автор М.П. Грачёв
Этюд 4. Опорные точки системы философских категорий
Разноязыкая интерпретация и сборка системы философских категорий напоминает строительство Вавилонской башни.
Только, чтобы успешно и плодотворно участвовать в совместном строительстве общей системы философских категорий. помимо собственно сборки СФК, необходимо учитывать ряд технических и методологических параметров. Таких, как простота и обозримость системы, порядок и согласованность взаимодействий между субъектами по поводу СФК.
Что участников проекта объединяет?
1. Смысл философской категории сводится к представлению о предельно широком понятии.
2. Категории – это универсальные понятия, охватывающие своим универсализмом всё сущее, но каждая в своей специфике, в своём аспекте.
3. Категории характеризуются парностью: абсолютное/относительное, конечное/бесконечное, единое/множественное, целостное/частичное и т.п.
4. Категории универсальны, всюдны и они взаимно проникают друг в друга.
5. Одна пара категорий (любая) пуста в своей абстрактности, пока мы не введем в её содержательное описание всю (в пределе) совокупность остальных категорий.
6. Устанавливая отношения одной пары категорий с иными категориями (выстраивая систему категорий), мы таким именно образом получаем содержательность исходно абстрактно-пустой категории и переводим сам системно-категориальный каркас в живую плоть теоретических знаний
7. Так или иначе предъявленный перечень философских категорий является актуальным для каждого из участников проекта и к ним присоединившихся.
Инвариантом рассуждений Сергея Алексеевича Борчикова по всем 19-ти темам о СФК на Философском штурме выступает троякое основание системы философских категорий:
Сущее - Бытие - Сущность (1)
"В такой ситуации я (С.А. Борчиков) тоже вынужден был сформулировать хотя бы абстрактную схему своих категорий («сущее – бытие – сущность»), дабы положить ее в основу синтеза" (http://philosophystorm.org/sistema-kategorii-ch10-itogi)
Со своей стороны, я бы (М.П.Грачев) остановился на двух регионах Бытия - на "мышлении"
(субъективная реальность) и отображаемой мышлением "объективной реальности".
Итак имеем,
А. Регион мышления (Разум)
В. Регион объективной реальности (Мирозданье)
____________________________________________________
С. Производный регион: Система философских категорий (Мирум) (2)
СФК включает следующие технические и методологические параметры:
а) абстрактные объекты (философские категории);
б) логические формы высказывания: суждение, вопрос, оценка, императив;
в) формы связи высказываний в рассуждении: умозаключение, диалог;
г) диалектико-логические переменные: понятия, посылки, утверждения, возражения, доводы, аргументы;
д) метод построения СФК: аксиоматико-генетический;
е) правила оперирования категориями;
ж) метатеоретические и междисциплинарные компоненты: субъект, объект, термин, теорема, лемма, элемент, предмет, система, структура, связи, отношения.
Правила оперирования абстрактными объектами (философскими категориями):
1. Противоречить разрешено.
2. Критика -критерий обоснованности и аргументации высказываний о СФК.
3. Синтез - цель, процесс и результат взаимодействия на предмет СФК.
Каковы наши очередные действия?
1. Согласно п.3 [см. выше, Категории характеризуются парностью] формируем пары. Начало положено:
абсолютное - относительное,
конечное - бесконечное,
единое - множественное,
целостное - частичное
В развитие данного начала можно приступить к формированию триад, ассоцитивных квадриад и пентад.
2. Одни пары подгружаем другими парами: пытаемся согласно п.5 ввести в содержательное описание совокупность остальных категорий.
3. Устанавливаем отношения и связи между парами и триадами, между триадами и квадриадами.
4. Используем категориальный триадный ритм перехода от одной совокупности категорий к другой: тезис - антитезис - синтез.
Итак, намеченный путь пока подъемный, задачи решаемые.
Образец компоновки системы
Гегель компонует свою систему категорий следующим образом:
Три части:
1. Логика бытия (онтология)
2. Логика сущности (гносеология)
3. Логика понятия (собственно логика)
На Философском штурме у меня выложены достаточно проработанные положения об элементарной диалектической логике. Поэтому, сохранив первые две части, я бы в развитие третьей гегелевской части представил бы последний пункт в такой формулировке: [3. Логика развивающегося суждения]. Общая компоновка изменится:
1. Логика бытия (онтология)
2. Логика сущности (гносеология)
3. Логика развивающегося суждения (собственно логика)
Сергей Борчиков, 6 Ноябрь, 2013 - 09:57, ссылкаА мне совсем не нравится.
Если есть исходная фундаментальная триада:
у Гегеля: Бытие - Сущность - Понятие,
у Соловьева: Сущее - Сущность - Бытие,
у Хайдеггера: Сущее - Dasein (бытие) - Истина,
то, во-первых, надо проанализировать и найти синтез этих траид,
во-вторых, надо показать, как из этой триады вытекает вспомогательное членение: онтология - гносеология - логика.
Но если, как М.Грачев, предицировать фундаментальные категории через вспомогательные, то на самом деле эти вспомогательные превращаются в фундаментальные, что и показала схема Яна Ботера, в которой главенствует уже триада: онтология - гносеология - логика (диалектика). Такого ни у одного из трех названных мыслителей нет. Это не кумулятивность, это - личная частная СК. Круг замкнулся.Сергей Борчиков, 11 Ноябрь, 2013 - 08:57, ссылкаМоя схема корневых категорий СК для синтеза с другими СК
Если мы говорим о системе категорий, то вряд ли в нее можно заносить такие слова, как «онтология», «гносеология» и т.п., как предлагает М.Грачев. Это не категории, а обозначения рубрикаций и дисциплин.
Поэтому разделяю идею Пермского, что надо брать категории, стоящие за данными дисциплинами.
Например, за онтологией, как говорит он, Бытие, а я говорю – Сущее (онто),
за гносеологией – Знание,
за логикой – Мышление, а я говорю – Логос,
за этикой – Добро,
за эстетикой – Красота,
и т.д.
Я неспроста оговорил разночтение в онтологическом корне. Эта ситуации отражает негативный современный феномен забвения, вскрытый Хайдееггором. Многие считают, что корень онтологии – субстанция сущего, и тем самым ввергают бытие в забвение. Другие считают, что онтология – наука о бытии, и тем самым предают забвению сущее.
Чтобы избежать этой ситуации и признавая за Сущим и Бытием различные и равноправные онтологические регионы, я предлагаю обе категории в качестве корнеых субстанций рассмотрения.
Третья субстанция-регион – Сущность, точнее регион сущностей. Поскольку к сущностям принадлежат и Логос, и Добро, и Красота, и всё остальное, имеем следующую схему корневых категорий, в отличие от схемы предложенной М.Грачевым:1) Сущее (охват: фюзис, материя, объекты, объективный мир, природа).
2) Бытие (охват: социум, историческое бытие, антропос, есть-бытие (Парменид), Dasеin (Хайдеггер)).
3) Сущность:
3.1) Добро (охват: благо, этика, воля, жизнь, смысл жизни, сознание общежития людей, Бог).
3.2) Красота (охват: творчество, искусство, символ, произведение, культура, новое).
3.3) Истина (охват: мета-фюзис, логос, мышление, познание, наука, система категорий, диалектика, Абсолют).
Сущее, Бытие и Сущности по С.А. Борчикову
(Сергей Борчиков, 19 Май, 2014 - 11:08, ссылка)
Начало цитирования.
1) Регион сущего.
Под сущим, начиная с античных времен и кончая Хайдеггером, понимается физический мир, мир материальных объектов и вещей, мир наличествующих данностей. Космос, Солнце, планеты, Земля, моря и горы, растения и животные, люди как элементы сущего и произведенные ими материальные объекты: топоры и тарелки, дома и скульптуры, и даже идеальные объекты, когда они объективны. Если, минуя денотаты (объекты), посмотреть на само понятие «сущее», то оно предстает суперабстракцией, фиксирующей общее всем этим объектам (денотатам) свойство – быть существующими. Вот цитата из Хайдеггера: сущее – всё, что существует «…будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, будь то ангел или Бог» («Письмо о гуманизме»). Я полностью этого придерживаюсь. Так что, что здесь нетрадиционного, остается только гадать.
2) Регион бытия.
Категория бытия впервые появляется у Парменида и именно в контексте тождественного мышлению. «…Мыслить и быть одно и то же» (фр.3, пер. А.В. Лебедева). Затем у стоиков бытие определяется как сверхсущий логос. Эта интенция переходит во всю средневековую философию, приравнивающее бытие к Богу. В этом смысле, когда говорят, что Бог есть сущий, имеют в виду не то, что он равен фюзису, материи или даже объекту, а то, что он равен сверхсущему или лично-духовному бытию. У Гегеля бытие есть понятие, а сущее – всего лишь инобытие понятия. У Маркса бытие есть общественное бытие, возвышающееся над сущим. У Хайдеггера бытие – ближайшее человеку, т.е. Dasain, а посему он очень негативно относился к современным онтологическим тенденциям сближения бытия и сущего, показывая, что в них бытие на самом деле предается забвению.
Итак, традиция всей мировой философии касательно бытия, это то, что сущее есть сущее, а бытие – это нечто противостоящее сущему в качестве сверхсущего – будь то мышление или логос, Бог или Абсолют, понятие или дух, социум или Dasein. Я полностью вписываюсь в эту традицию, просто обобщая все точки зрения до признания единого региона бытия, включающего все эти предикации. Так что все те, кто меня обвиняет в нетрадиционном взгляде на бытие, сами гораздо дальше отстоят от традиций, отождествляя бытие то с сущим, а то и с сущностью.
3) Регион сущностей.
Традиция выделять в сущем и бытии сущности имеет свои корни в философии Платона. В самом бытии Платон обнаруживал некий сверхбытийный регион или, как принято его называть, идеальный мир. Именно там существуют первообразцы, или сущности, всех вещей. Аристотель закрепил взгляд на сущность как на сверхбытийное образование, правда, сблизил ее с сущими объектами как их выражающую категорию. Плотин исследовал такое, как он говорил, ипостасийное бытие и открыл, что именно оно ответственно за сущность. А у Фомы Аквинского за производство сущностей ответствен Бог. Ясное дело, если сущности творятся Богом, то их изначально нет ни в сущем, ни в бытии (если только самого Бога не считать суще-бытием). У Гегеля сущность – это истина бытия («Наука логики», нач. кн.2): не сущее, не бытие, а именно истина бытия, т.е. что-то более высокое, чем бытие. У Маркса и Хайдеггера сущность увязана с социально-человечески-истинностными онтошениями.
Даже этого беглого обзора достаточно, чтобы понять, что сущность по отношению к бытию представляет нечто более продуктивно высокое, а моими словами – особый, третий регион сверхбытийно-конструктивных сущностей. Так что, скорее, я придерживаюсь мировых традиций, нежели мои оппоненты, растворяющие сущность в бытии или, хуже того, в сущем.
Общий вывод.
Главной целью моей схемы регионов мирума «сущее – бытие – сущность» является желание вернуть философствование в лоно традиций мировой философии, уводя его с путей самодеятельных или инофилософских отклонений. Я ратую за исконность философской мысли, за ее глубину и высь.
Конец цитирования.
(по М.П. Грачеву mp_gratchev, 8 Ноябрь, 2013 - 08:57, ссылка)
Чем мне приглянулась компоновка ОСК Яна Ботера? Тем, что перекликается с базовой гегелевской системой. У Яна Ботера вот она:
ЛОГИКА
I. Онтология
1. Бытие
2. Становление
3. СубъектII. Гносеология
1. Гомогенность объектов
2. Гомогенность знания о них
3. Гомогенность субъектовIII. Диалектика
1. Истина
2. Понятие
3. СущностьУ Гегеля наблюдаем аналогичную структуризацию:
1. Логика бытия (онтология)
2. Логика сущности (гносеология)
3. Логика понятия (собственно логика)
Рубрикация отвечает принятому в философском коммуникативном сообществе составу основных философских дисциплин. Говоря об онтологии, гносеологии и логике, все понимают, о чём идет речь: о фундаментальных рядах философских категорий. Например, Сергей Борчиков приводит исходные фундаментальные категориальные триады таких значимых авторов, как - Гегель, Соловьев и Хайдеггер:
Сергей Борчиков, 6 ноября, 2013 - 10:57. ссылка
у Гегеля: Бытие - Сущность - Понятие,
у Соловьева: Сущее - Сущность - Бытие,
у Хайдеггера: Сущее - Dasein (бытие) - Истина,
Я предложил встроить в базовую систему свой пункт в части логики [3. Логика развивающегося суждения (собственно логика)]. Тогда Общая Архитектура может быть близкой к следующей схеме:
Применительно к Общей системе философских категорий, имеем деление системы на Логику разума и Логику рассудка. Логика разума включает, в том числе, разделы онтологии, гносеологии и Логики с большой буквы. Плюс раздел "Этика" в основании которой категории Добро-Зло, раздел "Праксеология" с категорией "Благо" в основании и раздел "Аксиология" с исходной категорией "Ценность".
Логика рассудка включает традиционные формы мысли (понятие, суждение, умозаключение), рассмотренные Гегелем в Науке логики. Плюс современное диалогическое направление в логике, которое с диалектических позиций представлено Элементарной диалектической логикой.
--
Грачев Михаил Петрович.
Москва, 19 мая 2015 года
Комментарии
Система категорий (ч.1, общие принципы)
Естественным желанием всякого человека будет схватить предмет в своей сущности. Это невозможно осуществить без сформировавшейся системы наиболее общих понятий (системы философских категорий). То есть от обычного человека поступает заказ на универсальную систему.
Разумеется, оптимальный вариант универсальной системы может быть выработан на основании взаимодействия многих СК "не сводимые друг к другу".
Система категорий (ч.2, первоначало)
Система категорий (ч.3, синтез)
Система категорий (ч.4, моя СК – предложение к синтезу)
Система категорий (ч.5, Мирум)
Система категорий (ч.6, материя, вещь и сущность)
Система категорий (ч.7, природа категорий)
Система категорий (ч.8, горизонты мирума)
Система категорий (ч.9, рефлексия)
Система категорий (ч.10, итоги)
Суть философских категорий
Система категорий (ч.12, функциональность категорий)
--
Система категорий (ч.2, первоначало)
Что значит "первокатегория – беспричинная причина". А то и означает, что хотя первокатегория и является причиной всей развёртываемой системы категорий (пусковой кнопкой), но в свою очередь у первокатегории причины нет.
Оно и понятно, ведь это же первая категория системы. Она логически не следует из нулевой категории, поскольку нулевой категории нет в принципе. Ибо если у меня в кармане лежит один рубль, то это реальный один рубль, а ноль рублей означает, что в кармане пусто.
Знал ли об этой проблеме Гегель, когда строил свою систему категорий? Разумеется знал и обсуждал в "Науке логики". В формулировке Гегеля она звучит как соотношение непосредственного и опосредованного Начала. Логическое начало "можно понимать двояко - как результат полученный опосредованно [логический вывод - M.G.], или как подлинное начало, взятое непосредственно" (Гегель. Наука логики. т.1. - М.: "Мысль", 1970. - С.124).
Что значит непосредственное начало? Это некая Интуиция или Вера, некое иррациональное знание, догадка или угадка.
Угадать в яблочко: кто-то угадал "Абсолют", кто-то угадал категорию "Система", а кто-то в качестве начала угадал саму категорию "Первоначало".
Гегель угадал категорию "Бытие". И это остается пока самой удачной угадкой. Даже материалист обязан согласиться: чтобы рассуждать о материальном объекте, материальный объект должен сначала быть.
Все последующие авторы первокатегории вынуждены будут мотивировать вставку своей категории на место гегелевского "Бытия", её замену.
Ссылки:
Система категорий (ч.13, два заслонения бытия – сущим и мышлением)
Система категорий (ч.14, логика мира)
Система категорий (ч.15, сущность)
Попытки алгоритмизации метода Сократа
Система категорий (ч.16, инспирация)
Система категорий (ч.17а, классики о метафизике)
Система категорий (ч.17b, классики о метафизике)
Система категорий (ч.17с, классики о метафизике, Эмерих Корет)
Система категорий (ч.18, человек и социум, мета-социология)
Система категорий (ч.19, синтез материализма и идеализма)
--
Бытие или Абсолют?
Не верно.
Во-первых, первоначало "Бытие" ввел в филосфоию Парменид. Во-вторых, оно было у многих философов: у Платона - идеальное бытие, в религиозной философии - Бог=Бытие, у Суареса - сущее=бытие как таковое, у Хайдеггера - Dasain = вот-тут-бытие. И т.д.
Так что это мировая традиция. Гегель ее просто чётко зафиксировал.
С этой традицией поспорить может разве что первоначало "Абсолют".
Вот вокруг этих двух и должна крутиться проблема Первоначала: "Бытие или Абсолют?".
Все остальные первоначала либо вторичны, либо слишком мизерны для роли первоначал.
Скорее всего, это две моды одного и того же Первоначала. Но это надо эксплицировать и очень четко логически показать. Пока такой работы я ни у кого не видел.
Верно, но поскольку я стремлюсь к предельной инвариантизации со всеми философскими системами прошлого, то смею надеяться, что выловил этот ИНВАРИАНТ из мировой философии. Нагрузки на эти категории у разных авторов разные, но без этих трех не обходится ни одна философия.
Принимается для конкретного философа. У него есть А) мыслящий Разум, осмысляющий В) мироздание и выражающий это в С) системе категорий.
Я еще делю Регион мироздания (А): на три региона - 1) регион сущего, 2) регион бытия (куда входит сам философ со своим разумом), 3) Регион сущностей (куда входит созданная им система). Если принимается, то синтез в этой части налицо.
Всё прочитал. Но что-то как-то ничто не вдохновило. В очередной раз составляем план мероприятий (это нужное дело, но не настолько же). Пора бы переходить к самим мероприятиям. Все-таки философия для меня это вопрошание по конкретным вопросам и решение конкретных задач. Аналогично система категорий - это не просто кубики категорий расставить по местам (как в таблице Менделеева), а придать им такую структуру, которая имплицитно решает те или иные проблемы. Гегелевская система, которую Вы хотите взять за основу, сыграла и продолжает играть колоссальную роль в философии. Но для последующего системоконструирования - как Вы видите, что с ней делать? Если ее оставить, то на системоконструировании надо ставить крест. Надо просто изучать Гегеля и всё. Это пропедевтика. Если ее расширять вглубь, то - то же самое. Куда деть массу тех научных и философских проблем, которые появились за последние 200 лет и которые Гегелем не осмыслялись и в ег оситему не встраиваются? И т.д. Пока смутно всё представляю...
«Гегель угадал категорию "Бытие"»
«Не верно. Во-первых, первоначало "Бытие" ввел в филосфоию Парменид»
Это конечно туфта. Бытие Парменида это и есть Абсолют. Все философские системы делятся на метафизические и критические. Первые претендуют на знание основных принципов устройства мира, вторые на понимание, почему мы так мыслим бытие.
Я же и поставил эту проблему выше: бытие и/или Абсолют? как они взаимодействуют?
Пока от Вас, кроме слов "туфта" и "и есть", аргументации не последовало.
Я это и констатировал: очень трудная проблема, слов не хватает...
Не понял, так Вы просто признаете, что Бытие Парменида это Абсолют, или необходимы аргументы?
Мой ответ: Абсолют и Бытие принадлежат разным типам философствования – метафизическому и критическому соответственно.
Ставя вопрос - Бытие или Абсолют следует выбрать в качестве Первоначала, Вы тем самым выбираете Абсолют, потому что Первоначало у Вас и есть Абсолют.
Ну интересно же, а чем сущее отличается от бытия? - сущее наверно можно пощупать и погладить, а бытие нельзя - типа оно обижается на щупанье и прочие...
Бытие отвечает на вопрос: "бытие чего?". Сущее отвечает на вопрос: " Что?".
--
: - "бытие чего?" - понятно можно спрашивать исключительно о сущем (или кроме сущего ещё что то есть?), а раз так, то это всё равно что спросить: " Что?".
Говорили, говорили, за два года до дыр измусолили вопрос - и снова да ладом.
Вот минусы Ф-штурма...
Бытие это то, что есть. Сущее то, что есть безотносительно нашего мышления о нем.
Т.е. раз "Сущее то, что есть безотносительно нашего мышления о нем" - значит присутствует два вида сущего - мыслимого (попавшее в поле мысли, мало того, это попавшее в поле мысли никогда не будет до конца "точно и истинно" омысленно) и не мыслимого (возможно мыслимого), которое может и никогда и не быть помысленно (и этого добра будет не меренное количество ), а раз так, то как же можно формировать категориальный аппарат под нечто, что никогда не попадет в зону действия этого аппарата?
Мало того, если всё возможное сущее всё же попытаться осмыслить (во имя создания "истинного" категориального аппарата), то какую ж большую голову то надо иметь - тут и в Бога впору поверить.
Когда мы мыслим предмет, то в некоторых случаях мыслим его как сущий. Вот я и пытаюсь определить, что под этим понимается.
=значит присутствует два вида сущего=
Где присутствует? В уме? Сущим объявляется мыслимый предмет на каком-то основании. То что не мыслится естественно сущим не объявляется.
=если всё возможное сущее всё же попытаться осмыслить=
Возможное это не сущее, иначе оно бы было просто сущим.
Чтобы нечто мыслить всегда (не только в "некоторых случаях") определенным и надежным образом мы должны иметь для этого стабильно приемлемый аппарат категорий, а это значит должен иметься абсолютно надежный первый шаг от истины (абсолютной идеи) к надежному существованию субъекта в мире вне его, но исключительно в рамках его... и этот первый шаг думается всё же бытие.
=значит должен иметься абсолютно надежный первый шаг от истины (абсолютной идеи) к надежному существованию субъекта в мире=
Совершенно не понимаю этого: Субъект в современном смысле или в средневековом? Никаких абсолютно надежных шагов не существует. «абсолютной идеи» это что-то из Гегеля?
=и этот первый шаг думается всё же бытие=
Разумеется, мы полагаем сущее, исходя из бытия, кто спорит.
Длинное перечисление должно вроде бы убедить читателей, что у сущее у Борчикова это материальное. Однако в это перечисление вставлены два совершенно чужеродных элемента: «мир наличествующих данностей» и «идеальные объекты, когда они объективны».
Наличествующей данностью может быть содержание бреда, даже когда оно самим субъектом квалифицируется как бред. Также чувство, например холода.
«идеальные объекты, когда они объективны» - уж проще сказать что сущим признается все то, что считается объективным.