У нас есть лябмда-исчисление, но лямбда - это, во-первых, буква не русская, во-вторых она для глаголов.
В русском языке есть не только глаголы, но и существительные. Поэтому одной лямбды недостаточно, нужно две буквы.
Кроме буквы П с хвостиком, ещё есть буква Л с хвостиком - Ԯ
ею можно заменить лямбду.
Теперь мы можем формировать описания как понятий, так и действий. Проблема только одна - логика не лезет в глубь предикатов, туда, где вычисляется истинность выражения, она пользуется тем, что предикаты это такие функции, которые возвращают истину или ложь, и уже после работает с этими булевскими значениями.
А нам надо создавать новые понятия, собирая их из других более простых понятий и противоречий (снимаемых в новом понятии). Можно, наверное, считать, что новое противоречие ровно одно (т.е. все производные понятия находятся от базовых (исходных) понятий на расстоянии одного противоречия).
Комментарии
Рассмотрим слова из книжек про понятия:
Что мы тут не видим?
Понятие
- и исходное понятие
- и критерии
- и мысли
- и объекты
- и противоречия
- и ситуация
- и снятое противоречие
И это о многом говорит?О чём это говорит? Анализ понятия не был достаточно всесторонним (диалектическим)!Обратите внимание, что автор книги не гнушается гносеологического, в отличие от автора ЭДЛ.
Исчезла понятийная функция. Поменялись (за 22 года) связи.
Что написано в книге 1967 ?
Здесь мы видим, что:
1) корректор книги Ахманова безграмотный и не знает правил оформления коротких списков в русском языке;
2) Войшвилло Е.К. не понимает разницу между понятиями "слово" и "термин";
3) книжка Войшвилло не была распознана, так как тексты не ищутся в интернете.
Боже, боже, сколько словоблудия. Интересного тут только «имеется тесная связь
между понятиями и суждениями о сущности». А выше был интересный фрагмент про «выделены Аристотелем различные термины: "логос" и "ноэма"»
Хорошо было бы проделать работу:
1) прочитать определения логоса, ноэмы и подумать, что это даёт;
2) прочитать определение сущности (я подозреваю, что это вещь, которая не предмет, но могу ошибаться);
3) подумать как соотносятся (чем различаются) суждения о сущности (предмета?) и мысли о денотате понятия;
4) подумать про "идеальное". Понятие ведь именно его описывает, отвлекаясь от конкретного.
Ага, раз не только человеку, значит компьютеры тоже могут. Впрочем, они уже доказали на практике.
Ну да, мы видим, что «понятие является общим представителем в нашем мышлении предметов
некоторого класса». А вот что "как мысль", как-то неубедительно. Этими словами автор пытается различить разные значения слова "понятие". А не передать идею о том, что понятие - это мысль (между прочим - не "форма мысли", а разновидность).
Понятие - это мысль. Мысль имеет форму и содержание. Логику интересует форма мысли, разновидности форм мысли. Психологию интересует содержание мыслей.
--
> «Мысль имеет форму»
Линейную, в измерении времени.
Вы бы не на отдельные комментарии охотились бы, а проработали бы диалектически понятия, на которые опирается ваша теория, да обновили бы толковый словарь.
>> «Мысль имеет форму»
> Мысль имеет форму и содержание
Нет формы предмета без содержания и нет содержания без формы. Логика отвлекается от содержания, исследует формы функционирования мысли в рассуждении.
"Линейную, в измерении времени" - С этого места поподробнее, разверните свою мысль (в пространстве рабочего стола).
--
Что значит диалектически проработать понятия? В ЭДЛ диалектически прорабатывается одно понятие - "правильное рассуждение с противоречием в его структуре".
"да обновили бы толковый словарь" - Что имеете ввиду под "обновлением"? Переформулировать имеющиеся понятия, добавить другие (какие)?
--
> «Что значит диалектически проработать понятия?»
Ой, всё.
> «В ЭДЛ диалектически прорабатывается одно понятие - "правильное рассуждение с противоречием в его структуре"»
- рассуждение
- правильное рассуждение
- структура рассуждения
- противоречие
- противоречие в структуре рассуждения
У вас структура рассуждения, очевидно, неправильная. Она не включает время, что не позволяет вашей теории проанализировать песню "С чего начинается Родина?".
Также у вас отсутствует понятие ситуации или контекста, что не позволяет проанализировать диалог "У коровы нет других забот".
Вы постоянно открещиваетесь от категорий "познания", "понятия", "знания", "истины" и всего такого. Мол есть гносеология, эпистемология, психология и что угодно. Как видно по книжке Войшвилло, логики так не делают.
Проработать понятие - значит перечислить понятия, и снятые противоречия, из которых диалектически сформировано рассматриваемое понятие.
> Переформулировать имеющиеся понятия, добавить другие (какие)?
Почему у вас Глава 8. Диалог в то время, как вы всё время говорите про рассуждение? Разные же понятия - "рассуждение", "монолог", "диалог".
Да, удобнее демонстрировать на диалоге, но разве противоречий не может возникать в одной голове (при рассуждении или монологе)? Если может, то как это явление называется?
В главе 8. Диалог записано: "Речь идет о диалоге как логической форме совместного рассуждения (внешняя форма: интерсубъектность) и диалогическом размышлении индивида (внутренняя форма: интрасубъектность).".
"Монолог, диалог" - литературные жанры. В ЭДЛ диалог - логическая форма. Разные понятия "рассуждение" и "диалог" имеют общий признак - это логические формы.
Отличие состоит в том, что в ТФЛ рассуждение связывает высказывания одного типа: истинностные суждения. А в ЭДЛ в логической форме "диалог" могут быть связаны как истинностные высказывания-суждения, так и неистинностные вопросы, оценки и императивы.
Итак,
в ЭДЛ о речь идёт не о литературном жанре "диалог", а о логической форме связи истинностных и неистинностных высказываний в совместном и индивидуальном рассуждении.
--
Это называется противоречием интрасубъектного рассуждения.
В интрасубъектном рассуждении желательно различать тривиальные формально-логические ошибки и продуктивные диалектико-логические противоречия.
--
Приветствую Аим.
Традиционная логика высказываний не лезет в глубь предикатов. Матаппарат булевой алгебры к этому очень хорошо приспособлен. В 22 году я этой тематикой интересовался. Даже картинки рисовал, для прояснения формул.
Неважно собирать из чего то, или разбирать на запчасти. С математической точки зрения это интегрирование оптом. Зайка без головы, значит зайка без глазок, ушек, зубок, косоглазия на глазках, и кариеса на зубах. Отрицание головы зайки отрицает весь этот ряд оптом. Но в математике интегрирование оптом почему то широко не представлено. Мне пришлось выводить рабочие формулы самостоятельно. Каждую можно проверить на калькуляторе. Она работает.
Для интегрирования оптом приспособлена константа Фи в степени эн. Основа золотого сечения. Но математики эту тему игнорят.
Но я пока забросил эту тематику. Ссылку на запись даю, но прошу ничего там не отвечать. Почитайте если не читали. Запись длинная и там много математики и матлогики. Но если использовать правила, как в орфографии, а не законы, как в математике, мы ничего к существующему языкознанию не добавим. Эдл в моей трактовке, в отличии от ЭДЛ Михаила Петровича, это рабочая математизация любой языковой системы. Проблема в том, что если философы, еще как то соображают в булевой алгебре, то вот в интегральном исчислении совсем плавают. Здесь кворума нет. Отвечаю только потому, что интересующая Вас проблематика очень близка к тому, чем я раньше интересовался.
В ЭДЛ в моей трактовке, математизация шести основных частей речи представлена набросками.
Успехов в Ваших исследованиях, возможно эта замена как то Вам поможет. Не поднимайте мои темы из архива.