Для любого, соприкасающегося с философией, остается недопонятым статус этого вида познания. Поэтому темы о научности или ненаучности философии возникают довольно регулярно. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является концепция И. А. Ильина, предложенная в докладе под названием: "Философия как духовное делание".
Первое, известен очевидный факт: существуют много философий, несогласных друг с другом. Претензия философии быть безусловным высшим знанием, но само ее существование неопределенно. Многообразие систем подталкивает к мысли о ключевой роли личного произвола и субъективного вкуса в этом деле. А, "общеобязательная" истина не существует, не найдена, не находима, не признаваема. Главным критерием в такой ситуации становится софистская убедительность. Но, такая философия страдает ослаблением воли к предметной истине и отсутствием теоретической совести, т.к. личный произвол.
Второе, у каждой науки есть предмет. Естествознанию легче за счет опытной проверки. Ошибки в этом виде наук сопряжены с риском. У гуманитариев не все так очевидно, т.к. их предмет связан с внутренними душевными переживаниями. У философа предмет не в душе, а в духе - то, что объективно в нашей душе. То, чему искрино радуются в связи с его самостью, без к-л корысти. Его предмет - духовный смысл. Он имеет дело с красотой художника, добром священника и истинной ученого. Философ предстоит перед тем, что дает ценность и значение всему.
Третье, философия должна быть свободна от субъективизма. Поэтому она должна быть предметна. Опыт рождает интуицию, а интуиция-вИдение рождает мысль. Испытанное содержание становится внутренним, и тогда, философ вглядывается в него. Так, рождается подлинная разумная мысль. Она выше мнения, она очевидна. Эта разумная мысль не знает разделения знания и веры. Верить можно только в то, что верно и испытанно.
Четвертое, опасности на пути философа - потеря цели и подмена очевидности авторитетом. Превращение в пустую публицистику - сплошное мнение, или игра в эзотерику.
Философия может стать проявлением игры страстей. И, наукообразной отвлеченностью. Живет только мыслями других, а свое породить не может - книги о книгах.
Таким образом, философия исходит из опыта-жизни. Ее задача поиск духовного смысла, где дух - объективно-значимое, нечувственное переживание Предмета в душе. В этом плане философия предметна и опытна. Философский опыт возможен благодаря однородности души и Предмета.
Комментарии
Это можно переписать так: "Её задача поиск предметного смысла (смысла объективно-значимого, нечувственного переживания Предмета) в душе?
да, такая формулировка была бы яснее
Тошнит от этой дури. Люди, которые образованы, т.е. получили приличное образование из рук "приличных людей" и как минимум знают, что такое ПРАКТИКА. Практика как понятие, сформировалось еще у древних греков, которые высоко ценили ПРАКТИКУ МЫШЛЕНИЯ.
А современное быдло всех мастей, создает всякого рода мифические существа и наделяет их некими свойствами. Это дискурс придурков, у которых америка или россия, это существо такое, которое хочет напасть, съесть и т.д. Раньше были драконы, гномы, колдуны, которые что-то там себе осуществляли и пораждали народный гнев, любовь, уважение, страх и т.д.
А сейчас новые мифические существа: наука, философия, британские ученые, американцы, китайцы и отравители скрипаль,
Так это, народ....открываем и читаем - профессия - РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Так если про родовую деятельность, то поведайте, кто вы все в реальной жизнЕ? Все в науке? все на крестах? все в тюрьмах? все читают лекции?
Чтобы практиковать философское мышление, оно как минимум должно быть. А когда некто про философию, то 100% признак, что перед нами ИДИОТ. Это как разговор про любовь, которой никогда не было у размышляющего о любви. Если вы все такие влюбленные в мудрость. то это значит что с мозгами напряг, т.к. тот, кто мудрый, он говорит о другом.
Весьма сумбурно и импульсивно)))
Потому, что надо здраво смотреть на факты. А факт следующий. Философия - это первый этап познания, то есть абстрактное представление непознанной действительности.
Если это познание в таком смысле, то оно должно было накопить определённые знания. У нас есть такая сумма знаний? Если это первый этап познания, то почему он возник позже протонаучного познания?
То Fray
Уважаемый Пётр!
1. С моей точки зрения: про мнение Ильина о философии лучше прочитать в его философских работах.
2. Очень сомнительно звучит Ваше утверждение: - "Для любого, соприкасающегося с философией, остается недопонятым статус этого вида познания".
- Думаю, что читая философские работы очевидно: философы хорошо понимают статус философии как познание всеобщего и необходимого. При этом вовсе не обязательно совпадение их взглядов и понимания, но при всём их различии они, как правило, ясно и отчётливо понимали мысли друг друга и тогда когда не разделяли взгляды другого.
3. Из Вашего текста не совсем понятно как Вы сами трактуете термины "философия" и "философ"?
4. Для определённости, о моём таком понимании можно прочитать в статье "О философии через семь лет". Готов обсудить наши взгляды на философию, а трактовка Ильина меня не очень интересует.
ЕС
Добрый день!
1. если последовательно придерживаться Вашей точки зрения, то можно поставить крест на всей современной академической философии
2. очевидным является также сомнение в способности философии что-либо познавать
Будьте добры, Пётр, покажите пожалуйста как из моих взглядов можно "поставить крест на всей современной академической философии "?
Фраза о том, что лучше почитать у Ильина его понимание философии - разве современная академическая философия, в своей большей части не является ли комментарием к мнениям философов?!
Очень удивительно для меня, Пётр, Ваше понимание термина "современная академическая философия".
1. Всегда были, существуют и будут в будущем комментарии к мнениям философов, но не они формируют философию, а только популярно излагают какие-то философские положения. Даже около 1000 лет жизни платоновской академии многое привнесли в философию, а не только комментарии и разъяснения.
2. Мысль философа живёт в его трудах и искажается в любом комментарии его философского текста.
но факт остается фактом - достаточно зайти на сайт любого ВУЗа, где есть факультет философии или института философии.
Проблемным является слово "привнесли". Очевидно, что оно условно. В данном случае развитие философии более похоже на развитие литературы, чем на развитие науки.
может быть для начала поставить вопрос: при каких условиях имеет смысл и возможна философия, чтобы подойти к вопросу о ее предметности, исходя из которого уже как-то можно градировать различные философские системы
Извините, Пётр, но я беседую с Вами как с философом, а не с тем, кто судит о философии по чьим-то суждениям, плохо понимая то, о чём идет разговор.
Ещё в Древней Греции мудрецы поняли, что обыденные мнения чрезвычайно разнообразны , а философское суждение обосновано.
В своей работе "О философии через семь лет" я утверждаю, что философия одна , а представлений о ней великое множество.
Мне казалось, что нас с Вами интересует философия, а не популярное изложение философских утверждений.
Ситуация очень напоминает профанное суждение о произведении искусства судя по репродукциям , а не из восприятия подлинника.
да, и каждый древнегреческий философ считал обоснованным только свое суждение или той школы к которой он примыкал.
в истории философии мы можем говорить о накоплении знаний также как это происходит в науке?
я согласен с вашим утверждением.
Fray: а разве наука "мышления о мышлении" не базируется на философии диалектического познания? Как, например, это реализовал философ Э.Ильенков в работе "К вопросу о природе мышления".
если только доказан объективный статус этого познания. мы, конечно, можем мыслить диалектически, но тогда нам нужно определиться с понятием диалектики какой школы мы будем работать и почему.
Fray: ну примерно с таким понятием познания: "В итоге диалектика оказывается естественной Логикой разума, поскольку разум по его терминологии есть та способность человеческого интеллекта, которая старается осуществить "полый синтез" всех частных теоретических обобщений, всех понятий, выработанных путем обобщения эмпирических данных, данных опыта" (см. Э.Ильенков "К вопросу о природе мышления").
если же говорить с точки зрения философа, то для того чтобы философия имела смысл и обоснование и прогресс и развитие нужны аксиомы и Предмет, тогда можно уже оценить философию(и). Утверждать ее в едином понятии.
Вот уж как говорится - "невопрос"...
http://philosophystorm.ru/kak-vozmozhna-dialekticheskaya-logika-s-pozits...
много текста...пока не осилил...могу ошибаться, но вопрос аксиом в философии поднимался в Соловьевском окружении, в других направлениях не встречал
Чтиво "на сон грядущий"...
http://philosophystorm.ru/logika-khvelosava#comment-371179
посмотрел... Лопатин Л. дал в принципе исчерпывающий перечень аксиом для философии.
Как же это он смог дать перечень аксиом для непоймичего?
Вы же сетовали только что на неопределённость предмета философии...
Процитируйте штоли пару-тройку...
Лучше адресую к статье, которая так и называется " Аксиомы философии "
Пробовал найти - не получилось, так что не побрезгуйте предоставить цитату либо конкретную ссылку...
https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_russkaja/lopatin_l_...
И што - вот эти ребяческие построения в духе "за субстанциями подразумеваем сверхсубстанции"... "в понятии о субстанции "понятие субстанции" равносильно(ха-ха-ха) "понятию сущности""... итд итп...
"Субстанция и явление, субстанция и свойство, субстанция и состояние или действие суть соотносительные, взаимно подразумеваемые понятия, которые неотделимы друг от друга и которые теряют друг без друга всякий смысл. Именно с этим значением всеобщей логической категории выступило понятие субстанции и равносильное ему понятие сущности(оиспа Аристотеля) в истории философской мысли. Но вместе с распространением картезианских идей его постигла печальная судьба. Смысл его был беспощадно сужен и получил предвзятое метафизическое толкование. Декарт признал субстанцией только то, что для своего бытия не нуждается ни в чьей помощи. Лишь в несобственном и неточном значении соглашается он называть субстанциями тела и души, которые для своего существования нуждаются только в Боге. Как во многих других случаях, пример Декарта и в толковании этого термина оказал решающее действие: понятие о субстанции как о бытии, ни с чем не связанном и ни от чего не зависящем, перешло к окказионалистам, к Спинозе, к Лейбницу, пережило даже реформу Канта и глубоко отразилось на представлениях о субстанциальности в некоторых системах немецкого идеализма. В таком преобразовании термина самом по себе взятом не было еще большой беды. Дурно вышло то, что при этом в общей логике его ничем не заменили или, по крайней мере, не заменили последовательным и сознательным образом. Между тем субстанция, как общелогическая категория, с точки зрения которой наш ум обо всем судит, не только не исключает зависимости одних существующих субстанций от других, а скорее необходимо предполагает такую зависимость. Ведь мы главным образом и прежде всего говорим о субстанциях там, где имеем свойства, действия, явления, состояния, а все подобное едва ли легко объяснить и понять без мысли о взаимодействии реальных центров бытия. Ввиду этого субстанция абсолютно независимая, бесконечная, божественная есть субстанция совсем особого рода, и, может быть, во избежание недоразумений было бы более целесообразно называть ее, по сравнению с субстанциями в общем смысле, бытием сверхсубстанциальным."
Вы предлагаете рассматривать как мудрость?
Если отбросить ахи-охи, то что именно Вам видеться сомнительным?
Раз уж Вы так настаиваете - устраиваю сеанс эксхибиционизьма и в Вашей теме:
(в моём представлении субстанция - "неизменная сущность всех вещей" сугубо условно, за неимением термина, могущего отобразить суть субстанциональности, не имеющую никаких подобий с поддающимися словесным описаниям "материальными сущностями"...)
видимый и подозреваемый нами за границами видимого космос
есть некоторая область в обширном пространстве "суб-станции",
и за пределами представленного когда-то Гераклитом
"мерами загорающегося и мерами потухающего огня" -
не пустота, но безмятежность, не представляющая собой ничего,
однако наличествующая сразу везде - так что
двигаться ей самой не приходится,
потому как выделив какую-то часть
безмятежности в одном её месте, а вторую такую же - в другом,
можно одинаково полагать их как неподвижными,
так и мгновенно меняющимися местами,
перемещающими себя с абсолютной скоростью...
Допустив при этом, что субстанция не идеальна,
и в ней "гуляют" микропустоты, заполнение которых происходит
не мгновенно, хоть и очень быстро,
что приводит к образованию примерно таких же пустот там,
откуда субстанции пришлось "перетечь" в "прорешки"...
в целом - эта легчайшая рябь ни к чему не приводит,
пока по случайности не образуется такая прореха,
заполнение которой вызывает локальный коллапс ,
каковой некоторое время "загорается и потухает",
пока не "рассосётся" совсем...
"схлопывание" пустотного пузыря происходит мгновенно
потому как начинается с абсолютной скоростью
а процесс вос-становления субстанции из образовавшейся
в результате становления материи - завершится не скоро,
и пока он длится - можно ещё пожить...
http://philosophystorm.ru/variant-opredeleniya-filosofii-i-ilina#comment...
http://philosophystorm.ru/stanovlenie-bytiya-1-ponyatie-bytie#comment-39...
Маленький нюанс: какое отношение к реальности имеет Ваше представление о субстанции?
Такое же - как и представления Лопатина, каковыми Вы мне тычете в рожу...
с той разницей, что у меня субстанция - одна, а у него - их множество...
Эмоциональный ответ))) а почему субстанций не может быть множество? И, как два противоположных мнения на один предмет могут быть истинными?
По определению:
"неизменная КАКБЫСУЩНОСТЬ всех вещей"
У вас, идеалистов - истина абсолютна и представляет собой непоймитчто,
а в координатах моего субъективного рационализма - истина есть то, что ищет тот или иной субъект (до тех пор, пока не найдёт...)
"Истина" буквально - то, что приходится искать, потому что даже будучи расположено в пределах поля зрения (или понимания) оказывается скрытым или неразличимым для носителей тех или иных особенностей субъективного восприятия... "Эпистемически" - некоторая информация, которая объясняет то, к чему имеет отношение.
http://philosophystorm.ru/novaya-paradigma-poznaniya#comment-391525
Из нужного определения можно вывести, всё что душе угодно? Сами по себе определения в отрыве от реальности-бытия ничего не значат. Существовали же системы с более чем одной субстанцией
Как скажете...
Я ориентируюсь только в той объектной онтологии, в которой нахожу себя объектом...
Сейчас философией считается деятельность,
традиционно связываемая с понятием "философия",
если же заморочиться вразумительным определением
терминов, из которых составлено название предмета,
то различить проявления любви к мудрости
в безобразном нагромождении выдумок и домыслов -
вряд ли кому удастся...
Логичнее было бы признать, что наличие "философий",
не согласующихся между собой -
признак отсутствия философии как таковой
в представлениях энтузиастов филодоксии...
http://philosophystorm.ru/vyrvetsya-li-filosofiya-iz-plena-traditsii
То Fray
Уважаемый Пётр!
Вы пишете: - " да, и каждый древнегреческий философ считал обоснованным только свое суждение или той школы к которой он примыкал.
в истории философии мы можем говорить о накоплении знаний также как это происходит в науке?".
- Выше я предлагал прочитать мою работу "О философии через семь лет", тогда у Вас не возник бы этот вопрос, потому, что каждый философ обосновывает свои размышления на своих личных основаниях и принятых им философских суждениях, которые он считает истинными.
С древнейших времён мудрецы утверждали, что человек судит на основании того каков он сам, на основании своих знаний и их понимания.. Поэтому, в основание философии изначально положили императив "Познай себя!".
А вот, все естественные науки познают внешнее для человека на основании того, что есть он сам..
Только философ имеет возможность корректно судить о философии, ИМХО.
ЕС
Учитывая, что философия - это теория мировоззрения, то все люди призваны к философии, и в той или иной мере
Обратите внимание, мировоззрение, как и любое другое зрение человека – принципиально индивидуально, а философия – интерсубъективна.
Но смысл имеет только при объективности
Извините, трудно понять огрызки Вашей мысли.
То что философия Интерсубъективна это понятно. Но должно быть нечто безусловное, предметное, объективное, чтобы эту мысль.хоть как-то оценить
Текст темы начинается с перформативного противоречия - или как?
Понятие философии противостоит явлению философии?! Да
а по конкретней об Ильине, где фашизм, Толстой...
https://ss69100.livejournal.com/3845330.html
Интересные мнения, но честно говоря, все трое для меня не являются авторитетами
дело не в авторитетах, что по существу высказываний и например по его критике Толстого., произошла ли деформация мышления при иммиграции, насколько адекватно отобразил суть христианства, т.е именно это нужно освещать в анализе философии Ильина
http://zhurnal.lib.ru/s/shadrin_wiktor_wladimirowich/ltolstoy.shtml
Мда, честно говоря, считаю Л. Н. Толстого весьма поверхностным мыслителем. Его взгляды - это всего лишь его мнение, зачастую необоснованное. Но о нем не вижу смысла писать в комментариях
это все равно что разбирать детей без родителей...
и при этом считать кого то поверхностным, это Толстого то, который весь о ДУШЕ, а Ильина , который весь о красивом , по его мнению, замке из песка, где ДУШИ ноль и минус все остальное ..., которого поддерживает Путин и Михалков , почему: ответ был выше , потому что холопам холопово и не рыпаться... вот суть всей философии неповерхностного Ильина. я уж про фашистов не пишу - не знаю и не интересно.
Ваше мнение - ваше право, но зачем его навязывать другим?! Называть несогласных холопами - это так по душевному, так по толстовски! Да, я считаю Толстова плоским философом и не считаю нужным тратить на него время - это моё мнение и моё право.
Ну и что, что он о душе?! А кто сказал, что его взгляды истины и правильны?
Так может о душе предметно потолкуем?
проблема в выделенном и вы неправильно поняли о холопах-это именно напрямую относится к Ильину Путину и Михалкову, потому Ильину и памятник воздвигли , потому Михалков и снял статского советника, потому что там призывал к такому святому устрпойству, где холопам надо быть честным на своем месте, а статскому советнику на своем , в этом вся философия Ильина и его последователей.
превратное понимание философии Ильина, честно говоря.
Ха... в данном случае между "честно..." и "вообще говоря" - разницы нету...
вот если бы Вы высказалися не о понимании, а толковании, и предоставили свою схему - можно было бы узреть - где больше соответствия...
То Fray
Уважаемый Пётр!
1. Человеческое мышление оперирует субъективными понятиями, в том числе и понятиями известных ему интерсубъективных слов, которые символизируют идеи.
2. Интеллектуальное общение между людьми осуществляется в выражениях мысли словами речи на известном языке человеческого общения. Причём, языком общения может быть и вербальный, и математический, и язык жестов и мимики, язык искусства, науки и др., ИМХО.
3. С моей точки зрения среди людей, в человеческом общении, зародились живые идеи религии, философии, науки, искусства и др., которые живут развиваются, формируются и этим во многом определяют человеческую жизнь, придают ей смысл.
ЕС
Субъективным может быть и содержание понятия. Понятие без предмета - нонсенс. Идеи не имеющие безусловного и объективного смысла гроша ломаного не стоят. Если такого смысла не допускать, то мысль оказывается в болоте релятивизма, т.е. нет оснований для оценки идей.
Спасибо, понятно.
Хотел спросить, по каким критериям Вы отбирали для себя круг философского чтения? Что по Вашему позволяет дать оценку том или иному философу?
Уважаемый Пётр!
Трудно кратко ответить на Ваш вопрос, но попробую.
Ещё со старших классов школы меня интересовала философия, физика и математика. Читал "Философские тетради" Ленина, ничего не понимал, но было ясно, что он гений, а я простой человек.
Интересовался терминами "добро" и "зло", но ответа не находил. Даже прочитал Евангелие, но понял только, что тут речь идёт о вере как добро и про неверие как зло. После этого ещё двадцать лет не открывал Библию, был воинствующим атеистом, материалистом и позитивистом.
Однажды прочитал статью о. Александра Меня про добро и зло, стал следить за его публикациями, подписался на его семитомник "История религии". От отца Александра узнал про философа Вл. Соловьёва, стал покупать и читать его удивительно понятные, гениальные философские книги, а затем и книги Флоренского, Булгакова, Бердяева, Трубецких,. Работы Вл. Соловьёва открыли для меня понимание Канта и Гегеля, а затем и Лосева, Шпета и Декарта. После работ Лосева стал читать работы Платона и Аристотеля, а затем и досократиков. После философов Древней Греции читал Августина, Николая Кузанца, Дуунса Скотта, Оккама. Многое в философии открылось из работ Мамардашвили, Бибихина, а затем и у Гуссерля, Хайдеггера и Витгенштейна.
Последние годы работаю с трудами Шеллинга, Джордано Бруно и Фихте.
Основной критерий для оценки философа у меня заключается в ясном и отчётливом (в моём восприятии) изложении их мыслей. Я не занимаюсь, не отвлекаюсь на анализ работ тех философов, которые мне непонятны.
Многие принципы моего понимания философов изложены в статье "О философии через семь лет".
ЕС
Хм. Получается дело вкуса?!
Совершенно обыденная, простая оценка философского познания, ИМХО.
Слишком просто и не очевидно