Как уже разбиралось, автопоэтические системы психического типа – психические аспекты деятельности (ПАД) организмов – они обычно существенно шире, чем то, что обычно называют сознанием. Например, в части мышления много «работы» делается вне сознания, хотя сознание существенно вовлечено в ввод-вывод информации и в формулирование проблем для осмысления. Да и область пред-мышления, к которой подключено все бессознательное регулирование организма, как в части обеспечения гомеостаза, так и в части того же сокращения-расслабления мышц для движения, она целиком вне сознания. В части регуляции поведения (РП) также имеем много вне-сознательного: многие поведенческие нормы интериоризированы так, что вполне выполняют свою функцию и без участия сознания в их реализации.
Интересно отметить, что такая важная функция сознания, как речь, – она имеет в своей основе социальный феномен – язык сообщества, в которое включен человек. РП тоже имеет референсный базовый социальный феномен – нравственность, по отношению к которому и происходят сознательные обработки совершаемых отклонений, как чужих, с возможным участием в определении общественной санкции, там и своих, где природно предусмотрен еще и такой феномен, как совесть.
Но вот в части мышления, насколько я знаю, аналогичный социальный феномен еще не определен. Конечно есть взгляды Щедровицкого и Ко, которые считают мышление сторонним к людям эйдосом в духе Платона, но вот о хоть каком-то «заземлении» эйдоса мышления со стороны этой школы я еще не слыхал. В качестве социального феномена для понятийного мышления можно предложить субкультуру строгого мышления (СМ-субкультура), развитие познавательной части которой собственно и определяет как развитие наук, так и развитие техники.
Так же можно ввести социальный феномен «структура сознания типового представителя цивилизации», в которую войдут и язык, и нравственность, и СМ-субкультура в качестве необходимых компонентов.
Понятно, что именно «структура сознания» является тем компонентом, который совершенствуется в эволюции государств и связанных с государством социоров, обеспечивая их выживаемость.
Комментарии
Похоже что мы сегодня озадачились в схожем ракурсе.
Задал вопрос ИИ недописав его, так как вопрос должен был содержать ещё своего рода рейтинг проблем по странам мира. Но как есть:
16.03.2025.
Вопрос по психологическому сопровождению общения участников в чатах и на форумах интернета.
Gemini-1.5-Flash-8B
Вопрос по психологическому сопровождению общения участников в чатах и на форумах интернета очень обширный. Для того, чтобы дать полезный ответ, нужно уточнить, что именно вас интересует. Вот несколько возможных аспектов, которые можно рассмотреть:
1. Какие проблемы вы хотите решить?
Модерация и управление конфликтами: Как предотвратить или разрешить конфликты между участниками? Как определить и реагировать на токсичное поведение? Как создать и поддерживать позитивную атмосферу?
Психологическая помощь участникам: Как распознать и помочь пользователям, испытывающим эмоциональные трудности (например, кибербуллинг, депрессия, тревога)? Как направить их к специалистам?
Развитие коммуникативных навыков: Как помочь участникам выражать свои мысли и чувства эффективно и уважительно? Как обучить адекватной онлайн-коммуникации?
Проблемы с модераторами: Как обучить модераторов распознавать и реагировать на психологические аспекты общения? Как предотвратить "выгорание" модераторов?
Создание безопасной среды: Как создать правила и принципы общения, которые будут способствовать безопасности и уважению всех участников?
Изучение влияния онлайн-среды на психическое здоровье: Как онлайн-общение влияет на самооценку, уровень стресса и тревожности участников?
Проблемы с контентом: Как бороться с распространением ненависти, предвзятости и других проблемных форм контента?
2. Какая конкретная платформа или сообщество вас интересует?
Ответы могут отличаться для форумов, чатов, социальных сетей, игровых серверов и т.д.
3. Какая целевая аудитория?
Ответы будут различаться для подростков, взрослых, специалистов, сообществ с определёнными интересами.
4. Какие конкретные методы вы рассматриваете?
Модерация, психологическое консультирование, обучение, разработка правил, создание сообществ поддержки?
Чтобы я мог дать вам более конкретные и полезные рекомендации, пожалуйста, уточните, какие аспекты психологического сопровождения вас интересуют.
[Уточнить вопрос на предмет грязной ругани и троллинга, и в целом как всё это присутствует в странах мира на манер рейтинга]
Мне кажется, что Вы ошиблись в размещении своего коммента...
Тема Психический аспект деятельности – связи с социальным
И Вопрос по психологическому сопровождению общения участников в чатах и на форумах интернета, - близки.
Для себя я уточню статистику этих проявлений в социумах стран, так сказать в ноосферном измерении.
Здесь видимо имеется в виду лимбическая система мозга. Едва ли правомерно исключать её в принадлежности к сознанию, поскольку она не может быть не связана с неокортексом в совместной работе по поддержанию сознания организма.
Так это наверно не что иное как идеология, то что делает биологический организм человеком.
Как Вы знаете, есть разные подходы к определению сознания. ИФ РАН выделяет четыре. Одно у них всех общее - все они содержат "пятно внимания", и далее идут от этой функции вширь. Так что можно отождествить сознание и ПАД... Однако тут риск спамогонности, ибо любой сторонник более узкого понимания устроит в этом месте бой, и все остальное останется в тени...
Идеология как "путь спасения" имхо тоже один из компонентов "структуры сознания" как часть гражданской религии...
Кстати, экспертное заключение ноосвика Гига-чата о взглядах щедровитян:
//В рамках мыследеятельностного подхода мышление рассматривается не только как индивидуальный внутренний процесс, происходящий исключительно в голове человека, но и как деятельность, включающая в себя внешние аспекты. Вот ключевые моменты, которые выходят за пределы индивидуальной психики:
1.Социальные взаимодействия
- Мышление возникает и развивается в процессе социального взаимодействия между людьми. Общение, обсуждение, споры и совместная работа способствуют формированию новых идей и подходов.
- Язык, который используется для выражения мыслей, сам по себе является социальным феноменом, сформированным в ходе исторического развития общества.
2.Культурные артефакты
- Символические системы, такие как язык, математика, искусство, используются как средства мышления. Они помогают структурировать и передавать знания.
- Инструменты и технологии, созданные человеком, становятся продолжением его мышления. Например, компьютеры, калькуляторы, чертежи — всё это расширяет возможности человеческого разума.
3.Материальная среда
- Окружающий мир, предметы и объекты влияют на мышление. Человек учится думать, используя окружающую среду как источник информации и вдохновения.
- Материальное воплощение идей (например, строительство зданий, создание произведений искусства) становится частью процесса мышления.
4.Коллективное знание
- Научные теории, философские концепции, культурные нормы и ценности формируются коллективно и передаются из поколения в поколение. Они являются результатом коллективного мышления.
- Наука и другие области знаний развиваются благодаря сотрудничеству множества людей, каждый из которых вносит вклад в общее понимание мира.
5.Институциональные структуры
- Образовательные учреждения, научные сообщества, производственные предприятия создают условия для коллективного мышления и обмена знаниями.
- Социальные институты формируют правила и нормы, которые направляют мышление и поведение людей.
6.Исторический контекст
- Мышление человека зависит от исторических условий, в которых он живет. Развитие науки, техники и культуры влияет на способы мышления и подходы к решению проблем.
- Историческое наследие, накопленные знания и опыт предыдущих поколений оказывают влияние на современное мышление.
Таким образом, мышление выходит далеко за рамки индивидуальных умственных операций и охватывает широкий спектр внешних факторов, включая социальное взаимодействие, культурные и исторические контексты, а также материальную среду.//