При написании этой статьи, посвященной взгляду на философию со стороны процесса познания, первоначально планировалось разместить в конце работы глосарий, где определяются все используемые в ней понятия. Но поскольку определение понятий составляет всю суть сказанного, для облегчения понимания, я думаю, будет более правильно давать определения понятий прямо по ходу изложения текста. Поэтому все используемые мной понятия и их определения будут выделены жирным шрифтом и в скобках указан автор определения.
Для начала мы должны договориться, что мы будем понимать под понятием философия и ее цель. Цель философии есть постижение ментального опыта, ( Вьяса, коментарий к сутрам Патанджали ). Результатом этого постижения выступает знание. Знанием мы называем осознание, привнесение предмета познания в бодрствующее сознание, (Шри Ауробиндо). Теперь нам нужно разобраться, в чем специфика философского познания и что, по сути, есть философия. Философия это состояние сознания, пребывающего во власти воображения и заблуждения, может быть названо сном, сном, который не до конца ложен, но и не до конца истинен, (Шри Ауробиндо).
Почему, по утверждению Шри Ауробиндо, философия не до конца истина и не до конца ложна, мы и попробуем разобраться. Ответ на этот вопрос нам дает Патанджали и определяет систему координат, в которых развивается философское знание.
Знание делится на истинное и заблуждение. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме предмета познания, (Патанджали). Слово форма, здесь используется в самом широком понимании применительно к понятию знание. Заблуждение устраняется посредством истинного знания. Предметной областью истинного знания выступает то, что существует в действительности, (Вьяса).
Поскольку философия, по определению Шри Ауробиндо, есть сплав истинных знаний и заблуждения, нам необходимо разобраться, как происходит возникновение истинных знаний и заблуждений и причину их смешения.
По утверждению Патанджали существует три источника истинных знаний: это чувственное восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
Чувственное восприятие- это когда сознание воспринимает предмет познания через каналы органов чувств. Главная его функция – установление специфического в предмете познания, (Вьяса).
Умозаключение - есть действие сознания имеющее своим объектом связь, наличествую между элементами одинаковых классов, относительно которых делается логический вывод и отсутствующую между элементами различных классов. Его главная функция – установление общего, (Вьяса).
Авторитетное свидетельство – предмет, увиденный или выведенный авторитетным лицом, описывается им в словах, для передачи своего знания другому лицу, (Вьяса). Это первая часть определения авторитетного свидетельства Вьяса, вторую более важную часть мы определим при рассмотрении механизма возникновения философского заблуждения.
И так, пока добросовестный и беспристрастный философ, используя первых два источника истинного знания, находится в области доступного ему чувственного опыта, все его знания и умозаключения относятся к той или иной области истинных знаний. Но опыт одного человека ограничен временем и местом и не может охватить все многообразие бесконечного существования. С другой стороны опыт делится на две полусферы. Одна включает в себя общедоступный опыт чувственного восприятия. Вторая, так называемый, трансцендентный опыт, находящийся за пределами возможностей обычных органов чувств большинства людей. Трансценде́нтность (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы), в широком смысле трансцендентное понимается в качестве «потустороннего» в отличие от имманентного как «посюстороннего, (викисловарь). В обеих случаях, для расширения горизонта своего опыта, философ вынужден прибегать к авторитетному свидетельству. Для философа в большей степени интересен трансцендентный опыт мудрецов, позволяющий заглянуть в суть самых фундаментальных законов всего существующего. Но здесь возникает проблема передачи трансцендентных знаний.
Теперь мы рассмотрим вторую часть определения авторитетного свидетельства. Состояние сознания слушателя, возникающее на основе слов и имеющее предметом их значение, есть авторитетное вербальное свидетельство, (Вьяса). Принципиальным моментом здесь выступает не слово, а его значение. Возникает вопрос, как передать значение слова, смысл которого слушателю не известен. В этом заключается великое искусство учителя, сформировать соответствующее состояние сознания слушателя. Поэтому трансцендентные знания, во всех школах, передавались от учителя к ученику путем личного общения и механизм этого процесса, передачи знаний, остается за покровом тайны.
В большинстве случаев авторитетное вербальное свидетельство, выражающее трансцендентный опыт, оставляет больше вопросов, чем ответов. Имея в расположении слова, смысл которых не известен, философ, в своем стремлении понять их значение использует четвертый способ познания, ментальное конструирование. Ментальное конструирование лишено референции и проистекает из вербального знания, (Патанджали). Ментальное конструирование, до конца, не восходит ни к истинному познанию, ни к заблуждению, (Вьяса). В этом случае философ придумывает или другими словами, умозрительно правдоподобно конструирует значение слов выражающих трансцендентный опыт. Поскольку ментальные конструкции, не отражают в полной мере того что существует в действительности, споры о них будут продолжаться без конца. Таким образов возникает философское знание, которое не до конца истинно и не до конца есть заблуждение.
Система координат, предложенная Патанджали: чувственное восприятие, умозаключение, авторитетное свидетельство и ментальное конструирование, в целом достаточно полно, определяет современное состояние философских знаний.
Комментарии
А нельзя ли "своё суждение иметь"? Или Вы чего боитесь? Эрудиции - хоть отбавляй!
Но что Вы, лично, хотите сказать?
У великого поэта Т.Г.Шевченко есть слова: на языке оригинала "якобы мы вчылысь так як треба, то мудристь бы була своя".
для начала -- посмотрите в философский словарь. Вы либо согласны с определением, либо обосновываете ошибочность определения, либо используете для своих мозговых метеоризмов какое-нибудь другое слово -- андрияшизм, например. Последнее наиболее предпочтительно. Всем будет плевать и все будут довольны. ДБЬ...
Это проект совместных исследований, предложенный Андреевым и Борчиковым. Борчиков изложил свою позицию, я свою, если у вас есть свой взгляд, подключайтесь и излагайте его логически обосновано и полно.
Это уже похоже на эпидемию
Совместности, правда, ни у кого не получается, но стремление к ней радует
Ну почему не получается. Нужно уметь видить все поле философських мнений в целом. Сергей изложил систему категорий, я объяснил ее природу и происхождение. Подождем статью Андреева и других желающих, потом можно будет составить общую картину философии. Ее достоинства и недостатки, а также то что в философии остаётся не понятым. Так как Борчиков был прав, в философии есть все, нужно только научится это видить и понимать.
По термину "Проект" высказался здесь - (ссылка). С оценкой эффективности солидарен с Корнаком7. Ваш же т.н. этот "проект" не учитываю, потому что это даже не потенциальный проект, а просто авторская статья.
Я никогда не заявлял, что в философии есть всё. Это совершенно противно моему творческому подходу к философии. В философии много и ой как много чего есть, и этим надо уметь овладевать, но это совершенно не исключает того, что в философии может быть создано совершенно новое, чего в ней нет, а за будущие столетия этого (нового) может быть создано столько, что превысит по объему имеющееся.
Сергей, спасибо что подключились. Теперь давайте разберемся по сути ваших замечаний.
Относительно того что в философии есть все. Это утверждение основано на принципе всеединства. Если разнообразие есть способ проявления всеединства, то все новое что может возникнуть изначально существует в тех категориях которые выражают это единство.Более общей категории чем всеединство быть не может и эта категория содержит в себе все.Меняться может только наше понимание, но не суть категории. В этом контексте я имел в виду что в философии есть все. Ну а то что вы отказываетесь от своих слов, так и я не помню все что говорил.
Относительно проекта, да каждый понимает его по разному, и называет по разному. Но ваше название Неовсеединство объединило всех, и проект начался сам собой. Показательно что ваше сообщение Система категорий, ч.28 Неовсеединство, и моя статья, обсуждаемая здесь показательно иллюстрируют принцип этого единства.
На первый взгляд это совершенно две разные темы. Но в действительности вы обобщаете свою систему категорий, а я анализирую генезис ее создания и саму суть творческого процесса в философии.Синтез этих двух составляющих рождает более широкое понимание.
Вы сами говорите
поэтому я нашел необходимым рассмотреть метод который вы используете в своем философском творчестве. В самом общем виде это сделал Патанджали введя категорию ментального конструирования.Эта категория включаем много частных понятий или другими словами принципов мышления и систем логики, но это детали входящие в состав категории. В своем комментарии к сутре Вьяса объясняет смысл этой категории. А именно, что ментальные конструкция до конца, не восходит ни к истинному познанию, ни к заблуждению, (Вьяса). Да и вы сами не станите утверждать что ваша система категорий есть истина в последней инстанции.
Таким образом мы начинаем понимать что нельзя разрывать процесс и результаты исследования от возможностей и ограничений используемого метода. Синтез моей и вашей статьи расширяет наше понимание философии, другое дело что это не всем нравится. Если появится работа Андреева и других участников мы сможем этот синтез продолжить. Тогда мы сможем больше понять о принципах движения к всеединству.
Ничего более далекого от моего понимания философии, чем Ваша статья, нет. Следовательно, нет даже не то что синтеза, а просто элементарной попытки понимания.
Очень жаль, но может кто то другой со мной согласится.