Эпическая поэма «Савитри» Шри Ауробиндо, инструмент познания духовных истин.

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 

 

Все кто знаком с трудами Шри Ауробиндо признают его великим мудрецом в одном ряду с,  Моисеем, автором пятикнижья Ветхого Завета, Кришной, Буддой   Исусом  и др.  Многие называют Шри Ауробиндо последним Аватаром  Калки, приход которого предвещался в Пуранах.  Основным трудом Шри Ауробиндо является эпическая поэма «Савитри» которую, он писал на протяжении тридцати лет и  иногда  называемую пятой Ведой. На первый взгляд  поэма «Савитри» это сказка, которая для интеллектуального понимания нам ничего не дает. Тогда возникает вопрос, зачем великий мудрец потратил столько времени и сил на работу,  совершенно бесполезную, для нашего приближения к пониманию высших духовных истин. Давайте разберемся в этом вопросе. Цель  работы Шри Ауробиндо выражена в словах:

Он слышал подавленный голос Сил нерожденных,

Бормочущий за светящимися засовами Времени…..

Слово, что прыгнуло из какого-то неба мысли далекого,

Допущенное принимающим писцом в капюшоне,….

"О вынуждаемая Силой, Судьбою ведомая, землею рожденная раса,

О мелкие авантюристы в мире бескрайнем,

И карликовой своей человечности пленники,

Как долго вы будете топтаться в кружащейся колее разума

Вокруг вашей маленькой самости и пустяковых вещей?

Не для неизменной малости были вы предназначены,

Не для тщетного повторения созданы;

Из субстанции Бессмертного вы были сделаны;

Быстро обнаруживающими шагами могут стать ваши действия,

Ваша жизнь – изменяющейся формой для растущих богов.

Внутри вас Провидец, могучий Творец,

Безупречная Грандиозность о ваших днях размышляет,

Всемогущие силы закрыты в клетках Природы.

Более великая судьба вас ждет пред вами:

Это скоротечное земное существо, если только захочет,

Может приспособить свои действия трансцендентальному плану.

Тот, кто сейчас в мир вглядывается глазами неведающими,

От ночи Несознания с трудом пробужденный,

Кто смотрит на образ, а не на Правду,

Те глаза может заполнить видом бессмертия.

Бог еще вырастет внутри ваших сердец,

Вы пробудитесь в воздухе духа

И ощутите крушение стен смертного разума,

И послание услышите, которое оставляет немым сердце жизни,

И посмотрите сквозь Природу вглядывающимися в солнце глазами,

И в ворота Вечности вашу раковину-скорлупку внесете.

Авторы высокого изменения земли, вам дано

Пересечь опасные пространства души

И могучей Матери, окончательно проснувшись, коснуться,

Встретить Всемогущего в этом доме из плоти

И сделать из жизни миллионнотелое Одно……

………………………………………………………………………………..

Голос отступил в свои небеса.

Но как сияющий ответ от богов,

Сквозь солнечно-яркие пространства приближалась Савитри.

И так нам предстоит разобраться, что представляет собой образ Савитри и другие образы повествования и как решается поставленная задача - ощутить крушение стен смертного разума и войти в ворота вечности.  Вот как об этом говорит Шри Ауробиндо:  «Сказание о Сатьяване и Савитри излагается в Махабхарате как история супружеской любви, побеждающей смерть. Сатьяван это душа человека, несущая в себе божественную истину бытия, но низошедшая во власть смерти и неведения; Савитри́ — Божественное Слово, дочь Солнца, богиня верховной Истины, которая нисходит во имя спасения [мира], она же богиня речи и сокровенного или эзотерического знания и мудрости, также называется Шри. ; Ашвапати, Повелитель Энергии, ее человеческий отец, является Повелителем концентрированной энергии духовного устремления, помогающей нам взойти от смертного к бессмертным планам [бытия]; Дьюматсена,  отец Сатьявана, это Божественный Разум, который здесь стал слепым, утратив свое небесное царство видения и в результате этой потери — и свое царство величия и славы.

Тем не менее, все это — не просто аллегория,— не просто некие качества, представленные в личностном виде, но воплощения или эманации живых сознательных Сил, с которыми мы можем вступить в конкретное соприкосновение, чтобы помочь человеку и показать ему путь из его смертного состояния к божественному сознанию и бессмертной жизни».

При решении поставленной задачи, открыть нам врата к истинным знаниям, Шри Ауробиндо достаточно мудр, что бы повторять слова мудрости, которые уж сколько лет твердили миру и которые философы тасуют как колоду карт, пытаясь разложить пасианс истинных знаний. Для этого он использует, в качестве инструмента, магию животворящего слова. Поскольку человеческая душа по своей природе изначально несет в себе божественную истину и низошла во власть неведения и смерти, все что нужно сделать для ее освобождения, это помочь вспомнить все то что в ней уже есть.

Для нас любой акт воспоминания тайна за семью печатями, мы не знаем как мы это делаем. Немного света, на этот вопрос, пролил Патанджали, введя понятие подсознательного формирующего фактора. В своем комментарии к сутрам Патанджали,  Вьяса объясняет механизм действия санскар – подсознательныйх формирующих факторов. Но это нам и не обязательно знать, в своей поэме Шри Ауробиндо запускает механизм действия санскар, пробуждая в нашей душе воспоминания о забытых истинах при помощи магии слова. Несомненно, это непростой и медленный процесс, и вначале воспоминания носят смутный интуитивный характер, но по  мере перечитывания текста поэмы, мы будем осознавать все больше забытых истин.

Таким образом Шри Ауробиндо не зря потратил тридцать лет на создание поэмы Савитри. Он создал идеальный магический инструмент для пробуждения или другими словами, воспоминания духовных знаний, не требующий от нас никаких усилий,  все уже есть в  нас, в подсознательной памяти души.

«Твоя душа силу имеет и не нужен ей иной гид,

Чем Тот, кто горит в твоей груди силах.

…………………………………………………………………….

Там Слово повторяется в ритмичном усилии:

Мысль, видение, ощущение, чувство, телесная самость

Невыразимо захвачены, и он ощущает

Экстаз и перемену бессмертную;

Он ощущает Обширность и становится Силой,

Все знание входит в него словно море:

Трансмутированный белым духовным лучом,

Он гуляет в нагих небесах покоя и радости,

Видит лик Бога и слышит трансцендентальную речь:….»

                                           Савитри, Часть втрая, Книга четвертая, Песнь Третья. Призыв к поиску.

Комментарии

Аватар пользователя Головорушко Сергей Яковлевич

Спасибо, очень интересно. Скажите, а эти две фразы не противоречат друг другу?

Твоя душа силу имеет и не нужен ей иной гид,

Чем Тот, кто горит в твоей груди силах

и

Савитри, Часть втрая, Книга четвертая, Песнь Третья. Призыв к поиску.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Прочтите всю песнь, всего восемь страниц, и тогда если будут вопросы, попробую вам ответить. Интеллекту привыкшему оперировать частями и не видящему целого, во всем видятся противоречия.