Сделанный с помощью теории систем анализ показал, что в естественных науках, философии и математике не всегда прослеживаются аналогии фундаментальных научных предпосылок с первичными основами Природы. В данной статье рассмотрены не все, а только наиболее важные и очевидные аспекты этой проблемы.
Предварительные сведения. «Система» - понятие весьма распространенное. В интернете дается более 66 млн. ссылок на это понятие. Обращает на себя внимание то, что довольно много ссылок на объекты, как на системы, но эти объекты системами не являются, и что среди этих ссылок нет ни одной с всеобщим определение систем.
Для правильного выяснения дела нужно подняться на высоту самой его сути,
до осознания того, что при этом необходимо вступить на почву философии
и иметь глубокую внутреннюю потребность в разумном понимании этой сути,
которое возникает как результат философского знания. Такое познание является
наиболее трудным для человека, но именно на этом пути он находит, что только
В обыденной жизни, человек как самая сложная естественная система, испытывает какие-то отклонения от комфортного состояния. Для того, чтобы привести свой организм в сбалансированное состояние, он использует данный ему природой механизм саморегуляции, который осуществляет процесс управления самого себя и всей своей жизнедеятельности.
Подавляющее большинство работ советских и русских философов свидетельствует о том, что они сформировали свое мнение на основе знакомства с переводными изданиями, в частности, "Науки логики". Когда речь идет о гегелевской логике, надо понимать, что "Наука логики", в переводных русскоязычных изданиях, по которым писались учебники и по ним учились русские философы, сильно искажают смысл гегелевских трудов прижизненных изданий. Но и это не все. При жизни Гегеля "Наука логики" издавалась трижды.
Экономисты и логика Гегеля. Формально Гегель никакого отношения к экономике не имеет, но непонимание его логики отрицательно сказалось в целом на экономике. Поскольку марксисты были идеологами экономических формаций, то они должны были знать «Науку логики» Гегеля, но они, очевидно, не только не дочитали логику Гегеля, но и не поняли ее. Ленин в свое время констатировал, что экономисты не знают экономики, потому что они не знают логики Гегеля. И он в этом, к сожалению, оказался прав.
Гегеля многие считают идеалистом, но это не совсем так, а точнее, совсем не так. В свое время основоположники марксизма обвинили Гегеля в том, что он перевернул чуть ли не всю философию с ног на голову и обозвали его идеалистом. Но они, видимо, не дочитали «Науки логики». Гегель ничего не переворачивал и никогда не был идеалистом в современном понимании, когда основой идеализма является понятие «идея», как оторванная от реальности мысль человека. Это что-то вроде софистики. Нормальный идеализм исходит от слова «идеальный».
Системный анализ начинается с того, чем заканчивается системный подход, т. е. с самой общей количественной характеристики мировой реальности. То же самое демонстрирует «Наука логики». Достигнув всеобщей реальности в наименованиях структурных подразделений всех трех книг, Гегель приравнивает ее к самой общей абстрактной монаде, и путем диалектического анализа расчленяет ее до самого конкретного объекта. Это сейчас называется системным анализом.
Данная статья является продолжением статьи «Sein логики Гегеля – основа теории систем» (https://aftershock.news/?q=node/1056894). Теория систем предполагает, что управляемая система состоит из объекта управления, информации, идеализации и органа управления. Объектом управления есть сама управляемая система. Все это у Гегеля есть. Только по-другому называется.
Логика Гегеля была, есть и остается краеугольным камнем философии. Ее игнорирование социальными науками чревата негативными для них последствиями. Это касается прежде всего соответствия теоретических моделей реальным процессам в Природе. Гегеля многие считают идеалистом, но это не совсем так. Надо обладать большой фантазией, чтобы определенные высказывания автора «Науки логики» считать идеалистическими.