивает возможность взаимопонимания между людьми. Однако, в процессе языковой игры по умолчанию предполагается идентичность восприятия каждым индивидуумом отдельных цельных объектов и их смысла в тотальном потоке ощущений окружающего мира. До настоящего времени в философии нет общепринятого объяснения, каким образом можно отождествлять реальный предмет и наше понятие об этом предмете.
Проблема объяснения сущности понятия и его понимания может быть раскрыта, если ответить на четыре вопроса.
1. Что определяет цельность отдельного предмета?
2. Что определяет наше восприятие предмета, как цельного и отдельного?
3. Что определяет тождественность восприятия предмета и понятия о нем?
4. Что определяет тождественность понятия и слова, которое обозначает это понятие?
На все четыре вопроса можно дать один ответ – смысл.
Комментарии
чисто из любопытсва - как вы представляете себе отождестление восприятия и понятия ?
Уважаемый Руслан!
Мне трудно сразу ответить на Ваш интересный вопрос, а заниматься им, пока не собираюсь.
Пространственно-временной континуум как-то связан с явлениями, которые описаны в теории относительности и квантовой механике, но они требуют философского осмысления.
Интуитивно мне кажется, что отношения пространства и времени задают структуру всех материальных отношений. Например, закон обратных квадратов.
ЕС
Вот почему бы сразу не написать честно: "До настоящего времени я не понял, каким образом можно отождествлять предмет и своё понятие об этом предмете"? В философии-то это объяснение давно уж есть.
Приведите, пожалуйста, цитату и ссылку на философскую работу, в которой дано общепризнанное обоснование тождественности предмета и понятия о нем.
Вот Вы и покажите кто из нас пишет честно.
ЕС
Все содержание смысла в полезности.
В чем состоит польза, в том и состоит смысл смысла.
Евгений Силаев, 10 Июнь, 2016 - 14:41
Ну, что ж, попробуем вопросы (тест) в деле применить,
а в качестве примера рассмотрим (тело) организм
и составные части организма, что в нём прекрасно
сочетаются, не конфликтуя меж собой, что и дают
для организма энергию плюс стимул жизни …
Каждая система организма является лишь частью целого.
И в тоже время часть от целого является предметом
изучения для понимания её структуры свойств
и качеств (что есть в наличии у каждой части).
Ну, безусловно, только понимание определяет, как воспринимается предмет.
Не зная, как устроены все части (целого) нет смысла рассуждать о целой части.
Классический пример.
ссылка
А если проще мысль изложить - Когда наступит равенство между реальным и абстрактным восприятием предмета (живого организма) изучения тогда лишь наступает понимание.
Ответ готовый уже есть из пункта № 3
*******************
Итак, мы рассмотрели все четыре пункта тест - вопрос.
Какой же можно сделать вывод из того мы узнали.
Для понимания предмета изучения желательно
знать досконально составные части, лишь для
того чтоб суть была понятна единой части.
Лишь в этом случае имеет (явный) смысл
познанья организма (так и Природы)
в целом состоянии его устройства.
Увы,порой не соблюдает человек
порядок сей, берётся изучать он
мир Вселенной, не зная, как
устроен сам и посему нет
смысла в таком учении
пока он не поймёт
себЯ как часть
единого…
В принципе возможно добираться из Ростова в Москву через Владивосток или Веллингтон, но не проще ли добираться напрямую?
Что познают люди, исследователи и даже животные от рождения до смерти? СМЫСЛЫ явлений, событий, процессов и т.д. Бытия, что бы кто-то о них ни думал и как бы их не называли на разных языках. Что и кто мог бы познавать, если бы не было неизменно безусловной связи причин и последствий? Ничего познать было бы невозможно, да и существовать бы хоть что-то не могло. Это означает: Перечень СМЫСЛОВ = перечню причин и последствий действительности. Идентичные причины = идентичные смыслы. Кто не понимает причин происходящего и т.д., тот не понимает смыслов данных взаимодействий.
ВФКГ, 12 Июнь, 2016 - 02:04, ссылка
Одно сказать, как быть должно, другое дело выполнить, как было сказано.
ВФКГ
Так познают те самые причины
всего происходящего, не понимая сути
того что происходит: Внутри себя в Природе,
в Космосе, в Галактике, в Божественном пространстве…
… Запрета нет на изучение причин происходящего
как для философов, так для учёных для всех
желающих открыты двери. Включай свою
фантазию с воображением и сочиняй
эссе своё о том, что видишь глазом.
А здравый смысл не так и важен,
как важен результат абсурда
что сочинил рассудок
мозга, что изучал
причины не
понимая
сути…
ВФКГ
Однако докопаться до причины
не так и просто как думает философ.
Причина скрыта глубоко и далеко от человека.
Простой казалось бы, вопрос, а сколько мнений у людей.
Почему дует ветер? Причину ищет академик и думает философ.
Однако у детей готов ответ. А потому что дерево качается и ветер создаёт.
Причина до сих пор не найдена среди учёных, а версия детей последствие причины.
Одному клоп пахнет коньяком, а другому коньяк - клопами. Вам приятнее делать акцент на негативе, что характерно для пессимистов и мазохистов.
Ещё раз повторяю: СМЫСЛЫ = ПРИЧИНЫ не могут "здравыми" или больными. Такими бывают головы - мозги людей, которые могут работать безошибочно, непристрастно, непредвзято, а могут быть инфицированы вирусами; кривомыслия, безответственного стёба и словоблудия, лоскутного или калейдоскопичного мировоззрения, корпоративных политических интересов и т.д. и т.п.
ВФКГ, 12 Июнь, 2016 - 13:30, ссылка
А вам приятнее хвалить себЯ не замечая негатива.
Однако есть для вас проблема Разумней вас
есть некто в МИРЕ. Он высветит пороки
ваши (что есть по сути негатив)…
ВФКГ
… Хоть сто раз повторите это - СМЫСЛ
не появится при этом, когда абсурдом
названы ПРИЧИНЫ. И в качестве
примера прочтите, опус сей, что
претендует на правдивость…
ссылка
ВФКГ
************
Даётся право вам в оценке монолога одно лишь
выберите слово из всех, что перечислено у вас
в цитате. И это слово применить к учёным
можно смело, поскольку врут они не
меньше любого автора, что пишет
монологи, что в принципе есть
ложь ну то есть всё абсурдно…
Евгений Силаев, 10 Июнь, 2016 - 14:41
Попросим извинения у автора за некое вторжение на территорию его открытой темы.
Возможно, разговор вели здесь о "понятии и понимании" не в том диапазоне, как
запланировано было автором и посему разумней будет удалиться с темы.
Пусть автор суть раскроет "смысл" как запланировано, было изначально
в том ракурсе как видит "смысл" он сам (и вынесёт на суд присяжных)…
понятие никак не связано с пониманием, понятие - религиозная категория, а понимание - рациональная. Понимание образуется в связи понятий. "Мир есть совокупность фактов, а не вещей. Витгенштейн"
Уважаемый Дмитрий!
1. Понятие и понимание связаны смыслом, потому что:
- понимается только смысл. Ничего другого о понимании не знаю;
- понятие всегда имеет смысл, но не наоборот, а вот "бессмысленное понятие" тоже имеет смысл.
Мы мыслим только понятиями, но далеко не всякий смысл понятия можно охватить разумом. Есть понятия иррациональные, очень большие и сложные, алогичные.
2. Витгенштейн совершенно прав, что мы воспринимаем отношения, как факты, а не сами вещи.
ЕС
"Понятие и понимание связаны смыслом" - смысл не философское понятие, если не выходит за пределы Тела, тогда как понятие и понимание выходят в диалоге. Смысл практическое имеет значение, и для индивида только.
Уважаемый Дмитрий!
Мои рассуждения основаны на философском определении категории "смысл", которое дал А.Ф.Лосев в его книге "Философия слова".
ЕС
Лосев как религиозный мыслитель не так строг в части употребления философских понятий и категорий, он хороший комментатор, а что философ не сказал бы.
Евгений Васильевич,
Не могли бы вы дать это опрелеление здесь или хотя бы ссылку на книгу. Я такой не нахожу, чего-то.
Уважаемый г-н Браво7!
Пожалуйста.
***
Самое точное, с моей точки зрения, из известных мне определений Смысла, дано в прозрении А.Ф. Лосева: «Смысл есть свет, и бессмыслие — тьма. Смысл в себе, в своей абсолютной природе, — абсолютен и не имеет очертания; это — стихия и бесконечная сила света». Философия имени. М. 1999. с.31
***
Фрагмент с цитатой из моей работы "Метафизический этюд «Смысл» (есть в блоге).
ЕС
Евгений Васильевич,
Такое объяснение я видел. Но это не определение, потому что нет указания на род и на видовые отличия. Таким образом, у Лосева нет определения, а только объяснение по аналогии, метафора. В поэзии метафоры и аналогия вполне приемлемы, но в философии мало чего стоят. На каждую найдётся сотня других, выбирай на вкус. Только что, знания от этого не прибавляется. Вот такая у меня к вам с Лосевым претензия. Одна из.
Кстати, а может вы как-нибудь различаете смысл от значения? Уже без Лосева, он не различает, по-моему.
Спасибо. Понятно.
Если это самое точное определение, то дырка от бублика и есть вся философия Лосева.
Евгений Силаев, 14 Июнь, 2016 - 18:42, ссылка
Смысл и бессмыслица две стороны одной медали на это нужно обращать внимание своё при диалоге. Простая аналогия с курением о многом говорит, где смысл, к примеру, а где бессмыслица курения.
Итак, в чём видит смысл, курящий человек…? Об этом вы спросите тех, кто курит, поскольку смысл курения у каждого индивидуален. А в чём тогда бессмыслица курения…? А в том, что человечество Минздрав предупреждает: – «КУРЕНИЕ ОПАСНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ». Однако человек в запрете, увы, не видит смысла, поскольку курят даже те, кто понимает бессмыслицу курения. Курящий академик (врач, доцент, преподаватель) не исключение из правил, поскольку курит гений всегда осмысленно (по доброй воле) без смысла (во вред здоровью) и в том и заключается бессмыслица курения со смыслом. Как видим из примера «СМЫСЛ» не всегда бывает смыслом, порой «БЕСМЫСЛИЦА» смысл заменяет в жизни…
В любой науке бессмыслицы с избытком (а философия не исключение из правил). Понятие и понимание не связаны порою смыслом и есть тому в истории примеры. Геоцентризм и Гелиоцентризм как две системы мира смысл и бессмыслицу найдём в обоих. Противоречия (в умах людей) систем не разрешены до сих пор. И нет уверенности в том, что смысл сегодняшний не будет в будущем бессмыслицей…
ИМХО - PRAV
Спасибо. Понятно.
В средние века обсуждали универсалии, в наше время решили поговорить о смысле. Можно обсуждать сущность. Вообще проблема стара как мир, толькко вывеску перекрасили.