Определим сознание не через его содержание (что, строго говоря, невозможно), а через его функцию: сознание — это то, что синтезирует три составляющих в одно целостное переживание:
1) феноменальный объект восприятия
2) феноменальный орган восприятия
3) контекст восприятия (фон)
Здесь важны все три составляющих: объект восприятия высвобождает соответствующее действие, контекст и орган восприятия координируют пространственную ориентацию. Контекст — это окружающая среда, данная в восприятии, которую Якоб фон Икскюль называл умвельтом, а Джеймс Гибсон — объемлющим строем, структурой, формирующей восприятие животных. Контекст бесполезен без объектов, как и объекты без контекста, а без обратной связи, обеспечиваемой органом восприятия (например, проприоцепцией), животное не сможет реагировать на изменения среды. Поэтому Гибсон утверждал, что животное "слито" со средой: "здесь" неотделимо от "там" и взаимоопределяется с ним. Причем разные чувственные модальности могут интегрироваться за счёт временной и пространственной координации: например, лягушки реагируют на сочетание движущейся тени и вибраций почвы — если присутствует только один из сигналов, реакция не возникает.
Таким образом, сознание — это не "отражение мира в голове", а активная связка между организмом и средой.
Идея сознания как синтетической способности не нова — её высказывал, например, Кант. Однако у Канта синтез — это функция трансцендентального субъекта, который априорно упорядочивает данные ощущений с помощью заранее данных категорий. В моем подходе синтез не опирается на заранее данные формы, а возникает в процессе взаимодействия организма и среды. Это не конструкция мышления, а процесс, происходящий на уровне восприятия и телесной чувствительности. Мой взгляд ближе к позиции Мерло-Понти, который понимал сознание как переживание связности тела, среды и движения, а не как внутреннее представительство и репрезентацию.
Среди ученых такие нейробиологи как Сперри, Баарс, Дамасио, определяли сознание как интегрированное поле восприятия и когнитивной активности.
Исходя из такого рабочего определения, можно заключить: если у живого существа есть хотя бы один орган восприятия — уже есть сознание. Это расширяет круг сознательных существ, включая не только животных без мозга (например, медуз), но и существ вовсе без нервной системы. Показательный случай — слизевики (миксомицеты): одноклеточные организмы, не имеющие ни мозга, ни нейронов. Однако они способны запоминать, избегать раздражителей, выбирать кратчайший путь в лабиринте.
Какова же тогда роль мозга в этом процессе? Очевидно, мозг не порождает синтезирующую функцию сознания, поскольку она уже существует у существ без мозга. Мозг лишь усложняет и детализирует этот синтез, а у человека делает возможной рефлексию — осознание не только объекта, контекста и органа восприятия, но и самого акта их объединения в целостное переживание.
Комментарии
Другой вариант идеи "сознания вне мозга" (с позиции берклианства). http://philosophystorm.ru/article/ivanov-em-mozg-i-soznanie-v-kontekste-subektivnogo-idealizma
Другой вариант идеи "сознания вне мозга" (с позиции берклианства). http://philosophystorm.ru/article/ivanov-em-mozg-i-soznanie-v-kontekste-subektivnogo-idealizma Сознание вне мозга- что это? Это неумение мыслить самое себя. Где прячется сознание в самое себе человека? Оно не прячется, а льется там и столько, сколько необходимо для самое себе движения? Верно. Сознание присутствует и в самое себе мозга? Не так, самое себе сознание- это мера того, что имеет свое самое себе в самое себе движении. Самое себе мозга нуждается в ссамое себе движении? Нуждается по мере того, какое это движение. Активное или неактивное? Верно период дыижения самое себя по линии повторения требует много силы энергии для движения. Но где и как оно хранится в самое себе человека? В каждой его самое себе клетке пребывает его столько, чтобы удовлетворить возможности ее существования? Верно, в клетках мозга тоже есть сознание? Не само сознание, в самое себе сила энергии, необходимая самое себе мозгу. Не мозг, а самое себе ( идеальное) нуждается в самое себе идеальном. Верно. С уважением
Евгений, спасибо за интересную статью! Ниже мой комментарий и вопросы.
Почему только два подхода? Есть еще физикализм, панпсихизм и др. Мой собственный подход можно назвать "перцептуализм").
Позиция Беркли - солипсизм в строгом смысле. Если и есть другие люди со своим сознанием, то они совершенно недоступны моему сознанию. То, что Вы описываете , ближе к монадологии Лейбница, где хотя существо и является замкнутой монадой, в ней все же отражаются другие монады через принцип универсальной гармонии. Кстати, Лейбниц полагал, что каждое тело состоит из бесконечно малых живых существ, каждое из которых — тоже монада. Сегодня мы могли бы сравнить это с клетками или микроорганизмами, хотя сам он таких терминов не знал.
Выходит, что мир и его причинно-следственные связи — это иллюзия, создаваемая сознанием. Это как фильм, который мы смотрим: нет сознания — нет и фильма. Если я не смотрю на дерево — его попросту нет. Так же, как нет ненаблюдаемой Вселенной и всей её истории. Существует только та сцена, которую в данный момент конструирует сознание — и эта сцена по каким-то причинам подчиняется условию каузальной связности.
Но при этом не совсем понятно, зачем в этом "фильме" появляется мозг — ведь он тоже всего лишь элемент сцены, идея в сознании. Нет идеи о мозге — нет и мозга. Как говорил Беркли, "быть - значит быть воспринимаемым".
Другая аналогия - сценарий, которого мы придерживаемся, пока идет спектакль. Все ограничения - это условности сценария, а не реальные факты. Все - игра, даже когда актер падает от выстрела бутафорского пистолета.
Интересно, а зачем это нужно самому сознанию? Зачем оно создаёт для себя эти иллюзорные причинно-следственные рамки? Почему оно выбирает играть по жесткому сценарию, вместо того чтобы свободно импровизировать?
Там есть вспышки мозговой активности, но эти вспышки действительно кратковременны (обычно в течение 30 секунд) и не объясняют все продолжительные и структурированные околосмертные переживания, о которых сообщают люди.
Если каузальные законы могут быть поняты как априорная структура сознания, синтезирующая опыт, то нейронные корреляты, как физические объекты, существуют только в тот момент, когда они восприняты. Таким образом, если на них никто не смотрит, то, согласно логике Беркли, их просто нет. Либо нужно ввести понятие Бога (как это и делал Беркли), который будет наблюдать все эти вещи, когда на них никто не смотрит.
Здесь есть некое противоречие. Чем сон или воображение отличается от действительности, если и то и другое произведено сознанием? Вы вводите критерии физического поведения, физических событий, объективной информации, но ведь согласно Вашему подходу все это произведено сознанием. Любая информация, любые события существуют только как представленные в сознании.
Сознательный фон влияет на поведение.
Квантовые законы ведь тоже иллюзия сознания? Похоже, это сознание принадлежит Шредингеру). И, как Вы правильно заметили, здесь строгий детерменизм не действует. Почему, глядя сквозь иллюзорный микроскоп на иллюзорные микрообъекты, сознание придумывает для них другие, некаузальные законы?
Мозг в рамках данной модели необходим только потому, что сознание берет на себя функцию управления конкретным телом. Если бы не было мозга, то разумные движения тела не имели бы причинного объяснения. т.е. нарушилась бы каузальная замкнутость воспринимаемого мира (физические события вызываются физическими же событиями). Если задача управления телом снимается, то и мозг, и тело - не нужны, что мы и имеем в случае внетелесного опыта, в частности, в ситуации клинической смерти, когда мозг отключен (по большей части), а сознание (восприятие, мышление)присутствует и, более того, может проявлять способности, отсутствующие в обычном состоянии (например, способность видеть у слепых от рождения). Остаточная активность мозга в этом состоянии вероятно необходимо для того, чтобы записать полученную информацию вне тела на физический носитель - опять-таки для того, чтобы не нарушился принцип каузальной замкнутости.
Объекты в сознании могут существовать не только в чувственной, но и в умопостигаемой форме, в форме смысла. Смысл же есть отнесение осмысляемого к контексту, который также имеет смысл и т.д. Т.е. смысл рождается из соотнесения осмысляемого с некой суммой встроенных друг в друга контекстов, что в итоге дает интегральную смысловую картину мира, которая как фон постоянно прибывает в сознании. Этот аспект сознания Беркли не учел, хотя об этом писал еще Плотин (в каждом эйдосе Мирового ума целокупно прибывает весь этот Ум). С этой точки зрения невоспринимаемое чувственно тем не менее прибывает в сознании сверхчувственно в составе смыслообразующего фона. Но что касается именно чувственного мира, то действительно - то, что не воспринято не существует как некая определенность. На это прямо указывает квантовая механика - то, что никем не воспринято с т.з. квантовой теории не обладает какой-либо определенностью, существует лишь как набор потенций и лишь акт наблюдения переводит эти потенции в акт. Это можно интерпретировать и так: сознание экономит "вычислительные ресурсы" и не генерирует заранее те части мира, которые еще никем не были восприняты. В акте восприятия некоторые потенции случайно или не случайно переходят в акт, а результат где-то фиксируется интерсубъективным образом для того, чтобы не допустить несогласованности картин мира различных сознаний и обеспечить согласованность последовательных восприятий каждого субъекта. (более подробно см. мою статью "Квантовая онтология").
Что касается солипсизма, то он может быть преодолен с позиций платонизма - сознания это не замкнутые монады, они разомкнуты на уровне мышления, укоренены в надындивидуальной Умопостигаемой реальности (Мире идей Платона, Уме Плотина). Это позволяет, в частности, обосновать всеобщий, необходимый и общезначимый характер математических истин.
Квантовая онтология http://philosophystorm.ru/article/ivanov-evgenii-kvantovaya-ontologiya
да ладно, гильбертова логика всё описывает, кубитами.
другие языки - теория поля, группы ли. даже классическая физика справляется.
просто те, кто обычно рассуждают о квантовой механике плохо понимают предмет. повторяют как мантру: суперпозиция, спутанность, коллапс волновой функции.
всё это не превосходит аристотелеву логику.
что конкретно Вы описать не можете?
излучение хоккинга? это просто время, точнее темпоральный градиент эйнштейна между уровнями поля (систем отсчёта). он кажется нам временем.
волновая функция - как бы это проще сказать, дробноразмерное пространство-время, точнее компонента времени дробноразмерна
дробноразмерность мы не воспринимаем, пример - магнитные поля, но когда они складываются в целую размерность - регистрируем силу, вот. что такое суперпозиция
дробноразмерность можно представить комплексностью
квантовая онтология это квантовый регистр 000 001 010 011 100 101 110 111 и какие угодно сочетания его элементов,
логический оператор - 4 таких элемента, всех операторов 343=7*7*7
сущее = вещь в себе = квантовый конденсат, в физике всё на месте.
что в саратове такого, что квантовая механика интересует, вы наверное уже третий из этого университета, кто заводит разговор об этом. или это вы и были?
если есть предметные вопросы - задавайте
только не о сознании вне тела, квантовая механика - раздел физики, а не мистики. для мистики другой язык требуется. и он есть. в тибете. но это всё то-же гильбертово пространство.
Евгений Иванов, 11 Май, 2025
Если сознание берет на себя функцию управления конкретным телом, то мозг остается за пределами управления конкретным телом.
С каких пор мозг обзавелся собственным скелетом, мышцами и разного рода рецепторами системы восприятия, если "(физические события вызываются физическими же событиями)". Впрочем вера в думающий мозг тождественна вере в творца всего сущего.
Если человек от рождения слепой, то как он видит? Никогда не задумывались, чем мы видим. Глазами мы созерцаем.
Объекты могут осознаваться, но в сознании существовать не могут, поскольку могут лишь осознаваться. Сознания не существует. Есть способность человека осознавать.
В форме смысла это как ? Слово мы слышим , образ мы видим ( внешний или внутренний ) ощущение мы ощущаем , чувство ( эмоцию ) мы переживаем . А со смыслом ( как он есть сам по себе ) мы что делаем ? Просто говорим слова что он есть , не фиксируя его никак в сознании ? ( ещё один суслик ? )
Дальше Канта никто в понимании мышления так и не продвинулся . Наоборот , откатились назад , запутавшись в умностях и словесных комбинациях . У него даже понятие это ( смысл ) отсутствует в предметном указателе...
///А со смыслом ( как он есть сам по себе ) мы что делаем ?///
Если что-то говорим мы, то мы его вкладываем, а если говорят нам, то мы его извлекаем.
Взять в периметру те же метафоры, когда говорится одно, а подразумевается что-то несколько иное. А пословицы с поговорками? А загадки? Каким образом происходит отгадывание?
В каком месте и как происходит преобразование формы с одним содержанием в другое содержание или в другую форму?
Не ваши слова: ///А со смыслом ( как он есть сам по себе ) мы что делаем ?//
Как он есть сам по себе, то есть , его и нет вовсе, а с тем, чего нет вовсе, можно ли что- то делать?!
Самое себе смысл- это слово с мыслью? Верно, но лучше так сказать: самое себе смысл- это отпечаток твоего Я в своем самое себе. Верно. Другими словами, смысл в каждое слово вносит наше Я? Верно, только его самое себе мышление способно заниматься этим.
Как мы извлекаем смысл сказанного чьим- то Я? Наше Я преобразует его в свое самое себе слово и выдает наружу? Верно, но только не наружу, а в самое себе слово. То есть, не в само слово, а в его самое себе? Верно. С уважением.
Не понимаю. Простите.
До кучи - где находится мышление и что есть мышление? в порядке бреда
2 недели назад.
И я бы говорил не о сознании - это достаточно узкое явление.
Так у Вас очень схожая мысль и почти теми же словами:
Здесь у нас различие в терминах. Для меня мышление - это в первую очередь рефлексия по поводу воспринятого. То есть мышление следует за восприятием и как бы опирается на него. Мышление как раз-таки отделяет себя от непосредственного восприятия, создает свое собственное ментальное измерение. Мы, в отличие от животных, сначала планируем - а потом действуем. В этом контексте интересно рассмотреть подход некоторых восточных единоборств, которые учат "не думать" во время боя.
egor, 11 Май, 2025 - 14:14, ссылка
В нормальной науке вместо всяких Логоса, Духа, Идеального используется термин психика для всех нематериальных явлений в живом.
Как полный синоним "психике" я применяю наиболее близкое русское слово "мышление". То, о чем Вы пишете здесь - это часть психики (часть мышления), интеллект. Т.е. рассудок и (у людей) разум. Плюс на периферии интуиция. И основывающихся на памяти.
В прошлом веке был такой физиолог движения Н.А. Бернштейн. В т.ч. он использовал метод фиксации микродвижений. В т.ч. самых простых - провести короткую прямую линию или т.п. И обнаружилось, что любое действие содержит небольшое, но рысканье - с отклонением и возвращением к нужной траектории. Бессознательную, незаметную для действующего, но соответствующую задаче (плану) коррекцию.
Опытный боец уже наработал множество разнообразных приемов (быстроприменимых планов) и уже знает что и как действует. Учитель не посоветует новичку, неумелому не думать.
А ребенок вместо прямой линии, скорее, начертит кривоватую.
То, что Вы тут назвали сознанием - я для себя обозвал психическим аспектом деятельности (ПАД) - то, что шире сознания - ибо сознание обычно определяют как-то вокруг "пятна внимания"...
Далее - umwelt - МойМир для существ, обладающих ПАД. Все же это внутренняя карта среды деятельности, включающей внешний мир. И именно важность МойМира делают важным тело при социализации детёнышей, наращивании их когнитивной мощи до взрослого организма.
Возможен ли ПАД без памяти? - при лишь одном восприятии? Пока я бы ответил на этот вопрос отрицательно... Где тогда МойМир / umwelt в такой психической системе?
Возможен ли ПАД на распределенной системе организмов? - тут можно ткнуть пальцем в пчел, например, или - муравьев... Человеческие социальные организмы принято выносить за пределы психики, но системно похоже на подобное. И даже аналог "пятна внимания" просматривается - обсуждаемое в СМИ / элитах - чем не оно?
Так что, ПАД человека - требует и восприятия, и памяти, при общении наверное возможен и вне мозга. Сознание же - как что-то вокруг именно что "пятна внимания" - все же не видно, чтобы без каких-то психических "концентраторов" - сообществе насекомых, человеческом социуме, или, как в некоторых моделях, - над множеством нейронных узлов мозга и тела (мульти-агентная среда)...
Ваши слова:
То, что Вы тут назвали сознанием - я для себя обозвал психическим аспектом деятельности (ПАД) - то, что шире сознания - ибо сознание обычно определяют как-то вокруг "пятна внимания"...Так ли это? Совсем не так, потому что без самое себе сознания нет и не может быть самое себе психики по причине того, что психика- это и есть сознание в действии.
Далее - umwelt - МойМир для существ, обладающих ПАД. Все же это внутренняя карта среды деятельности, включающей внешний мир. И именно важность МойМира делают важным тело при социализации детёнышей, наращивании их когнитивной мощи до взрослого организма.
Не так, потому что все живое родится только в своем самое себе времени существования. Другое, любое, самое себе- это просто блокировка того, что лезет не в свое. Ваше самое себе заблокировано для прохода моего самое себе, но наружу вы выдаете сейчас то свое, что еще не созрело и чему еще нет законного места быть в теории философии. С уважением.
Ваши слова:
Возможен ли ПАД без памяти? - при лишь одном восприятии? Пока я бы ответил на этот вопрос отрицательно... Где тогда МойМир / umwelt в такой психической системе? Есть ли память у психики или сознания? Все есть только там, что мыслит. Самое себе психика мыслит? Мыслит своими реакциями на внешний и свой внутренний мир. Сознание мыслит? Нет у сознания того, что мыслило бы, но есть у него то, что задает тон всему мыслещему- это его самое себе движение, которым сознание распоряжается? Не распоряжается, а питает самое себе движение силой энергии для него.
Возможен ли ПАД на распределенной системе организмов? - тут можно ткнуть пальцем в пчел, например, или - муравьев... Человеческие социальные организмы принято выносить за пределы психики, но системно похоже на подобное. И даже аналог "пятна внимания" просматривается - обсуждаемое в СМИ / элитах - чем не оно? Все живое , что в самое себе, обладает психикой. И неодушевленное- тоже? Нет, у моркови и репы нет самое себе психики.
Так что, ПАД человека - требует и восприятия, и памяти, при общении наверное возможен и вне мозга. Сознание же - как что-то вокруг именно что "пятна внимания" - все же не видно, чтобы без каких-то психических "концентраторов" - сообществе насекомых, человеческом социуме, или, как в некоторых моделях, - над множеством нейронных узлов мозга и тела (мульти-агентная среда)...
Самое себе психика есть вне самое себе мозга? Все есть вне самое себе, если оно есть самое себе иллюзорное.
Самое себе мозга обладает самое себе психикой? Нет, самое себе мозга недоступно самое себе психике и наоборот. Но самое себе мозга есть живое значит и психикой и сознанием обладает?
Не так, самое себе мозга есть живое, но реакцией на другое живое не обладает, потому что самое себе реакцию имеет то живое, что находится непосредственно в самое себе движении?
Не так, то живое, что может мыслить, а самое себе мозг- это не материя, а самое себе материальное, как самое себе ухо, губы и так далее.
Но самое себе мозга мыслит нервами? Верно, мыслит нервами, но самое себе нервы- это тоже не материя, а самое себе материальное, то есть немыслящее? Верно.
Это есть самое себе истина, которую следует сначала понять, а потом и применять в его самое себе. Как применять? Не давать ходу тому проекту, что выдает желаемое за действительное: самое себе мозгу не свойственен процесс мыслеобразования. Понятно . С уважением.
Вы имеете ввиду то, что я назвал объектом чувств? То, что выделено вниманием из общего фона?
Дело в том, что объект не может существовать без фона, а фон — это уже структура, формирующаяся во времени и с участием памяти. Даже у одноклеточных есть способность различать выгодное и опасное, учиться обходить препятствия, а слизевики, например, могут "запоминать" лабиринты. Это уже форма элементарной топологии.
У Гегеля есть такая идея — гипостазировать общность (например, нацию, общество, государство). Это вытекает из его представления об объективном духе. Но для меня "социальный организм" — это скорее языковая условность, а не нечто, обладающее собственным сознанием.
Трудно искать кошку в темной комнате, особенно когда ее там нет.
Мозг и нейроны - это аристотелевские сущности, существующие в физическом пространстве. Сознание - это мнимое пространство, в котором существуют мысли, ощущения и прочие аристотелевские сущности, но только мнимые, а не физические. Попробуйте найти различие между мозгом (с нейронами) и сознанием с одной попытки. Даже если и не нашли, продолжу. Тело, мозг и пр. - это объекты (сущности) трехмерного физического пространства, а сознание - это двумерное пространство-"зеркало" (бесконечно тонкое, но протяженное в двух степенях свободы пространство) с мнимыми объектами. Какая может быть связь между объектом (сущностью) физического пространства и, непосредственно, с самим мнимым пространством (зеркалом)? Не говоря о пассивности или активности.
Чтобы было еще более понятно, снабдите обычное кухонное зеркало обратной связью с источниками картинок в нем (заставьте картинки жить своей жизнью в зеркале).
Только не перепутайте сами физические табуреты с источниками картинок о табуретах (если что, то вспомните конечный пункт прихода света от табуретов, своей "смертью" индуцирующих рецепторные сигналы о табурете). Если и после этого не поняли, о чем я говорю, то разжую прямолинейно: сигналы от табуретов - это "внешний мир", а сигналы рецепторов - это "внутренний мир", сам же переход между "мирами" осуществляется методом индукции, то есть качественным скачком. Не мозг, а именно рецепторная данность (рецепторные сигналы) формирует мнимое пространство, или сознание. Билецки, исследователь медуз, на основании своих исследований заявил: «Это подтверждает предположение о том, что очень немногие, а, может быть, даже всего одна нервная клетка, способны к обучению». Вот вам и обратная связь внутри "внутреннего мира". Индукция - это не отражение. Связка? Получается, что таки да. Только язык не поворачивается сказать о связке организма с внешним миром. Скорее всего, это связка мнимого с действительным, или потенциала с реализуемым.
По-моему, это картезианский дуализм.
А в чём принципиальное отличие рецепторов от табуреток, если и те и другие — физические объекты? Или Вы имеете ввиду, что у нервных клеток есть своя психика?
Да, я ведь тоже приводил пример с слизевиком. Он показывает, что у слизевика может быть психика (хотя более ранние эксперименты с амебами тоже очень интересны).
У Вас все-таки дуалистическое причинно-следственное описание: речь идет о репрезентации внешнего мира во внутреннем (в сознании). У Вас сознание - это реакция на внешний мир. Я же говорю о сознании как об инстанции, связывающей организм и среду в единое переживание. Среда не является всецело внешней, а организм не является всецело внутренним - они нераздельны, отражаются друг в друге. Проприоцептивное ощущение и действие возникают одновременно с восприятием среды и изменяются вместе с ней, а не следуют за восприятием как его следствие. Я не сначала воспринимаю среду, а потом подстраиваю под неё тело — восприятие, ощущение и движение изначально суть одно, и именно сознание все это связывает воедино.
Видимо, нужно начать еще раз с самого начала.
Рассмотрим сжатую пружину. Кроме этой пружины, нет ничего другого. Сжатая пружина означает максимум потенциальной энергии и отсутствие кинетической энергии. Разжимаем пружину - процесс ее колебания начинается. Потенциальная энергия уменьшается, но появляется кинетическая энергия, которая начинает увеличиваться. Наступает момент равновесия, когда потенциальная энергия равна кинетической. После этого наступает момент, когда потенциальная энергия равна нулю, а кинетическая энергия достигает своего максимума. Прошла половина цикла. После этого кинетическая энергия начинает уменьшаться, а потенциальная - возрастать. Явная асимметричность полупериодов. Цикл завершается, когда пружина достигает начального состояния - максимальная потенциальная энергия и нулевая кинетическая (состояние сжатой пружины). Этот процесс легко себе представить в виде синусоиды. А еще помнить, что можно рассматривать процесс колебания из любого начала.
Теперь идем дальше.
Представьте себе Иисуса Христа, которому в руку забивают гвоздь. Здесь гвоздь - это объект внешнего мира. Представьте себе этот процесс в самых жутких подробностях: плоть, кровь, гвоздь... Оказывается, настоящий металлический гвоздь вовсе не нужен, чтобы запустить "пружину", в которой будут только рецепторы, рецепторные сигналы, сознание и мысленный образ гвоздя.
Стигма́ты (греч. στίγματος — «знаки, метки, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле отдельных католических подвижников — под влиянием религиозной экзальтации — на тех участках тела, на которых предположительно располагались раны Христа, полученные им при распятии на кресте.
Вот теперь проведите подробную аналогию между потенциальной и кинетической энергией верхней части комментария с процессами, происходящими в системах "рецепторы - рецепторные сигналы" и "сознание - мысленный образ гвоздя в сознании". Как видите, в этих системах нет внешнего мира. Все происходит внутри данных систем. Я не буду проводить подробную аналогию данного процесса. Не буду сравнивать асимметричности первого полупериода цикла со вторым полупериодом. Предоставлю это вам. Просто в этой аналогии нет ни внешнего мира, ни тела, а есть только рецепторы, рецепторные сигналы, сознание и мысленные образы в нем. А еще вспомните электротехнику, комплексные числа в уравнениях, отставание напряжения от тока, поле с его скоростью света и суть тока, как движения заряженных частиц со скоростью, много меньшей скорости света. Вспомните также, что не обязательно представлять себе гвоздь или что-то другое внешнее для активации рецепторов. Достаточно вспомнить просто чувство боли, радости и т.д.....Свяжите все это - и будет вам счастье от познания основ сознания и его роли в мире.
Зато в этих "системах" есть нечто, чего у животных, похоже, нет — ментальное измерение. Именно в нём возможно не просто восприятие, а умственная репрезентация и внутреннее моделирование ситуации.
Сознание - это мнимое пространство, в котором, как в зеркале, индуцированно отражается мир:
У человека, в отличие от других живых существ, благодаря научению в социуме, формируются многие формы обратных связей между мнимыми объектами в мнимом пространстве. Образно говоря, картинки в зеркале не только являются результатом индукционного отражения мира, но еще и обладают возможностью "жить своей жизнью". Это и отличает человека от других живых существ: если у других существ сознание, как вы пишете, связывает их с внешним миром, то у человека сознание, кроме такой связки, является миром творческой жизни.
Когда человек начинает творчески мыслить, мнимое пространство начинает расширяться и становится трехмерным, в отличие от жизни в бесконечно тонком моменте "сейчас" с шириной dt, где реализуется парменидовское тождество бытия и мышления. Поэтому в состоянии солипсизма времени нет.
egor, 9 Май, 2025
Да, невозможно описать то, что описать не возможно. Может дело в беспредметности описываемого?
Феноменальный объект и феноменальный орган - нечто не определенное, то есть беспредметное. Из не определенных составных частей и получается беспредметное сознание. Но здесь интересен контекст (фон). И у феноменального объекта и у феноменального органа фоном выступает предметность. Госпожа логика подсказывает, что феноменальный объект и феноменальный орган предметны, следовательно предметен и феноменальный объект. Если объект предметен, то почему тогда он феноменален?
Смелее в выводах - человек не думает мозгом, поскольку, "мир не отражается в голове". Интересный вопрос напрашивается - с какого феномена мы считаем, что мир, пусть и не в голове, но у нас отражается?
То, что представлено как отражение, в том виде, в каком оно представлено, не существует, поскольку: Если нам не врут английские ученые, то мы (и не только) имеем дело с полями, как их там - магнитными или электрическими.
Противоречие?
Потому что он дан сознанию.
Объект, орган и фон — это не части сознания, а то, что сознание связывает между собой. Это скорее похоже на форму у Аристотеля: форма организует материю, но сама материя не является частью формы.
Если Вы говорите об отражении "внешнего физического мира", то я не исхожу из такой концепции. Если нечто действительно внешнее, оно по самому качеству своей "внешности" не может быть доступно сознанию. Всё осознаваемое — уже в сознании.
egor, 11 Май, 2025
Не. Взаимоисключение двух неопределенностей. М, да, как неопределенности взаимно исключаются, так и противоречат друг дружке. В общем и то и то - не реаль в париже.
Ничего нового. У Вас сознание субъектно. Вполне самодостаточное сознание и связывает между собой "Объект, орган и фон". Человек, так себя, примазывается при необходимости к сознанию вместе с Аристотелем. У последнего, как выяснилось, форма организует материю, где сама материя без формы, словно кошка из мультика гуляет сама по себе.
Об отражении пишите Вы, при этом Вы же пишите, - "нечто действительно внешнее, оно по самому качеству своей "внешности" не может быть доступно сознанию". И далее - "Всё осознаваемое — уже в сознании". Я У Вас и спрашиваю, а где тута отображение неизвестно чего, что недоступно отображению, пардон, сознанию. При этом у Вас:
Ничего не понял).
С чего Вы это взяли? Где я хоть раз употребил слово "субъект"? Субъект возникает только на уровне рефлексии.
Ничего подобного).
Я писал только о взаимном отражении среды и организма, чтобы акцентировать их синхронность.
egor, 11 Май, 2025
Я про Ваш "Феноменальный объект и феноменальный орган". И Объект и орган феноменальны потому, что непонятно что это такое - нет определений. Видимо потому Вы их обряжаете в феномены. Получается что неопределенность вы пытаетесь объяснить через неопределенность.
Если объект предметен, то почему Вы не определяете его через предметность, как данный в предметности, а преподносите в качестве какого то феномена?
Не понятно что у Вас дано сознанию? -
Слово Субъект Вы не употребляли, просто Вы о сознании пишите вне зависимости от человека, будто оно существует само по себе. Сознание у Вас выступает в качестве субъекта, вне связи с человеком и каким то непонятным способом, как то синтезирует в целостное переживание 1) феноменальный объект восприятия 2) феноменальный орган восприятия 3) контекст восприятия (фон).
Таким образом неопределяемое сознание, не через определение а через функцию синтезирует в целостное переживание 1) феноменальный объект восприятия 2) феноменальный орган восприятия 3) контекст восприятия (фон).
Спрашивается, если у Вас сознание не определяемо, то через какую функцию что то синтезируется да еще в целостное переживания. Кто или что целостно переживает? У Вас выходит что сознание через функцию целостно переживает. Вы, как человек здесь не при делах. Сознание у Вас субъектно.
Вы хотите сказать, что Вам непонятно, что такое объект и орган восприятия?
Мне не совсем ясно, что значит "объект предметен". Разве это не тавтология?
Все то, что Вы воспринимаете и осознаете: видите, слышите, мыслите.
Но разве это человек связывает эти элементы восприятия?
Все верно, субъекта здесь нет. Переживание не привязывается к какому-либо субъекту. Человек — это не субъект переживания или мышления, а "место", где оно происходит.
egor, 11 Май, 2025
Я пытаюсь понять то, что Вы имеете ввиду, когда пишите об объекте органе восприятия, сознании, феноменах.
Есть разница между тем, что Вы пишите и тем, что пытаетесь выразить. Вы пишите, что сознание не поддается определению, при этом пытаетесь это сознание определить. Вместо определения подкидываете какой то синтез целостного переживания или уже мышления. Человек у Вас не осознает и не мыслит, а является лишь "местом" в котором сознание сознает а мысля мыслит, ну и, наверное, переживалка переживает.
Бессознательное никак не поддается осознанию? Это потому, что Вы являетесь всего лишь "местом" для бессознательного.
egor, 9 Май, 2025 - 18:15
Пост посвящен идее, что феномен сознания невозможно объяснить только из факта существования мозга. Можно было бы порадоваться такому подходу, который должен расширить представления читателя о том, что представляет собой сознание. Но, к сожалению, предоставленная доказательная база страдает существенной неполнотой.
Автор поста понимает сознание как функцию, которая «синтезирует… (восприятие)… в одно целостное переживание». Он не проводит четкую грань между восприятием и сознанием и частенько редуцирует сознание к восприятию. Например, он пишет:
«лягушки реагируют на сочетание движущейся тени и вибраций почвы — если присутствует только один из сигналов, реакция не возникает». Однако это обоснование являет собой эмпирическую концепцию синтеза восприятия из ощущений, а вовсе не сознания.
Он сочувственно воспроизводит точку зрения нейробиологов Сперри, Баарс, Дамасио о сознании «как интегрированном поле восприятия и когнитивной активности». Но о роли «когнитивной активности» скромно умалчивает. Но, напротив, акцентирует мысль, что «если у живого существа есть хотя бы один орган восприятия — уже есть сознание».
Несмотря на то, что egor, отмечает, что сознание «возникает в процессе взаимодействия организма и среды», то есть представляет собой адаптацию живого организма к среде, он видит в опытном возникновении сознания только то, что сознание - это синтезирующая функция, которую «мозг не порождает».
Ну, заметка, конечно, представляет собой интерес, но претендовать на какую-то законченность мысли , она вряд ли может.
Приятно, что Вы отозвались, Станислав. Я с интересом читаю Ваши посты.
Ни в коем случае. Это лишь операциональное определение, описывающее, как сознание проявляется в опыте или функционирует. Но суть сознания не исчерпывается его функцией. Для меня сознание — не эпифеномен и не инструментальный синтез, а онтологическая реальность, которая предшествует функциональному описанию.
Сознание синтезирует не только чувственный опыт, но и акты мышления. Поэтому его нельзя сводить лишь к восприятию. Я рассматриваю мышление как своеобразную модальность восприятия, только его объектами выступают не чувственные объекты, а мысли.
Скажем так: это интерпретация эмпирических данных с заранее введённой концепцией сознания. Сами по себе данные описывают лишь поведенческие корреляты сенсорной координации. Но если мы утверждаем, что за синтезом ощущений стоит сознание — это уже философская позиция, выходящая за рамки эмпирики.
egor, 11 Май, 2025 - 16:17, ссылка
Сознание понятое как проясняющее бытие реальность вряд ли может быть найдено в человеческом мире, какой есть не более, чем частный случай мира как такового. И тут будет необходимо уяснить природу бытия и некоторую его часть определить как сознание. Ну, не знаю, кому такая задача по плечу))) Интересно было бы почитать на эту тему.
Это скользкая дорожка, потому что она не проясняет почему бытие сознательно, а только описывает последствия, не видя истока. Ведь кроме сознания, есть и подсознание и бессознательность. Они тоже процессы бытия. Поэтому связывая сознание с деятельностью, необходимо понять его особую роль в реальности. Когда мы так ставим вопрос , то ограничиться пониманием сознания как синтезирующей мысли и чувства деятельности не получится...
В эмпирической концепции синтез ощущений в восприятие осуществляется опытным путем: настоящий опыт + память (прошлый опыт). Такой процесс называется апперцепцией. Поэтому эмпирики в сознании не особо нуждаются.
Здесь я с Вами согласен, я бы сказал, что человеческий мир - это особая сфера сознания, отмеченная рефлексией.
Бытие сознательно, потому что в моём подходе исток — это и есть сознание.
Это психические процессы, которые производны от сознания. Не может быть невроза, если не было травматического сознательного опыта.
Действие - это манифестация сознания в определенной форме. У животных восприятие напрямую связано с действием. Человек же отличается тем, что у него между восприятием и действием возникает пространство мышления — особая задержка, позволяющая ему осознанно выбирать и рефлексировать над поступком.
Сознание связывает настоящий опыт и прошлый в акте узнавания.
egor, 11 Май, 2025 - 17:58, ссылка
Такой фразы маловато, чтобы понять о чем вы говорите. В моем представлении бытие одухотворено и в силу этого оно есть. Самое "есть", существование, бытие это сила заявляющая о себе. Сознание, в моем представлении это тоже самое бытие, но взятое в узком аспекте - готовности к действию. Человек открыл глаза и чего-то увидел. Еще не понял что, и все видимое никак им не дифферецировано, но этот взгляд еще не осознающий видимого мира есть сознание, потому что знаменует начало деятельности, готовность к ней. А деятельность - изменение это и есть сам мир в своей процессуальности. Все процессуально. Статичное тождество образуется динамикой, действием, стремящемуся к абсолютному расцвету.
Осознать это не значит познать, разложить и собрать структуру. Осознать это значит принять, слиться с ним в действии.
В Вашем тексте я выделил слово "осознанно" , потому что оно не согласуется с Вашим пониманием сознания. "Осознанно", у Вас = "взвешанно". И эта взвешенность всегда ошибочна, ведь в ней человек противостоит миру, надеясь на самого себя.
Т.е для Вас . сознание это психика.
А если предположить, что сама сила, благодаря которой бытие "есть", — это сознание? Тогда существование — это форма проявления сознания.
В науке есть слово для такой до-понятийной, но уже организованной готовности к действию — "аффорданс". Такие аффордансы есть и у животных. Само это понятие было введено Гибсоном для описания "объемлющего строя" животных. И я согласен с Вами, что такая готовность к действию уже предполагает сознание.
Я согласен, что чистый акт сознания - это всегда действие. Лишь рефлексия вносит "зазор."
Сознание — это не сама психика, а то, что её связывает в целостность, делает возможным единство восприятия, мысли и действия.
Сознание, где оно локализовано? Оно не в молекулах мозга, не в нейронной сети… Главная ошибка в традиционных моделях сознания – механицизм! Посмотрите на свое фото 20 летней давности. Все атомы Вашего тела заменены в результате метаболизма. Нейронная сеть изменилась еще больше из-за ее мобильности. В зависимости от возраста, каждый день в каждом нейроне создается от 3 до 10 новых синапсов и столько же разрушается. Где же локализовано Я?
Если отойти от механицизма (пространство, время, сила, энегрия…), то в основу модели реальности, где нет пространства, времени… ставим две основные категории: Бесконечность и Случай! Для взаимодействия материальных объектов с бесконечностью необходим механизм репликации. Пирамиды Хеопса бесследно исчезнут через пару миллионов лет, а код ДНК, как основа репликации, существует миллиарды лет. Более того, в результате эволюции возник еще один элемент репликации – синхронизация бесконечного множества параллельных ветвей реальности. Разум человека существует благодаря этому механизму синхронизации. Я хранится не в атомах и молекулах тела, не в нейронной сети, а в механизме синхронизации – своеобразных правилах и алгоритмах согласно которым постоянно воспроизводится бесконечное множество практически одинаковых копий и мозга, и среды, в которых есть возможность для существования того, что мы называем самосознанием, или верующие называют душой. Пока Вы просмотрели это сообщение Ваше тело, Ваша нейросеть поменялись бесконечное множество раз. Синхронизация привела к тому, что наши органы чувств не заметили разницы между копиями. Нобелевская премия 2022 г. говорит о том, что между точкой А и точкой Б нет механистической траектории, ветви реальности совершенно случайно связывают эти точки. Есть вариант, что кто-то не дочитал это сообщение, где-то прекратилась связь, где-то … Будущее неопределенно, сознание каждого Наблюдателя определяет свое будущее согласно Случаю, порождая собственное локальное пространство-время. При этом они разные для каждого Наблюдателя, только из-за синхронизации эти индивидуальные Вселенные очень похожие и у нас создается иллюзия, что мы существуем в одном мире.
KVP1248, 11 Май, 2025 - 22:57, ссылка
Лейбница начитались?
Тогда получается, что механическая связь и есть механизм репликации.
Почему же тогда автомобили не размножаются как кролики?
Случайность - совершенно мнимая величина.
Доказательством может служить совершенная (познаваемая) предопределённость известного числа Пи, где появление очередного вычисленного знака принимается нами за абсолютную случайность.
Но ведь, когда этот знак уже определён, вычислен, то при новом исчислении, с начала, этот знак появляется вполне определённо, предсказуемо.
То же самое относится и к вычислению корня из 2.
Предопределённая случайность.
"между точкой А и точкой Б нет механистической траектории";
однако, в промежутке времени, который может быть принят за "элементарный",
эта "механистическая траектория" существует практически абсолютно,
отчего органическая Жизнь не прерывается, а существует совершенно определённо.
Этот "элемент времени" есть база, за которую "цепляется" коррелят "Вера".