Эту философско-семантическую заметку философа Аркадия Арка (ссылка на источник внизу) я публикую здесь в ответ на "Эссе о вере в знание", опубликованное автором "ФШ" - Диоген_в_балаклаве, 20 Июль, 2025 - 11:50. - http://philosophystorm.ru/esse-o-vere-v-znanie
В преддверии разговора обязан предупредить, что статья касается только людей, способных мыслить логически, то есть – верно, теистам лучшее её не читать, так как они не могут воспринимать информацию адекватно. Адекватное же восприятие информации, правильное её понимание является основным условием коммуникации. Далее, как видно из названия, речь пойдёт о значении слов «вера», «верующий», и их определениях.
Известно, что понятийно верное использование слов, осознание их значений как таковых и значений в контексте сказанного позволяет прийти к верному выводу, общему мнению или к истине, которая сама в свою очередь тоже становится понятием. Для того чтобы понятия слов были однозначными и воспринимались адекватно каждым, кто их использует, существуют определения значений слов. Определение же значения слова помогает употребить слово в соответствии с желаемой мыслью, чтобы сказанное было понятно не только тому, кто сказал, но и всем, кто знаком с определением высказанного слова.
Однако тут есть проблема. Заключается она в том, что некоторые традиционные определения слов благодаря теистам (или по-русски - богоистам) являются неточными или неполными по своей сути. Именно к таким однобоким определениям относится и определение слова «верующий». Во многих современных словарях слово «верующий» определяется как «признающий существование бога, приверженец той или иной религии». На этом стоят и теисты, по праву относящие себя к верующим.
Но вот парадокс, часто сами теисты, спекулируя этим словом, утверждают, что атеизм – это тоже вера, и даже чуть ли не религия. А так как атеисты тоже верят, только в обратное, в отсутствие бога, а значит – и они тоже верующие. А неверующих людей, мол, и вовсе не существует. То, что этим своим выводом они сами опровергают традиционное определение слова «верующий», их мало волнует. Однако нам необходимо отметить это, потому что, как мы выясним, тут они оказались правы: традиционное определение слова «верующий» не верно по своей сути.
На том основании, что все люди верующие, теисты считают атеизм «тоже религией», только со знаком минус, – лжерелигией. В своих рассуждениях, как и всегда, теисты к правде ловко примешивают изрядную долю лжи, чтобы получить желаемую сеть для плохомыслящих. Ведь на первый взгляд их доводы кажутся логичными: атеисты не могут доказать отсутствие бога, но верят, что его нет; а раз верят, значит – верующие; а раз верующие, значит атеизм – религия, только своеобразная! В чём же тут ошибка?
С этим спорят атеисты много лет, пытаясь откреститься от клейма «верующие». С этим спорят не только в России, но и за рубежом, например, такие атеисты как известный биолог Ричард Докинз и пр. Если внести в этот вопрос долю шутки, то можно вспомнить и американского телеведущего, социального критика Билла Мара, который сказал: «Считать атеизм религией, это всё равно, что считать воздержание позой в сексе…». Но этот остроумный ответ мало проясняет ситуацию, так как существующее почти во всех словарях определение слова «верующие» даёт широкое поле деятельности для теистов. И они вполне резонно утверждают, что неверующих людей не существует. Ведь атеисты действительно верят, что бога нет, верят в свою идею безбожия, значит, и они – верующие! Разве с этим можно спорить?
В своей статье «Является ли атеизм религией?» А. Вязовский, рассматривая эту проблему, спотыкается на том же месте, пытаясь доказать, что у атеиста нет религиозной веры и психологического состояния, которым характеризуется эта вера. Эту же проблему рассматривает в своей статье «О сказках и вере в существование Бога» нобелевский лауреат, физик-теоретик Виталий Гинзбург, который тоже пытается доказать разницу между религиозной верой и верой атеистов.
Всё это так, но вряд ли можно утверждать, что у атеистов вообще отсутствует всякая вера. А раз у атеистов есть вера, то это опять-таки хороший повод для теистов настаивать на своём, ссылаясь на определение слова «верующий», дающееся в словарях.
Что же делать? Думается, для начала атеистам всё-таки необходимо честно согласиться с тем, что любой человек сам по себе в той или иной степени действительно является верующим. По природе вера изначально присуща любому человеку. И не только человеку. Отрицать это, и спорить об этом просто глупо. До тех пор, пока атеисты будут утверждать обратное, они будут так же лгать, как и теисты.
Надо понять раз и навсегда, что ошибка кроется в самих определениях слов «вера» и «верующий». Эти определения в словарях даются однобоко, в урезанном виде, словно над ними изрядно потрудились не учёные филологи, а какие-то теологи-компрачикосы.
Зададимся вопросом: на каком основании эти два прекрасных слова практически монополизировали теисты? Ведь само понятие «верующий» по сути своей является более широким и многозначным, чем представлено в современных словарях. Принятое сегодня определение данного слова – это всего лишь гипоним от общего смысла, то есть выражает частную суть по отношению к более общему понятию слова. Само слово «верующий» многозначно. Утверждать в определении, что «верующие – это люди, признающие существование бога», как делают сегодня почти все словари, – так же неполно, как утверждать, что человек – это ушастое животное. Вроде бы верно: уши-то у человека есть. Но само понятие чрезвычайно неточно и однобоко, следовательно – ложно по своей сути!
Безусловно, все люди являются верующими. Как же иначе? Только верят люди в разное и далеко не все они верят в богов. Именно поэтому слово «верующие» неправильно относить только к «религиозным верующим». Это слово имеет общий более широкий смысл, чем просто «верующий в бога». Как слово «человек» – является общим понятием для русских, немцев, папуасов и прочих, так и слово «верующий» – общее понятие для всех людей. Поэтому вполне правильным является утверждение, что атеист тоже верующий. И сатанист – верующий; и коммунист – верующий; и теист – уж явно верующий. Только верят все они в разное и по-разному. Вот в чём суть.
Приведу один пример. Дети (вот уж кто даст нам фору в честности) каждый год пишут письма Деду Морозу или Санта Клаусу. Сотни тысяч писем! Почему? Потому что каждый год в ответ они получают от него подарки. А сколько писем ежегодно дети пишут богу? Если и есть, то единицы! Почему? А сколько не пиши, в ответ – тишина! В кого дети верят сильней? Кого они сильнее ждут? Конечно, Деда Мороза. Они верят в него. Они тоже верующие. Верующие в сказки. Только вот потом взрослые говорят им, что Деда Мороза не существует, а бог существует. Как будто фактов существования бога больше, чем фактов существования Деда Мороза.
Проблема со значением слова «верующие» встаёт порой весьма ощутимо, как видно из многочисленных дискуссий на тему «является ли атеист верующим». Но вина в этом лежит не только на теистах, но и на атеистах, а главное – на учёных филологах, так как именно с «ненаучного» согласия последних слова «верующий» и «вера» практически прихватизировали теисты.
Поэтому, чтобы впредь не возникало бесплодных споров на эту тему, необходимо бороться с монополией на это прекрасное русское слово. Для людей, верующих в богов, уже давно придумано правильное ёмкое и точное слово с конкретным понятием – теист (на русский манер – богоист, или боговер). Теист – вполне достаточное и точное определение, не предвидящее никаких споров, в отличие от слова «верующие». Это слово аналогично словам, означающими принадлежность к чему-либо: сатанист, атеист, социалист, коммунист и пр. Раз уж они верят в богов, а не в коммунизм, например, следовательно, они не просто верующие (как и все), а именно религиозные верующие, теисты! Лично мне больше нравится его русская версия – «богоисты». Даже такие слова как эгоист, мазохист, таксист, мозаист говорят о конкретике, о привязанности, принадлежности или профессии. А уж в таких важных вопросах, как наука общения и вера мы тем более должны быть максимально конкретны и точны. Слово «вера» я употребил здесь именно в её первом (общем), а не в (узком и частном) религиозном значении.
Пора всё-таки научиться различать веру в оккультные идеи (богоисты, сатанисты, теология, теософия и пр.) от веры в прогресс, науку и человека (атеисты, социалисты, коммунисты, учёные, философы и пр.). Кстати, та же неразбериха творится с понятием «философия». Слишком многие теософы упорно хотят считать себя философами. От этого у нас уже не различается философия от теософии. Но это тема для отдельного разговора.
Что же касается определения слова «верующий», то его необходимо изменить во всех словарях, отняв монополию у теистов на узкое и, по сути, однобокое его значение. Более полное и правильное определение этого слова мы приведём ниже, а здесь укажем на ещё одну проблему в связи с рассматриваемыми понятиями.
Есть определённая разница между словами «верить» и «веровать». Путать их значения нельзя, хотя они настолько слиты, что почти неотделимы. И всё-таки это разные понятия. Например, невозможно веровать, не веря, но можно верить, не веруя. Почему? Потому что «верить» – это форма согласия, признания чего-либо истинным, часто без всякой проверки. Так дети верят родителям, так ученик верит учителю, так читатель верит писателю, покупатель – продавцу, а народ – политикам. «Веровать» же отличается от «верить» не только причастностью (согласием), но и стремлением, действием. То есть, вера обозначает причастность, а верование – степень причастности. Если упростить, то можно сказать так: «верить кому-то, чему-то», «веровать во что-то, как-то».
Так почему эти прекрасные слова должны монополизировать богоисты, замыкая их только в своём религиозном понимании и церковном языке, изгоняя их из светского лексикона? И на каком основании с этим соглашаются учёные филологи? Ведь веровать можно не только в божественное, сакральное, но и в разум, в науку, в прогресс, или в какое-либо высокое дело, в какую-либо значимую идею. И это именно верование, потому что сопряжено с причастностью, со стремлением, с действием, а не просто с согласием.
Да, надо признаться, что у атеистов тоже есть своя вера! Вера в честное и разумное человечество. И многие атеисты не только верят в это, но и веруют, так как посвящают этому свои жизни, действуют на основании своей веры. Они тверды в своей вере, в вере истинной и гуманной, основанной на знаниях и науке, а не на вымыслах и обмане.
Да, атеизм – это вера, но не религия. Атеизм – это вера в правду через доказательства, а религия – это вера в ложь через слепую веру. В отличие от религии атеизм держится не за счёт денег, а за счёт правды. Деньги – вот главный признак любой религии! Деньги, а вовсе не боги! Уберите экономическую составляющую, и любая религия рухнет! И атеисты же верят в правду, в победу науки, и верят они в это твёрже, чем богоисты в своих богов, потому что вера атеистов бескорыстна!
Итак, пришло время предложить правильное и полное определение слова «верующий». Оно должно быть следующим: верующий – это человек, верящий в определённую идею и причастный к ней внутренним стремлением и социальным действием. Всё остальное – лишь дополнение к определению: например, верующие в идею существования богов – теисты (богоисты); верующие в идею отсутствия всяких богов – атеисты, материалисты; верующие в определённые социальные идеи – анархисты, социалисты, коммунисты и т.п. Но все они – верующие!
В то же время многие из верующих в богов, по сути своей, являются всего лишь «верящими», а не «верующими» как таковыми, поэтому и термин «верующие» к ним не подходит. Да, они верят в то, что бог есть, но верят всего лишь по наивности, как дети в деда мороза. Верят из-за сложившейся культуры, в которой они выросли. Верят по привычке и по лености выяснять правду и думать над этим. Многие из них даже не ходят в церкви и не выполняют никаких религиозных обрядов. Они всего лишь декларируют себя как «верующих» в богов, хотя по сути они не «верующие», а только «верящие».
Поэтому я призываю всех атеистов никогда не называть богоистов широким понятием «верующие», так как все мы – верующие. В крайнем случае, всегда необходимо дополнять: «религиозные верующие» или «верующие в бога». И никак иначе. Тогда, во-первых, теисты перестанут спекулировать таким прекрасным и общим понятием как «верующий»; во-вторых, перестанут упрекать атеистов в том, что они тоже верят, а потому, мол, атеизм – тоже религия. Возможно, они поймут, наконец, что вера вере рознь и у них нет никакого привилегированного права ни на слово «вера», ни на слово «верующие». В-третьих, защита прав верующих (веры), по сути, должна будет касаться не только богоистов, но и тех, кто верит в человека и науку, то есть, атеистов и вообще всех людей. Иначе придётся признать, что государство защищает права только религиозных верующих, следовательно, само государство перестаёт быть светским и цивилизованным, раз уж веру в человека и науку государство не защищает и не осуждает теистов за кощунство над наукой и правдой.
В наиболее развитых странах граждане уже поняли эту ошибку. Так, в Великобритании соответствующие законы Англии и Уэльсa были отменены в 2008 году. В США сегодня суд считает несоответствующим свободе слова преследование за «оскорбление религии», ведь религиозные фанатики могут оскорбиться по любому правдивому факту, противоречащему их религии.
В России же дошло до того, что прекрасные и объёмные слова «вера» и «верующие» полностью и безоговорочно стали пониматься в узко-религиозном смысле. Можно подумать, что научный мир существует на одном только знании, без всякой научной веры. А куда же девалась научная вера? Почему речь всегда ведётся только о вере религиозной, как единственно возможной? Богоисты без стеснения лезут в науку и стараются всё, что только можно, присвоить себе. У них даже Большой взрыв устроил бог. С той же безапелляционностью они лезут и в русский язык. И если не бороться за светский русский язык, то скоро мы все будем говорить не на светском, а на церковном языке. Уже слово «бог» обязывают детей писать с большой буквы, противореча правилам русского языка, сложившимся ещё со времён Пушкина. Но это, опять же, тема для отдельного разговора.
Постскриптум: закон об оскорблении религиозных чувств даёт ясно понять слабость и нестойкость религии. Если бы не было подобных законов, то и Христа не распяли бы богоисты тех далёких времён. Ведь его распяли именно за оскорбление чувств верующих в бога иудеев. Увы, дикость жизнестойка. Выходит, если христиане сегодня выступают за этот закон, то они выступают против Христа и сами автоматически перестают быть христианами. Думаю, здесь уместно было бы напомнить им слова их же бога Иисуса Христа из его «Нагорной проповеди», которые он тщетно пытался внушить тем, кто теперь называет себя христианами:
5. Блаженны кроткие…
7. Блаженны милостивые…
9. Блаженны миротворцы…
20. …если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
25. Мирись с соперником твоим скорее…
39. …не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
44. …любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
(Матфей, глава 5)
И ещё:
1. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
(Матфей, глава 7)
Странно, что мне, атеисту, приходится напоминать христианам основные постулаты их же учения. Но так уж вышло, что я изучал Библию и знаю её получше многих христиан.
Философ Аркадий Арк
Источник: https://ark-ark86.wixsite.com/filosofiya-nauka/vera-vere-rozn
Комментарии
Вот пример автора как не истинного философа. Истинная философия превращает сложную проблему в простую. Пример Ленин, сложные политические проблемы он объяснял, так что они стали однозначно понятны всем людям.
В этой статье наоборот. Простая проблема мракобесия верующих в бога замаскировывается в нагромождении словоблудия.
Мракобесие религии надо объяснять так как уже давно объясняют образованные люди. Атеисты верят в науку, доказавшую, что бога придумали люди.
Психически ненормальные люди верят в чудеса, в то что бог придумал людей.
Совок писал:
"Вот пример автора как не истинного философа. ..."
Это да. Философ не может быть предубежден.
"...Истинная философия превращает сложную проблему в простую. ..."
Слишком общё. Философ не упрощает саму проблему, а разворачивает ее для аудитории, тем упрощая понимание.
"...Пример Ленин, сложные политические проблемы он объяснял, так что они стали однозначно понятны всем людям. ..."
Ваш Ленин как раз занимался упрощением сложного, сводя все до примитива простого рабочего (пишу так не в укор честным трудягам, а по факту). Сам же был очень хитрой, злобной, эрудированной и весьма искушенной ... тварью божьей ... . Причем, что Вам должно быть небезынтересно - как раз в вещах, которые популяризировал как мгакобесие и пегежиток цагизма.
"...Мракобесие религии надо объяснять так как уже давно объясняют образованные люди. ..."
Образованные люди прекрасно соображают, что вопросы религиозного ИНСТИТУТА и вопрос религии, веры и т.п. вопросов идеального не могут быть сравнимы, не то что зависимы. И натягивать сову церкви на глобус религии - задача, извините, полных дураков.
"Атеисты верят в науку..."
Да? Но зачем науке вера атеиста? Она его спалит на костре эмпирики. И всех делов.
"...доказавшую, что бога придумали люди."
Наука вообще не рассматривает вопросы теологии. Разве что артефакты, их социальное значение и исторический путь. У нее даже нет инструментов для изучения настолько тонких и сложных субстанций, как вопросы религии.
"Психически ненормальные люди верят в чудеса, в то что бог придумал людей."
Психически больные многое во что верят. Например в то, что их вождь может воскреснуть. И даже стоят в очереди, чтобы посмотреть на то, как он до сих пор не воскрес.
Книга «100 Years of Nobel Prizes» Баруха Шалева: в период с 1901 по 2000 год около 65% лауреатов идентифицировали себя как христиане, 20% — как иудеи, менее 1% — как мусульмане, а около 10–15% были атеистами или агностиками. Эти цифры оспариваются, так как религиозность учёных часто интерпретируется субъективно, а некоторые лауреаты, такие как Альберт Эйнштейн, имели сложные взгляды на религию (например, вера в «Бога Спинозы», а не в персонального Бога).
Список нобелевских лауреатов, открыто заявлявших о своей вере, слишком длинен, чтобы приводить его здесь. В их числе физики
- Макс Планк — основоположник квантовой физики. Планк был верующим христианином и считал, что наука и религия дополняют друг друга.
- Артур Шавлов — один из изобретателей лазера. Он говорил: «Чем больше мы узнаем о творении, тем усерднее славим Бога».
- Уильям Филлипс — известный своими работами по охлаждению атомов лазером, открыто заявлял о своей христианской вере.
Совок., 26 Июль, 2025 - 14:42, ссылка
Философиня писала:
"Уподобляетесь Юсупову и Coedenу."
Чем я Вам не угодил, синьора?
Как погляжу, у нас просто оффигительное 'совместное философское творчество'.
Или хрень, или молчок. Спорить боятся. Шуток не понимают. Только гонор один. Ничем не обусловленный.
И так по всему форуму.
Мож, подискутируем? В месте-то для дискуссий? Ы?:)
А, так вы всё шутили в своих комментариях. Ну, тогда всё ясно.
Если меня не выкинут и из этой темы, теперь вменяя многословие, я готов постепенно разобрать всю эту стартовую приблуду, что называется, 'по косточкам'.
Разумеется, как замечал прежде, сообразно с методом нормальной, а не спекулятивной философии, то есть минуя демагогические выкрутасы и заумные навороты так, чтобы и последнему дураку было понятно.
"... В преддверии разговора обязан предупредить, что статья касается только людей, способных мыслить логически, то есть – верно, теистам лучшее её не читать, так как они не могут воспринимать информацию адекватно. ..."
Замечательный пример софизма (намеренного искажения логики высказывания) прямо со старта. Автор текста, еще ничего не сказав и не обозначив, уже сходу пытается рассказать читателю, как ему - читателю - надлежит правильно оценивать прочитанное. Подчеркиваю: не 'понимать' прочитанное (мысль автора), а именно 'оценивать' (формировать собственную мысль) - в чем и состоит вышеотмеченный софизм.
'Мыслить логически' приравнено к понятию 'мыслить верно', хотя логическая правильность является только частным случаем результативно положительного - то есть правильного, дающего нужный продукт, мышления. А в некоторых случаях логика неприменима вообще. Пример - все эмпирические (естественные) науки. Критерием верности в которых является вовсе не теоретическое следствие - логика, а опытный результат.
Поэтому, здесь уместен призыв к читателю мыслить, в широком смысле, непротиворечиво - то есть не искажать логику там, где она действительно имеет силу и должна по праву быть.
Заменяя отсутствие нарушения логики на следование сугубо логическим аргументам, автор статьи немедленно сужает область рассмотрения вопроса до однозначно формальных, примитивных величин, которые не способны качественно расмотреть освещаемую проблематику из-за своей локальности, узости и очевидно прикладного значения. Тем не менее, этот 'лучик света' автор статьи хочет назвать пылающим солнцем, огульно заявляя о некоей эфемерной 'правильности' мышления. Да еще приписывая себе с бодуна некую 'адекватность'.(?)
"...Адекватное же восприятие информации, правильное её понимание является основным условием коммуникации. ..."
Минутка филоложества к Вашим услугам. :)
"...Далее, как видно из названия, речь пойдёт о значении слов «вера», «верующий», и их определениях. ..."
Для этого необходимо считаться с областью тех самых 'неадекватов', чтобы привести их терминологию к этим самым - общим определениям. Но, с порога объявив теологов 'ненормально мыслящими', автор статьи благополучно избегнул вслушиваться в аргументы оппозиции.
Ну да ладно. Дальше, уверен, будет еще веселее...
"...Но вот парадокс, часто сами теисты, спекулируя этим словом [вера], утверждают, что атеизм – это тоже вера, и даже чуть ли не религия. ..."
Тпру, Зоря.
Даже избегая спекуляций (что бывает, конечно, достаточно с обеих сторон), вполне честный, но рассудительный теист легко покажет все свидетельства наличия предубежденного отношения (попросту - безосновательной веры) некоторых (подчеркну - некоторых!) атеистов. Благо, к этим 'некоторым' как раз и относится подавляющее большинство иррациональных (фанатичных до бессознанки) верунов (!) в атеизм, гордо называющих себя этим ругательным словом.
Потому что все остальные - разумные неверующие, деликатно и тонко подходят к вопросу религии, часто отмечая, что они атеисты постольку, поскольку не имеют прямых свидетельств существования Высших Сил. А честный человек не может и не должен лгать себе и другим, как бы этого не требовал случай или желание. Суть, подобные 'атеисты' - агностики, духовные путники, ответственные, но пассивные исследователи сакрального (таинственного и неочевидного).
Так что нужно разделять воинствующий и умеренный атеизм. К последнему примыкает научный атеизм - как отсутствие внутритеоретических оснований для рассуждения о духовном.
Атеисты же первой категории ни к какой науке и даже исследовательскому поведению не относимы вообще. Как раз именно по отсутствии обоих типов мышления. Вся их идея заключается не в познании мира, и утверждению познанного, а в иррациональном и весьма дивном проявлении свойств психики: упорном стремлении к предмету своего отрицания. Воинствующий атеист - это не тот, кто не нашел или не ищет Бога. Это тот, кто точно ЗНАЕТ, каким Бог ДОЛЖЕН БЫТЬ, а, не находя предмета своего убеждения гордо всем возвещает, что без исключения ВСЕ, кто искали, ищут и будут искать в дальнейшем - глупые и неадекватные веруны, не сумевшие понять, что бог - это липа. Разумеется - бог воинствующих атеистов.
Вот почему воинсивующие атеисты - тоже 'верующие'. Точнее - фанатики без всякого ценного духовного содержимого.
"...А так как атеисты тоже верят, только в обратное, в отсутствие бога, а значит – и они тоже верующие. ..."
Конечно. Потому что у неверующего голова заполнена более важными делами, вместо того, чтобы отрицать собственные фантазии.
"...А неверующих людей, мол, и вовсе не существует. То, что этим своим выводом они сами опровергают традиционное определение слова «верующий», их мало волнует. ..."
Их и не должно волновать. Поскольку странная 'антивера' - проблема вовсе не теологов, а 'антиверцев'. Здесь суждение происходит не по самоименованию, а по факту их веры в неверие в выдуманного ими же бога. Ну что? Алкоголик тоже не считает себя пьяницей. А лишь человеком, умеющим весело отдыхать.
Нарушаем ли мы 'логику традиционного определения', считая больным и страдающим того, кому здорово и хорошо?
"...Однако нам необходимо отметить это, потому что, как мы выясним, тут они оказались правы: традиционное определение слова «верующий» не верно по своей сути..."
Как же так? Автор статьи в самом начале объявил теологов неадекватно мыслящими и даже не рекомендовал читать статью! А тут, оказывается, 'они оказались правы'. Но, быстро нашелся виновный - и это, конечно, вовсе не дурацкий подход автора статьи. Виновато оказалось 'определение слова верующий'! Что примечательно - 'неверное' не по употребленной семантике, но аж по самое своей сути...
"...На том основании, что все люди верующие, теисты считают атеизм «тоже религией», только со знаком минус, – лжерелигией. ..."
Поправка: не 'теисты считают', а обстоятельства предоставляют основания так считать. Никто из справедливых оппонентов не назовет любого неверующего 'тожеверующим' лишь на том основании, что он не утверждает существование того, в чем не имел личного достоверного опыта. И, якобы, свято верит в это. Ни в коем случае.
Такой человек может считаться 'верующим' пассивно - то есть обладать духовными качествами верующего, согласно собственного внутреннего предощущения о необходимости следования некоей гармонии, которую можно называть совестью, долгом или нравственностью - вариантов море. И потому так, опять же, что дело не в назывании - дело в качестве и результате. И если очень нравится - можете называть пассивно верующих 'горшком' или 'атеистом'. Только в печку не ставьте.
"...В своих рассуждениях, как и всегда, теисты к правде ловко примешивают изрядную долю лжи, чтобы получить желаемую сеть для плохомыслящих. ..."
Хорошо мыслящий автор статьи вновь занялся любимым делом: пустыми обвинениями, типа безосновательное обобщение - 'теисты', 'всегда', что есть известный демагогический прием приведения единичных случаев единичных личностей - как верующих, так и не верующих, к некоему общему и целиком искусственному образу 'лживого теиста'.
"...Ведь на первый взгляд их доводы кажутся логичными: атеисты не могут доказать отсутствие бога,..."
Как раз-таки здесь логика нарушается автором статьи самым жоским образом: отрицательные предложения не доказываются. Просто потому, что противоречат позитивной форме аргументации любого доказательства. Нельзя доказать отсутствие. Эта форма предложения противоречива.
"...но верят, что его нет;..."
Отнюдь не так. Они не просто не верят, а АКТИВНО не верят в то представление о боге, которое себе сформировали.
"...а раз верят, значит – верующие;..."
Конечно. Только мстящие тому, в кого поверили, своим неверием.
"...В чём же тут ошибка?..."
Ошибка главная в том, что людей, с одной стороны, все время дурачат и врут им, с другой - методично обрывают связь с природой - чем-то и кем-то большим, чем человек и даже все человечество.
Потерявший эти сокровенные нити человек сначала духовно дезориентирован, а после - духовно же слеп, попадаясь на уловки мошенников. Когда обман вскрывается, пострадавший начинает мстить. Но не системе обмана и не обманщикам, а тому неутоленному чувству желания связи, которое к этому обману привело. Так появляются воинствующие атеисты среди простых людей.
"...Надо понять раз и навсегда, что ошибка кроется в самих определениях слов «вера» и «верующий». Эти определения в словарях даются однобоко, в урезанном виде, словно над ними изрядно потрудились не учёные филологи, а какие-то теологи-компрачикосы. ..."
Теперь у нас, как выясняется, виноваты словари и филологи. :)
Я неполенился даже - открыл философский словарь (Фролов, 7-е изд.,с.89, ст. 'ВЕРА', за авторством А.Н.Голубева, Г.И.Рузавина) и нашшупал там статью 'ВЕРА'. Цитирую (хоть и изрядно лень):
'...состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности. ...'
Хочется спросить: ГДЕ ХОТЬ СЛОВО о теистическом понимании сути значения, о котором так горестно рассыпается автор статьи?
Более того, в самом конце указано, что религиозная вера - есть ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ проявления феномена, которая прямосоотносится с понятием 'Благодать' и даруется Богом. РЕЛИГИОЗНАЯ, а НЕ вообще - вера, как таковая.
Может автору статьи подарить на его День Рождения хорошую подборку словарей, чтобы он не больно мучился?
"...Зададимся вопросом: на каком основании эти два прекрасных слова практически монополизировали теисты?..."
Ха! Оболдеть можно. Теперь виноваты снова теисты. Автор статьи слепой, а виноваты в этом - теисты. Логично.
Можно идею развить: почему слово 'член', например, монополизировали медики? И долго рассуждать, член я или не член. Особенно с точки зрения словаря 'Нецензурных и общеупотребимых слов'.
Дальше - все та же глупая пластинка. Судите сами:
"...Ведь само понятие «верующий» по сути своей является более широким и многозначным, чем представлено в современных словарях. ..."
Просто бяяяя - как глупо.
Верующий в религиозном смысле равно 'имеющий Божественную Благодать'. И ВСЕ.
Неверующий - не имеющий.
А атеист - использующий собственную пустоту от Благодати как аргумент для ее отрицания.
Амба.
"...Утверждать в определении, что «верующие – это люди, признающие существование бога», как делают сегодня почти все словари,..."
Выше мы убедились, что это пустопорожняя поливальня. Словарь я не выбирал - взял первый попавшийся, чтобы лишний раз не отрывать свой зад от удобного кресла. Если бы 'почти все', то мне пора начать играть в лотерею.
... Проблема со значением слова «верующие» встаёт порой весьма ощутимо, как видно из многочисленных дискуссий на тему «является ли атеист верующим». Но вина в этом лежит не только на теистах, но и на атеистах, а главное – на учёных филологах, так как именно с «ненаучного» согласия последних слова «верующий» и «вера» практически прихватизировали теисты. ..."
Заржал.
Не, ну потрясающе!
Виноваты ВСЕ. Но более всех - филологи. (!)
Сестер милосердия сюда еще можно приплести. Во главе с Матерью Терезой, Жорж Санд и Махатмой Ганди. И устроить им прилюдную порку на плато Курукшетра. С занесением в личное дело за веской подписью Эрнста Мулдашева.
"...Поэтому, чтобы впредь не возникало бесплодных споров на эту тему, необходимо бороться с монополией на это прекрасное русское слово. Для людей, верующих в богов, уже давно придумано правильное ёмкое и точное слово с конкретным понятием – теист (на русский манер – богоист, или боговер)."
А-а! Бого...вер! Отжешь ты, подумай! Опять покатым лбом да в ту же поленницу... Как говорят в народе, 'недолго курица летала':)
Нет. Определенно невозможно писать серьезно, критикуя подобную, я извиняюсь, ерунду.
Чисто западная манера силового перехвата инициативы - прямо вот вышколено, до рефлекса дрессуры. 'Было ваше - станет наше!'. Детский сад какой-то.
А нифига, что, фактически, понятие религиозной веры уходит в общечеловеческие основы, суть которых обозначает буквально СЛУЖЕНИЮ ЭТИМ ОСНОВАМ. Не ИМЕНИЮ этих основ, а СЛУЖЕНИЮ. И если сей глубокомысленный 'падре' хочет заменить слово 'верующий' на 'теиста', то он предлагает, ни много - ни мало, а изменить СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ на констатацию факта некоего внешнего представления. То есть обескровить религию, лишить ее всяческого содержания. Поставив на место духовного ПОДВИГА веселенькие пляски под гитару.
Даже слово 'религия' соотносима с понятием 'вера' очень осторожно - более всего при обывательком разговоре. Ибо религия - это просто 'связь', некое единение, идеалистическая конструкция. Внешний признак. А вера - это признак внутреннего состояния, персональной идеи и отношения ОТ конкретной личности КО ВСЕМУ ОСТАЛЬНОМУ МИРУ.
Какой может быть тут, в попу, 'богоист'. Хочется сказать в ответ - от богоиста слышу.:)
На самом деле, в идее автора статьи нет ничего нового. Давным-давно установлена разница между понятиями 'веры' и 'доверия'. Доверие - чисто внешнее проявление некоторых характеристик веры, вполне подходит для отношений неверующего и мира. И у нормальных, уравновешенных атеистов с такой позицией никогда не возникало никаких проблем.
А учить народ его собственной речи, перекраивая как тебе угодно давно устоявшийся смысл - это, скажу прямо, есть полный и безоговорочный [......].
"...Ведь само понятие «верующий» по сути своей является более широким и многозначным, чем представлено в современных словарях. ..."
Любопытное замечание. Еще более широкое значение, чем словарное (языковое) дает лишь живая речь. А в русской живой речи это слово давно приняло устойчивый - то есть не связанный по значению с происхождением - хорошо известный всем вид.
Так что совсем не понятно, на какие такие источники ссылается автор статьи. Тем более, что в самом начале он пенял теистам 'нелогичность', в частности - отсутствие словарного употребления значений. А теперь сам, огромное место в своем словоизвержении предоставляет обсуждению и осуждению (!), какбэ, априорно достоверных источников.(?)
"...Принятое сегодня определение данного слова – это всего лишь гипоним от общего смысла, то есть выражает частную суть по отношению к более общему понятию слова. ..."
Так мы что ставим первоочередным: форму или содержание? Почему языковые отношения должны диктовать порядок отношениям смысловым? И с какой это стати автор статьи хочет загрести чужими руками часть этого узкого - терминологического - смысла, присоседив его к тому, что и рядом не валялось? Как-то хитрО он переходит из близости форм к общности содержания.
"...Само слово «верующий» многозначно. ..."
Как любое, в ранге определения - это многозначный символ. Но применительно конкретных качеств и обстоятельств - это категоричный знак. Так вышло, что его символическая роль не прижилась, а терминологическая - напротив, упрочнилась и закрепилась, подавив остальные значения.
Как можно получить из знаковой формы вновь символическую - никто, кроме автора статьи, не знает.
"...Утверждать в определении, что «верующие – это люди, признающие существование бога», как делают сегодня почти все словари, – так же неполно, как утверждать, что человек – это ушастое животное. Вроде бы верно: уши-то у человека есть. Но само понятие чрезвычайно неточно и однобоко, следовательно – ложно по своей сути!"
Слова и сочетания слов с редуцированной этимологией и узким значением (специальным) не могут быть 'истинными' или 'ложными'. Опять-таки, имеем дело с махровой подменой, в попытке применить логику там, где она неприменима.
Александр, например, вовсе не обязательно будет 'защищать людей', а человек по фамилии Лаптев - носить лапти (причем, не снимая).
"...Есть определённая разница между словами «верить» и «веровать». Путать их значения нельзя, хотя они настолько слиты, что почти неотделимы. ..."
Мы не будем 'погружаться в себя', как это делает автор статьи, откуда-то из глубин подсознания извлекая 'интуитивно понятные' различия.
Кстати странно, что апеллирующий к фактологии и объективности, Арк все более доверяет своим чувствам, ассоциациям и глубинным желаниям.:)
Итак, мы проведем небольшое исследование проблемы этимологического толка - раз автору статьи так неймется. Чтобы не 'пердеть в трубу' - как говорят у нас в деревне.
(здесь и далее использован 'Большой этимологический словарь русского языка' под ред. Г. Багриновского, 2020 г., в скобках приведены номера страниц статей)
Атеизм - от фр. 'atheisme' из фр. atheé - 'безбожие', 'безбожник' - впервые термин употреблен в 1555 году в работе F. de Billon - "Le Fort inexpugnable de l'honneur du Sexe Feminin" (Ф. де Бийон - 'Неприступная крепость чести женского пола').
Атеист - в смысле, от греч. 'а-теос', то есть 'отвергающий богов', 'безбожник' или также 'отвергнутый богами' - предложил теолог и писатель Климент Александрийский (ок.150 - ок. 250) в своем труде 'Stromata'. [128-129]
Вера - прасл. vera от и.-евр. *uera- 'доверие', *uer- 'верный', 'благосклонный'.
родств. в т.ч. гот. werei - 'честность', др. ирл. fir - 'правда', 'истина'. [208]
Религия - этимологически неверно от re-'пере' ligare-'связывать', вариант восходит к христианскому писателю Лактанцию (240-320).
верно: re- 'пере' ligere-'собирать', 'признавать' - то есть, букв.: вновь начинать сделанный выбор, пересматривать решение'.
[783]
Интересно также, что греческое слово 'вера' соотносится по значению с латинским gratus - 'милый, приятный', а вместе - с и-евр. значением 'жертва' - *guera *gura - превозносить, восхвалять.
[358 - "ЖЕРТВА"].
Что из всего этого можно найти:
Во-первых то, что 'атеизм' - понятие сравнительно молодое (нач. второй половины XVI века) и весьма специальное - то есть узкое. Что там за права неприступной женской крепости отстаивал в своей работе де Бийон для меня осталось не выясненным, но смею предположить, что ниточка тянется к феминистическим настроениям, несколькими веками позже давшим начало оккультному движению Вики в США. Могу ошибаться, да. Но не суть.
Понятие 'атеист' куда веселее. Во-первых, его предложил так ненавистный Арку по роду деятельности теолог (!). То есть, фактически, это не теисты украли у человечества понятие 'вера', а безбожники хапнули себе вполне теистический термин! Правда веселая карусель?
Во-вторых, термин (а это термин, согласно работы) атеист должно понимать не как 'свободомыслящий и идейно независимый' - как бы хотелось это преподать Арку. Но как тот, кто 'отвергает богов и отвергнут ими'. Таких в кельтском мире, например, называли 'отлученными от ритуала' и считали лишенными всякого права - законного и морального.
То есть это, буквально, 'отбросы общества', согласно такому подходу.
Вера - как я и писал выше, прямо восходит до значений, с одной стороны, направленных на честность - то есть отречение собственных меркантильных выгод, а с другой имеет прямое отношение к понятию жертвы и собственно священного культа.
А вот слово 'религия' любопытно своей формальностью, предполагая не более чем презумптивность мнения. Интересная параллель с идеей научной презумпции, кстати заметить! Так что атеисты, в этом смысле, скорее и более религиозные деятели, чем верующие. Они ведь за науку всеми конечностями.:)