Этюд про слово и понятие

Аватар пользователя Евгений Силаев
Систематизация и связи
Основания философии

Как часто в  философских  разговорах мы не понимаем друг друга.

Как часто  мы понимаем, насколько у нас разное  мировоззрение  и мировосприятие.

И все-таки, мы понимаем  слова, понимаем, о чем говорит  другой, улавливаем смысл его мыслей.

Попробуем рассмотреть, на чем основаны наши понимание и непонимание смысла   слов, понятий  и их содержания.

 

Предлагаются размышления  про слово, понятие, содержание  и смысл, их связь с    мировосприятием   и мировоззрением,  основанные на книге  А.Ф.Лосева "Философия слова" и являются продолжением моей темы "Понятие  и  понимание".       

 

1.  Слово является   элементом   конкретного языка  - интерсубъективный знак идеи  понятия, а значит, обозначает  и  каждое субъективное понятие, раскрывающее  и ограничивающее смысл  и содержание  этой  идеи.

Каждый человек в своем мышлении и речи  использует  слово,  редко  задумываясь о его форме  и структуре своего языка, используя его  как данность. 

Восприятие слова в речи другого  проявляет  процесс  понимания одной  идеи, которую обозначает это слово в многообразии  индивидуальных  понятий  каждого субъективного мышления.

Конкретное слово, как обозначение множественности индивидуальных  понятий одной идеи, является только  формой этой идеи, а ее смысл и  содержание понимаются в понятии.

Поэтому,  интерсубъективность  нашего  рационального мировосприятия, нашего общения   заранее определена  нашим  языком, его грамматикой, логикой его организации.

Именно язык  определяет формы и  логическую структуру  нашего мировосприятия и мышления, но не их содержание.  Как утверждал Гегель, наше мышление (значит, и наш язык – Е.С.)  имеет формы  и  логическую структуру аналогичные  формам  и логической структуре  воспринимаемого нами  мира.

 

2.  Слово как знак обозначает идею  определенного   понятия  в сознании человека, которое формируется    рассудком в процессе языковых игр и ощущений окружающего мира.

Смысл понятия относится к нему, как  к цельности, и понимается  смысл как части  другого понятия. Поэтому говорят, что смысл слова, а значит и смысл соответствующего понятия, раскрывается в предложении.

Содержание понятия  формируется из понятий, которые являются частями этого понятия, как цельного, в определенных логических отношениях этих частей.

Однако, и смысл, и содержание  субъективного понятия образуют только его  формальную рассудочную структуру, как единичного понятия, которое, к тому же, часто изменяется.

 Разумное  понимание  смысла  и содержания  понятия, в  их полноте и  изменчивости позволяет  спекулятивному мышлению человека  познать истину  всеобщности  идеи слова, соответствующего этому  понятию  в   согласии   со своим  мирорвоззрением. Именно всеобщность  идеи сова и определяет его  интерсубъективность.

Слово, идея которого согласована с мировоззрением человека, включается в  его словарный запас.    

 

Выводы.

Причинами  непонимания друг друга могут быть существенные отличия смысла  и содержания индивидуальных понятий и  логики их отношений.

Причинами формирования  разных мировоззрений являются разные идеи, которые  образуют осознание веры, фундамент знаний и убеждений в сознании  личности. Мировоззрение  человека определяет его мировосприятие, тот  истинный мир в котором он живет.

                           

Комментарии

Аватар пользователя ВФКГ

Выводы.

Причинами  непонимания друг друга могут быть существенные отличия смысла  и содержания индивидуальных понятий и  логики их отношений.

Причинами формирования  разных мировоззрений являются разные идеи, ... Мировоззрение  человека определяет его мировосприятие, тот  истинный мир в котором он живет.

Евгений Силаев, 20 Июль, 2016 - 18:18

Более продуктивно акцентировать внимание на том, что каждое слово является НАЗВАНИЕМ определённого явления, свойства, процесса. Именно мировоззренческие установки определяют содержание социально значимых понятий в той или иной системе предствалений. Спорить на эти темы занимательно, но людей лучше всего убеждает принцип: "За что боролись, на то и напоролись!"  Ложные представления всегда приводят не к тем результатам деятельности людей, на которые они надеялись. До поры до времени плачевность результатов можно объяснять "происками врагов", нерадивостью исполнителей и т.д., но даже двухтысячелетнему Аристотелевскому геоцентризму пришёл конец не в спорах о словах, а от сопоставления с действительностью.

Аватар пользователя mp_gratchev

 

        Общая терминологическая проблема

 

Евгений Силаев, 20 Июль, 2016 - 18:18

Как часто в  философских  разговорах мы не понимаем друг друга. Как часто  мы понимаем, насколько у нас разное  мировоззрение  и мировосприятие. И все-таки, мы понимаем  слова, понимаем, о чем говорит  другой, улавливаем смысл его мыслей.

Например, слова "сознание", "материализм", "диалектическая логика" и соответствующие им понятия. Каждое из них представляет собой некоторую терминологическую проблему, которая имеет общие логико-коммуникативные корни.

 

Дэвид Чалмерс: Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории

Чалмерс.

"В этой книге я не решаю проблему сознания раз и навсегда, а пытаюсь взять ее под контроль" (Дэвид Чалмерс. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории http://www.bookfb2.ru/?p=455011  ).

boldachev, 18 Июль, 2016 - 16:02, ссылка

Видите как важно фиксировать предмет обсуждения. И именно вследствие игнорирования указанной мной терминологической проблемы сознания происходит содержательная путаница в головах философствующих: они смешивают две разные проблемы.

boldachev 2

Вот видите как трудно работать с неустойчивой терминологией: о каком сознании тут идет речь? О широком или узком? Ведь прибывая в широком сознании человек может быть без узкого сознания (потеряв сознание). Вы и сейчас будете настаивать, что следует одновременно оперировать двумя сознаниями?

[...]Хотя вообще в этой теме лучше всего и корректнее пользоваться терминологией Чалмерса, в которой словом "сознание" он обозначает именно и только сознание в узком смысле (в вашем описании).

Терминологическая проблема "сознания" схожа с терминологической проблемой "диалектической логики". И там - и там важно фиксировать предмет обсуждения во избежание содержательной путаницы.

 

Терминологическая проблема диалектической логики.

О логике можно говорить в разных смыслах. Общее определение логики (четыре омонима*)

Логика - последовательная связь чего-то с чем-то в чём-то:

а) логика вещей: взаимосвязи между эмпирическими объектами (в онтологическом аспекте);

б) логика категорий (спекулятивная логика): универсальные взаимосвязи между субстанциированными понятиями (философскими категориями) или сущностями вещей (в гносеологическом аспекте);

в) логика формальная: универсальные истинностные взаимосвязи между понятиями, суждениями и умозаключениями, общезначимость которых определяется не конкретным содержанием, а лишь общей формой, структурой понятий, суждений и умозаключений;

г) логика диалектическая: универсальная релевантная связь высказываний (вопросов, суждений, оценок, императивов) в бисубъектном рассуждении, представленном логической формой "диалог" (в собственно логическом аспекте).

__________

*) Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — одинаково звучащие и/или пишущиеся, но разные по значению единицы языка (слова, морфемы и др.).

О диалектической логике можно говорить как о теоретической модели рассуждений с включенным в него противоречием (узко) и как о диалектической модели познания, отличающейся от метафизической модели (широко). И то и другое называют одним термином "диалектическая логика".

Если перефразировать  цитату А. Болдачева, то получится, что

 "вследствие игнорирования терминологической проблемы диалектической логики происходит содержательная путаница в головах философствующих: они смешивают две разные проблемы".

Теперь о Чалмерсе, которого предлагают в качестве образца четкой терминологической постановки темы сознания в одном из аспектов последнего ("как раз именно и только сама «трудная проблема сознания» (в формулировке Чалмерса) жестко и однозначно ограничивает рамки предмета").

Здесь  образ Чалмерса находится в положении Фалеса, который в VII веке до н. э. представление об электричестве жестко и однозначно ограничивал свойством янтаря (потёртого о шерсть) притягивать легкие предметы.

 

Терминологическая проблема материализма.

Чалмерс.

"В главе 4 эта линия продолжается на основе доводов о ложности материализма и истинности одного из видов дуализма; здесь также обозначаются общие контуры возможной нередуктивной теории сознания".

Такое ощущение, что Чалмерс редуцирует материализм к механическому (метафизическому) материализму и напрочь не в курсе диалектического (дуального) материализма.

Плюс оппозиция "монизм-дуализм". Она может быть как идеалистической, так и материалистической. Чалмерс впадает в содержательную путаницу оппозиции "материализм-дуализм".

--

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Михаил Петрович!

В  этюде  сделана попытка  перевести  обсуждение  "терминологической проблемы" из области  формально-рассудочных суждений о  единичных  терминах  к  спекулятивному познанию  всеобщего в этой проблеме.

ЕС

Аватар пользователя Евгений Силаев

То  ВФКГ

Понимаете,  Владимир, я не случайно  обратил внимание  не книгу "Философия слова", как на основание моих рассуждений.  В работе  Лосева,  а значит, исходя из диалектичаеского метода Гегеля,  ясно различаются рассудок и  разум, всеобщее и единичное …   Только эти философские аспекты и предлагаются для обсуждения.

ЕС