Что-то меня начинают терзать смутные сомнения - такое впечатление что цель деятельности А.В.Болдачёва на этом форуме состоит в намеренной профанации научного метода. Иначе я не представляю себе как можно объяснить его действия в контексте нашей последней дискуссии :
Отматываем к тому, с чего мы начали :
Экспериментальная физика строго соответствует логическому термину.
Записываем определение логического термина в двух представлениях - символьном и текстовом :
- F = G*m1*m2/r^2
- Сила взаимного притяжения двух тел (=) прямо пропорциональна произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними
Очевидно что на значении термина разница в формах записи никак не скажется. Не менее очевидно и то, что тождество левой и правой части математического выражения верифицировано экспериментальным путём. Таким образом, Ваша ошибка состоит в том, что под "значением логического термина" Вы подразумевали только правую часть логического суждения, тогда как я включал в него составляющие, расположенные по обе стороны от знака равенства, определяющие термин "закон всемирного тяготения". То есть Вы упустили из внимания один ма-а-ленький нюанс, перепутав единственное число (гравитационная сила) со множественным (гравитационные силы). Соответственно, все наши разногласия следовали из того, что Вы интерпретировали "значение термина" как конкретный результат при заданных [m1,m2,r], а я на протяжении всей нашей дискуссии пытался донести до Вас ту мысль, что под "законом всемирного тяготения" следует подразумевать "гравитационные силы в общем случае", а не одну из них.
Теперь хоть будете знать, что такое "соответствия термина (термина!) полученным физиками экспериментальным данным", и возможно пересмотрите свои представления о том, кто из нас неряшлив в своих формулировках.
То есть наука - она по определению занимается верификацией соответствия экспериментальных данных логическим абстракциям. В связи с чем у меня возникает вопрос - зачем моему с позволения сказать "оппоненту" понадобилось отрицать этот общеизвестный факт и делать из меня идиота только лишь за то, что я его констатировал ? Я вот почему-то не сомневаюсь в том, что он прекрасно понял, где и в чём допустил ошибку. Тем не менее, все его действия были направлены на то, чтобы завуалировать откровенную лажу в своих суждениях и создать видимость того, что это не он, а я занимаюсь подтасовками.
...
Как выяснилось по итогу обсуждения данной темы, Болдачёв так и не понял в чём состояла его ошибка, и свои склочные сентенции по этому поводу я выразил в резюмирующем эту дискуссию посте.
Комментарии
Исправьте, пожалуйста, у себя в тексте - выглядит так, как будто эту "глубокую" мысль изрек я.
Там было так.
Дальнейшие пояснения исключают такую интерпретацию. Я в отличии от Вас внимательно отношусь к своим словам, в том числе к вопросам корректности цитирования.
Думаю что за это Вам следовало бы извиниться. А иначе получается так, что за Вашим словами должны следить все кроме Вас - ну, раз Вы постоянно требуете от других подкрепления своих утверждений цитатами, но сами всячески этого избегаете, облекая собственные утверждения в форму "общих впечатлений о прочитанном" и не сопровождая их конкретикой.
АХБУ не огорчайтесь философы всегда счмтали друг друга дебилами.
Вообще-то я говорил о том что дебилами считают нас (то есть тех кто повёлся на вывеску этого форума), и попытался обратить внимание на характер деятельности его администрации.
Вам бы вначале с "логикой" разобраться, что за штуковина такая, откуда ноги растут... Формальная и Содержательная!? Гений или шулер?!))) Обидно? А как Вы хотели? Болдачёв мог бы вовсе на Вас внимание не обращать, так нет - вразумляет. По-отечески!
Формы мышления: понятие - суждение - умозаключение. А "термин" где?! Вы же его в логику суёте... Так представьте его как форму мышления, никто возражать не станет, челюсть отвиснет...
Итак, непризнанный гений и признанный шулер.
На этот вопрос я уже недавно отвечал :
А Вы говорите что не разобрался.
Мне несложно поставить себя на Ваше место, и прийти вслед за Вами к выводу о том, что если бы я задался целью Вами меня задеть, то пожалуй это был бы оптимальный вариант ответа. Но если бы Вы поставили себя на моё место, то могли бы прийти к выводу о том, что меня мало волнует кто чего обо мне думает - иначе бы я наверное вёл себя как-то по-другому. Так что Вам не стоит тратить своё время на разбрызгивание этой мыльной пены, поскольку мне это ничего не даст кроме повода лишний раз над Вами поиронизировать.
Можете и сами убедиться в том, что наши позиции в этом вопросе взаимоинвертированы :
Только у меня в отличии от него есть все основания придерживаться такого мнения по этому вопросу.
Думаю что Болдачёв бы с Вами поспорил на этот счёт :
То есть словосочетание "логический термин" ему знакомо, а не так как Вы это утверждаете.
Ну тогда Вам придётся спорить с нами обоими. Вы действительно готовы взвалить на свои плечи этот непосильный груз ?
Ага, давайте историю философии привлечём для раскрытия смысла словосочетания "форма мышления". Или Вы сможете это объяснить так чтобы он был понятен хотя бы Вам ?
Для удобства выражения этой мысли могу предложить Вам аббревиатуру НГПШ, не возражая против того чтобы при обращении ко мне Вы использовали её вместо моего логина.
А рядом с этим перлом отдыхает даже "моя гениальная шулерственность", ведь то что значение термина "понятие" никому не известно - это банальный и общеизвестный факт. В том числе для и Вас, как для свидетеля и участника многочисленных дискуссий, в которых философам так не и удалось прийти даже к подобию единомыслия в этом вопросе. То есть Вы прекрасно отдаёте себе отчёт в том, что эту абракадабру каждый участник ФШ поймёт по-своему - в том числе и Вам наверное неоднократно приходилось спорить на эту тему с Болдачёвым :
В отличии от термина "смысл", для которого я предложил определение, исключающее неоднозначность его интерпретации. То есть я ориентируюсь на такие формулировки, которые все могут понимать одинаково - в том числе и Вы. Вы же предлагаете заменить их чернильными кляксами - ну, чтобы философам на ФШ было о чём дискутировать. Да дискутируйте себе на здоровье, просто не путайте логику как дисциплину с философией логики - как дисциплина она-то вам всё равно не нужна в дискуссиях, раз уж вы не пользуетесь рассуждениями при аргументации своих доводов и избегаете подкрепления своих мыслей примерами, которые я называю "фактами" и к которым так не любят апеллировать философы.
- Вы не кассир!
- Нет, я кассир!
- Вы убили кассира, а тело спрятали!!
Короче, зачем Вы убили логику?!
Обратите внимание на то, что Болдачёва возмутила моя апелляция к Вашей схеме в нашей дискуссии :
То есть он не хуже Вас понимает, что если вы начнёте эту тему обсуждать, то у вас обнаружатся неустранимые разногласия даже на уровне исходных посылок. Так что я "убиваю" - аббревиатуру, в которой каждый из вас как в чернильной кляксе видит что-то своё "большое и светлое" ? По крайней мере на ваше "большое и светлое" я не посягаю. Что же касается аббревиатуры, то я вижу вполне приемлемый способ прийти в этом вопросе к терминологическому консенсусу.
Как Вы думаете, что мне ответил на это Юрий Павлович ? Да ровно то же самое что и Вы мне на это ответите - то есть ничего (междометия на в счёт). Так что я могу наверняка утверждать о том, что к десяти-двадцати случаям игнора моего вопроса добавится одиннадцатый-двадцатьпервый. Зато все уверены в том что логика делается по каким-то правилам. Философы хреновы.
По крайней мои "субъективные ассоциации с аббревиатурой ФЛ" пребывают в строгом соответствии с фактами. По вашим же представлениям фактов в логике нет, стало быть я по определению мыслю нелогично. Ну или неформально - шулер, не иначе. Ну что ж, вытащу ещё одну карту из своего рукава :
Сопоставляем мои почерпнутые со школьной скамьи субъективные ассоциации с математикой с вашим единогласным решением причислять математические дефиниции к категории "формализованных объектов", и убеждаемся в том, что наши представления не имеют между собой ничего общего, более того - диаметрально противопоставлены по критерию "осмысленности".
Короче в математике думать надо, но это долго объяснять. Просто не путайте философию логики (ну это там где логика Аристотеля, логика Гегеля, и прочие "чернильные кляксы") с логикой как дисциплиной, в которой любой результат предназначен для абсолютно идентичного понимания любым логиком (то что я называю "публичным доступом к логическим абстракциям").
Таким образом, если следовать строгому терминологическом соответствию, то аббревиатуру ФЛ следует расшифровывать как "философия логики" - математикам уж точно не пригодится ничего из посвящённого ей философского творчества.
...
P.S. Вот ещё, оцените всю сложность и философскость вопроса, но который Болдачёв не смог мне ответить :
Например, правило тождества.)) И другие...
Если написать "категорический аперитив"... то будет другое. Вот что имел в виду Болдачёв.
На ФШ много самоделкиных, смотрятся по-разному. А вот опровергатели основ все одинаковы: бредят.
Да, я уже слышал о том, что в логике есть много разных правил - взять хотя бы закон тождества, или например закон тождества, или скажем... я "закон тождества" уже называл ? Не могу только понять как можно узнать, нарушается этот закон или нет в конкретных случаях а не на уровне голых формулировок - как не могу понять того, чему не могу помыслить подкрепляющих примеров.
А откуда я узнаю о том что речь идёт об "императиве", если там написано "аперитив" - ну, чтобы возник повод для идентификации этого случая как "нарушения" ?
Офигенная у нас дискуссия получается :
Можетбыть чтонибудь новенькое предложите для разнообразия ? А то моей фантазии не хватает представить себе о чём с вами при таких раскладах можно говорить, если не считать ёрнической направленности нашей дискуссии.
Откройте учебник и разберитсь, что понимается под логикой.
Если я не участвую в вашей "битве экстрасенсов" и не имею привычки пользоваться заклинанием "во всех учебниках написано моё и только моё Большое и Светлое" с целью загипнотизировать собеседника и вызвать флуктуации ментального поля ФШ, то из этого не следует что я не осведомлён о содержании этих учебников. Меня интересует конкретно Ваше мнение по конкретному вопросу : если я приду в ресторан и категорически потребую аперитива, то откуда официант узнает о том что в этом замешан Кант со своим "категорическим императивом" чтобы идентифицировать мои действия как "нарушение закона тождества" ? По-моему Вы путаете логику с мистикой или эзотерикой, иначе бы не стали прикрываться учебниками в которых судя по всему дупля не отбиваете, и смогли бы ответить на мой вопрос без шпаргалок.
Но это так, лирическое отступление - для поддержания так сказать "философской направленности" нашей дискуссии. Меня же прежде всего интересует содержательный анализ высказываний собеседника, и в этом отношение Ваше заключение для меня - просто находка :
Если привязываться к конкретике (то есть к моим утверждениям, на основании которых Вы пришли к такому заключению), то в контексте обсуждения данной темы Вы назвали "гениальным" (ну или полагаете что я его так оцениваю) следующее моё утверждение :
Из-за чего собственно и завязался весь этот сыр-бор. Для меня здесь очевидно, что я высказал общеизвестную банальность, и если Вы говорите что для того чтобы такое утверждать необходимо быть гением, то для меня очевидно и то, что Вы хотите приписать мне свои проблемы с адекватностью восприятия.
Тоже самое касается "непризнанности" : для меня очевидно, что любой участник ФШ (в том числе и Вы с Болдачёвым) понимает эту мысль одинаково. Можно конечно пофилософствовать на тему "а действительно ли дважды два четыре", как вы это любите делать, но очевидно что подобное отвлечённое философствование несовместимо с предметом дискуссии о логике как дисциплине.
Так что уже смешно. А теперь представьте себе как после всей этой "гениальности" и "непризнанности" звучит для меня моя "шулерственность" в вашей интерпретации. Я не помню ни одного случая, когда бы свои восклицательные знаки после слова "шулер" вы бы сопроводили хоть какой-то конкретикой. То есть для меня давно уже не секрет, что вы не видите возможности ответить себе на вопрос, где и в чём я "мошенничаю". Также я не помню ни одного вашего вопроса, на который я бы не дал исчерпывающего ответа, тогда как список моих вопросов, на которые вы не знаете как ответить и сами это прекрасно понимаете, всё продолжает и продолжает накапливаться.
То есть вы просто играете со мной в дразнилки на уровне "шулер-мулер, бу-га-га", и на полном серьёзе думаете будто меня это ваше ребячество должно задевать. Мне ведь это только на руку - чем чаще вы будете это повторять не прилагая к своим междометиям обоснований, тем скорее вас (то есть Болдачёва и его подпевал) перестанут воспринимать всерьёз.
Хотя, признаться, меня конечно задело обвинение в подтасовке после того как собеседник на протяжении всей дискуссии только и занимался что подтасовками, а как только это выяснилось (то есть стало понятно не только мне но и ему), он поступил не совсем честно. Точнее совсем нечестно, и если бы он этого не сделал, то и не появилось бы этой темы.
Вы высказали очень странную мысль, демонстрируя, что вы имеете довольно смутные представления о науке. В ней - в науке - все с точностью до наоборот: это выводы/предсказания теорий проверяются (верифицируются, фальсифицируются) результатами экспериментов. А сами экспериментальные статистически достоверные научные данные если и проверяются, подтверждаются только другими экспериментальными данными: другой группой ученых, на другом оборудовании, в другом месте и другое время.
Вы только вдумайтесь какую ересь вы написали: на большом адронном коллайдере усилиями сотен физиков-экспериментаторов провели статистически исчерпывающую серию опытов, в результате которой был получен некий результат. Но вам этого мало, вы предлагаете этот результат еще верифицировать на "соответствие логическим абстракциям". Наверно, вашим. И я не сомневаюсь в том, что если данные, полученные на коллайдере не совпадут с вашими логическими абстракциями (что не мудрено по причине отсутствия у вас мало-мальских знаний), то вы их не верифицируете, признаете ненаучными.
Если Вы решили мне отомстить за мои якобы "подтасовки" встречным извращением моих слов, то у меня честно говоря нет желания с Вами по этому поводу полемизировать. К созданию этой темы меня побудило одно Ваше утверждение, и если бы не оно, то я бы и не стал затевать весь это сыр-бор :
Ладно бы Вы ещё промолчали, избегая подмочить свою репутацию после того как обнаружилась Ваша некомпетентность в довольно простых вопросах. Но поскольку Вы предпочли после этого выбрать тактику "лучший способ защиты - нападение", инкриминируя мне те действия, которые неосознанно совершили сами, то тут уж извините - мне трудно было оставить этот вопрос без внимания.
На тот же случай, если с Вами возможно разговаривать как со взрослым человеком (то есть без всей этой распальцовки, давления на авторитет и голословных обвинений в том что я чего-то где-то там "подтасовал"), предлагаю Вам прокомментировать тот фрагмент, который Вы предпочли обойти вниманием, перенаправив его на вопросы, никоим образом не связанные с предметом нашей дискуссии :
Можете дать чёткий и однозначный ответ, на что конкретно Вы тут возражаете ?
Ну понятно что это полный бред, я одного не могу понять - на каком основании Вы приписываете его мне, если из моих слов однозначно следует что под "верификацией" я подразумеваю то, что Вы написали перед этим :
Тавтологичность Вашего высказывания весьма показательна, поскольку если мы зададимся вопросом о том, посредством чего учёные выражают полученный результат, ответ на него будет очевиден : посредством логических абстракций - ну это такие хреновины как "числа", "формулы", "геометрические объекты", и прочие математические дефиниции. Если бы их не было в готовом виде, то и результат выражать было бы нечем - то есть сначала мы имеем логические термины, а потом уже можем интерпретировать на их основании экспериментальные данные. А по Вашим словам выходит, что сначала учёные получают результаты, которые непонятно в чём состоят, а потом с ними зачем-то нужно ещё что-то делать. Я же утверждаю о том, что сами эти результаты есть ни что иное как логические абстракции, отобранные по принципу наилучшего соответствия тому, что учёные видят своими глазами - ну там, куда указывает стрелка прибора, как выглядит на фотографии трек частицы, и так далее : все эти экспериментальные данные преобразуются, а точнее сопоставляются со значениями логических терминов. Если Вы с этим не согласны, тогда расскажите пожалуйста, что Вы понимаете под "результатами научной деятельности" ?
Это всё Ваши случайные ассоциации, и я надеюсь что Вы хоть ненамеренно пытаетесь превратить мои мысли в винегрет.
Давайте разберем ваше определение науки:
Что здесь предлагается верифицировать? Вроде написано однозначно "наука занимается верификацией экспериментальных данных", то есть, согласно вашему определению, наука верифицирует экспериментальные данные. Как она это делает? С помощью чего она их верифицирует? Как проверяются экспериментальные данные? Ответ, согласно вашему определению, очевиден: идет проверка на предмет их [экспериментальных данных] соответствия логическим абстракциям. Никакое другое прочтение тут невозможно.
Вот и выходит, что этот бред именно вы и написали.
Стоп-стоп. Опять какая-то ерунда. Получение данных в эксперименте не имеет никакого отношения к верификации. И не надо мне приписывать вашу тавтологичную "мысль".
Мне стоит признать, что ваша дремучесть в этом теме (да как и во всех) просто зашкаливает. Если вам действительно интересно узнать мои соображения по данному вопросу, то я подробно изложил их в Интегральная эпистемология (но прежде чем читать хорошо бы хоть бегло познакомится с оновными работами авторов, перечисленных в предисловии).
То есть, для того чтобы получить ответ на вопрос, что из себя представляют результаты научной деятельности, Вы предлагаете мне прочитать целую книжную полку. Могли бы и проще сказать, что затрудняетесь дать определение. Я же не вижу в этом никаких сложностей - из чего собственно и следуют все разногласия по предмету нашей дискуссии : Вы исключаете из рассмотрения тот факт, что математическими абстракциями пользуются в своей научной деятельности не только математики, но и физики - что следует из Ваших ответов на мои вопросы со всей однозначностью и определённостью :
Стоит мне заикнуться о том что физики не обходятся без математики, как Вы тут же пресекаете любые мои попытки продолжить нашу дискуссию с этого места, и как следствие до вопроса "каким именно способом они используют математические абстракции" обсуждение у нас просто не доходит. Но ведь из того что такого вопроса нет в списке значимых для Вас не следует то, что физики не пользуются логическими абстракциями в своей деятельности, не так ли ?
Посему предмет нашей дискуссии я полагаю исчерпанным, и не считаю что для разрешения нашего спора нужно хоть что-то знать об эпистемологии ввиду тривиальности заключённой в данном определении мысли :
А поскольку на любую логическую абстракцию можно повесить термин (сочетание букв в Вашем понимании), Ваша ирония видится мне здесь крайне неуместной :
То есть все Ваши возражения следуют из Вашей неспособности дать чёткий и однозначный ответ на вопрос о том, что из себя представляют результаты научной деятельности - о чём красноречиво говорит тот факт, что за ответом на него Вы меня отослали к эпистемологии, если не дальше.
Единственное за что бы я хотел извиниться - так это за то, что плохо подумал о Вас как о человеке. Дело в том что Вы допускаете много ошибок в своих суждениях и имеете привычку отмораживаться когда я показываю в чём они состоят - из чего я как правило делаю вывод что Вы таким образом избегаете признания своей некомпетентности в обсуждаемых вопросах. Так случилось и на этот раз - я решил что Вы поняли где допустили ляпы в своих формулировках, но вместо того чтобы это признать решили обвинить меня в подтасовках, выбрав тактику "лучший способ защиты - нападение" - вот эти действия я собственно и охарактеризовал как "понты". Однако из дальнейшего обсуждения я пришёл к выводу о том, что у Вас действительно отсутствуют представления, на основании которых Вы бы могли идентифицировать несостоятельность своих суждений. Так что при всей Вашей человечности Ваши представления о собственном уровне компетентности на мой взгляд весьма завышены, а Ваше пренебрежительное отношение к критике со стороны коллег весьма противоречит тому что Вы прописали в "методах и направлениях" своей анкеты.
Давайте попробую пояснить.
Термин - это знак, конкретный знак (слово, символ), которым обозначается некоторое понятие в конкретной логической системе. И поэтому ваша фраза "разница в формах записи никак не скажется" принципиально неверна. Ведь если мы изменим хоть букву в термине или заменим один символ на другой (было F, а напишем G), то это будет трактоваться, как нарушение закона тождества.
Итак, в пределах одной системы, в одних рассуждениях один термином может иметь только одно значение, им может обозначаться только одно понятие. И никаких других "форм записи" быть не может. Если же вы измените форму записи термина, то он перестанет быть термином вообще или станет обозначать другое понятие (скажем, как в случае с F и G).
Другое дело, если вы говорите о понятии, то одно понятие в разных системах, в разных рассуждениях может обозначаться разными терминами. И в этом случае надо проводить отдельную работу надо согласованием терминологии. Иногда это тривиально: сопоставляются слова одного значения на разных языках. Но бывают и сложные случаи (особенно в философии), когда одним словом одного языка обозначают разные понятия (как у нас получилось с термином "аксиома") или одно понятие обозначают разными словами (к примеру, понятие "сложная система представлений о чем-то" одни обозначают словом "понятие", а другие "концепт").
Вот и получается, вы изначально стали писать о термине (Гедель ввел термин), а потом стали доказывать, что понятие не зависит от того, каким термином его обозначить. Вот и получился винегрет.
А вот это просто ерунда. Любые тождества, все, что есть математике, не требует, экспериментальной верификации. Истинность любого математического выражения, доказательство любой математической теоремы не подразумевает поездку в поле, ведение раскопок, смешивание жидкостей в пробирках, создания специальных приборов и проведение замеров. (Исключение составляет только использование компьютеров при применении вычислительных методов. Но вы не про это.).
Соответственно, если вместо "Категорический Императив" мы напишем "Kategorischer Imperativ", то это будут совершенно разные термины - ведь по Вашим словам "если мы изменим хоть букву в термине или заменим один символ на другой , то это будет трактоваться, как нарушение закона тождества". Следовательно, мой аргумент в полной мере обоснован :
Получается что Вы оперируете двойными стандартами, идентифицируя "нарушение закона тождества" только в чужих высказываниях, и не обращая внимания на свои, в которых по сути делаете то же самое :
С таким же успехом Вы могли бы утверждать, что римское число "V" и арабское число "5" - это разные числа, даже если они обозначают одно и то же количество (то есть ссылаются на одно и то же значение, сопоставленное разным символам). В общем я не понимаю как Вам удаётся непротиворечиво совмещать свои суждения, и складывается такое впечатление, что Вы даже не пытаетесь отслеживать между ними подобные несоответствия, раз до сих не смогли мне ответить на элементарные вопросы.
Я считаю что термин (значение) всегда один, а терминологических решений (то есть буквенных сочетаний которые на это значение можно повесить) может быть сколько угодно. Вы же на первое место выдвигаете форму записи, которая по большому счёту никому не интересна - что Вы и подтвердили, отождествив разные сочетания букв с одним и тем же термином, не считая это нарушением закона тождества.
Нет, винегрет получается у Вас :
И этот винегрет Вы приписываете мне - я-то ведь не пользуюсь термином "понятие", следовательно никак не мог "доказывать, что понятие не зависит от..." чего-то там неважно чего, во что я даже и не стану пытаться вникать, отдавая себе отчёт в том, что значение этого термина каждый философ понимаете по-своему. То есть мы опять упираемся с "проблему испорченного телефона", возникающую из-за того, что я говорю о логике как дисциплине, в которой строго определены значения терминов, а не сопоставленные им сочетания букв ; в то время как Вы говорите о философии логики, где фиксированными полагаются буквы, из которых значения выводятся в соответствии с субъективными предпочтениями участников обсуждений этих буквосочетаний. Если бы математики делали так как вы, то мы бы до сих пор ничего не знали о математике, и это та банальная мысль, которую я пытаюсь до Вас донести.
В математике не требует, а в физике в эту математическую формулу подставляются экспериментальные данные, на основании которых производится верификация тождества её левой и правой части. То есть Вы либо перепутали способы использования математической дефиниции в математике и физике, либо вообще забыли о том, что в физике она тоже может использоваться как логический термин, со значением которого сопоставляются данные физических экспериментов. И эту банальную мысль мы толчём уже не один десяток постов.
Извините степень вашей неадекватности просто не знает пределов: пропускаете существенные условия ("в конкретной логической системе"), путаетесь в терминах их значениях ("термин (значение) всегда один"), забываете с кем общаетесь ("понятие - суждение - умозаключение" - это не я писал), на ходу подменяете понятия (было "математического выражения" и вдруг "а в физике").
Конечно, можете валить на меня все бочки. Но лучше не тратьте зря время. Займитесь образованием. Успехов.
Ну хорошо, будем считать неадекватным мой вопрос о том, на каком основании "Категорический императив" и "Kategorischer Imperativ" Вы считаете одним и тем же термином, а не Вашу неспособность на него ответить.
А какое это имеет отношение к "категорическому императиву" ? Где у Вас тут "логические системы" - Германия и Россия что ли ? То же самое и с математикой : понятно что Лобачевский при разработке своей теории не пользовался буквосочетанием "пространство Лобачевского", но из этого ведь не следует что то буквосочетание которым он пользовался для выражения своих мыслей было другим термином.
Я не путаюсь, я говорю что их нет смысла разотождествлять, поскольку термин фиксирует значение, и больше ни для чего не нужен. А из каких букв он состоит - совершенно без разницы, главное не перепутать одно и то же значение с разными [терминами]. То есть в моей "понятийной сетке" вообще нет такого действия как "различение буквенных сочетаний", потому что с точки зрения идентификации значений, которые только и могут нас интересовать при восприятии текстовой информации, это действие совершенно бесполезно.
Скажите ещё что не писали термин "понятие", значение которого мне непонятно в любом контексте. Вы постоянно реагируете на какие-то левые формальности, не имеющие никакого отношения к предмету нашей дискуссии.
Что значит "подменяю" ? Я сказал что математическими дефинициями пользуются не только математики, но и физики. То есть я эти случаи друг от друга отличаю, а Вы нет. По крайней мере теперь Вам известна причина, по которой Вам не удаётся меня понять.
А что делать, если Вы неспособны ответить на элементарные вопросы.
Чтобы не отличать физику от математики и суждение от предписания ? Да Вы ходячая антиреклама тем книжкам которые прочитали, хотя я не думаю что в этом виноваты их авторы.
axby1, 9 Декабрь, 2018 - 01:07, ссылка
Приведите это определение.
Ответ здесь :
Жирным выделено условие, обеспечивающее стопроцентную гарантию идентичности понимания определения термина "смысл" любым человеком.
axby1, 9 Декабрь, 2018 - 13:36, ссылка
Но здесь нет определения смысла.
Тире не нашли ? Ну тогда воспользуйтесь словосочетанием "понимать одинаково" - так точно не ошибётесь. Если такой возможности не существует, значит под "смыслом" подразумевается всё что угодно, но только не то значение которым наделяю этот термин я. Если же такая возможность существует - значит получаем однозначное соответствие. Остальной текст я привёл для привязки к жизненным реалиям - в школе учились все, так что при желании можно вспомнить, как именно "идентичное понимание смысла" проявляется в опыте.
Ясно.
Определения нет. Есть некое загадочное "понимать одинаково".
Начните с того что оно Вам не нужно, а фразу "есть некое загадочное" можно приписать к любому определению, если неизвестно как им пользоваться.
Вы за других не можете решать.
А Ваше утверждение относительно определения смысла, которое, по-вашему, исключает "неоднозначность интерпретации", вызвало интерес. На поверку оказалось, что его нет. Это разочаровало.
Ладно, извините, отвечу более развёрнуто.
Исключение неоднозначности интерпретации определения подразумевает исчерпывающий ответ на вопрос как им пользоваться. О том как я им пользуюсь Вы узнали из нашей предыдущей дискуссии :
То есть вопрос о практической применимости определения может быть связан не с выполнением каких-то конкретных действий, а наоборот - с избавлением от необходимости совершать избыточные действия (кого-то в чём-то убеждать, отстаивать свою точку зрения, и так далее). Ну типа "тебе надо - пойди и проверь, благо логические абстракции доступны для публичного просмотра ; не надо - не морочь голову". Можно проверить справедливость тех или иных суждений путём совместных рассуждений, а не индивидуальных, но поскольку на ФШ так не принято делать, то мне по крайней мере не приходится ставить себя в зависимость от желания/нежелания других этим заниматься, и ничего не мешает достигать этих результатов в одностороннем порядке, используя собеседников как "болванов" в преферансе. Отстой конечно а не игра, но за неимением лучшего...
В общем если хотите определения по существу, то я бы его выразил в следующей форме :
Из этого определения следует что то чем занимаются участники этого и других философских форумов (споры, полемика, обмен мнениями) есть ни что иное как бесполезные растраты мозговых ресурсов. Это то что я называю "однозначностью интерпретации", которая может стать однозначной только лишь том случае, если Вы стремитесь знать независимо от субъективных мнений и видите способ как этого можно достичь - для чего необходимо выкинуть из головы весь тот информационный балласт которого Вы тут нахватались, и вспомнить о математике, подтверждающей факт наличия такой возможности.
axby1, 9 Декабрь, 2018 - 19:35, ссылка
По указанной ссылке относительно "смысла" было найдено несколько контекстов:
Ни один из них не является определением смысла.
Не понял - Вам не одно определение нужно, а десяток ?
Укажите, что из приведенных контекстов, которые взяты из Вашей ссылки, является определением смысла.
Если Вы затрудняетесь преобразовать это утверждение так, чтобы интересующий Вас термин оказался слева, а остальные через дефис справа, то могу Вас уверить, что Вам это определение не понадобится. Понадобится оно Вам может только тогда, когда Вам надоест тратить длиннющие ветки дискуссий на обсуждение банальностей.
Увы.
Можно "понимать одинаково", но одинаково неправильно.
Нет однозначности "определения".
Если оба ошибаются, то это не значит что ошибётся третий, который уже не сможет их понять так как они понимают себя. А если от "третьего" перейти к "тысячам", вероятность того что все они ошибутся в одном и том же вопросе исчезающе мала. Ну а в пределе, соответственно, получаем тезис "все разом ошибаться не могут". Да, ошибки случаются, даже среди математиков, но по меньшей мере это должны быть очень сложные вопросы, а по большей рано или поздно эти ошибки всё равно обнаруживаются. Нам, философам, об этом рано думать - всё равно у нас пока нет возможности выходить в своих рассуждениях за рамки банальностей, вопрос верификации которых не стоит и ломаного гроша.
axby1, 9 Декабрь, 2018 - 19:45, ссылка
Определение не должно допускать неоднозначности, как это наблюдается в данном случае.
Кроме того, правильность содержания нельзя определять статистикой правильно или неправильно его понимающих.
Мы же не намерены определять, например, сколько будет 2х2, по итогам опросов?
Вам показалось.
То есть, Вы утверждаете что ответ на этот вопрос любой может проверить. Тогда на каком основании Вы утверждаете о том, что нельзя проверить корректность моего определения, согласно которому существуют такие утверждения, которые можно понимать одинаково, если сами только что привели пример, подтверждающий однозначное соответствие действительности того о чём это определение утверждает ?
Левая и правая стороны тождества. Основание склочника...
Правда что ли склочно выгляжу ? Странно, я ж сангвиник. Довели человека, сволочи :)
Правда!
По его мнению философия не наука, следовательно, и логика не наука. Ясная позиция, а не вредительская...
Термин и его значения: 1) имя, слово, 2) понятие, 3) в силлогистике - малый, большой и средний термины.
Вы о каком?!))
Например, термин - свет, понятие - поток фотонов, категория - электромагнитное колебание...
Да, эту тему я сгоряча создал. Как только обнаружил у Болдачёва пробелы в представлениях на базовом уровне, мне даже стыдно стало за то что плохо о нём подумал как о человеке. Теперь хоть буду знать что он не умышленно хочет ввести нас в заблуждение, а делает это по неведению. Если конкретно, то ему неизвестно определение "результатов научной деятельности".
Примечательная вещь, наш любитель Аристотеля Спокус его Халепний, так и не дал вразумительного ответа на вопрос, что же такое результат логической операции?: ссылка . Это в свою очередь означает, что невозможно изобрести такой критерий, согласно которому однозначно можно оценить результат. То есть фактически в качестве результата можно подсунуть всё что угодно, пипл всё схавает, а если начнёт ерепенится, то ему можно авторитетно указать на Центр, там хранится "критерий" в единственном экземпляре.
Если считать логический бит "квантом смысла", то оценки истинно/ложно можно интерпретировать следующим образом :
Так и приходится продираться через эти дебри логического мышления - чуть не туда свернул, и всё что идёт дальше бракуется как непригодное для построения непротиворечивой теории, независимо от того знаешь ты об этом или нет.
Да, где то так. Но здесь есть некоторый нюанс. По результату можно судить о субъекте, который этот результат получил. Допустим есть утверждение: понятие это форма мышления. И вот оценка: данное утверждение непригодно к использованию. Отгадайте с трёх раз, кто мог вынести такую оценку такому утверждению? Вот так и с результатом логической операции - сама операция наряду с операндами входит в результат, по аналогии с арифметической операцией: к а прибавляем бэ, результат - сумма а и бэ, или, другими словами, если результат арифметической операции меньше и первого и второго операнда, то это точно не сложение. Как я не пытался донести до Спокуса эту банальность, ничего не получилось, не хватило выразительных средств.
Такую оценку мог вынести любой человек, привыкший подкреплять свои утверждения фактами и требовать этого от других. Если бы один я не мог помыслить примеров, к которым это определение применимо, тогда бы ещё мог возникнуть повод для привлечения субъекта, которому оно чем-то "субъективно не понравилось", с целью определения того "большого и светлого", которое этим субъектом движет. Но они ведь сами не могут помыслить таких примеров, стало быть мои субъективные предрасположенности здесь ни при чём, поскольку объективность моей оценки может проверить любой кому не лень потребовать от них приведения примера, подтверждающего логическую состоятельность данного утверждения.
Вам достаточно определить ту причину, по которой у Вас в принципе нет такой возможности - донести до Спокуса эту и многие другие банальные мысли. Внутри своей тусовки они договорились считать истинными только те утверждения, которые приняли большинством голосов, и если эти утверждения противоречат фактам, значит "тем хуже для фактов". Дискутируя на тему логики они вообще исключают термин "факт" из своего лексикона - действительно, откуда у них возьмётся потребность им пользоваться, если они даже не допускают мысли о том, что в логике корректность любого утверждения можно проверить независимо от того, "кто за что голосует". Согласно же их представлениям пока они не договорятся считать истинным утверждение "от перемены мест слагаемых сумма не меняется", переместительный закон сложения выполняться не будет. Как следствие, то значение, которым они наделяют аббревиатуру "ФЛ", противоречит всему тому что мы знаем о математике, так что все Ваши аргументы, независимо от степени их банальности, будут начисто ими игнорироваться в том случае если эти аргументы будут противоречить устоявшемуся мнению - раз уж они не допускают такой возможности, что принятая внутри их тусовки большинством голосов истина может быть верифицирована на предмет соответствия объективным фактам (вообще-то "объективный факт" это тавтология, но слишком уж часто в дискуссиях на ФШ мне приходится напоминать о том что масло масляное).
P.S. То что их идеология уходит корнями в историю - это блеф. Не мне Вам объяснять все эти тонкости пиарных технологий, способных из любой туфты раздуть видимость общепринятости путём многократного повторения заезженных фраз ("во всех учебниках по логике написано"), извращения мыслей исторических персонажей, которые уже ничем не смогут возразить ("Аристотель не даст соврать, а я чё - я по чём купил по том и продаю"), ну и так далее. Думаю что смогу определить с точностью до года, сколько лет этому "кружку аристотелеведов" :
То есть они тупо убрали из формулировки Аристотеля слова которые им мешали, и таким образом 1976-й год можно считать датой основания их "монастыря", в который я типа "лезу со своими правилами".
Слишком уж мы по-разному понимаем значение словосочетания "научно высказываться" :
Ах, да, вы же к фактам по-философски относитесь. Ну тогда хоть запомните мои аргументы (выделил жирным), дабы круги не наматывать.
Открываю учебник логики. Читаю, понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Открываю ФШ и читаю названия тем :
При этом каждый апеллирует в своей аргументации к учебникам по логике - так что я даже ничего здесь не преувеличил :
То есть вы банально путаете логику с философией. В логике исключены определения терминов, которые каждый волен трактовать "на свой вкус и цвет".
Читаем учебник, логика - это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым она подчиняется.
Не осведомлён.
Странно если бы в учебниках по философии логики было написано что-то другое. Для меня главное результат : начитавшись всей этой дряни вы перестали друг друга понимать, расходясь во мнениях даже по ключевым вопросам. То есть ваш уровень компетентности есть все основания оценить как "строго нулевой", ведь если вы не можете договориться между собой даже в элементарных вещах, то уж тем более не сможете ничего объяснить другим, будучи неспособными объяснить эти вещи своими словами, обходясь без шпаргалок и не прибегая по любому поводу к своей дежурной фразе "читайте учебники". Уж насколько был примитивным вопрос, в котором Болдачёв решил меня просветить - и тот не сумел внятно сформулировать.
Пожалуйста, объясните Вы чем не устраивает определение:понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. И почему логику не надо путать с философией?
Брюзжите, а теоретического результата нет...
Тем что его никто не понимает (ну или все понимают по-разному). В логике так не принято определять термины.
Можно и "путать", если отличать состояние философии в норме и по факту. В норме философия - это и есть логика, где любой результат может быть доступен для понимания любому человеку, а то что мы имеем по факту я вижу все основания считать устаревшим.
Определение "понятия" из учебника логики... Выходит, в нём дано определение, которое в логике так не принято определять термины. Одно из двух, либо с учебником не всё в порядке, либо с Вами... мягко выражаясь.
В Академию наук не обращались?! ))
Угадайте, какой вариант ответа я считаю правильным - особенно с учётом того обстоятельства, что я не встречал ни одного начитанного этими учебниками человека, способного объяснить своими словами хоть что-то из того что он в них вычитал, не говоря уже о применении этих знаний для получения конкретных результатов. Вы даже пример нарушения закона тождества привести не смогли, что уж там говорить за остальное...
К себе что ли ? ))
Тут я загнул, ничего с Вами не происходит умопомрачающего... Психиатрическая помощь не требуется)). Увы, бывает, людьми овладевают "сверхценные идеи", убеждения, взгляды... Что делать, такова природа человека, допускающая верховодить его действиями заблуждениям. Обратите внимание, сколько "пытливых умов" на ФШ ... и вне его! Кого не спроси по любому вопросу - собственное соображение имеют. Они, можно сказать, составляют субстрат научного познания, отсюда оно происходит, как только заблуждение отменяется достигнутой истиной... Поздравляю, Вы занимаете своё важное место в процессе познания: Вы, батенька, субстрат. Не учёный. Ваша претензия на учёность - нарушение закона тождества)).
И последнее, познавательская деятельность связана с интенсивными эмоциональными переживаниями озарения, инсайта. Какое-то время Вы на этом протянете, выделяя себя необыкновенного от других... Короче, почитайте психологию по проблеме развития личности.
Успехов!
Но это ведь Вы с умным видом пытаетесь убедить одного человека в том, что он не является Академией наук. Так что это спорный вопрос - кому из нас требуется психиатрическая помощь. Тем более что Вы так и не смогли показать, в чём конкретно здесь проявляется нарушение закона тождества :
Если конечно не считать корректной аргументацией переход на личности.
Убрал из названия темы посыл "как вы меня все достали". Можете назвать моё решение "шулерством", я не обижусь.
Вот пример:
Значит искать надо ПРА-смыслы в словах значение и термин
Ну да, типа притчи о буридановом козле, который сошёл с ума раздумывая над значением слова "слово". Я же эту мысль выражаю так :
Маленькая поправочка: не "о козле", а "об осле".
Причём, ослов, было как минимум, двое. Ослы научились размножаться виртуально и плодятся, как зайцы. ))
Правильно, за козла придётся отвечать перед Буриданом и фильтровать
базарлогическую систему.Боюсь даже представить что сделает со мной Фаренгейт за то что я посмертно наградил его этой клятвой.
Уважаемый Дмитрий!
1. Вот читаю ваши темы и комментарии и не понимаю как Вы не видите себя самого в тех высказываниях, которые получаете в ответ.
2. Вы знаете, что в общении у нас есть только одна реальная возможность – изменить самого себя, свои взгляды и понимание, изменить манеру их высказывания и стараться понять другого, что необходимо для понимания наших рассуждений другими людьми. Вот только сделать это трудно, а иногда и невозможно, но важнее хорошо это понимать.
3. Про содержание термина Вы рассуждаете как программист, логик, математик, но не как философ, не очень обращая внимание на смысл своих рассуждений, а заботясь о формально-логической структуре построения текста. Например, написав формулу закона гравитации Вы забыли указать, что речь идет только о величине силы и произведении числовых значений масс в отношении к квадрату числового значения расстояния, а без такого уточнения Ваша Формулировка становится для философа бессмысленной. Какой философский смысл есть, например, у "произведение масс"?
4. Есть большая разница в формах мышления у математика, логика, философа или другого учёного.
Когда математик построил правильные формально-логические высказывания, то уже нет нужды задумываться об их смысле, и так всё понятно. С годами практической работы такая форма мышления становится естественной, а изменить её бывает невозможно. Например формально-логические размышления абстрагируют от смысла, что свойственно математикам, программистам, логикам, но совершенно недопустимо для философа.
5. Очевидно, что не все люди философы, как и не все математики, логики, художники или музыканты, но это естественно.
ЕС
Здравствуйте, Евгений Васильевич.
Я вижу себя в любом живом существе.
Я не знаю людей, для которых вопрос об изменении себя был бы актуальным.
Я бы не смешивал "взгляды" и "понимание". Понять нечто достаточно один раз, чтобы изменить это понимание было уже невозможно. Возможно только понять нечто другое, чего не понимал раньше.
Думаю Вы как и остальные придаёте избыточное значение форме.
Среди философов это не принято, и согласно общепринятым представлениям в дискуссии они ставят прямо противоположную задачу - чем собственно и обусловлен формат моих дискуссий с ними (с вами) :
Так и живём.
Рассуждения на ФШ тоже считаются чем-то сродни моветону, и как следствие обмен информацией приобретает здесь сугубо репликативный характер (кто чего когда написал, и какие у кого ассоциации это вызывает). Я по своему опыту знаю, что любые мои попытки рассуждать над высказываниями собеседника превращают дискуссию с ним в мой внутренний монолог.
Большего чем ставить перед собой соответствующие цели здесь не требуется. Если их перед собой ставить, то для их достижения не будут помехой даже собеседники, которые ставят перед собой обратную задачу.
Я уверен в том что у меня не возникнет потребности рассуждать как философ, и причины тому я назвал.
Я не разделяю "смысл" с "тем, что можно и нужно понимать одинаково". "Понять по-разному", как вы это делаете - это просто хаотическое блуждание от одних смыслов к другим. Я не вижу в этих действиях никакой целесообразности. А Вы ?
Предмет нашей дискуссии с Александром Владимировичем был зафиксирован чётко и однозначно :
То есть без вариантов : результатом научной деятельности физиков во всех без исключения случаях является проверка экспериментальных данных на предмет их соответствия логическим абстракциям. Как выяснилось из дальнейшего обсуждения, Болдачёв исключает из рассмотрения тот факт, что математическими абстракциями пользуются не только математики, но и физики. Это явно следует из его высказываний, и таким образом предмет нашей дискуссии можно считать исчерпанным.
Я считаю что данное определение деятельности философов пребывает в строгом соответствии с тем что мне приходится здесь наблюдать :
Извините, но это так, и для того чтобы в этом убедиться, достаточно не игнорировать факты. Впрочем, для философов факты не являются аргументами, поэтому я и не рассчитываю на то, что мои апелляции к фактам Вы сочтёте убедительными.
Если бы это было так как Вы говорите, то верифицировать корректность доказательства математической теоремы можно было бы с помощью текстового редактора. Боюсь что Вы даже не представляете себе сложности этой задачи - взять например текст доказательства теоремы Пуанкаре или теоремы Ферма.
Значит мы говорим о совершенно разных вещах. Я не понимаю что означает "формально"-логические размышления, и ни один человек на этом форуме даже не попытался мне это объяснить, сколько я об этом ни спрашивал. Из чего я делаю закономерный вывод о том, что значение термина "ФЛ" никому не известно.
Это лишь вопрос времени, когда Вы поймёте что философия (за вычетом гуманитарной её части) есть ничто иное как продолжение математики.
...
PS : Извините за то что не смогу поддержать нашу дискуссию в приемлемом для Вас формате.
Извините, Дмитрий, не совсем понял Ваше PS, но, если Вы не хотите продолжать беседу, то это будет понятно по ответу, а я готов продолжить обсуждение в удобном для Вас формате.
Предлагаю начать это обсуждение с важного для взаимопонимания утверждения.
Вы пишете: "Я не понимаю что означает "формально"-логические размышления, и ни один человек на этом форуме даже не попытался мне это объяснить, сколько я об этом ни спрашивал".
- Мне кажется, что это ключевой момент в нашей беседе. Попробую объяснить как я это понимаю.
1. Философы очень давно задумались об одном (едином) и многом (множественности, не путать с абстрактным математическим множеством). Например, об этом пишет Платон в диалоге "Парменид" где размышляет о трудности понимания родов и видов, и обосновывает существование идей.
Мы ясно воспринимаем с самого раннего детства идею, которая символизируется словом "одно" и не используем для этого никакого формального определения.
Философ осознает идею одного в своих размышлениях не на основании каких либо формальных определений, а неформально, в естественном понимании смысла отношений этого слова с другими словами.
Одно просто есть в своей абсолютной идее и безразлично существует оно или нет, существует или нет другое, независимо от всего другого оно есть и т. д.
Многое воспринимается как иное для одного, но обусловлено одним.
Не существует многого если нет каждого одного в смысле их отношений к этому многому.
Только во многом осуществляется отношение в самом всеобщем смысле.
Одно существует для другого если существует отношение между ними.
Отношение имеет другую природу , отличную от природы одного и другого. Мы различаем одно и другое от их отношения, вне всяких формальных определений.
В существовании одно выражает себя для другого в их отношении и воспринимает другое.
В отношении одного и другого осуществляется начало многого и выражается смысл их цельности как одной двоицы, идея которой и выражена в этом отношении их существования.
Таким образом, в этих всеобщих философских размышлениях мы выходим к осознанию начала множественного, а значит, к метафизике (первой философии, по формальному определению Аристотеля – наука о первых основаниях, началах философии).
2. Формально-логические размышления в математике рассмотрим на примере абстрактного термина "множество", который как видовые включает и единичное множество, и пустое множество, и бесконечное и пр.
Единичное множество формально однозначно определяется как множество состоящее только из одного элемента. точно так же формально определяются и другие термины связанные со множеством. .
Обратим внимание, что формальное однозначное определение не претендует на какое либо осмысление этого определения. Очевидно, что единичное множество не имеет никакого отличия от своего элемента, кроме формального определения. В таком множестве вступает в противоречие идея одного и многого.
Математические термины абстрактны потому, что только формально определяются, а далее логично формируют умозрительные конструкты, которые и определяют суть математики.
Например, в средние века до начала использования десятичной системы и арабских цифр, когда широко использовали римские цифры, в университетах были профессора умножения на кафедрах математики, знающие огромное количество правил умножения чисел, записанных римскими цифрами. В этом примере показано, как форма записи числа определяет саму математику как науку.
PS. Я не спешу писать ответы до тех пор пока не обдумаю и не сформулирую законченную мысль. Поэтому, нет смысла комментировать часть предложения, а только всю цельную мысль.
ЕС
Да как-то уже стала привычной мысль о том, что собеседники меня долго не выдерживают, и соответственно мой PS гласил нечто вроде "заранее извиняюсь если пожалеете о том что со мной связались". Подобный результат дискуссии мне вовсе не импонирует, и если бы дело было только в форме выражения мыслей, то мне в общем-то не составляет труда смягчать свои формулировки - что впрочем никоим образом не сказывается на их содержании, где так или иначе лейтмотивом проскальзывает мысль о том, что вы тут мол все ерундой занимаетесь в отличии от меня любимого. То есть отдавая себе отчёт в том что другого формата дискуссии я Вам предложить не смогу, мне приходится приносить Вам свои извинения авансом. Что же касается Вашего PS, то я признаю его обоснованность и постараюсь больше не злоупотреблять текстами Ваших комментариев.
Сделаю с Вашего позволения небольшую вставку, из которой Вы сможете почерпнуть представление о том, с каких позиций я рассматриваю любые утверждения о логике.
Вижу веские основания предполагать, что мы понимаем эту мысль одинаково, только то что Вы называете "идеей" я называю "логической абстракцией", а поскольку под "логикой" я подразумеваю нечто противоположное тому что приписывают ей адепты предиката к ней "формальная", всё что Вы написали в этом пункте является на мой взгляд не опровержением, а подтверждением той моей мысли, что философский метод познания изоморфен математическому. Математикой (ну это где теоремы доказываются, а не числа в столбик складываются) мы последний раз занимались в школе , поэтому немножко подзабыли о том как приобретаются в ней знания, а то что говорят об ФЛ на ФШ не имеет ничего общего с математическим методом познания. Просто учтите это момент : значения термина "математика" мы понимаем совершенно по-разному, и Вы не сможете привести аргументов "против" того, что философский метод познания не является математическим. С моей точки зрения Вы только что эту мысль подтвердили, приведя пример абстракции, понимаемой нами "с детства" одинаково. То есть она определена по факту наличия возможности оперировать ею в рассуждениях, не заморачиваясь над теми определениями, которые Вы называете "формальными" - раз уж значение термина "единство" нам уже известно, а стало быть вполне доступны для идентичного понимания те утверждения, в которых сей термин может фигурировать.
Вот и я говорю что формальная логика это там где ничего не понятно - потому и предлагаю пользоваться в философии обычной.
Хорошо, Дмитрий, спасибо за Ваш комментарий.
1. Удивительно читать Ваше: " Сделаю с Вашего позволения небольшую вставку - так Вам будет понятнее, с каких позиций я рассматриваю любые Ваши утверждения о логике".
- Да вроде я пока ещё в нашем разговоре о логике и не рассуждал.
2. Вы пишете: "Вижу веские основания предполагать, что мы понимаем эту мысль одинаково, только то что Вы называете "идеей" я называю "логической абстракцией", а поскольку под "логикой" я подразумеваю нечто противоположное тому, что приписывают ей адепты предиката к ней "формальная", всё что Вы написали в этом пункте является на мой взгляд не опровержением, а подтверждением той моей мысли, что философский метод познания изоморфен математическом"у.
- Сказали много, но содержание невнятное, сумбурное, понять трудно.
Например, "Вы утверждаете, что идеей "я называю "логической абстракцией",но разве одна цельная идея может быть только абстракцией, отвлечённой от другого цельного? Существует идея абстрактного, но сама идея всегда цельна и конкретна, а не абстрактна. Кроме того , логическая абстракция неполное определение и предполагает от "чего"эта абстракция абстрагирована. Абстракция вторична, по отношению к тому от чего она абстрагирована, а идея абсолютно первична. В чём вы видите логическую абстракцию, например, в идее велосипеда и почему она логическая?
Непонятно, на каком основании Вы утверждаете тождество идеи и логической абстракции и кто из философов использовал такое тождество? Если можно, приведите, пожалуйста, цитату.
3. Очень интересно понять то, что Вы называете "логикой". Мои представления о логике изложены в небольших работах, в том числе "Смысл логики" и "Речь-мышление-логика".
4. Про философию и математику предлагаю поговорить после обсуждения термина "логика".
PS. В своём предыдущем комментарии я только рассуждал и ничего не опровергал.
Хочу обозначить своё понимание форм обсуждений на этом форуме. Я избегаю в общении споров, не вижу смысла в доказательствах и в стремлении кого-то убедить.
В философской беседе для меня важно понять высказывания собеседника и их обоснование и изложить свои обоснованные представления для их обсуждения. Каждое моё утверждение должно быть очевидным для собеседника или у меня должно быть ля него достаточное основание .
ЕС
С моей точки зрения рассуждали, поскольку я считаю "логичным" всё что можно понять. Иначе Вам придётся вообще исключить из рассмотрения такую возможность - ну, то что сказанное Вами может понять другой человек.
Вы ничего не поняли из моих слов потому что сами забыли к чему применили термин "идея". А применили Вы его к "единству" :
То есть говорил я не об "идее вообще", а об "идее единства", которая по моим представлениям ничем не лучше и хуже "идеи тождества", а посему является сугубо математическим термином. Ну например, мы можем сказать "два шара с одинаковым радиусом тождественны" или "числа натурального ряда составляют одно целое". Можно даже "идею как таковую" считать математическим термином, приписывая ей со всей строгостью и определённостью свойство "алгоритмической невычислимости" и идентифицируя ошибки в суждениях собеседника как "логические", если он например предложит к рассмотрению алгоритм некой идеи.
Вы просто рассмотрели два принципиальных случая - когда идею (абстракцию) можно назвать "абсолютно первичной" по отношению к опыту, и когда опыт можно назвать "абсолютно первичным" по отношению к идее (абстракции). То есть в одном контексте рассмотрения справедливо одно, а в другом - другое. Можете чётко определить оба случая ?
"Идея велосипеда" не является логической абстракцией, потому что её невозможно строго определить. То есть это вообще бесполезная абракадабра, непригодная для использования в теоретических наработках.
Мне неизвестны имена философов, не разделяющих философию с математикой, а Вам неизвестны критерии такого разделения.
В окончательной редакции моё определение логики выглядит так :
Могу ещё к этому добавить, что в логике любой результат можно проверить, и как следствие доступ к логическим абстракциям является публичным.
Как видите, мои представления о логике достаточно тривиальны, чтобы там нечего было обсуждать - тем более что от философии я её всё равно не отличаю. Логику от математики отличаю, и могу строго определить тот водораздел, который отделяет математику от логики в общем случае.
В дискуссии меня интересует содержательный анализ высказываний, выявление ошибок с последующей работой над ними, правда независимо от наличия у собеседника энтузиазма такой работой заниматься. По крайней мере я не имею привычки спорить и убеждать, а просто констатирую факты для получения возможности устанавливать новые.
Ну что ж, такой подход к философской дискуссии мне весьма импонирует - особенно понравились слова "обоснование" и "очевидность". Я тоже считаю что любые утверждения в философской дискуссии можно и нужно обосновывать, а по любому вопросу можно при желании достичь очевидности ответа.
Спасибо, Дмитрий, за подробный ответ на мой комментарий.
Стала понятной Ваша доморощенная, необоснованная трактовка философских терминов: "идея", "логика", "тождество".
***
1. Думаю, что тот кто внимательно прочитал про идею только одну работу "Идея", написанную П.Д. Юркевичем, так примитивно как Вы рассуждать и утверждать о термине "идея" не станет. Осознание таких сложных философских терминов как "идея" требует больших знаний и их ясного понимания, требует многолетней работы с философской литературой.
2. Вы пишете: "Вы ничего не поняли из моих слов потому что сами забыли к чему применили термин "идея". А применили Вы его к "единству".
- Хорошо, Дмитрий, напомню Вам, что мой комментарий был вовсе не об идеях и не о единстве, а примером философских рассуждений в отличии от формально-логических, в ответ на Ваш вопрос о таком различии.
Для Вашего понимания скажу, что философские рассуждения и термины являются всеобщими и необходимыми и не определяются только формальной спецификой их использования, совсем не так как в математике, где они отнесены к абстрактному количеству и форме. .
3. Вы формально символически и совершенно необоснованно определили: "Логика = { процесс >|< результат }
Термин = { рассуждения >|< смысл }".
- Такие символические определения абсурдны, а значит бессмысленные для математика, логика и философа, а поэтому не могут быть предметом обсуждения и критики.
Думаю, что тот кто внимательно прочитал о логике только "Органон" Аристотеля уже сможет содержательно и понятно выразить воспринятую из рассуждений философа идею логики.
ЕС
Нет - Вы как не понимали ничего из моих слов, так и продолжаете это делать, полностью игнорируя всё о чём я Вам пишу.
Вы называете "примитивным" моё предложение строго определять значения ключевых терминов которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. А предлагаю я это Вам для того, чтобы мы могли одинаково понимать о чём говорим, вместо того чтобы играть в ассоциации, обмениваясь "чернильными пятнами", которые каждый волен ассоциировать с тем что ему заблагорассудится. Вы же называете "интеллектуальной деятельностью" превращение любых мыслей собеседника в кашу, копируя общепринятые шаблоны ведения философской дискуссии - из чего наиболее вероятным мне представляется тот вывод, что из работ Юркевича Вы ничего не поняли, и то что отложилось у Вас в голове после их прочтения не имеет ничего общего с теми мыслями, которые он хотел донести до читателя.
Из того что математику можно строго определить не следует то, что прочитав это определение можно понять все результаты математического мышления оптом - и это в равной степени относится к значению термина "идея". А у Вас на этом примитивном шаблоне строится вся аргументация : "определимо - следовательно тривиально".
Я Вам уже несколько раз сказал о том, что формальная логика не имеет ничего общего с математикой, а Вы опять подставляете вместо "математики" ту аббревиатуру, которой я не только не пользуюсь, но и считаю профанацией любую деятельность "адептов предиката к ней `формальная`". То есть Вы в очередной раз проигнорировали мои слова, настаивая на продолжении нашей дискуссию в этом ключе :
Честно говоря сомневаюсь в том, что Вы сможете мне предложить альтернативное направление своей аргументации. По крайней мере мне не известно ни одного случая, когда бы собеседнику, придерживающемуся общепринятых стереотипов ведения дискуссии, удалось бы выйти за рамки предопределённого алгоритма своих действий.
Это туда же :
И так далее - пока нам обоим это не надоест. Думаю что надоест очень быстро.
Если мы не будем строго определять термины которыми оперируем в рассуждениях, то наша дискуссия обречена превратиться в испорченный телефон, и если Вы называете "абсурдом" то, без чего по моим представлениям философская дискуссия заведомо лишена смысла, то на ФШ Вы найдёте много умных и интересных собеседников, разделяющих Ваши взгляды на специфику информационного обмена на философском форуме.
Если сумеете разобраться в содержании, скажем, этих двух постов (ссылка, ссылка), тогда сможете понять в чём состоит предмет нашей дискуссии. Пока же Вы даже приблизительно себе не представляете, о чём мы дискутируем, поэтому кроме своих случайных ассоциаций с буквами из моих комментариев ничего к сожалению предложить мне не можете.
Вы правы, Дмитрий, я действительно не понимаю, как и многие участники ФШ, ваших рассуждений и их обоснований и пишу Вам об этом в каждом своём комментарии.
Непонимание Ваших рассуждений свидетельствует об их алогичности и необоснованности. Например, в Ваших текстах очень редко встречаются цитаты и ссылки на суждения известных мыслителей, что свидетельствует о маргинальности Ваших убеждений и восприятия предмета рассуждений и как следствие, приводит к их непониманию другими.
***
1. Странно читать Ваше суждение " … продолжаете это делать, полностью игнорируя всё о чём я Вам пишу".
- Обратите внимание, что в каждом моём комментарии есть цитаты из Ваших текстов, которые я не игнорирую.
2. Давайте обсудим Ваше ошибочное высказывание: " Вы называете "примитивным" моё предложение строго определять значения ключевых терминов которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. А предлагаю я это Вам для того, чтобы мы могли одинаково понимать о чём говорим, вместо того чтобы играть в ассоциации, обмениваясь "чернильными пятнами", которые каждый волен ассоциировать с тем что ему заблагорассудится".
Строгое однозначное определение термина называется "формализмом", который возможен только когда формально уже определено всё, что определяет термин..
Формально однозначно можно определить только примитивные абстрактные объекты. Например, многие математические объекты и действия между ними определены только формально.
Однако, и для математических объектов простота формальной однозначности является иногда кажущейся. Когда многолетние рассуждения пифагорейцев о числе, количестве и мере привели их к однозначному пониманию, несоизмеримость диагонали квадрата и его стороны вынудили их держать этот непонятный факт в секрете.
Простыми однозначными рассуждениями и определениями принципиально невозможно выразить такие явления даже в примитивной математике.
Природу простых чисел в тривиальном натуральном ряду формально и однозначно выразить не удается до сих пор.
Бесконечно малая величина может быть формально определена, а вот понимание её субъективно для каждого человека и зависит от его знаний, образования, особенностей мышления , а не от определения этого термина.
Вы путаете субъективное понятие обозначающее смысл термина , который является интерсубъективным словом, символизирующим идею.
3. Можно рассмотреть любое, на Ваш выбор, однозначное определение термина , а после его тщательного обсуждения, положить его в начало дальнейших совместных рассуждений. Думаю, что в таком конкретном разговоре об однозначности определения термина многое прояснится.
***
Если захотите можно продолжить этот разговор.
ЕС
Вы так говорите, как будто бы я чем-то выделяюсь в этом отношении среди других участников ФШ, с которыми Вы обсуждаете одни и те же банальности и никак не можете прийти к взаимопониманию даже по элементарным вопросам. Я предлагаю Вам разобраться в причинах, по которым так происходит, Вы же всячески избегаете дискутировать в предложенном мною ключе, поскольку это чревато критическим переосмыслением Ваших устоявшихся взглядов на философию, сформированных путём многократных повторений чужих заблуждений. Для того чтобы обсуждение этого вопроса могло претендовать хоть на толику конструктивности, Вам как минимум необходимо исходить из посылки "допустим, это так", чтобы у Вас появилась возможность её опровержения путём рассуждений и апелляций к фактам - если конечно Вы не преувеличили когда уверяли меня в своём небезразличии к обоснованиям своих утверждений. Если же Вы блокируете эту мысль в самом зародыше, значит вопрос о сохранении своих предубеждений в неизменном виде имеет для Вас более высокий приоритет нежели возможность разобраться в нём по существу.
Нет, это свидетельствует о Вашей крайней невнимательности - в чём несложно убедиться из дальнейшего сопоставления наших утверждений.
Зато в Ваших текстах часто встречаются упоминания об известных мыслителях, с работами которых Вы якобы ознакомились, но на поверку выясняется что Ваши интерпретации их высказываний даже и близко не соответствуют тому что хотел донести до читателя автор. Рассмотрим например такой фрагмент дискуссии с Вашим участием :
А теперь давайте разберёмся, действительно ли Вы правильно понимаете Юркевича. Вот что утверждаю об идее я :
Вы не согласились с тем, что моё определение идеи как "алгоритмически невычислимой" является строгим, следовательно допускаете такую возможность, что идею можно определить через алгоритм. При этом Вы апеллируете к работам Юркевича, который якобы эту мысль с Вами разделяет. То есть на сновании Ваших утверждений я имею полное моральное право потребовать от Вас более внимательного ознакомления с работами Памфила Даниловича с последующим приведением из них цитат, подтверждающих моё утверждение об алгоритмической невычислимости идей. А иначе получится так, что Вы искажаете чужие мысли и не считаете нужным корректировать свои ошибочные интерпретации высказываний своих коллег. Потому что идея - это определению алгоритмически невычислимая хрень, независимо от того какое терминологическое решение предпочёл для выражения этой мысли Юркевич. Остальное зависит от Вашей добросовестности.
Из соображений терминологического соответствия я бы предложил Вам заменить "странно" на "не заинтересован". Или я ошибусь если скажу что Вы не заинтересованы критически оценивать свои действия ?
Лучше бы Вы их игнорировали чем переворачивали с ног на голову, причём делали это перманентно, сколько бы я не говорил Вам о том, что Вы их понимаете "с точностью до наоборот". То есть Вам достаточно приставить к своим интерпретациям моих слов приставку "не-", чтобы понять меня правильно. Значит Вам это зачем-то понадобилось - понимать меня наоборот. Наверное видите в этом повод сказать то что Вам так хочется мне сказать. Ничего против этой Вашей потребности я не имею, и если хотите поговорить с самим собой, то могу Вас заверить, что мне Вы совсем не мешаете.
Можете пользоваться этим шаблоном всякий раз, когда Вам понадобится приписать мне наличие какого-то иного интереса к формальной логике кроме повода поиронизировать над её адептами :
Я понимаю что Вам было бы удобнее выстраивать свою аргументацию исходя из актуальности для меня тех вопросов о которых я даже не задумываюсь (если не считать расследований вопроса "откуда у этой профанации ноги растут"), просто хочу обратить Ваше внимание на заведомую предсказуемость моего ответа любые Ваши высказывания, инвертирующие мою трактовку аббревиатуры "ФЛ".
Значит Вы не имеете представления о возможностях математики, средствами которой можно создавать сколь угодно сложные модели объектов, причём не только доступных нам в опыте, но и таких которые возможно в ближайший миллиард лет в нём не предвидятся. Так что это Ваши представления примитивны, а не возможности математики, которая по определению не является формальной логикой, с которой Вы её постоянно путаете.
Вот я Вам и предлагаю остановиться на том, что математика не так проста, как это может показаться человеку, который о ней почти ничего не знает. Если конечно Вашей самокритичности хватит на то чтобы признать что Вы о ней почти ничего не знаете.
В философии Вас интересует то что невозможно выразить словами, или то что можно выразить словами не обязательно понимать ?
Но ведь из этого не следует что определения натурального ряда и простого числа нам неизвестны или не являются строгими, не так ли ? Тогда что по Вашему мнению мешает в философии строго определять термины ? Надеюсь мы уже выяснили, что из тривиальности определения не следует тривиальность способа его использования для решения конкретных задач, коими вполне могут выступать и философские - то есть тот контраргумент к которому Вы постоянно прибегаете (дескать математика примитивна, а философия - это "вау!") является заведомо несостоятельным. Следовательно, всякий раз когда Вы будете к нему прибегать, я буду игнорировать всё что Вы к этому аргументу прилагаете, расценивая Ваши действия как подмену представлений о возможностях математического мышления примитивизмом Ваших с ним ассоциаций.
Поправочка : бесконечно малую величину невозможно определить формально, но можно определить со всей математической строгостью. Поменьше бы слушали этих грамотеев, не допускали бы таких ошибок в суждениях. Формально определяются алгоритмы, а математические определения всегда фиксируют смысл. Здесь Вам достаточно понимать, что все математические дефиниции - будь они определениями терминов, формулировками аксиом или теорем - они не содержат информации о том, как ими пользоваться в тех или иных контекстах употребления для получения конкретных результатов, коими могут быть и алгоритмы действий. То есть определимость и алгоритмическая вычислимость - это принципиально разные вещи. Строго определять значения терминов нужно для того, чтобы мы понимали одинаково о чём говорим а не играли в "угадайки", и если Вы говорите что в философской дискуссии можно обойтись без строгой фиксации значений в которых мы употребляем слова, значит хотите настаивать на её превращении в "разговор о Фоме и о Ерёме". То есть Вам либо придётся радикально пересмотреть свои взгляды на специфику информационного обмена на философском форуме, либо мы так и будем говорит каждый о своём, как это Вы привыкли делать с остальными участниками ФШ.
Идеи не "символизируются" как Вы изволили выразиться, а определяются - как например идея умножения, о которой идёт речь в последней моей теме. Что не делает их алгоритмически вычислимыми, и если Вы сочтёте уместным на это возражать, то Вам придётся возражать Юркевичу, к мнению которого Вы апеллируете для обоснования своих доводов.
Хорошо : идея терминологически определима, но алгоритмически невычислима. Если Вы считаете что Юркевич думает по-другому, подкрепите пожалуйста своё мнение цитатами из его работ.
Короче, Дмитрий, если Вы утверждаете, что идея терминологически определима, то я и прошу Вас привести это конкретное определение для дальнейшего обсуждения однозначности такого определения.
В качестве преамбулы приведу несколько ключевых высказываний Юркевича по поводу идеи, относительно которых уверен в том что понимаю их так как понимал их Памфил Данилович. Сразу оговорю, что не принимаю никаких Ваших возражений на этот счёт, и скорее сам бы хотел убедиться в том, что Ваши интерпретации этих высказываний соответствуют тому что хотел донести до читателя их автор, ибо повод в этом сомневаться Вы мне дали достаточно веский.
Именно по этому принципу осуществляется приобретение математических знаний, и если Вы не будете постоянно путать математику с формальной логикой, чего я настоятельно не рекомендую Вам делать, то не сможете обосновать несоответствие этого принципа принципу развития математики.
Тут Вас может смутить рядоположенность словосочетаний "духовный взор" и "математическое мышление", но думаю что это можно списать на социокультурные особенности того времени когда это было написано. Для меня очевидно что "духовность" в данном контексте употребления не имеет отношения к религиозности, да и вообще к вопросам нравственности в привычном её понимании - о чём свидетельствует ссылка на "домирное существование", с позиций которого только и можно рассматривать какие бы то ни было идеи. То есть онтологический статус идей полагается автором "надмирным", так что о мировоззрении как о "субъективно-предпочитаемых взглядах на мироустройство" здесь тоже речь не идёт. Внутри же мира идея может себя либо проявлять, либо не проявлять, а для того чтобы наличие и степень соответствия конкретных жизненных проявлений той или иной идее мы могли идентифицировать, необходимо её определить, "вспоминая о своём домирном существоании" и "созерцая идею умом а не глазами". И конечно же мы не будем определять идею средствами ФЛ, которая кроме как алгоритмы выполнять ничего больше не умеет делать, а будем мы её определять средствами той логики, в которой для получения результатов необходимо включать мозги.
Для справки : в математике не существует необъективных утверждений, равно как и подлежащих чувственному воззрению объектов.
Это туда же, впрочем как и остальное.
Здесь я присоединяюсь к критике Памфила Даниловича, и если Вы придерживаетесь аналогичных взглядов на науку, то мы сможем избежать разногласий хотя бы по ключевым вопросам относительно роли философии в познавательном процессе.
Предлагаю Вам сопоставить этот фрагмент со следующими высказываниями :
Как видите, Юркевич не разделяет философию и познавательный процесс, и если Вы придерживаетесь альтернативных взглядов на содержание его работ, то хотя бы не приписывайте автору приведённых цитат свои случайные с ними ассоциации.
А это то что Вы постоянно делаете : путаете математику с "механическим процессом" - то есть формальной логикой, с которой математический метод познания не имеет ничего общего.
Вы не сможете придумать исключений - то есть случаев единства, не удовлетворяющих предложенному определению его идеи.
Итак, Дмитрий, Вы предложили однозначное, по Вашему мнению, определение: " единство есть внешнее тождество", на основании использования терминов "внешнее" и "тождество".
Такое определение крайне неоднозначно.
Если"единство"есть "тождество" с предикатом "внешнее", то непонятно о тождестве чего идет речь. ""
О внешнем можно сказать только в отношении к чему-то определённому, но вы об этом ничего не говорите, однозначно не определяете.
Такое Ваше определение напоминает: "Пойди туда не знаю куда!".
ЕС
Спасибо, Евгений Васильевич, я оценил уровень Вашей компетентности и начитанности работами Юркевича. Если Вас он устраивает, то на ФШ Вы найдёте много своих единомышленников в вопросе о целях и задачах дискуссионного процесса, для которых обсуждение тем на уровне "идеи - это вау!, о них даже сам Юркевич писал" является чем-то естественным и привычным. Если же уровень Вашей гордыни не слишком контрастирует с уровнем Вашей компетенции, то первое с чего бы я предложил Вам начать - так это с того чтобы научиться определять идеи. В таком случае выберите любую на своё усмотрение, и можете рассчитывать на мою поддержку.
Ну хорошо, я Вам помогу :
Если Вам потребуются определения терминов, составляющих эти определения терминов, то я бы предложил Вам проделать эту работу уже самостоятельно.
Понятно, Дмитрий, что Вы ничего осмысленного не можете ответить на мою критику Вашего определения термина "единство".
***
Вы предлагаете: " то первое с чего бы я предложил Вам начать - так это с того чтобы научиться определять идеи. В таком случае выберите любую на своё усмотрение, и можете рассчитывать на мою поддержку".
- Спасибо, Дмитрий за интересное предложение.
Давайте рассмотрим такое определение: «Количеством называется то, что может быть разделено на части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, и величина – если измеримо» (Met. V 13, 1020 а 7–10; Соч., т. 1. М., 1975).
Рассчитываю на Вашу поддержку в понимании терминов "множество" и "величина", которое Аристотель использовал в своём определении количества и которые считал вполне определёнными.
ЕС
Боюсь даже себе представить того монстра, которого Вы ассоциируете со столь громоздкой формулировкой, если у Вас вызывает непреодолимые затруднения связать между собой два слова в предложенном мною определении идеи единства. Количество - это мера повторяемости [чего угодно] (только что об этом писал), остальные слова в этом определении могут лишь способствовать превращению выражаемых с помощью сопоставленного ему термина мыслей в аморфную кашу, которую каждый волен ассоциировать с тем что ему заблагорассудится. Вам что, Юркевича мало, решили за Аристотеля взяться ? Может хватит уже извращать мысли предшественников и впору подумать о том как научиться формулировать их самостоятельно ?
Я бы не назвал "помощью" потакание Вашей привычке пользоваться шпаргалками для получения ответов на какие бы то ни было философские вопросы.
Понимаете, Дмитрий, есть собеседники которые мало знают, плохо понимают то, что знают, делают ошибки в своих рассуждениях, но и с такими бывает интересно и даже поучительно беседовать. А вот с теми, кто из-за своей ограниченности не понимают даже своего незнания, которые не понимая самих себя не способны понять другого, для меня с такими людьми беседовать о философии нет никакого смысла.
Будьте здоровы,
ЕС