Речь в этой статье идет о вытекающем из моей философской концепции понимании Божественного права, выражающегося в вечном законе (lex aetema), который в классификации Фомы Аквинского (Сумма теологии, I, q. 90) представляет собой всеобщий закон мироустройства, являющийся источником всех других форм законов.
Итак, я исхожу из того, что в основе бытия лежит Абсолютная, свободная, добрая Воля к власти над бытием с целью вечного сохранения его бытийственного состояния. Таким образом, Бытие – это состояние, причем должное, идеальное, истинное состояние. И состояние это есть гармония и блаженство.
Понтий Пилат и Иисус Христос в слово «истина» вкладывали совершенно разное содержание. Пилат имел в виду способность субъекта приспосабливаться к сущему такому, каким оно нам является. Христос же говорил об истине как о должном бытии и мира, и человека.
Абсолютная воля к должному не реализуется грубо и напористо (как воля деспота), нет, она реализуется посредством предоставленной всему сущему свободной воли. Происходит как бы вечный посев как отпускание на свободу и вечное собирание зрелых плодов этого посева. При этом воля к Абсолютной Воле проявляет себя как Добро, а своеволие - как Зло.
Платон был прав, говоря о верховенстве Идеи Блага. Уже любая форма блага есть добро. Идея же Блага – это идея Абсолютного добра. Она всё делает истинным и познаваемым. Что же такое зло? Это - отпадение и от Добра и от Истины. Это – своеволие, произвол. И по своей направленности и конечным результатам своеволие – это торможение эволюции и причина конечности, бренности сущего. Бытие к смерти… Мартин Хайдеггер, выдвигая такое понимание бытия, говорил о нём как о чем-то должном (из случайного существования человек-индивид {9}
после смерти своей переходит в необходимую и неоспоримую гражданскую историю), а вот Николай Фёдоров считал, что смерть – это наказание (смертная казнь) за то, что мы еще не вполне человечны и поэтому недостойны вечной жизни.
Вот кто-то «компетентный» подсчитал, что к 2045 году будет сконструирован бессмертный человек. Так и хочется воскликнуть: да неужели человек наделен способностью и задумывать и решать подобные проблемы? Вот гордыня-то его какова! Опять: желаем быть как боги? А что за душа будет у этого вечного человека – это что же, не имеет никакого значения? Наделают кучу пластмассово-железных людей, причем, мне кажется, не самых лучших с точки зрения их душевного богатства. Снова, как это многократно было в истории, душевное богатство постараются заменить богатством материальным: ведь это предприятие по обновлению, совершенствованию и замене всех органов и систем жизни организма наверняка будет стоить очень дорого, а значит доступно только для очень богатых. А вряд ли все наиболее материально богатые одновременно окажутся еще и наиболее духовно богатыми.
Боюсь, что, напротив, это будет апофеозом временного торжества сил Зла над силами Добра. Впрочем, как с горечью заметил гётевский Мефистофель, зло постоянно оказывается своеобразно причастным к творению Добра, и в чем-то он, наверно, прав. Ведь если зло – это отпадение от Воли Абсолюта, то оно помогает эволюционному процессу отсеивать (как отсеивают плевела от пшеничных зёрен) эгоизм - от соборности, безрассудность – от разума, слабость - от силы, своеволие – от подлинной свободы.
Пока нечто или некто развивается, развертывая возможности своей сущности, оно (он) пребывает во времени. Став идеальным, развившееся попадает в вечность. Время прошедших циклов его существования превращается в вечное «сейчас». В бешено крутящемся колесе спиц как бы и нет. Но именно благодаря их существованию колесо (или шар, если согласиться с образом, предложенным Парменидом) остается тождественным самому себе.
Гармония космоса создается бесконечными эволюционными восхождениями бесформенной материи ко все более оформленной, направленно оживающей и умнеющей. Предполагаю также, что в разных точках космоса становление жизни и мысли происходит асинхронно. Циклы накладываются друг на друга и тем самым обеспечивают прочность конструкции бытия. Это что-то вроде гасителей разрушительных колебаний высотных сооружений и мостов. Однако это всё как бы «механика» истины бытия, а вот подлинно глубинная ее сущность состоит в том, что Абсолют настраивает все сущее на подобие с собой. «С собой» в двояком смысле: и с самим собою как со своим для каждой вещи эйдосом, и - через преодоление целого ряда Пределов – с Собой, то есть с самим Абсолютом. Каждый минимум оказывается чреват максимумом. {10}
Ибо в основе всего, существующего на разных уровнях, находится один и тот же созревающий и воплощающийся эйдос – диалектическое единство идеи и материи.
Употребляя слово «чреват», я с его помощью выражаю факт участия всего сущего в реализации Логоса как Плана и Закона Бытия, подчеркивая принципиальную схожесть развития природы (сущего в целом) с развитием зародыша в чреве будущей матери.
И в то же время, при таком, казалось бы, тотальном, универсальном законодательном планировании, всему дана полнейшая свобода-соревновательность (в терминологии Ф.Ницше, «воля к власти»), ибо именно она обеспечивает постоянный переход от низших форм отражения ко все более высоким и эффективным. Более высоким и эффективным - в смысле глубины отражения-освоения окружающей действительности и, следовательно, - способности к гармонизации доступной части космоса. Это – моя интерпретация смысла хайдеггеровской фразы «человек – пастух бытия», интерпретация, распространяющая этот смысл на всё сущее. Dasein, и Гегель здесь прав, это - всё сущее (любое наличное бытие), а не только человек, как считает Хайдеггер. Просто человек – это весьма особенное наличное бытие, способное к мышлению и эк-зистированию. И в случае реализации этой способности-возможности - в состояние действительности, то есть - в должное как идеальное воплощение эйдоса (сущности) человека, происходит его скачок из царства необходимости в царство свободы, переход из сущего в должное, то есть – в бытие. Из человека-индивида рождается человек-личность, Человек Истинный.
И вот это, как мне кажется, и есть та самая высшая мера возгорания «огня» о которой столь загадочно провозгласил в свое время Гераклит. {11}
Ивакин А.А. Воля Абсолюта к бытию и своеволие субъективизма // Правове життя сучасної України : Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, присвяченої ювілею академіка С.В.Ківалова (16-17 травня 2014 р., м. Одеса) : у 2 т. Т.2 /відп. Ред.. В.М.Дрьомін. – Одеса : Юридична література, 2014. – С. 9-11.
Комментарии
А в общем, Ивакин ответил на вопрос: "Куда мы идём?" в формате: "Куда и как я повёл бы Человека, если бы я сам был Богом?". (Т.е. это и есть гадание на кофейной гуще, или там на костях и проч.)
Алле.
Почему гадание? - Пристальное всматривание в лучшие стороны феномена человека: ведь он - образ и подобие Божие.
Если Человек - образ и подобие Бога, то откуда в нём сонм пороков?
Откуда в нём не удаляемые склонность: ко лжи, лицемерию, подлогам, фальсификации, "любовью" к деньгам, клевете, провокациям, а в общем, откуда и почему в нём в наличии склонность к преступлениям? - Неужто это тоже от Бога?
Вы по пристальней вглядитесь на результаты общей массы человеческих поступков - пороки, пороки всюду пороки. Ведь даже, наш призыв: "Возлюби ближнего своего, как самого себя!" - есть подпольный глас нашей корысти.
Посмотрите здесь:
http://philosophystorm.ru/poroki-poroki-vsyudu-poroki
и здесь (там немного):
http://philosophystorm.ru/po-povodu-nagornoi-propovedi
Алла, Вы не поняли главного: полнейшая свобода. Человеку дарована свобода выбора. Обратите внимание на идею, зафиксированную в мусульманских священных книгах: Аллах предлагает людям участвовать в соревновании по творению ими добрых дел. В рай попадают только те, кто наилучшим образом проявил те добрые качества, которые предписаны человеку Богом. Точно такой же смысл содержится в изречении Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Матф. 7: 21), «…ибо много званных, а мало избранных» (Матф. 20:16). Зачем Богу нужны наилучшие? Неужели в этом соревновании проявляется только некая прихоть ? Платон упоминает и такую точку зрения: боги создали людей наподобие кукол, для развлечения. Но согласитесь, такая мысль абсурдна и поэтому оскорбительна для Бога.
Вы считаете, что раз люди в массе своей плохие, то в этом виноват Бог. Я думаю, что нет, - дьявол (силы зла и эгоистического произвола). Всемогущий Бог, конечно, мог бы сделать всех людей сильными, верующими и справедливыми, но Он этого не делает: ему нужно, чтобы люди по собственной доброй воле выработали в себе лучшие человеческие качества и сами пришли к Нему на Его зов. В чем цель этого Мудрого Отбора наилучших?
Я не богослов, я - философ, и поэтому имею дерзость предложить (может быть, и неправильный) рациональный ответ на этот вопрос из вопросов. В том числе и в предложенной вниманию читателей маленькой своей статье. К сожалению, ожидаемого мною внимания вы, авторы двух комментариев, как раз и не продемонстрировали.
Печально!
Алексей.
Так чего же этот образ и подобие Бога свою "свободу" выбора осуществляет, в своей массе, только в среде пороков? - Полнейшая "свобода" во лжи, лицемерии, клевете, фальсификации и проч., и проч. И что это за "Бог", который всё это ничем не ограничил?
Печально!
А читать моё Вы конечно же не стали. - Проявили, так сказать, свою свободу выбора высокомерием.
Печально!
Я этого не говорила. Да и как НИЧТО может быть в чём-либо виноватым?
Алла, полнейшая свобода в добрых делах, в выборе любимого дела ("сродный труд"), полнейшая свобода в выборе форм проявления любви к Богу и ближним своим. Вы не знаете таких людей? Вот это действительно печально!
Алексей, как не печально, но факт - трёпом не занимаюсь.
Да Бог с Вами, Алла! Я ведь ни в чем Вас не переубеждаю. Я даже завидую Вашему обладанию столь несокрушимой уверенностью в своей несокрушимой правоте.
В местностях с умеренными холодами есть идея "ерша" (водка+пиво), с неумеренными - "северного сияния" (спирта с шампанским). Уважаемый автор действует по аналогии, смешивает несовместимое. Христос у него соседствует с эволюционным восхождением материи, Абсолютная добрая воля с гармонией космоса. Аналогичные действия вызывают аналогичные последствия: позывы к рвоте, головная боль. Я как-то имел удовольствие спрашивать автора о том, какой именно версии Бога он придерживается. Автор велиречиво утек в кусты, напустил тумана, выставив арьергард из каких-то там имен, которые якобы и служат для него носителями представлений о Боге. Короче, полное отсутствие всякого присутствия.
Итог кратенького обзора сего опуса печален: ничего заслуживающего внимания.
To Фристайл.
А мне кажется, напротив, - вниманием вашим не обделен. Да вот только полезного ничего из этого "внимания" не могу извлечь. Одна ругань бессмысленная. Ну, да Бог с вами, во всех его "версиях"!
Ключевое слово: кажется. Я писал об очередной бессмысленной эклектичности очередного вашего опуса, но не давал оценки вам. Это тот случай, когда автор в некотором ракурсе заслуживает большего интереса, чем его творения. Только не сочтите это за лесть. Мне интересен феномен современного манилова, живущего своими полудетскими фантазиями, и свято верящего в то, что его труды осчастливят человечество. В принципе ничего особо оригинального, но пиши я ремейк мертвых душ, вы несомненно послужили бы чьим-нибудь прототипом.
Фристайл! Человечество осчастливят не мои "полудетские фантазии", а понимание им своей роли в космосе. Предложите другую, более логичную концепцию, и я порадуюсь ее логичности, если таковая будет.
Моя же онтологическая картина основывается на всем опыте классической философии, доказывающей, что мир - космос, и, значит, его бытие связано с вечным поддержанием его внутренней гармонии. Гармония осуществляется Логосом, то есть логическим законом направленной эволюции форм бытия от неживых - к живым и мыслящим. Человек - это важнейший момент этой эволюции. Поэтому его космическая задача, с одной стороны, в принципе, не отличается от задачи, стоящей перед любой иной формой бытия, и она заключается в наведении гармонии внутри и вне себя. Но с другой стороны, человек - это мыслящее существо и поэтому должен эту гармонизацию осуществлять сознательно (в религиозной терминологии это означает: слышать и исполнять Слово Отца Небесного). Цель гармонии - приведение в возможно более идеальное состояние соотношение души и тела, а также - соотношения отдельного человека с другими людьми и природой. В религиозной терминологии это означает любить Бога, и все божественное - в себе и в других людях. Любить - не абстрактно, а деятельностно, то есть творить добрые дела. И вот тут внимание: человек своей верой и любовью способен заслужить продолжение своего бытия на новом, более высоком уровне развития. На философском языке - этот уровень называется ноосфера, на религиозном - рай. Итак, полная свобода, соревновательность и отбор. Избранник - это человек, который, сообразно своим возможностям, проявляет в своей жизни наибольшее соответствие своей подлинно человеческой (то есть божественной) сущности.
Зачем это нужно Абсолюту (в религиозной терминологии - Богу)? Думаю, что для постоянного взращивания Им элитных мыслящих форм бытия, которые способствуют поддержанию вечной гармонии Мира. Вы считаете, что это - эклектика и фантастика. Я считаю, что это - логичная картина бытия, проверенная и проверяемая на практике (неразумность ведет к хаосу) и интуитивно осознанная большинством религий и классических (признающих Абсолют и наличие Истины и Логики бытия) философий.
Это нужно для возвращения Логоса к себе самому. Душа - это движущая сила, она движет человека, она же (только более глобальная) движет мир.
А душа - это самовозрастающий логос, как верно заметил Гераклит. Поэтому, Богу в принципе ничего не нужно. Все течет не потому, что кто-то хочет этого, или страдает без этого, а потому, что вода течет вниз в долину, реки - в море, а капля в невесомости принимает форму идельного шара.
Это не нужно ни долине, ни морю, ни реке, ни капле - но это происходит в соответствии с стремлением к максимуму логоса-закона-порядка. Приятно, что есть люди, которые это понимают.
Да, Андрей! Конечно, Вы правы в том, что к Абсолюту человеческие (слишком человеческие!) понятия, типа нужда, необходимость и т. д. неприменимы. Действительно, просто так устроен Логос Бытия, что происходит отбор вещей и людей, которым свойственно гармоничное соответствие своему эйдосу. И людям не мешает это знать, чтобы не идти наперекор требованиям Логоса и быть счастливыми. Это людям нужно соответствовать Логосу. Богу же ничего не нужно. Он лишь в силу своей доброты и любви к людям дает им об этом знать: человек не может жить как ему угодно и как попало. Человек создан для исполнения весьма серьезной и весьма почетной космической функции.
Спасибо за хорошее замечание! Я в последнее время чувствую как раз необходимость пересмотра в своих работах некоторых излишне антропоморфных (и поэтому грубых) сравнений и метафор.
Я бы сказал, Пилат под истиной понимал лучший способ приспособления к миру, а Христос лучший ПУТЬ преображения мира. Пилат - выживание и самосохранение. Христос - самореализацию и сохранение мира даже ценой самопожертвования.
Просто уточнение: При этом свободная воля индивида к Абсолютной Воле проявляет себя как Добро, а своеволие - как Зло.
А Абсолютная Воля - это Логос - закон разума-организованности и любви-сочетания противоположностей.
Андрей, прошу меня извинить: Ваш комментарий не сразу заметил. Ваши уточнения принимаю, тем более, что по-другому я и не думаю. Спасибо!
"И вот это, как мне кажется, и есть та самая высшая мера возгорания «огня» о которой столь загадочно провозгласил в свое время Гераклит."
Мне кажется это только начало возгорания.
Самая высшая степень - это соединение индивидов, достигших истинного вочеловечивания друг с другом в одномсверх-теле, то что церковь называет Телом Христовым. Соединение в истине хотя бы нескольких человек обладает колоссальной энергией притяжения и преображения. Мир видел это во времена первохристианства, но это должно повториться вновь во вселенском масштабе.
Об этом и молимся в символе веры:
"Чаю воскресения мертвых (душ) и жизни будущего века".
Да, Вы правы, Андрей! Созидание соборности - это уже более высокая, надличностная форма возгорания мирового благодатного Огня. Это и есть, на мой взгляд, важнейшее содержание формирования ноосферы.