Как часто в философских разговорах мы не понимаем друг друга.
Как часто мы понимаем, насколько у нас разное мировоззрение и мировосприятие.
И все-таки, мы понимаем слова, понимаем, о чем говорит другой, улавливаем смысл его мыслей.
Попробуем рассмотреть, на чем основаны наши понимание и непонимание смысла слов, понятий и их содержания.
Предлагаются размышления про слово, понятие, содержание и смысл, их связь с мировосприятием и мировоззрением, основанные на книге А.Ф.Лосева "Философия слова" и являются продолжением моей темы "Понятие и понимание".
1. Слово является элементом конкретного языка - интерсубъективный знак идеи понятия, а значит, обозначает и каждое субъективное понятие, раскрывающее и ограничивающее смысл и содержание этой идеи.
Каждый человек в своем мышлении и речи использует слово, редко задумываясь о его форме и структуре своего языка, используя его как данность.
Восприятие слова в речи другого проявляет процесс понимания одной идеи, которую обозначает это слово в многообразии индивидуальных понятий каждого субъективного мышления.
Конкретное слово, как обозначение множественности индивидуальных понятий одной идеи, является только формой этой идеи, а ее смысл и содержание понимаются в понятии.
Поэтому, интерсубъективность нашего рационального мировосприятия, нашего общения заранее определена нашим языком, его грамматикой, логикой его организации.
Именно язык определяет формы и логическую структуру нашего мировосприятия и мышления, но не их содержание. Как утверждал Гегель, наше мышление (значит, и наш язык – Е.С.) имеет формы и логическую структуру аналогичные формам и логической структуре воспринимаемого нами мира.
2. Слово как знак обозначает идею определенного понятия в сознании человека, которое формируется рассудком в процессе языковых игр и ощущений окружающего мира.
Смысл понятия относится к нему, как к цельности, и понимается смысл как части другого понятия. Поэтому говорят, что смысл слова, а значит и смысл соответствующего понятия, раскрывается в предложении.
Содержание понятия формируется из понятий, которые являются частями этого понятия, как цельного, в определенных логических отношениях этих частей.
Однако, и смысл, и содержание субъективного понятия образуют только его формальную рассудочную структуру, как единичного понятия, которое, к тому же, часто изменяется.
Разумное понимание смысла и содержания понятия, в их полноте и изменчивости позволяет спекулятивному мышлению человека познать истину всеобщности идеи слова, соответствующего этому понятию в согласии со своим мирорвоззрением. Именно всеобщность идеи сова и определяет его интерсубъективность.
Слово, идея которого согласована с мировоззрением человека, включается в его словарный запас.
Выводы.
Причинами непонимания друг друга могут быть существенные отличия смысла и содержания индивидуальных понятий и логики их отношений.
Причинами формирования разных мировоззрений являются разные идеи, которые образуют осознание веры, фундамент знаний и убеждений в сознании личности. Мировоззрение человека определяет его мировосприятие, тот истинный мир в котором он живет.
Комментарии
Более продуктивно акцентировать внимание на том, что каждое слово является НАЗВАНИЕМ определённого явления, свойства, процесса. Именно мировоззренческие установки определяют содержание социально значимых понятий в той или иной системе предствалений. Спорить на эти темы занимательно, но людей лучше всего убеждает принцип: "За что боролись, на то и напоролись!" Ложные представления всегда приводят не к тем результатам деятельности людей, на которые они надеялись. До поры до времени плачевность результатов можно объяснять "происками врагов", нерадивостью исполнителей и т.д., но даже двухтысячелетнему Аристотелевскому геоцентризму пришёл конец не в спорах о словах, а от сопоставления с действительностью.
Общая терминологическая проблема
Например, слова "сознание", "материализм", "диалектическая логика" и соответствующие им понятия. Каждое из них представляет собой некоторую терминологическую проблему, которая имеет общие логико-коммуникативные корни.
Чалмерс.
"В этой книге я не решаю проблему сознания раз и навсегда, а пытаюсь взять ее под контроль" (Дэвид Чалмерс. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории http://www.bookfb2.ru/?p=455011 ).
boldachev 2
Вот видите как трудно работать с неустойчивой терминологией: о каком сознании тут идет речь? О широком или узком? Ведь прибывая в широком сознании человек может быть без узкого сознания (потеряв сознание). Вы и сейчас будете настаивать, что следует одновременно оперировать двумя сознаниями?
[...]Хотя вообще в этой теме лучше всего и корректнее пользоваться терминологией Чалмерса, в которой словом "сознание" он обозначает именно и только сознание в узком смысле (в вашем описании).
Терминологическая проблема "сознания" схожа с терминологической проблемой "диалектической логики". И там - и там важно фиксировать предмет обсуждения во избежание содержательной путаницы.
Терминологическая проблема диалектической логики.
О логике можно говорить в разных смыслах. Общее определение логики (четыре омонима*)
Логика - последовательная связь чего-то с чем-то в чём-то:
а) логика вещей: взаимосвязи между эмпирическими объектами (в онтологическом аспекте);
б) логика категорий (спекулятивная логика): универсальные взаимосвязи между субстанциированными понятиями (философскими категориями) или сущностями вещей (в гносеологическом аспекте);
в) логика формальная: универсальные истинностные взаимосвязи между понятиями, суждениями и умозаключениями, общезначимость которых определяется не конкретным содержанием, а лишь общей формой, структурой понятий, суждений и умозаключений;
г) логика диалектическая: универсальная релевантная связь высказываний (вопросов, суждений, оценок, императивов) в бисубъектном рассуждении, представленном логической формой "диалог" (в собственно логическом аспекте).
__________
*) Омонимы (от греч. homos — одинаковый и onyma — имя) — одинаково звучащие и/или пишущиеся, но разные по значению единицы языка (слова, морфемы и др.).
О диалектической логике можно говорить как о теоретической модели рассуждений с включенным в него противоречием (узко) и как о диалектической модели познания, отличающейся от метафизической модели (широко). И то и другое называют одним термином "диалектическая логика".
Если перефразировать цитату А. Болдачева, то получится, что
"вследствие игнорирования терминологической проблемы диалектической логики происходит содержательная путаница в головах философствующих: они смешивают две разные проблемы".
Теперь о Чалмерсе, которого предлагают в качестве образца четкой терминологической постановки темы сознания в одном из аспектов последнего ("как раз именно и только сама «трудная проблема сознания» (в формулировке Чалмерса) жестко и однозначно ограничивает рамки предмета").
Здесь образ Чалмерса находится в положении Фалеса, который в VII веке до н. э. представление об электричестве жестко и однозначно ограничивал свойством янтаря (потёртого о шерсть) притягивать легкие предметы.
Терминологическая проблема материализма.
Чалмерс.
Такое ощущение, что Чалмерс редуцирует материализм к механическому (метафизическому) материализму и напрочь не в курсе диалектического (дуального) материализма.
Плюс оппозиция "монизм-дуализм". Она может быть как идеалистической, так и материалистической. Чалмерс впадает в содержательную путаницу оппозиции "материализм-дуализм".
--
Уважаемый Михаил Петрович!
В этюде сделана попытка перевести обсуждение "терминологической проблемы" из области формально-рассудочных суждений о единичных терминах к спекулятивному познанию всеобщего в этой проблеме.
ЕС
То ВФКГ
Понимаете, Владимир, я не случайно обратил внимание не книгу "Философия слова", как на основание моих рассуждений. В работе Лосева, а значит, исходя из диалектичаеского метода Гегеля, ясно различаются рассудок и разум, всеобщее и единичное … Только эти философские аспекты и предлагаются для обсуждения.
ЕС