В данном случае речь пойдет не об абстрактных принципах качества и количества, а о реальности, т.е. об определенности. Что в таком контексте означает утверждение и отрицание. Утверждение как проявление принципа качества, одного соответствует определенности как целому. Но, так как целое это не полная определенность, то становится понятно, что понятие «утверждение» в таком смысле тоже абстрактное. Оно не соответствует понятию «есть» Парменида. Не соответствует «есть» определенности. Тогда какому «есть» оно соответствует? Такое «утверждение» соответствует «указанию» на что-то, соответствует сочетанию слов «это есть …», «это …», то есть акту субъективного именования. Причем «это есть» часто лишь подразумевается. То есть, в данном случае мы говорим скорее о гносеологии, чем об онтологии. И такому гносеологическому утверждению соответствует гносеологическое отрицание «это не есть …», «это не …». Гносеологическое отрицание базируется на онтологическом утверждении. Онтологическое «утверждение» звучит как «есть …». Причем «есть» и тут часто опускается. Вот это подразумевание является источником различного понимания и непонимания. «Это не есть …». «Это» соответствует онтологическому утверждению, данности. То есть речь идет о чем-то существующем. «Это» существует. И затем идет либо гносеологическое утверждение, либо гносеологическое отрицание. То есть именование, базирующееся на нашем знании. Гносеологическое утверждение соответствует онтологическому утверждению. Онтологическое «это» равняется гносеологическому «есть». При гносеологическом отрицании онтологическое «это» не равняется гносеологическому «есть». Таким образом, гносеологические «есть» и «не есть» являются связками онтологического и гносеологического (субъективного) утверждений. В этом смысле гносеологическое отрицание является фактически утверждением. При этом равенство и неравенство могут быть как истинными, так и не истинными. Указывая на реальное «яблоко» я могу сказать «это есть человек» или «это не есть яблоко». Для онтологии гносеологические утверждения или отрицания важности не представляют. «Это» всегда остается на месте. Как же выглядит онтологическое отрицание? Отрицание есть проявление принципа количества, части. Давайте зададимся обратными вопросами.
Можно ли онтологически утверждать часть? Мы говорим «часть», «есть часть». Но суть части в том, что у нее есть иное, дополняющее его до целого. И без него она не существует. Когда мы говорим «яблоко» в онтологии, то это означает «яблоко в мире», «яблоко, как часть всего». Только такое яблоко существует. Значит, когда мы говорим «есть часть», мы одновременно подразумеваем под этим и то, что есть «иное части». Но раз мы утверждаем все части, то это означает, что мы утверждаем и целое, состоящее из этих частей. Таким образом, пытаясь утверждать часть, мы в реальности утверждаем целое. Например, говоря «есть холод», мы фактически говорим «есть определенность холод/тепло», «разница температур», «перераспределение энергии». Отсюда вывод: «часть нельзя утверждать».
Можно ли онтологически отрицать целое? В онтологии нельзя говорить «не есть» в отличие от гносеологии. Можно говорить только «есть». Кстати, по этому признаку можно отличать гносеологическое суждение от онтологического суждения. Тогда это будет выглядеть так «есть не целое». Выглядит вполне осмысленно. Но если целое одно, то есть равняется «всему», то отрицая всё, о чём мы говорим? «Есть не всё»? Возможно, данное высказывание по смыслу равняется другому высказыванию «есть часть», «есть нечто». Но это, во-первых, утверждение, во-вторых, утверждение части. А как мы показали выше утверждать часть нельзя. Значит перед нами не отрицание, а утверждение. Мы не получили что требовалось. Второй смысл, который может быть приписан фразе «есть не всё» такой «есть ничто, не являющееся чем-то», «есть не нечто». Тогда, кроме всего, каким-то образом есть «ничто». И в этом смысле существует определенность «всё / ничто». Наше первоначальное «целое» не одно. В таком случае, наше «целое» как и «не целое» оказывается частью. Именно в этом заключается принцип количества. Так как одна часть сама по себе не существуют, то у нашего целого оказывается дополнение в виде иного. Стало быть, пытаясь отрицать целое «всё», мы, фактически, отрицаем часть из определенности «всё / ничто». То есть, либо отрицаем часть, либо не отрицаем, а утверждаем, стало быть, не отрицаем вовсе. Отсюда вывод: в теории определенности «целое нельзя отрицать».
Утверждаем «целое». Если оно одно, то есть «всё», мы говорим «есть всё». Это аксиома теории определенности. Таким образом, утверждается «целое». Если целое не одно, то оно является частью. И как было показано выше, мы в реальности утверждаем другое «целое», частью которого является наше первоначальное целое. Опять же утверждается «целое», хотя и другое, но «целое»!
Онтологически отрицаем «часть». Онтологически – это значит «есть» впереди, а «яблоко» должно быть реальным. «Есть не яблоко». «Есть не (яблоко в мире)». «Есть не (яблоко, как часть всего)». «Есть не (яблоко / иное)». Но мы помним, что в теории определенности нельзя отрицать целое, нельзя отрицать (яблоко / иное). Значит, по смыслу правильное высказывание будет таким: «Есть не (яблоко, как не часть целого)», «есть не (яблоко, как абстрактное яблоко)». И мы приходим к онтологическому отрицанию как отрицанию «чего-либо абстрактного». Для онтологии такой вывод выглядит правдоподобным, логичным. Утверждается то, что есть. Отрицается то, что чего нет. И это согласуется с выводом «часть нельзя утверждать». Но, тогда получается, что такое отрицание все-таки не совсем онтологическое. Ведь хотелось отрицать именно реальную часть, а не абстрактную. Казалось бы, чего проще «не яблоко» значит какая-то другая часть, если точнее, иное. Но нет.
Попробуем другое утверждение: «есть не холод» в смысле «есть не (холод / тепло)». В данном случае холод реальный, как часть целого. Но целое отрицать нельзя, значит (холод / тепло) – может быть только частью. И в данном случае – это действительно так. (Холод / тепло) это часть другого целого, которое не отрицается, «всего» равного «(холод / тепло) / иное». И тут все законно. Мы отрицаем реальную часть. Почему же с яблоком у нас этого не получилось? Холод и тепло являются частями определенности, которая сама является частью. В этом принцип количества, который является основанием иерархии определенностей. Определенность «Яблоко / иное» равняется глобальной максимальной определенности, «всему». А глобальную определенность, так как она не часть, а только целое можно только утверждать. Итак, все стало на свои места, и попутно выяснилось, что непротиворечивая интерпретация таких понятий как онтологическое утверждение и отрицание требует наличия иерархии. Поэтому, простейшая модель мироздания с одним глобальным целым даже логически не может соответствовать реальности. Реальности соответствует только иерархическая модель мироздания. Что вроде бы и так очевидно, из опыта ...
Комментарии
Возможно ли утверждение вне отрицания? Возможно ли отрицание вне утверждения? Мы говорим "яблоко есть" или "есть не яблоко". В каком случае мы отрицаем или утверждаем? И то и другое высказывания одновременно являются и утверждением и отрицанием. Говоря "яблоко есть" мы сосредотачиваем наше внимание на "яблоке", отрицая все остальное. Заявляя "яблоко не есть", мы отрицаем яблоко, утверждая остальное... Фактически речь идет не об утверждении - отрицании, а о возможности выделения в утверждении частей, о правомочности этой операции. Если часть нельзя утверждать, то нельзя утверждать и целое.
Определенность не существует вне бытия, вне наполненности бытия многим. Определенным может быть только нечто существующее. Как свойство бытия, определенность может стать предметом специального исследования, И можно будет рассматривать ее роль в структуре бытия, как нечто само по себе существующего, но такой подход чреват ошибкой – придания ей онтологического статуса, отрыву свойства от своего носителя. Сама определенность ничего не делает, не совершает. Она лишь аспект, характеристика, условие осуществления субъектом деятельности вне которой деятельности становится бессмысленной.
Софокл пишет:
Я с вами полностью согласен. Но утверждаем мы одно, а отрицаем другое. Причем всегда, когда мы утверждаем, то утверждаем именно целое. А когда отрицаем - то отрицаем часть. То есть утверждение целого всегда идет с отрицанием части. Одно и то же является целым по отношению к своим частям и одновременно частью по отношению к своему целому. Скажем, "перераспределение энергии" - это целое по отношению к холоду и теплу. И часть по отношению ко всему. Но если холод как часть уже нельзя разделить на части, у него нет частей, и он не является целым. Это означает, что онтологически он существует не сам по себе. Только как часть. Поэтому утверждать половину яблока за целое яблоко нельзя. Можно говорить только о целом яблоке. В этом смысле нельзя "утверждать" часть. Утверждение в таком случае понимается, как утверждение "есть" Парменида, иными словами "нечто" должно существовать. Не то, чтобы части не существовали, но они существуют не сами по себе. В то время как целому для существования ничего не нужно. Это хорошо видно, если взять целое "Всё". Оно ни в коем случае не является частью. И его можно только утверждать. Но это не исключение из правил. Это и есть само правило. То же самое можно сказать о любом целом. Но не о частях.
Для меня определенность не связана с субъектом. Для онтологии, на мой взгляд, субъект не важен. Определенность - это не свойство - это и есть носитель, бытие, структура бытия. Разве черта на листе бумаге существует только в связи с субъектом? Она там есть реально. Это именно наполненность многим - реальная, а не смысловая. Смысл она приобретает для субъекта именно благодаря онтологическому существованию.
Думается, что в данном случае, формулировка недостаточно точна. Мы всегда утверждаем именно части: яблоко, небо, бытие.... И отрицаем всегда части: яблоко, небо, бытие.... Другое дело, что говоря о целом вы имеете в виду не эмпирическое целое, а то субстанциальное основание, благодаря которому становятся возможными эмпирические утверждения и отрицания. Так что ваше "правило" нуждается в пере формулировании.
Конечно, можно идти и таким путем, но на понимание в таком случае вам не придется рассчитывать. Вы ведете речь о том, что "есть" обладает признаком "есть" - определенностью. Если вы придаете определенности статус фундамента, то "есть" перестает быть фундаментальной категорией. Вы фактически хотите на место бытия, реальности поставить категорию "определенность". Сломать же философскую традицию понимания бытия опираясь лишь на одно из его свойств... Ну-ну!
Софокл пишет:
Да, вы правы, я говорю не о субъективном утверждении, не о назывании. А об онтологическом, которое соответствует не понятию, а именно определенности, то есть целому, состоящему из частей. Просто яблоко как часть в этом случае не является целым. Оно лишь понятие. Но о понятии онтология ничего не должна говорить.
На самом деле я не собираюсь "ломать" традицию. Я пытаюсь ее уточнить. И кроме того, пытаюсь объянить ситуацию самому себе. Ныне я не вижу ясного понимания ни у кого из известных предшественников, у которых можно было бы искать ответы. Нету этих ответов. Есть туман. Откройте учебник философии. Бытие там "начинает размножаться". Уже появляется нечто сверх бытия. А я всегда интуитивно верил в то, что сверх бытия ничего быть не может. Тогда почему его "не хватает"?
В онтологии определенности бытие по сути равно определенности (или/и наоборот). Но если о бытие можно было говорить как о ничто, о чистом бытие и т.п., то об определенности так говорить уже не получится. В этом суть уточнения. Лишая бытие вообще какого-то устройства, мы создаем сами себе кучу проблем. Я считаю, что если что-то возникло или было сотворено, то оно было сотворено сразу каким-то, не простым ничем. А простое чистое бытие для меня то же самое, что ничто. Но если это что-то какое-то, то оно должно быть как то устроено. Нельзя вырывать устройство целого из самого целого. Иначе оно (устройство) становится чистой абстракцией. На мой взгляд, именно неразличение абстракции и реальности способствует нерешаемым проблемам в философии. Хождению по кругу.
О бытии нельзя говорить как о чистом бытии, как о ничто. Да, были такие знаменитые философы, считавшие возможным бытие считать неопределенным, а еще больше было их эпигонов. И все же говорить о структуре бытия, давать ей имя "определенность"... можно очень условно. Слишком отличается эта структура, от того, что мы привыкли именовать этим словом. Безусловно, определенность это то понятие, которое позволяет характеризовать бытие как полноту, насыщенность, как "есть". Однако понимая таким образом бытие, не избежать вопроса о том, в чем значение такого понимания, как оно изменяет нашу жизнь. Так что онтология все же есть представление, которое мы так или иначе эксплуатируем. Онтологии вне человека - нет. Онтология это модель в которой делается допущение, где процессы совершаются естественным образом... Вот мысль почему такая модель возможна и ведет к представлению об устройстве бытия, о месте в ней человека.
Софокл,
То вы эту глупость мне приписываете, а теперь уже и каким-то знаменитым философам. Бытие - это существование множества определенных ЧТО, в том числе и вас, имеющего определенное имя. Я то ладно..., а вот за философов обидно, они вам ответить не могут...
Виктор, скромнее надо быть! мир вращается вовсе не вокруг вас! А насчет "философов" вы хотите цитат? Кругозор слабоват? Можно будет и процитировать! Когда я буду цитировать, вам станет стыдно!
Софокл пишет:
Слово "модель" я тоже употребляю. Да, модель. И для меня модель, которую я предлагаю, выглядит более понятной, чем те объяснения, с которыми я был знаком до сих пор. Можно даже назвать "особые отличия" такой модели. По большей части она строится на логике, потому что именно такое мышление свойственно мне. Объяснений того, что не выводится из логики я не даю. Так оно есть и всё тут. С этими вопросам к Господу Богу, не ко мне. Во-вторых, она системна, опять же по той же причине, что это свойственно моему мышлению. И мышлению, конечно же, многих других людей. Я не уникум. С другой стороны, наверное, не всех она устроит, потому, что они не найдут в ней того, что ищут.
В чем значение для меня? В том, что я могу получить понятные ответы на свои вопросы, которые меня волнуют. Меня не устраивает "полухаотическое" состояние множества понятий и категорий, выявленные за историю философии. Это я неточно процитировал Л.Е.Балашова. Структура и система, которые я ввожу устраняют это хаос.
Я могу задать тот же вопрос вам. Насколько изменяет вашу жизнь осознание того что "что-то есть", а "что-то становится", но всё это одно? Для меня такие высказывания, когда что-то "есть и не есть" - это туман. Логика здесь не возможна. Я приводил примеры, Ж. Делез: "утверждение - это отрицание, отрицание - это утверждение". Для меня это утверждение, что "у меня в руках яблоко, но это - не яблоко". Я не могу понять это, пока не увижу разложенным по полочкам. Гегель это пытался описать, но ясности не внес ни грамма, на мой взгляд, а наоборот еще больше все запутал. Ну должны же быть хоть какие-то основания в этом мире. Я интуитивно ощущаю, что яблоко - это яблоко! А не что-то другое. Вот в теории определенности "реальное яблоко" - это "реальное яблоко". Есть незыблемые основания.
Если мне говорят какие то слова, которые никто не может мне объянить (не потому, что я такой тупой) потому, что и сами говорящие ничего не понимают ясно (кто ясно мыслит - ясно излагает), то я удираю от таких говорящих со всех ног. Не надо один туман заменять на новый, я и старый не понимал. А я вижу, как этот туман накручивается и накручивается, оставаясь все тем же туманом. Так в чем тогда смысл "таких!" моделей? Объясните мне. Нет смысл конечно найти можно. Но меня такой смысл явно не устраивает ...
Смысл моделей? Пожалуйста! Все знание, которое есть у человека актуально по одной только причине: оно призвано ответь на вопрос, о том как человеку жить, чтобы быть счастливым, чтобы бытие было радостным, чтобы хотелось жить, а не вешаться. Вот человек через моделирование и ищет ответа на этот вопрос. Примеряет модели, точно так же как и ботинки, глядишь какая-то впору и придется.
Да, пожалуй, шьёт сам себе ботинки, удобные и красивые (гармоничные).