Эпиграф:
Проклятье в том, что не дано
Единого пути.
Николай Минский, 1884
Гераклит когда-то приводил множество примеров естественной парности. Многие известные фрагменты, которые приписываются ему – о противоположностях. Точнее, о единстве противоположностей. О том, что нет света без тьмы. Нет холода – нет тепла и т.п. Это все очевидные утверждения. Не так ли? Может быть, менее очевидно то, что порождает эти пары именно определенность. Определенность это своего рода единица, которая порождает двойку. Но это очень «мистическая» единица. Это единица, которая не может быть собой без двойки. Нельзя думать об этой единице, как о чем-то отдельном от пары порождаемых ею объектов.
Если мы скажем «единица» – мы солжем. Если мы скажем «двойка» – мы солжем. Определенность – это мистическая, иррациональная «единица-двойка». Может быть даже «единица-двойка-тройка». Не менее мистическая в этом смысле, чем неопределенность.
Из древних Гераклит был, пожалуй, единственным, кто более-менее осознанно принимал "единицу-двойку". Он говорил, - "мудрость в том, чтобы знать всё как одно". Возможно, что для него определенность уже была первоначалом. Но это всего лишь догадка и не более того. Вот еще его изречение: "сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего - одно, из одного - все". Говорят, что именно за такие изречения он и получил свое прозвище «Темный».
В то же время, начало множественности в виде «неопределенной двоицы», наряду с началом «единицей» существовало уже у пифагорейцев. Двойка это минимальный вариант иного. Реально определенность может противостоять множеству иных. Но противостояние все равно остается, и двойка, поэтому является все-таки основным понятием.
А.Л.Доброхотов писал «… Аристотель прямо полемизирует с Парменидом. В «Метафизике» вырабатывается беспримерное для античности учение о сущности, которое показывает, что претендовать на безусловное бытие может только максимально насыщенная содержанием и самостоятельная реальность, причем высшим проявлением способностей будет способность соединять в себе противоположности».
Поговорим, наконец, о предмете нашего изложения. Каков итог наших размышлений? Определенность это основа мироздания. Что бы ни существовало в реальности, в каком угодно виде, каким угодно способом и т.п. и т.д. Всё это является в первую очередь определенностью. Что значит быть определенностью? Это значит отделять одну часть мироздания от другой. Но это ещё не всё.
"Из всего - одно, из одного - всё", - говорил Гераклит. Всё это многое, рассматриваемое как одно, единое множество. Но, говоря "единое", мы уже говорим "множество". Говоря "множество", мы уже имеем в виду "единое". Это суть любой определенности. Что значит быть определенностью? Это значит соединять одну часть мироздания с другой. И образовывать новое понятие. Части, соединяясь, становятся целым.
Определенность, всегда имеющая некоторое содержание в виде двух частей, чаще всего не имеет своего собственного названия. Так как одновременно пребывает в обеих частях, не относясь ни к одной из них ни больше, ни меньше. Определенность незаметна. В таком виде она не представляет особого интереса. Более востребованным является конкретное содержание. Это конкретное содержание одной из частей определенности чаще всего представляет собой противоположность второй из ее частей. Обе они образуют вполне полезные понятия или категории философии. Скажем, (холод / тепло).
Рассмотрим определенность (холод / тепло). Во-первых, сразу заметим, что понятия холод и тепло относительные. Если, скажем на улице минус 30, то для человека это холодно, а для улицы прохожий является теплом. И она вытягивает это тепло из него. Ведь данная определенность – это, по существу, перераспределение тепловой энергии. Так что же возникает в описанной ситуации? Тепло или холод? Видимо оба. По-разному, с разных сторон. А теперь представим, что температура на улице и температура тела одинаковы. В понятиях температуры при этом что-то различимо? Увы – нет! Вспомним цитату первого дня (см. этот блог). Когда вы видите, но не знаете, что именно вы видите, то вы ничего не видите. В нашей ситуации все еще проще. Мы не то, что не знаем, мы даже видеть не можем, потому, что смотреть то не на что, ничего и нет. Ни тепла, ни холода, ни с какой стороны. Это похоже на понятие «есть» Парменида, если рассматривать его как сплошное Одно. Где оно? «Есть»? Нет никакого «есть» в данном случае. А теперь вернемся к различным температурам. Существует ли теперь эта грань? Да, существует! А как она называется? Одним словом – сложно сказать. Хотя, если поискать, то, наверное, найдется. Можно сказать так: «разница температур». Или просто разница, отличие, различие. Это, собственно, почти то же самое, что и определенность.
Что ещё можно сказать? Разница температур – это состояние. Определенность как грань. В совокупности, как целое, тепло и холод – это процесс – распределение энергии. И грань и целое составляет одно – это и есть определенность. Грань разделяет, целое соединяет. Это упрощенное, но верное понимание определенности, как она представлена в Онтологии определенности.
Комментарии
Разве это понимание определенности? Это курьезный набор слов. Почему определенность ищется через разделение и соединение? Что в этом поиске осмысленного? Одно, что соединяет все - это бытие, а не определенность.
В теории определенности - "Определенность" берет на себя все содержание понятия "Есть" Парменида. Но в отличие от его учения, теория определенности четко показывает как это "Есть" устроено. Это одно соединяющее целое, имеющее в своем составе множество частей. И момент соединения никак не отличается от момента разъединения. Но они оба в неразрывном единстве составляют суть бытия.
Ибо им(частям)захотелось составлять(целое), они и составляют. Кроме их хотения других объяснений не нужно.
Какая добрая теория всё нам показывает и разъясняет. Но всё же она умалчивает кем это "Есть" вот так вот "устроено". Ведь "устроение" предполагает какую-то предварительную мыслительную работу.
Сергей Александров пишет:
Не умалчивает. Теория определенности дает только описание мироустройства. А кем это мироустройство создано, зачем и чье это было желание - эти вопросы в этой теории не обсуждаются.
Знаете, как у Ньютона: "гипотез не измышляю" :)
И всё же Ваша претенциозность бросается в глаза. Любая теория имеет автора.
Когда я читаю, что " теория даёт, разъясняет, показывает". Я читаю : автор или адепт этой теории даёт, разъясняет , показывает.
Если вы об авторе, то я излагаю свою теорию. У меня же может быть теория, не так ли? И эта теория - теория определенности. Более точное название "Онтология определенности". Единомышленников пока не нашел. Или они не нашли меня. Но надеюсь, что найду (надежда умирает последней). И вот так - авансом, если хотите, я и говорю о теории определенности.
Так как я пока один, то за любую свою отсебятину - я отвечаю. Если будут единомышленники, пойдет самотек. И тогда я уже не смогу говорить от себя, а ссылаться на некую теорию. Пока - могу!
Спасибо за разъяснение, а то сразу не разобрался.
И чем же отличается? "Определение же есть единая речь не в силу (внешней) связанности, а в силу единства (предмета)"( Аристотель1045а 13,14) Или так:"быть единым - значит быть неделимым именно как определенным нечто..." там же 1052b 16 то есть быть налиной единицей, включающей в себя все определения частей. Что в вашей теории нового? Что "момент соединения никак не отличается от момента разъединения"? А разве бытие не относится к своим частям так же? В чем новизна вашего взгляда?
Софокл пишет:
Аристотель в данном случае говорит о целом. Я с ним согласен. Но о частях здесь речь не идет.
Нового в моей теории практически ничего нет. Я опираюсь на традиции. Нового я вижу два момента.
1. Онтологический подход к определенности. Определенность - это первооснова мироздания. Аристотель ее тоже искал. Но у него определеность первоосновой не стала. (если я правильно помню, по причине того, что Аристотеля не устроила констатация факта "есть". Он искал перводвигатель. А я в эти дела не "лезу" принципиально, так же как и Парменид.) Субстанцию уже давно никто не ищет. Ее не нашли и успокоились.
2. Определенность у меня имеет четкое устройство. Не просто слова, типа "многое - одно, а одно - многое". Возможно я не полностью показал все аспекты моего представления. Но, практически определенность это единое целое, состоящее из частей. Аристотель говорит о неделимом едином. Откуда тогда части. Главное тут показать как единое может иметь части. В моем представлении единое непротиворечиво делится и не делится на части, только тогда, когда по своей сути является и целым и частями сразу. И это надо четко представлять. Не догадываться интуитивно, а четко представлять. Как это происходит изложено у Лосева. До него я ясного объяснения не находил.
Верно.
Ладно, что попусту копья ломать. Напишите свою лекцию. А я опосля процитирую классиков. И вы увидете, что занимающая ваш ум проблема
уже давно обсуждена и есть ее решение. Вы будете поражены и забудете о собственных претензиях на "новизну аспектов". Другое дело, что все мы невежественны, мало читаем, мало образованы и мним из себя невесть что...