Психический аспект деятельности – связи с социальным

Аватар пользователя kroopkin
Систематизация и связи
Эпистемология
Эволюционизм
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры
Философия науки и техники
Социология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Как уже разбиралось, автопоэтические системы психического типа – психические аспекты деятельности (ПАД) организмов – они обычно существенно шире, чем то, что обычно называют сознанием. Например, в части мышления много «работы» делается вне сознания, хотя сознание существенно вовлечено в ввод-вывод информации и в формулирование проблем для осмысления. Да и область пред-мышления, к которой подключено все бессознательное регулирование организма, как в части обеспечения гомеостаза, так и в части того же сокращения-расслабления мышц для движения, она целиком вне сознания. В части регуляции поведения (РП) также имеем много вне-сознательного: многие поведенческие нормы интериоризированы так, что вполне выполняют свою функцию и без участия сознания в их реализации.

Интересно отметить, что такая важная функция сознания, как речь, – она имеет в своей основе социальный феномен – язык сообщества, в которое включен человек. РП тоже имеет референсный базовый социальный феномен – нравственность, по отношению к которому и происходят сознательные обработки совершаемых отклонений, как чужих, с возможным участием в определении общественной санкции, там и своих, где природно предусмотрен еще и такой феномен, как совесть.

Но вот в части мышления, насколько я знаю, аналогичный социальный феномен еще не определен. Конечно есть взгляды Щедровицкого и Ко, которые считают мышление сторонним к людям эйдосом в духе Платона, но вот о хоть каком-то «заземлении» эйдоса мышления со стороны этой школы я еще не слыхал. В качестве социального феномена для понятийного мышления можно предложить субкультуру строгого мышления (СМ-субкультура), развитие познавательной части которой собственно и определяет как развитие наук, так и развитие техники.

Так же можно ввести социальный феномен «структура сознания типового представителя цивилизации», в которую войдут и язык, и нравственность, и СМ-субкультура в качестве необходимых компонентов.

Понятно, что именно «структура сознания» является тем компонентом, который совершенствуется в эволюции государств и связанных с государством социоров, обеспечивая их выживаемость.

Комментарии

Аватар пользователя Вернер

Похоже что мы сегодня озадачились в схожем ракурсе.

Задал вопрос ИИ недописав его, так как вопрос должен был содержать ещё своего рода рейтинг проблем по странам мира. Но как есть:

16.03.2025.

@Rusmetaphysics

Вопрос по психологическому сопровождению общения участников в чатах и на форумах интернета.

Gemini-1.5-Flash-8B

Вопрос по психологическому сопровождению общения участников в чатах и на форумах интернета очень обширный.  Для того, чтобы дать полезный ответ, нужно уточнить, что именно вас интересует.  Вот несколько возможных аспектов, которые можно рассмотреть:

1.  Какие проблемы вы хотите решить?

Модерация и управление конфликтами: Как предотвратить или разрешить конфликты между участниками? Как определить и реагировать на токсичное поведение? Как создать и поддерживать позитивную атмосферу?

Психологическая помощь участникам: Как распознать и помочь пользователям, испытывающим эмоциональные трудности (например, кибербуллинг, депрессия, тревога)? Как направить их к специалистам?

Развитие коммуникативных навыков: Как помочь участникам выражать свои мысли и чувства эффективно и уважительно? Как обучить адекватной онлайн-коммуникации?

Проблемы с модераторами: Как обучить модераторов распознавать и реагировать на психологические аспекты общения? Как предотвратить "выгорание" модераторов?

Создание безопасной среды: Как создать правила и принципы общения, которые будут способствовать безопасности и уважению всех участников?

Изучение влияния онлайн-среды на психическое здоровье: Как онлайн-общение влияет на самооценку, уровень стресса и тревожности участников?

Проблемы с контентом: Как бороться с распространением ненависти, предвзятости и других проблемных форм контента?

2.  Какая конкретная платформа или сообщество вас интересует?

Ответы могут отличаться для форумов, чатов, социальных сетей, игровых серверов и т.д.

3.  Какая целевая аудитория?

Ответы будут различаться для подростков, взрослых, специалистов, сообществ с определёнными интересами.

4.  Какие конкретные методы вы рассматриваете?

Модерация, психологическое консультирование, обучение, разработка правил, создание сообществ поддержки?

Чтобы я мог дать вам более конкретные и полезные рекомендации, пожалуйста, уточните, какие аспекты психологического сопровождения вас интересуют.

[Уточнить вопрос на предмет грязной ругани и троллинга, и в целом как всё это присутствует в странах мира на манер рейтинга]

Аватар пользователя kroopkin

Мне кажется, что Вы ошиблись в размещении своего коммента...laugh

Аватар пользователя Вернер

Тема Психический аспект деятельности – связи с социальным

И Вопрос по психологическому сопровождению общения участников в чатах и на форумах интернета, - близки.

Для себя я уточню статистику этих проявлений в социумах стран, так сказать в ноосферном измерении.

Аватар пользователя Совок.

Да и область пред-мышления, к которой подключено все бессознательное регулирование организма, как в части обеспечения гомеостаза, так и в части того же сокращения-расслабления мышц для движения, она целиком вне сознания. 

Здесь видимо имеется в виду лимбическая система мозга. Едва ли правомерно исключать её в принадлежности к сознанию, поскольку она не может быть не связана с неокортексом в совместной работе по поддержанию сознания организма.

социальный феномен «структура сознания типового представителя цивилизации», в которую войдут и язык, и нравственность, и СМ-субкультура в качестве необходимых компонентов.

  Так это наверно не что иное как идеология, то что делает биологический организм человеком. 

Аватар пользователя kroopkin

Здесь видимо имеется в виду лимбическая система мозга. Едва ли правомерно исключать её в принадлежности к сознанию

Как Вы знаете, есть разные подходы к определению сознания. ИФ РАН выделяет четыре. Одно у них всех общее - все они содержат "пятно внимания", и далее идут от этой функции вширь. Так что можно отождествить сознание и ПАД... Однако тут риск спамогонности, ибо любой сторонник более узкого понимания устроит в этом месте бой, и все остальное останется в тени... smiley

Так это наверно не что иное как идеология, то что делает биологический организм человеком. 

Идеология как "путь спасения" имхо тоже один из компонентов "структуры сознания" как часть гражданской религии...

Аватар пользователя kroopkin

Кстати, экспертное заключение ноосвика Гига-чата о взглядах щедровитян:

//В рамках мыследеятельностного подхода мышление рассматривается не только как индивидуальный внутренний процесс, происходящий исключительно в голове человека, но и как деятельность, включающая в себя внешние аспекты. Вот ключевые моменты, которые выходят за пределы индивидуальной психики:

1.Социальные взаимодействия

   - Мышление возникает и развивается в процессе социального взаимодействия между людьми. Общение, обсуждение, споры и совместная работа способствуют формированию новых идей и подходов.

   - Язык, который используется для выражения мыслей, сам по себе является социальным феноменом, сформированным в ходе исторического развития общества.

2.Культурные артефакты

   - Символические системы, такие как язык, математика, искусство, используются как средства мышления. Они помогают структурировать и передавать знания.

   - Инструменты и технологии, созданные человеком, становятся продолжением его мышления. Например, компьютеры, калькуляторы, чертежи — всё это расширяет возможности человеческого разума.

3.Материальная среда

   - Окружающий мир, предметы и объекты влияют на мышление. Человек учится думать, используя окружающую среду как источник информации и вдохновения.

   - Материальное воплощение идей (например, строительство зданий, создание произведений искусства) становится частью процесса мышления.

4.Коллективное знание

   - Научные теории, философские концепции, культурные нормы и ценности формируются коллективно и передаются из поколения в поколение. Они являются результатом коллективного мышления.

   - Наука и другие области знаний развиваются благодаря сотрудничеству множества людей, каждый из которых вносит вклад в общее понимание мира.

5.Институциональные структуры

   - Образовательные учреждения, научные сообщества, производственные предприятия создают условия для коллективного мышления и обмена знаниями.

   - Социальные институты формируют правила и нормы, которые направляют мышление и поведение людей.

6.Исторический контекст

   - Мышление человека зависит от исторических условий, в которых он живет. Развитие науки, техники и культуры влияет на способы мышления и подходы к решению проблем.

   - Историческое наследие, накопленные знания и опыт предыдущих поколений оказывают влияние на современное мышление.

Таким образом, мышление выходит далеко за рамки индивидуальных умственных операций и охватывает широкий спектр внешних факторов, включая социальное взаимодействие, культурные и исторические контексты, а также материальную среду.//