Петр Вопенка разработал альтернативную канторовской теорию множеств. В ней он ввел одно из своих центральных метафизических понятий – горизонт. Причем четко различил (казалось бы очевидное): наличие двух горизонтов – горизонта-вдаль и горизонта-вглубь.
Хочу воспользоваться этими понятиями для более лучшей координации категорий моей системы. Начну с «горизонта-вдаль» (часть А) и продолжу «горизонтом-вглубь» (часть Б).
Комментарии
А. Горизонт-вдаль.
а) Астрономически-географический горизонт.
Прежде всего напомню о понимании горизонта (по Википедии – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BD%... ).
Различают истинный горизонт и видимый. Первый связан с космосом, второй с Землей (хотя может быть определен и для других планет: горизонт на Марсе, горизонт на Луне и т.д.).
Видимым горизонтом называют и линию, по которой небо кажется граничащим с поверхностью Земли, и пространство неба над этой границей, и видимую наблюдателем поверхность Земли, и всё видимое вокруг наблюдателя пространство, до конечных пределов его.
Фактически горизонт – это шаровой сегмент, в основании которого лежит окружность. Причем чем выше точка наблюдения, тем больше диаметр окружности. Имеем целое множество горизонтов: 1, 2, 3, … , бесконечность.
Здесь линия НН – истинный горизонт, охватывающий весь космос.
Из рисунка видно, что угол горизонта (гамма) по мере подъема наблюдателя над поверхностью Земли изменяется в пределах от 180 градусов в точке 0 (прямо на самой поверхности) и дальше, всё уменьшаясь и уменьшаясь, в бесконечном пределе становится равным нулю.
Интересны характеристические точки. В точке 0 планету «Земля» никак не видно, здесь горизонт просто равен истинному горизонт, т.е. диметру охвата бесконечности космической сферы (Н–Н). А в точке «бесконечность» (на бесконечной высоте) стороны охвата становятся как бы параллельными (курсивом), так что диаметр горизонта становится равным диаметру Земли. Но обе эти ситуации скорее теоретические, нежели практически осуществимые. Практически угол горизонта (гамма) имеет величину, лежащую в диапазоне: 180 градусов > гамма > 0 градусов.
Аналогично для любой планеты.
б) Метафизический горизонт.
Что это дает для метафизики?
«Земля», «Луна», «Венера» – это метафоры неких целостностей. И разные взгляды на эти целостности различают на них разные горизонты, выхватывающие их разные составные части, или включимости. Можно предположить, что и умственный взгляд на любое целое происходит по той же схеме.
Есть такая близь (гамма = 180 градусов), при которой видно всё вокруг, а самого целого не видно. Например, кто-то пойдя в лес по грибы может совсем не осознавать, что находится в березовой роще, да даже не знать, что слово «роща» обозначает. Или кто-то, отдыхая в Греции, может совсем не осознавать, что находится на балканском полуострове или полуострове этого полуострова Пелопоннесе. «Лицом к лицу лица не увядать» – как говрит поэт.
Есть такая даль (гамма = 0 градусов), что видится только целое без частей. Я смотрю на Луну и вижу только Луну, а какие там материки, горы, впадины не вижу. Я смотрю на часы и вижу только часы (время), а какие там части у часов, мне совсем не интересно.
Остальные горизонты – между двумя этими пределами.
Дискуссия на ФШ о целом и части (в ветви ««Диалектика шкафа» в «Философии имени» А.Ф. Лосева» – http://www.philosophystorm.ru/actuspurus/765 ) показала всю эту диалектику. С точки зрения одного горизонта, видится целое без частей, и оно является Единым. С точки зрения другого горизонта, видятся части, а Целое становится многоединым. С точки зрения третьего горизонта, видятся только части, а целое, если и воспринимается, то просто как сумма многого, а то и вовсе никак.
Похоже на модель сознания Вундта( шляпа с полями)
Совершенно верно, и онтологический, и гносеологический горизонтные-вдаль механизмы схожи. Но для горизонта-вглубь имеются свои нюансы. См. ниже.
Конечные и бесконечные горизонты.
Приведу два добавления к сказанному в части А.
1) Четкий и нечеткий горизонты.
Первое добавление связано с характеристикой, которую ввел всё тот же Вопенка. При всяком горизонте имеется приграничная зона, внутри которой части целого (включимости) являются нечеткими, не полностью отличимыми друг от друга, а за линией горизонта они вообще неразличимы.
Как видно, в горизонте располагаются включимости (маленькие кружки), и угол их горизонта (гамма') всегда меньше угла горизонта целого (гамма). К тому же в зоне четкости располагаются включимости, которые видны четко (например, для шкафа – его полки и дверцы). А в зоне нечеткости, располагаются нечеткие объекты и вещи (обозначены пунктиром, например, шурупы или скрытые скобы, которые держат стенки и дверцы шкафа). А за горизонтом находятся вообще неразличимые элементы (например, молекулы и атомы, или завод изготовитель, или бывшие владельцы шкафа, если мы его купили на распродаже, и т.д.). Конечно, это все можно узнать и различить, но для этого надо изменить горизонт взгляда на целое (шкаф). Тем не мене при любой смене горизонта, опять же необходимо останутся и зона нечеткости, и зона неопределенности (незнания).
2) Горизонт мира (мирума).
Второй момент связан с ситуацией, когда целым является весь мир (Вселенная, космос, универсум, сущее, бытие).
Поскольку, условно говоря, диаметр всего мира является бесконечным, то тогда и угол горизонта должен быть равен 180 градусов, т.е. представлять именно то, что на первом рисунке представлено как истинный астрономический горизонт (H–H). Но это в идеале, точнее, в абстракции. В действительности ни один человеческий ум не способен охватить весь мир целиком, вкупе со всеми его частями и включимостями. Больше того, находясь внутри мира, человек не способен обеспечить такой горизонт. Для этого ему надо выйти за пределы мира, как-то возвыситься над ним и даже бесконечно далеко удалиться, только тогда он сможет увидеть бесконечный диаметр. Но это невозможно сделать. А если и возможно, то только в уме.
К тому же, чем дальше (хотя бы и в уме) человек будет удаляться от мира, тем больше будут расширяться зоны нечеткости и неопределенности, пока не останется одна голимая абстракция «МИР», ну максимум еще пара абстракций под названием «элементы структуры мира» (например, как у Дугина: сфера, луч и отрезок) без различения всяких частей и включимостей. В абстракциях нет многоединого, многонасыщенного и неисчерпаемого мира.
Получается, что даже на сам Мир возможен взгляд не иначе как под каким-либо умственным углом горизонта (гамма). А посему это единство мира и угла горизонта я и называю «мирум». Угол горизонта мирума у разных мыслителей – разный, зависящий от их философской и категориальной системы, а так же от их образа жизни или жизненного мира. Это то, что я в последнее время не устаю говорить на всех форумах, и в частности в предыдущих частях данной темы. А посему и синтез систем возможен исключительно как синтез метафизических горизонтов.
Владимиру Рогожину
Владимир, прошу прощения, но в связи с переформатированием текста, Ваш комментарий с положительной оценкой синтеза метафизических горизонтов неожиданно пропал.
Спасибо за отклик, за оценку. Подключайтесь к работе.
Сергей Борчиков пишет: А посему и синтез систем возможен исключительно как синтез метафизических горизонтов.
Да, Сергей! Здесь я полностью согласен. При этом чрезвычайно важно для всей системы категорий искать образы (эйдосы). Исходить из того, что современный кризис познания есть "кризис интерпретации и репрезентации" (Т.Б.Романовская "Современная физика и современное искусство - параллели стиля"). Философии надо вырываться из бесконечного "плетения понятийных кружев" именно для того, чтобы нарисовать и сущностно обосновать базис, основу знания (в том числе и точного, физико-математического), его "рамки" (границы) и "каркас": "истина должна быть нарисована и предъявлена "неограниченному кругу" зрителей" (А.Зенкин "Научная контрреволюция в математике"). Математикам многим не нравится этот вывод А.Зенкина, особенно тем, кто возводит теорию множеств в ранг "фундамента" всей математики - "рай для математиков" (Гильберт).
В сферической модели мировоззрения http://www.philosophystorm.ru/palex/2893 сама рассматриваемая основа, на которой стоит агент, имеет размер 0, и, соответственно, можно заглянуть "под Землю". Таким образом, угол обзора составляет 360 градусов
Б) Горизонт-вглубь.
Теперь поговорим о горизонте-вглубь.
Тут схема несколько иная. За единицу наблюдения здесь берется не некое целое, а единичный объект: яблоко, комар, винт. Откуда он (объект, вещь) получается? Он получается, если уменьшать угол горизонта-вдаль (гамма), сосредотачивая внимание на отдельных его частях, пока не остановишься на части, дальнейшее проникновение вглубь которой грозит потерей качества вещи.
Например, мы смотрим на лес, не различая деревьев. Но если уменьшим горизонт, т.е. приблизимся, то увидим отдельное дерево, не выделяя пока веток, листьев, коры. Но можем еще уменьшить горизонт до предельного угла альфа и обнаружить конечный объект – лист. Дальнейшее проникновение внутрь объекта (листа) возможно только с его разрушением. Можно, конечно, под микроскопом разглядеть клетки листа, и даже атомы, но это будет за горизонтом объекта как целого. Известный пример: вода состоит из атомов водорода и кислорода, но качество воды не сводится ни к качеству водорода, ни кислорода. Это иные микро-объекты, а следовательно, и качества.
Таким образом, угол горизонта одного объекта (вещи), определяется предельной величиной альфа, которую я в силу ее метафизической важности называю первоформой данного объекта (вещи, качества, интенции). Так вот, дальнейшее уменьшение альфы представляет уже горизонт-вглубь.
При этом сам альфа-угол уже не уменьшается, он остается константой для данного объекта, но появляются иные картины целого, которые именуются уровнями объекта, на которых аналогично образуются зоны четкости и зоны нечеткости. При этом зоны нечеткости могут не обязательно быть ограничены каким-то замкнутым пространством, а могут быть и внутри альфа-горизонта как нечеткие и непонятно чем заполненные пустОты. Угол каждой последующей включимости будет обладать своей альфа-формой. В пределе, если картину продолжать до бесконечности, возникают: в математическом аспекте – геометрические точки (с альфа-углом = 0 градусов), в метафизическом аспекте – парменидовские атомы есть-бытия (тоже с альфа-углом = 0 градусов) и т.д.
Сергей Борчиков, 4 января, 2014 - 22:47.
Не очень понятно.
Может потому что ещё нет приложения к практическому использованию (у меня).
Есть понятие "телесный угол". Он подходит под альфа-угол.
Есть понятие "парсек". Альфа-угол (телесный угол) при этом имеет значение 2 секунды.
Количеством парсеков можно измерять уровни объекта.
Количество парсек(ов) - это расстояние от вершины угла (точки зрения) до, в данном случае, объекта рассмотрения согласно Вашей картинке.
Можно дать более точное определение, но надо лезть снова в Вики, а я уже один раз написал, но то ли из-за Вашего переформатирования, то ли из-за моего интернета не прошло. Может оно и к лучшему.
В каком смысле продолжать до бесконечности?
Если данный рисунок (при данном угле альфа) продолжить, то в зону телесного угла будут попадать отдалённые "галактики". Короче, всё наоборот: вблизи я "вижу" электрон, а вдали - вещь. И "предельная глубина" Бытия оказывается не в районе галактик, а во мне, внутри меня. И это логично, потому что моё "я" находится во мне, а не на другой планете.
Если телесный угол уменьшать до нуля, то придём к линии и, правильно, к точке. Но здесь уже приходится быть скрупулёзным. Это наше представление приближается к точке путём уменьшения ПРОМЕЖУТКОВ между уже готовыми точками. Точка не имеет размера исходно, по определению.
Получается, что с помощью уже сонма готовых точек приходим к искомой точке на искомой линии.
Если точка без размера - это атом, то из таких атомов ничего не сложить.
Сколько ни складывай нули, ноль и получится.
Спасибо.
Ответ см. ниже.
Сергей Алексеевич, здравствуйте! С новым годом! Я тут по поводу первооткрывателя горизонта ... Нет, ну, правда, разве это не тот край земли, за который бог Ра свою золотую колесницу ежевечерно загоняет? Один древний египтянин уже подал иск за нарушение авторских прав. И это... соседка моя, которая дальше своего огорода не видит, тоже не понимает про узкие и широкие, не говоря уже про глубокие, горизонты. Другая соседка, наоборот, с головой выше облаков, что под ногами - не видит. Этакие Маврикина с Авдотьей Никитишной, друг без друга от тоски заболеют... Вопенка разработал... трудяга... Вы лучше про свою систему, какие категории вширь, а какие вглубь?
Маргарита, спасибо за поздравление. И Вас с Новым годом!
А про мои категории - так это все 8 частей про них. И большинство из них - это наши общие, общечеловческие категории. Разница только в интерпртеациях и горизонтах. Я и дальше буду показывать, что, например, категория "бытие" - это вглубь (см. последний рисунок), категория "сущее" - это вдаль, вширь, а категория "сущность" - это наше актуальное "перед нами" ("под носом"). Среди сушностей проходит жизнь наша. У кого-то это сад-огород, у кого-то Поднебесная, у кого-то бутылка с рюмкой (то бишь со стаканом), а у кого-то философский штурм.
В Нуне (Первозданный Хаос) пробудился Ра (Творец). Ра сотворил богов Шу (Воздух) и Тефнут (Вода), от которых родились боги Геб (Земля) и Нут (Небо).
В начале Земля (Геб) и Небо (Нут) были слиты воедино. Горизонт между ними представлял собой плотный «невидимый» стык, поскольку Небо и Земля были «безвидны и пусты». Затем Шу (Воздух) отделил Геба и Нут друг от друга. Горизонт раздвинулся, мир пришёл в движение и наполнился смыслом. Шу – Воздух, он же - Пустота, Дух, раздвинутый горизонт, олицетворение творческой энергии Ра. По образу и подобию Шу был создан Человек. На древнеегипетском папирусе изображено строение Вселенной в виде триады: Земля-Человек-Небо.
В Даосской триаде: Земля-Человек-Небо, наоборот, Земля имеет женское начало, а Небо - мужское. Но это не важно. Главное, что эти две фундаментальные противоположные ипостаси Человек держит в равновесии и гармонии. Земля и Небо в триаде являют материальную и духовную составляющие Человека. Пико делла Мирандола вложил в уста Господа напутствие сотворенному им человеку: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь». Человек в своих деяниях должен удерживать равновесие триады, слитой в единый Горизонт.
Немецкий философ, основатель феноменологии Эдмунд Гуссерль (1859-1938) термином «горизонт» обозначал «перцептуальную грань любого воспринимаемого предмета в зависимости от подвижных, изменяющихся интенций сознания». Сила, направленная человеком на воспринимаемый объект, встречается на горизонте встречного пересечения с силой раскрывающегося объекта. Под влиянием этой встречной силы человек меняет своё восприятие объектов. От этого изменения горизонты сдвигаются, пульсируют.
Платон в «Тимее» предостерегал от опасности рассматривать вещи в постоянстве, устойчивости и определённости по аналогии с невозможностью видеть постоянные формы пылающего огня и взволнованной воды. Платон вспоминал своего учителя Сократа, который говорил: «Я думал со страхом, как бы мне совершенно не ослепнуть душою, рассматривая вещи глазами, … я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в них рассматривать истину бытия».
Фрейбургский мыслитель Мартин Хайдеггер (1889-1976) через горизонтное осмысление бытия вернул в онтологию, утраченную со времён Платона человеческую меру. «Экзистенциально-временное условие возможности мира лежит в том, что временность как экстатичное единство имеет нечто подобное горизонту… Лишь на основе экстатично-горизонтной временности возможно вторжение присутствия в пространство». (Хайдеггер. «Бытие и время»).
http://www.timofeyich.ru/content/arh/archsummer/horizon/philhorizon.php
Уважаемый Сергей Борчиков, в Вашем видении горизонтов познания мира какую роль играет человек? Он сам по себе или в составе триады, четвериады или другой численной комбинации?
Роль человека первостепенная. Поскольку именно человек и занимается познанием мира. И все эти горизонты - его горизонты. И все эти монады, диады, триады, тетрады, пентады и прочие "-ады" да и сами числа - это его эйдетические вИдения в различных горизонтах.
Какое место Мирума в горизонтных различиях?
Мирум есть мир + ум человека. А горизонт есть горизонт, выхваченный умом из этого мирума. Например, горизонт механики Ньютона. Или горизонт теории Дарвина. Или горизонт учения Маркса. Или горизонт системы любого участника ФШ.
Горизонт теории Дарвина определяет сам человек. То же самое можно сказать и о других горизонтах. Самой же природе/миру горизонты не нужны. В реальном виде горизонт человеческих знаний - это постоянно (ежесекундно) уходящая вдаль чрезмерно сложная и динамичная кривая линия (в одном месте - прорыв, в другом месте - откат из-за ложной интерпретации данных). Вы же о динамике не говорите.
Vladimirphizik пишет:
Я об этом и говорю: горизонт - это горизонт ума.
Vladimirphizik пишет:
С удовольствием поговорю о динамике. Согласен и с уходящей вдаль кривой. Только всё это надо очень конкретно рассматривать на разных ситуациях. Реал одного человека и реал разных людей. Реал одной науки и реал всех наук. И т.д. Давайте начнем... Что Вас лично интересует?..
Вначале опишите, как и чем философия обогатится при вводе линий горизонтов: каковы перспективы этого исследования?
Точнее: каковы перспективы развития философии при вводе горизонтов? Если здесь есть смысл копать, то обозначьте хотя бы, к чему должен быть готов копатель:
-к копанию ради копания (вроде при деле, но без перспектив и надежды)
-к поиску самородка, который Вы нутром (или по особым приметам) чувствуете
-на авось/фифти-фифти/а вдруг!!!
-к монстрам, обитающим в подземке, находящейся под местом копания
-на всякий случай, чтобы пусто место не стало святым
-на всякий случай, чтобы святое место не осталось пустым
Возможны и другие варианты.
Владимир, извините, но ни одна из Ваших интенций даже близко не стоит к мотивам моего исследования.
Мотив один:
тема называется "Система категорий". Следовательно, чтобы как-то понять разнообразие систем, надо уяснить причины их различия. Одна из гипотез - введение по аналогии с астрономией понятия горизонта. Если так, то и главная задача темы - синтез разнообразных метафизических систем в одну, должна предполагать синтез горизонтов. И схемы такого синтеза горизонтов прекрасно прорисовываются. Но об этом дальше - с Вами, если подключитесь к исследованию, или без Вас, если Вам это не интересно...
Вот я и пытаюсь понять: что это дает?
Ну, хорошо, будут нарисованы всевозможные графики, объясняющие или синтезирующие различные горизонты. А дальше что? Какая практическая польза философу в этих схемах? Позволит увидеть что-то завуалированное? Приведет в загоризонтье?
Если не ставить вопрос широко: "в чем практическая польза философии?" - это за пределами темы, то практической пользы от данной подтемы (синтеза горизонтов) для того, кто не занимается синтезом систем, никакой. Такие философы могут и не отвлекаться на чтение написанного. А если кто-то занимается синтезом систем, то будет очень интересно сравнить разные (их и мои) концепции: насколько они обеспечивают практический синтез...
Вернулся из маленького отпуска, прочитал, как советует А.А.Ивакин все три части его сообщений об эйдосе, и больше всего зацепил вопрос Болдачева: «Как соотносится факт появления эйдоса (и откуда?) с утверждением неизменности эйдосов» http://www.philosophystorm.ru/aleksei_ivakin/4892#comment-75016
Попробую дать мой вариант ответа, тем более что он, по-видимому, будет отличаться от концепции А.А.И.
1) Никаких эйдосов в природе и в сущем вне мира человека и человеческой культуры нет и не было. Как зигота человека появляется только при оплодотворении женщины мужчиной, так и любой эйдос появляется исключительно в сознании людей или, шире, в человеческой культуре.
Механизмы появления новых эйдосов колоссально сложны и определяются закономерностями функционирования тех или иных видов познания и культуры. Одни механизмы – например у эйдосов технических вещей: колесо, топор, дом, ложка, наш знаменитый ШКАФ и т.д. Другое дело – эйдосы физических вещей: молния, пространство, время, масса, энергия, скорость и т.д. Третье – эйдосы искусства: Орфей и Эвридика, Дон Кихот, братья Карамазовы, кот Бегемот и т.д. Совсем иное дело – эйдосы истории: власть, демократия, царь, война, революция и т.д.
Все эйдосы, родившись в культуре, в культуре и функционируют. Но поскольку культура многопланова, то это заставило Платона определить для эйдосов особый отдел или «мир», где бытуют эйдосы, – мир Идеального. Правда, Платон не увязывал его с культурой, а придавал ему отдельный онтологический статус. Но Платон никогда не говорил и того, что этот идеальный мир существует в природе или в материальном мире (как утверждает А.А.И.). Я же такой онтологический отдел культуры поименовал «регионом сущностей», поскольку эйдосы, по верному замечанию А.А.И., связаны с сущностями вещей.
2) Согласен с А.А.И., что эйдосы (идеальное) связаны и с материальным. Причем связь эта может быть двух типов: а) происходить от материального, тогда речь идет об отражении (говорят, например, что один эйдос «дерево» отражает все множество сущих деревьев), б) происходить от идеального, тогда речь идет о воплощении (говорят, например, в голове человека рождается некий идеальный замысел, который он пытается воплотить в действительности, таковы, например, все технические изобретения и произведения искусства, и даже в политике, например, в России пытались воплотить идею коммунизма).
Но даже при такой связке с материальным, эйдосы не покидают региона сущностей, а скорее демонстрируют вертикальные связи и отношения, устанавливающиеся между элементами региона сущностей с элементами регионов бытия и сущего. Главным в этих связках являются отношения истины (или истинности), поскольку а) для отражения – сам бог велел соответствовать отражаемому, б) для воплощения – все-таки лучше если воплощение адекватно соответствует тому, что задумано.
3) А теперь о самом главном, о неизменности эйдосов.
Идея о неизменности эйдосов тянется от Платона. И связана она прежде всего с характеристикой истинности. Поскольку истина вечна, постольку и эйдосы кажутся истинными. Однако как бы мы ни понимали истину, эйдос не есть ее эквивалент, а он аналогичным образом либо отражает, либо воплощает истину, и само это отражение или воплощение может быть более или менее адекватным, т.е. изменяющимся.
Короче, я утверждаю, что эйдосы изменяются, хотя не так заметно и не так быстро, как материальные объекты.
К тому же эйдос не столько связан со временем, сколько с окружающими его другими эйдосами, смыслами, сущностями и истинами. И если эти смыслы, сущности и истины изменяются, то изменяется и эйдос. В моих выше приведенных схемах это означает, что эйдос вещи (объекта) связан с горизонтом человеческого познания (культуры). Как видно из схем, эйдос может быть нечетким или четким, он увязывается с другими нечеткими или четкими эйдосами и выступает строго определенным «видом» в феномене горизонта. «Строго» – означает имеет определенную перво-форму – альфа.
Напримре, эйдосы «атом» и «электрон» в горизонте обыденного сознания не видны совсем. А в горизонте науки физики они однажды появились (досократики) и развились до современных квантовых представлений (эйдос «атом» у Демокрита совсем не то, что эйдос «атом» у Планка). Аналогично эйдос «ген», «зигота» и т.п. возникают в горизонте науки биологии, а в горизонте повседневного общения с животными, кошками и собаками, коровами и овцами не видны совсем. И т.д.
Таким образом, мой ответ на вопрос Болдачева звучал бы так.
Эйдосы появляются в определенном горизонте культуры (сознания, познания, региона сущностей). Изменяются от состояния нечеткости к состоянию четкости, определяясь некой имманентной альфа-формой. Живут столько, сколько существует данный горизонт культуры, могут трансформироваться как в сторону расширения, так и в сторону сужения и в редких случаях исчезать, если совсем выпадут из поля зрения культуры. Например, эйдос «булат» не утерян, а эйдос «технология изготовления (воплощения) булатной стали», говорят, утерян. Как утеряны большинство эйдосов первобытных культур, о которых мы даже вспомнить не можем, потому что они утеряны, т.е. вышли за пределы нашего горизонта.
Спасибо, Сергей
Кто скажет, что это не Диамат, пусть первый бросит в меня камень :))) Только слово "понятие" заменено на "эйдос".
1) Понятия/эйдосы существуют только в культуре, в мышлении человека, никаких понятия/эйдосов в природе нет. Механизмы формирований понятий/эйдосов разные [характерно, что и вы, как и Диамат, ограничились лишь указанием на разность механизма, но сам механизм не обсуждается.]
2) Понятия/эйдосы - согласно теории отражения - отражают материальный мир или в человеческом творчестве понятия (идеи)/эйдосы воплощаются в произведениях, продуктах [опять же механизмы отражения и воплощения не обсуждаются]. Главное при отражении и воплощении это соответствие идеального (понятия/эйдоса) материальному.
3) Эволюция понимается как сугубо природный, материалистический феномен, принципиально не зависящий от понятий/эйдосов. И, естественно, что при изменении вещей изменяется и их адекватное отражение в понятиях/эйдосах. Научные понятия/эйдосы возникают и развиваются с развитием науки.
Вот такой ничем не прикрытый (ну лишь заменой одного слова) диамат с его теорией отражения и абсолютной независимостью природы от духа - дух (культура, познание) лишь отражает движение природы в понятиях. Да, у А.А.Ивакина посложнее и поинтереснее-то будет, хотя и со своими проблемами.
Александр, да что же Вы сразу оценку ставите... по диамату. Вы преподаватель диамата что ли?.. Но попробую поиграть в роль студента и пооправдываться.
boldachev пишет:
Это не совсем диамат. Хотя это материализм. Это точно. Хотя я вслед за Гегелем признаю и объективное и трансцендентное существование эйдосов вне мышления, но не вне региона сущностей. Это тоже факт.
boldachev пишет:
Здесь Вы не попали в точку. Я не мог в одном, и так получившимся громоздким, сообщении описать все механизмы. А по каким-то параметрам еще продолжаю исследовательскую работу. Но если Вы готовы отказаться от позы экзаменатора, то я готов дальше с научной беспристрастностью рассматривать такие механизмы образования эйдосов по каждому конкретному случаю. Вас какая область конкретно интересует?..
boldachev пишет:
Тут вообще - каша.
Во-первых, Вы мне в который раз приписываете эквиваленцию понятия и эйдоса. Для меня это разные гносеологические феномены.
Во-вторых, теория отражения - это не только прерогатива материализма, но и в идеализме есть отражательные теории.
В-третьих, эти проблемы не только не обсуждаются, но еще как жаждут обсуждаться, тем более я целую монографию издал по творческому воображению. Жду с удовольствием обсуждения механизмов. Вас какой аспект воплощения интересует?..
В-четвертых, я уже много-много лет говорю (и даже на ФШ отмечал) о трех равноправных аспектах истины, коих и сам придерживаюсь:
- по одному главное - соответствие идеального материальному,
- по другому - соответствие материального идеальному,
- по третьему - абсолютное тождество материального и идеального.
Вы какой аспект бы хотели обсудить?..
boldachev пишет:
Эволюция чего?
Эволюция природного мира? - Да.
Эволюция истории, человечества, общества? - Нет. Эйдосы включены в эту историю наравне с объектами.
Эволюция культуры, сознания, мышления? - Однозначно нет. Это есть исключительно эволюция эйдосов и сущностей.
boldachev пишет:
А я уж, грешным делом, думал, Вы вообще не умеете говорить приятное оппонентам. Вместе с Вами только рад за Алексея Аркадьевича.
По поводу моих схем
Дилетант пишет:
Владимир, пока соглашусь с одним, что все это происходит внутри Я, точнее, внутри мирума. Что же касается близи и дали, то я исхожу из метафизической предпосылки, что объект (вещь) является актуальной единицей.
Например, если перед Вами кошка, то это предел Вашего горизонта. Вы можете дальше уткнуться носом в ее шерсть и не более. Если полезете внутрь, то попадете в ее кишки, а если еще дальше – к ее клеткам, молекулам и атомам, то просто убьете животное. Еще пример. На днях ездил кататься на лыжах в Уральские горы. Пока едешь на машине – видишь гору, покрытую снегом, даже леса разобрать не можешь. Горизонт уменьшается – и начинаешь различать лес, но пока еще не различаешь отдельных деревьев. А попадаешь в лес – начинаешь различать отдельные деревья, кусты, камни, лыжню. Но дальше всё, предел. Даже если лбом в сосну врежешься, спускаясь с горы, всё равно внутрь дерева не проникнешь, в его молекулы и атомы не попадешь. Вопрос: как туда люди попадают, внутрь кошки, внутрь дерева, внутрь молекул и атомов и т.д.? Ответ: только в мысли своей, в своей теоретической фантазии и умозрении. Аналогично есть предел и для горизонта-вдаль. Редкий человек зрит землю из космоса, да и то видит только голубой шар, без всяких чётких различимостей. Но ведь еще и про другие планеты что-то знает, и про Солнце, и про другие галактики и про чёрные дыры. Откуда? Ответ тот же: только в своей теоретической фантазии, в умозрении.
Итак, актуально живет человек среди объектов и их комбинаций, а умом своим проникает вдаль до бесконечности галактик и вглубь тоже до бесконечности темной материи и темной энергии. Сколько фантазии хватит.
В одном случае (в вашем) "я" выходит ИЗ вещи и "смотрит" на неё снаружи, отдаляясь от неё, попадая в другие, более отдалённые горизонты (оказываясь в их центре).
В конечном итоге "я" выхожу даже из своего Бытия, смотря на него издали, а вокруг меня - Небытие. Не знаю, почему, но мне кажется, что эти горизонты не (со)измеримы.
Во втором ("моём") случае под одним телесным углом (2 секунды) я вижу избранную для рассмотрения вещь - я её помещаю на расстояние (в парсеках), чтобы граница вещи были образующей конус, и в створе этого конуса "я" рассматриваю все УРОВНИ этой вещи, которые находятся на измеримом расстоянии от "точки зрения" (я). От уровня "электрона" (и ближе) до уровня Солнечной системы, уровня Галактики, уровня системы галактик...
Переместив конус ЕДИНИЧНОГО телесного угла я начинаю рассматривать другую вещь и её уровни.
Измерив расстояние от вершины "я" до вещи, могу сравнить с расстоянием до первой вещи, выявив "объёмную" картину расположения вещей и их уровней.
Другими словами, получаю измерительный инструмент для составления карты уровней любой вещи.
Ну, примерно, как на экране радара о местоположении самолётов.
Только если при равных размерах самолётов, они будут на разных расстояниях, то их телесные углы будут разные. И уровни (физические расстояния до самолётов получатся разными) получатся разные.
Но если их рассматривать под одним телесным углом, то практически все самолёты будут на одном уровне (расстояние в парсеках до них будет примерно одинаковым). А разными будут расстояние (в парсеках) до составляющих их деталей, или до систем (эскадрилий).
Кажется, что Ваша Единичная вещь и единичный телесный угол находятся в разных регионах (Сущности и Сущего). Может и ошибаюсь, но "я" -то одно.
Владимир, спасибо за режим (жанр) со-мыслия, это такая редкость на ФШ, все в основном стремятся в жанр критики. Продолжим.
Дилетант пишет:
Точно, см. сообщение ниже о двух вершинах горизонта.
Дилетант пишет:
Я об этом и говорю, когда заявляю, что человек (бытие) может умственно абстрагироваться от своего бытия и войти в горизонт (материи=сущего=небытия) или сущности (регион сущностей) и эти три региона уровнево несоизмеримы, хотя качественно и гармонизируют между собой.
Дилетант пишет:
Я этого не исключаю, на то и дан человеку ум, проникать за пределы обычных вещей – вдаль и вглубь.
Дилетант пишет:
И с этим я согласен. Только система всех уголов (альфа-форм) всех вещей (континуума вещей) может дать Картину мира.
Дилетант пишет:
Нет, Вы верно понимаете. Вещь – в регионе сущего. Угол-альфа-форма вещи – в регионе сущностей, а Я – в регионе бытия. И всех их объединяет актуальный и потенциальные ГОРИЗОНТЫ мирума.
Сергей Борчиков, 9 января, 2014 - 23:14.
Для меня это заявление пока не полностью просматривается. Да и откуда может быть полнота, если у меня истории нет.
1. Странным образом "телесный угол" ("мой") характеризует уровни тела (отдельно взятой вещи). В него входят все доступные "мне" уровни: от галактик и дальше, и от электрона и ближе.
2. Но вершиной угла получается "я" и "нечто субстанциональное", из чего проявлены тела (вещи), которые "я" и наблюдаю в створе конуса.
3. Кроме того, продолжая образующие конуса за "я"-вершину, получаем "отрицательный" конус - мнимый телесный угол, где будут те же самые вещи, но в перевёрнутом (инверсном) виде.
4. Какая может быть польза?
Для этого рассматриваю потенциал потребителя ("я"), который извлекает из окружающего "пользу" в виде "добра" для использования строительства своего тела (и внутреннего душевного состояния). Для кого-то пользой является строительство и наблюдение за строительством, а для кого-то - разрушение (убийство).
И второй потенциал - потенциал производителя, который производит либо только "пользу" для потребителя, и тогда "ток пользы" определится разностью этих потенциалов (потребителя и производителя и сопротивлением среды).
Либо потенциал "производителя вообще", то есть "Природы", "производящей" всё подряд. К такому потенциалу отношу и философию (интуитивно).
В этом случае "потребитель" обладает свободой выбора конкретной для себя "пользы". А "производитель вообще" обладает свободой "производства вообще" (творчества).
Спасибо.
По п.1 - согласен.
По п.2 - я это и указал на схеме - две вершины: "Я" и "Первоначало".
По п.3 - это к математикам. Они любят всякие там отрицательные числа, мнимые квадратные корни, многомерные пространства, черные дыры и т.п. Метафизика и так достаточна абстрактна для окружающих, чтобы перегружать ее еще мнимыми горизонтами и перевернутыми мирами.
По п.4 - о пользе настоящих исследований уже достаточно ответил Владимиру-физику. Хотя и с Вашими многообразными пояснениями и горизонтными срезами согласен.
О двух вершинах горизонта
Сначала пример из астрономии-географии: у горизонта есть как бы две вершины: одна связана с глазами человека. И куда бы человек ни перемещался, туда вместе с ним перемещается и эта вершина горизонта. Она плавающая (пунктиром). Но в горизонте человеческого взгляда находится и Солнце, оно (если пренебречь его перемещениями), всегда (из-за удаленности) остается на месте, куда бы человек ни перемещался: вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, вглубь – Солнце остается в одной точке и освещает горизонт, будучи как бы его константой.
Теперь по аналогии о горизонте мирума.
У горизнта-вдаль две вершины: одна аналогично – вершина Я (об этом Дилетант хорошо сказал), другая – как Солнце, она называется Первоначалом. Куда бы Я ни устремляло свой интерес, свое внимание, в какие бы науки и проблемы ни внедрялось, Первоначало всегда остается одним и тем же и в одном и том же идеальном месте (если пренебречь его собственными весьма малыми изменениями) и детерминирует (освещает) все горизонты мирума:
У Первоначала (солнца) одновременно может быть множество потенциальных горизонтов, у Я всегда только один актуальный здесь-и-сейчас горизонт – там, где оно есть. Всё остальное от ума-воображения. Это очень тонкое наблюдение. И очень многие не отличают 1) эйдосов, находящихся в горизонте актуального человеческого Я - Dasein-эйдосов, и 2) эйдосов, логически увязанных умом с потенциальными (далекими или глубокими) горизонтами Первоначала - нооэйдосов.
Типичный пример того, что нынешняя философия без физики и других естественных наук - ничто.
Верно и обратное: типичный пример, что физика и все естественные науки без метафизики и философии ничто.
А вообще я за решение проблем? Неважно, кто их решает: физики или метафизики. Главное - адекватное решение, а не битвище дисциплин.
Об этом уже говорилось, но мало обсуждалось в темах Владимира Рогожина.
Я согласен! Можно с Ивакиным не соглашаться в деталях, но то что он попытался системно вписать эйдосы в философию с самого фундаментального уровня - это очевидно!
*****
"Эйдос колеса"? "Горизонт"? "Регион"?
Что из того, уважаемый Сергей Борчиков, что вы придумали очередной предикат? Позаимствовав у Петра Вопенка его рабочую метафору горизонта, вы что решили проблемы бесконечности, континуума Кантора?
Вы просто извратили мудрую идею философского отношения Петра к проблемам - решать проблемы по мере их возникновения. То есть на практике мы с бесконечностью имеем дело не всегда. А в теориях от нее имеем только "головную боль". Как выдержать оптимальность между двумя критериями? - вот, имхо, основная мысль Петра. Ну и выскажитесь по отношению к теории множеств! По моему скромному мнению - теория множеств это "атомная бомба" математики! Впрочем, это только пожелание.
"Эйдос колеса"? "эйдос топора"?
Вы не физик, вы не химик, не биолог, не логик?
С 19-го века, после того как от философии отделились естественные науки, вектор философии изменился. Не она стала объяснять физику, химию из общих соображений, а наоборот она стала творческим интегральным дополнением (помощником) к ее экспериментальной новой специфике: Вернадский, Эйнштейн, Паули, Гейзенберг... Но по этому вопросу - спорить не буду! Не существует метафизика, по мне, отдельно от физики.
Собственно, единственное что я хотел сказать, я положительно отношусь к мировоззрению Ивакина в целом, ценю его масштабность видения (я - прагматик! и мне он интересен), а ваш примитивизм по отношению к эйдосам просто не понимаю (при том, что и я могу быть неправ!). Подозреваю - это взаимно! Поэтому заранее извиняюсь если что не так!
Victor пишет:
Я на это и не претендую. В данной теме я лишь пытаюсь решать проблемы конструирования и синтеза философских и категориальных систем. Не более.
Victor пишет:
Согласен.
Victor пишет:
Не согласен. Существуют и гуманитарные науки, по отношению к которым метафизика является таким же творческим интегральным дополнением. Существуют искусства и религии, политики и идеологии, по отношению к которым метафизика тоже играет дополнительную роль. И как таковая, вкупе, метафизика представляет некую самостоятельную субстанциальную силу. Однако я тоже в этой ветке на эту тему спорить не буду. Посмотрите дискуссию о транс-науке здесь - http://philosophy-seminar.ru/forum/26-59-1
Victor пишет:
И я тоже, о чем уже неоднократно говорил всем, в том числе и Болдачеву...
Два способа философствования как два горизонта мирума (ноосферы)
В параллельной теме, инициированной докладом А.Болдачева «Реальность и ее статус в разных онтологических регионах» я дал определение онтологии и онтологического региона, с использованием понятия «горизонт» (см. здесь).
Разовью эту тему более подробно, применительно к двум способам философствования.
1) Бытийный способ философствования – когда человек не только и не столько просто мыслит, но и практически участвует в каких-то делах мира.
Например, физик не только осмысляет с помощью формул микромир, но и на коллайдере какие-то эксперименты производит; биолог не просто продуцирует мысли о живом, но с помощью микроскопа внутрь клетки и генома проникает; историк не просто фантазирует о прошлом и будущем, но ведет какие-то раскопки и увязывает прошлое с будущем; политик не просто вещает о хорошей жизни, но и выстраивает реальные механизмы такой жизни; верующий не просто ведет разговоры о Боге, но и занимается определенными религиозными практиками.
Так и философ – его задача не просто продуцировать мыслительные гипотезы (как на ФШ), но и в жизни (за пределами ФШ) осуществлять определенный способ бытия (к чему ярче всего на ФШ призывают А.А. Ивакин и Софокл). Причем этот способ бытия не может быть ни физическим или биологическим эксперементированием, ни политическим, религиозным или социальным действом (к чему призывают на ФШ многие так называемые практики, хотя это не исключает, что философ как человек неминуемо должен откликаться на политические и социальные явления жизни, будучи сам в них встроенным), но речь идет именно о ФИЛОСОФСКОМ БЫТИИ, о его специфике и практической мудрости.
При таком подходе вершиной горизонта является бытие Я, а охватом – некая часть Сущего:
2) Сущностно-рациональный способ философствования – когда человек как бы возвышается над всем сущим и даже над всем бытием (над всеми его горизонтами, включая их все в себя) и с помощью мысли устремляется ко всем доступным сущим и бытийным горизонтам, тем самым вершиной горизонта у него является некая Первосущность, а охватом практически всё Бытие-Сущее:
Что это такое за маленькие горизонтики на последней схеме?
А это и есть локальные бытийные горизонты (акты философского бытия личности), трансформировавшиеся во включимости (эйдосы) большого горизонта. И такие включимости издавна носят название – «Сущность».
Таким образом, получает развитие и моя гипотеза о двух вершинах горизонта (см. здесь), и гипотеза о трех онтологических регионах мироздания (см. здесь).
У сущего – как фундаментального онтологического региона (перворегиона, первореальности), элементами которого являются многообразные вещи, объекты, явления и т.п., имеется два горизонта:
– бытийный, дающий второй онтологический регион, элементами которого являются факты и акты бытия личности в мире,
– сущностный, дающий третий онтологический регион, элементами которого являются сущности, отражающие бытийные акты и факты.
Сергей Алексеевич. По моему на Вашей картинке основания маленьких конусочков должны перекрываться, как Болдачева элипсы?
Да, несомненно, где-то они разные, где-то перекрываются, а где-то могут вообще совпадать (и такое в философии - единомыслие и единодушие - бывает).
Да, но они все должны соприкасаться каждый с каждым хотя бы в одной точке. То есть не соприкасающихся друг с другом кружочков, как это на Вашей картинке, не существует.
Тогда эта точка должна быть очень гносеологически важным феноменом.
Приведите примеры.
Мой пример непересекающихся сущностей. Корень квадратный из минус единицы западноевропейского математика и бумеранг аборигена из Австралии. Как они пересекаются?
Сергей Борчиков, 24 января, 2014 - 16:23.
Надо полагать, что может быть и НЕопределённый способ бытия? Но это уже должно быть не связано с приёмом пищи, чего-то определённого, оформленного. Отношение?
Действующее, динамическое отношение рождает форму.
Стало быть отношение недействующее в динамике, не рождающее определённое, форму.
Отношение, действующее не в динамике.
Отношение динамичное, и отношение статичное.
Философское бытие в динамике отношений изучает отношения по их проявленным формам.
Философское бытие в статике отношений может ли быть бытием?
Если я так же понимаю, то Я обозначено чёрной "головкой", из которой исходит и в которую входит (по линиям образующим конус-шатёр) "ощущение" сущности, помещающегося в "охвате части Сущего", образуя отношение бытия Я.
Если соединить "головку" тоненькой связью с Первосущностью (её Головой-"Я"), то обозначатся и тоненькие связи с другими "головками-"я"".
Почему эта связь тоненькая? Потому что "замаскирована" "силовыми" отношениями "я" и его сущим(и), которые энергично меняют свои координаты (находятся в проявлении).
"Я" пытается накинуть свою "координатную сетку" на собственные "координатные сетки" обозримых сущих, ловя их или упуская.
Нет! Мне категорически не нравится слово "регионы"!
Плоскостное, ландшафтное слово, вы, Сергей, применяете для вертикально-интегрированной системы представлений: сущее - бытие - сущность.
Сущее для всего Одно (типа праатом Мира) и одновременно Многое, потому как из него создан Мир. На сущее нельзя указать пальцем, поскольку и палец и окружение есть сущее. И это не системно для него применять слово "регион" - искажает КМ! Тут генетика, а не ландшафт!
Правильно пишет А. Болдачев:
но почему-то использует это слово "регионы". Его право! На здоровье!
Такое плоскостное слово ведет и к соответствующему представлению об онтологии:
Вы предикат, дописали к сущему и все: горизонт сущего. Со своим смыслом.
Я же остаюсь приверженцем Огурцова А.П. (по духу, во всяком случае):
Вот тут важное для меня - жизнедеятельность, подтвержденная логикой существования (которую, по мне, задает диалектика).
Но я согласен с вами, когда вы пишете:
Вне привязки к практике, философия и даром никому не нужна! Вообще, для меня любой дискурс должен подтверждать "тождество бытия и мышления" и в этом я вижу главный аспект логики (ее гомологическую эйдетическую самодостаточность), а не типовое - "правильное мышление".
Виктор, да мне тоже не нравится слово регион, наукообразно-корявое. Я его взял не из латыни, а от Дж. Сантаяны - realm. Правда, переводчики переводят как "царство". Но тут слишком пафосно: "царство сущего", "царство сущностей"... Предложите другое. Вдруг подойдет.
Victor пишет:
Неточно. Сущее и есть мир.
Victor пишет:
Сущее не есть регион. Сущее есть сущее, мир. А вот в Картине Мира, сущее представлено онтологическим регионом. Посмотрите стрелочки на схеме здесь – http://philosophystorm.ru/sergei_borchikov/4556.
Victor приводит цитату из А.П. Огурцова:
Моя концепция нисколько не противоречит А.П. Огурцову. Там же на схеме посмотрите, онтология располагается в регионе сущностей, где и логос, и прочие логические схемы. И о жизнедятельности мы с Болдачевым много говорили. Единственно, я бы всё же подправил Огурцова, что предмет Онтологии – сущее во всем многообразии, как, например, предмет химии - молекулы и атомы, но химия, понятно, не молекулы и атомы.
Victor пишет:
Спасибо, значит у нас с Вами общее философское дело хоть на толику, но получилось.
Сущее до его осмысления нераздельно-неопределенно. Это ни предметное разнообразие, ни феномены, ни события, ни процессы. Это кантовская ВВС. Когда наш ум наделяет сущее множеством разграниченных сущностей мы полуаем КМ (картину мира), представленную сущностями, определяющими, разграничивающими сущее на предметное многообразие поименованное сущностями (определениями) предметов. Получаем многоуровневую иерархию сущего, представленную сущностными регионами-уровнями сущего, переплетением взаимосвязей предметов, явлений, феноменов, событий, процессов. Это сущностное определение-разграничение сущего есть процесс познания мира, имеющий поэтапными итогами возрастающее знание мира, ментальное представление мира в исторически преходящих картинах мира (КМ).
Реальный и мысленный горизонты
Поскольку в последнее время в теме «О реальности» стали вскрываться неожиданные для меня интерпретации сущего и человеческого бытия, сводящиеся лишь к мировоззренческим и умственным конструкциям, решил высказаться по этому поводу.
В своей «Альтернативной теории множеств» Петр Вопенка фиксирует два принципа, свойственные науке Нового времени:
1) «…мир не ограничивается горизонтом, а продолжается за него» ( с.174),
2) «…путь к горизонту и за горизонт осуществим» (там же).
С первым я согласен: ни мир, ни ум, ни, следовательно, мирум не ограничены горизонтом и продолжаются за него.
Второй требует пояснений. Что значит путь к горизонту и тем более за него? Воспользуюсь подсказкой самого Вопенки: он различает горизонт реальный и горизонт мысленный (с.507).
В реальном горизонте я, например, приближаюсь к горе Янгантау, она на линии горизонта, но всё ближе и ближе. И вот я уже на ней. Означает ли это, что я пришел к горизонту? Я даже вижу, что за горой находится. Означает ли это, что я проник за горизонт?
Нет, горизонт перемещается вместе со мной. Взойдя на гору Янгантау, я обрел новый горизонт, возможно, еще более обширный. Тогда о чем речь, когда говорится о приближении к горизонту? Речь о том, что выбрав какую-либо из включимостей в охвате горизонта или, еще точнее, вблизи к линии горизонта, можно до этой включимости добраться. А там репродуцируется новый горизонт, до каждой из включимостей которого тоже можно добраться и т.д.
Камень преткновения – в мысленном горизонте. Человек (как субъект познания) всегда располагается в центре горизонта. И, уходя мысленно к тем или иным включимостям на линии горизонта, он не покидает своего центрального места. Даже если человек изучает Марс или Венеру, он не покидает Землю, он не забывает семью и государство, в которых живет, другие науки и другие знания. В мысленном горизонте осуществляется лишь умственная проработка включимостей, находящихся в зоне гносеологического горизонта и, возможно, новых включимостей, находящихся за линией этого горизонта в иных онтологических горизонтах.
В итоге человек получает возможность рассуждать о видении якобы всего мира, всего сущего, всего Абсолюта. Так появляются абстракции "Сущее как таковое", "Материя как таковая", "Мир как таковой", "Абсолют как охватывающий всё" и т.д. Причем, с претензией, как будто человек не только мысленно, но и реально (объективно), непосредственно всё это охватил и узрел.
В действительности же, такие выходы за горизонт осуществляются суммарно: в синтезе реального и мысленного походов? Человек может изучать жизнь муравьев, годами наблюдая их в муравейнике (как Эрих Васманн), жизнь пингвинов в Антарктиде, обратную сторону Луны с помощью спутников, ядерную реакцию, эдипов комплекс (как Фрейд), законы социальных революций и т.д. Но, изучив, возвращается в исходную точку и продолжает умственно знать о виденных включимостях.
Другие, никуда не ходя, могут использовать его знания, не не адекватно, а лишь как идеальные абстракции, и даже порой начинают умственно фантазировать, например: «Земля стоит на трех китах и семи слонах», или «За пределами Вселенной существует разумная жизнь», или «В 1980 году в СССР будет построен коммунизм», или «У всего мира существует единая структура» и т.д.
Важно научиться отличать РЕАЛЬНОЕ от ФАНТАЗИЙНОГО.
Сергей, зачем философу вообще реальность и почему он должен бояться своих возможных фантазий, если у него есть логика и предмет размышления - единство бытия? Вопенка рассуждает по-диаматовски - ставит себя в центре многообразного мира и раздвигает горизонты познания. А философ ставит себя в центре неопределённости и с удовольствием пробует её на свой логический зуб, если, конечно, он философ, а не жеманный резонёр. В единстве бытия скрываются бездны, представить себе которые бессильна любая человеческая фантазия, а также ресурсы, которые безмерны. Уверяю вас.
Я фантазий не боюсь, даже, по Канту, в основе философствования лежит воображение. Я не боюсь и реальности, и призываю не только к единству с абстракциями, а самим с сущим миром: природой, растениями, животными, людьми.
Поэтому главное требование к философу - уметь различать фантазии и реальности, а то большинство людей выдает фантазии за реальности, а реальности - за фантазии.
Могу только повторить - логика есть единственный критерий, также и предмет у философии один - единство бытия. А сущим миром пусть занимаются частные науки, философия им не конкурент. Чем раньше и чище разделятся их предметы, тем больше будет пользы для всех. Тогда и проблема различения фантазии и реальности в философии отпадёт сама собой. Большинство людей пусть на здоровье фантазируют, лишь бы этого не делало ответственное меньшинство, не растекалось бы мыслью по древу. У философа каждое слово должно быть на вес золота.
В такой вариации полностью согласен.
Мысленный горизонт, или ментальный горизонт - горизонт знания. Умственная проработка сущего в пределах данного горизонта есть выделение сущностей умом и поименование-определение сущего в наличную КМ, ограниченную пределами достигнутого (наличного) горизонта знания. Сущее как таковое в гносеологическом горизонте есть этапное осознание (наличная КМ) человеком мира, или сущего, заключенного человеком в сущностную КМ. Мысленный горизонт человека/человечества не может равняться на эмпирическое непосредственно-чувственное (узрел, пощупал, ощутил) восприятие сущего. Ментальное представление опирается на обобщение, абстрагирование от непосредственной чувственной эмпирии. Представить ментально лес (знать что есть лес) – не означает необходимости перещупать все деревья леса и узреть лес на всем ареале (пространстве) его существования. «Сущее как таковое» для человека сводится к региону познанного (наличная КМ) и предстоящего к познанию (пребывающей за ментальным горизонтом ВВС).
Пермский, 1 февраля, 2014 - 07:33.
Именно так и представляю. Это ещё одно подтверждение, что мышление идёт "схемами": вначале "квадратик", а потом раскрываем то, что в квадратике не помещается на отдельном листе.
Я участвую в создании сущности.
Но вот порядок создания вижу другим. Вначале "непосредственно-чувственное (узрел, пощупал, ощутил) восприятие", а затем создание, выстраивание комплекса "узретого-пощупанного" - сущности - режим обучения.
И обратно: фантазийно комбинирую сущности-формы, а результат пытаюсь воплотить в "сделал-ощутил, узрел, сравнил-отождествил" - творчество - режим диктата. (Диктат - плохое слово, но если я насильно переделываю окружение, то как ещё сказать?).
Без "я" нет отношения "я" к картине-форме, нет и сущности.
Спасибо.
Пермский пишет:
Да, я это и имею в виду. Есть сущее само по себе, до всякого осмысления, и вообще до всякого человека.
Пермский пишет:
Совершенно точно. Так я и думаю.
Пермский пишет:
А это пошли уже наши с Вами определения. Кто-то говорит, что сущее – ВВС, а кто-то – объективная реальность, кто-то – что оно непознаваемо, а кто-то – что абсолютно изоморфно знает его, кто-то – что оно репрезентирует Абсолют, а кто-то – что Абсолют его (сущего) умственное порождение… И т.д. и т.п. до множества личных философских пристрастий.
Пермский пишет:
Всяко бывает. Представление, что Солнечная система конечна, опирается на чувственные аналогии: всякая вещь конечна. А представление, что Бог бесконечен, никакой чувственности в себе не имеет.
Дилетант пишет:
Тоже всяко бывает. Сначала – увидел, приручил кошку, а потом стал изучать, что это такое. И наоборот: сначала – открыл в уме корень квадратный из минус единицы, а затем – увидел, как это в различных областях природы работает.
Одним словом диалектика индукции и дедукции.
Но вся эта диалектика - в регионе сущностей. В регионе же сущего – только сущее.
Сергей Борчиков, 1 февраля, 2014 - 10:59.
Если в регионе сущностей - диалектика, то в регионе сущего - "алектика"?
Если наблюдается "уроборос", то процесс однонаправлен.
А если процесс однонаправлен - "змея заглатывает свой хвост", то может быть начать рассмотрение процесса в обратную сторону - начать вытаскивать хвост из пасти змеи?
Человек и общество закольцованы. Прогресс и регресс - не попытки ли "змеи" отрыгнуть слишком прогрессивное?, а затем на очищенное место ускорить поступление нового, "свеженького".