Для правильного выяснения дела нужно подняться на высоту самой его сути,
до осознания того, что при этом необходимо вступить на почву философии
и иметь глубокую внутреннюю потребность в разумном понимании этой сути,
которое возникает как результат философского знания. Такое познание является
наиболее трудным для человека, но именно на этом пути он находит, что только
метод в состоянии обуздывать мысль, вести её к цели и удерживать на этом пути.
(Из авторского предисловия к «Науке Логики» Гегеля)
Системный подход. В обыденной жизни, человек как самая сложная естественная система, испытывает какие-то отклонения от комфортного состояния. Для того, чтобы привести свой организм в сбалансированное состояние, он использует данный ему природой механизм саморегуляции, который осуществляет процесс саморегулирования.
Этот процесс начинается с самого сложного и заканчивая самым простым элементом системы в определенном порядке в соответствии с ее структурными особенностями. При этом применяется естественная мера изменчивости всех структурных элементов, которой является жизнь человека. Заканчивается процесс саморегуляции оценкой и применением необходимых внешних ресурсов.
В теории систем такой процесс называется системным подходом и является первой ее частью. По сути дела, это есть не что иное, как первый метод методологической системы. Кстати, Гегель начинал свою «Науку логики» именно с этого.
Его методологическая система предусматривает четыре этапа: обобщение, анализ, синтез и познание. Это отражено в названиях книг его трехтомника. Первый том посвящен обобщению и анализу, второй - синтезу, а третий - процессу познания. По аналогии с этим теория систем состоит из четырех частей: системного подхода, системного анализа, системного синтеза, системного управления.
Методологическая система – это не дань моде, что зачастую можно наблюдать, а научно обоснованная последовательность системных методов:
Комментарий 1. Обращает на себя внимание непопулярность в интернете системного синтеза. Естественно, возникает вопрос: а почему? Очевидно, прав был Ленин, когда говорил, что экономисты не знают экономики, потому что не знают логики Гегеля. К сожалению, это относится не только к экономике, но и в целом к гуманитариям.
Дело, видимо, в том, что синтез основан на логических правилах построения структур, а со структурообразованием гуманитарии не в ладах. Те же экономисты никак не могут понять, что экономика в целом имеет троичную структуру и содержит социальную, рыночную и капиталистическую составляющие вместе, а не в отдельности, в результате чего обществу нанесен огромный урон.
С чего надо начинать рассмотрение методологической системы? Древнегреческий математик Папп советует начинать решение любой задачи с конца. Следуя его совету, можно обнаружить, что конечным результатом развития естественных систем является человек, как самая сложная и самая совершенная система. Система управления человека, очевидно, и есть тот конец, который имел в виду Папп.
С хорошо известной системы управления и начинается системный подход к проблеме, задача которого состоит в том, чтобы из практических соображений по количественному признаку оценить, является ли объект исследования системой или нет. Поскольку система имеет четыре элемента, а каждый последующий содержит все предыдущие, то для системного подхода достаточно такого самого простого признака.
Его предназначение – схематично правильно отобразить существование естественных систем. Эта схема является идеей, но не всякая идея идеальна. Поэтому задача умственной деятельности человека заключается в приведении идеи в идеальное состояние. Очевидно, именно это стало основой гегелевского идеализма.
Таким образом, совокупность естественных систем и их отображение может быть представлена следующим образом.
Саморегулируемые системы - Управляемые системы:
Люди – управление интеллектуальной деятельностью,
Фауна – управление экономической деятельностью,
Флора – управление производственной деятельностью,
Биоорганизмы – управление воспроизводством.
Структурные уровни Природы и искусственных систем:
Живая природа – четыре уровня,
Материальный мир – три уровня,
Механика – два уровня,
Энергетика – один уровень.
Многомерность в Природе и у систем:
Гравитация – четырехмерность,
Электричество – трехмерность,
Магнетизм – двухмерность,
Теплота – одномерность.
Степень организованности в Природе и определенности понимания систем:
Механизм саморегуляции – однозначность,
Структура – определенность,
Изменчивость – неоднозначность,
Материя – неопределенность.
Системный анализ. Чем заканчиваются системный подход, с того начинаются ситемный анализ: с материи. Материя является неопределенной первичной субстанцией в Природе. Никто не знает, что это такое, зато все знают, что материя существует и содержит неизвестное вещество, которое условились измерять массой. Любой объект, содержащий какое-то количество наименьших элементов материи, обладает массой. А поскольку все элементы Природы содержат массу, то эту неопределенную субстанцию называют материей, которую в этой ситуации измерить невозможно.
Некоторую определенность вносит понятие «изменчивость материи», когда можно говорить о количественных и пространственно-временных изменениях материи. Это неоднозначное понимание: пространство и время можно измерить и определить скорость движения, а определить количество массы нельзя. Поскольку движение бывает двух видов, то для каждого из них существует понятие «количество движения», что есть не что иное как сила движения в пустоте, когда отсутствует сопротивление.
Количество движения характеризует силу, необходимую для перемещения массы из одного места в другое в пустоте за некоторое время. Но пустоты в реальности практически не бывает, за исключением очень короткого времени между столкновениями двух первичных элементов. Поэтому массу, как составляющую количества движения, определить невозможно, а скорость определяема.
Неоднозначной характеристикой является понятие «энергия», которая определяет совместные усилия двух видов движения для перемещения объекта неопределенной массы на какое-то расстояние за какое-то время. В классической формуле энергии присутствует не одна какая-то скорость в квадрате, а произведение двух скоростей при вращении и перемещении, когда обе скорости равны. А равны они в том случае, если окружная скорость определяется на половине диаметра. Поэтому в классической формуле применяется половина квадрата скорости. Если же скорости не равны, то их надо перемножать.
Определенной характеристикой движущегося объекта, по которой можно вычислить значение массы, является понятие силы. Есть силы сопротивления, есть силы трения, есть силы прочности. Других сил не бывает. Физики говорят о четырех взаимодействиях. Это может быть, но либо на другом уровне, либо как производная от основных. Воздействие силы человек может определить по сопротивлению своего организма или какого-то эталона воздействию движущего объекта. Однако, сопротивляемость эталонов бывает разная, поэтому и масса бывает определенной для данного случая, но разная, т.е. не сопоставимая для разных объектов.
Для того, чтобы силы, действующие на разные объекты, были сопоставимы, необходимо реальную силу отнести к пределу существования объекта. Поскольку эти пределы одинаково важны для объектов, тем более живых организмов, то относительная величина воздействующей силы становится сопоставимой для всех объектов. Раз сила является безразмерной величиной, то масса будет иметь размерность, обратную размерности ускорения, т.е. время действия сил вращения и перемещения, необходимое на передвижения объекта определенной массы на единицу длины.
Таким же образом осуществляется системный анализ по всем уровням вплоть до субъектов сознательной деятельности, множество которых является средой существования искусственных систем. Для каждого субъекта от человека до государства мерой их деятельности служат деньги, с помощью которых удовлетворяются внутренние потребности за счет внешних возможностей. Эта мера содержит две постоянные величины: минимальный предел, ниже которого субъект погибает, и равенство денег, используемых на удовлетворение потребностей, и приобретаемых внешними возможностями. Закономерностью является сумма потребностей и возможностей, равная минимальному пределу.
Здесь следует иметь в виду, что у потребностей двоякий смысл. С одной стороны, внутреннее потребление жизненно необходимых средств и с другой защита от неблагоприятных внешних воздействий. Такой же смысл имеют и возможности. И в том, и в другом проявляется количественная и пространственно-временная изменчивость в соответствующих пределах.
Системный синтез. Системный синтез начинается с того, чем закончился системный анализ. С этого и начинается процесс структурообразования. В Природе существует три вида структур. Первый вид — это трехфазные структуры, например, пар, вода и лед. Такие же структуры имеются на всех уровнях. Второй вид – соотношение количества положительных и отрицательных элементов. Третий вид – взаимодействия. По аналогии теория систем тоже имеет дело с тремя видами троичности.
Первый этап трехфазного структурообразования формируется из закономерности, в которой сумма потребностей и возможностей равна пределу существования. Закономерностью второго этапа является равенство произведения потребностей и возможностей квадрату половины предельного значения. На третьем этапе проявляется равенство произведения значений трех фаз кубу трети предельного значения.
Геометрический смысл этих превращений заключается в преобразовании овала с выемкой в лемнискату, которая является частным случаем овалов Кассини. Лемниската, вращающаяся в горизонтальной плоскости, превращается в тор с зарождением вертикальной лемнискаты, вращающейся вокруг вертикальной оси. Эти геометрические преобразования показывают, как объект превращается в ядро, например, космической системы или атома с образованием полярных элементов. У атомов эти элементы называют электронами, не различая их особенностей, но, очевидно, надо отмечать, что это часть ядра, превращаемая в полярный электрон, отличающейся от экваториальных электронов.
Характерно, что единичный элемент не может находиться в трех состояниях одновременно, а последовательно переходит от одного к другому в зависимости от изменения внешних условий. Совокупность единичных элементов, наоборот, может иметь одновременно три состояния, поскольку разные по величине элементы в большом количестве существуют вместе, и проявляют свои свойства по-разному.
Таким же образом первый этап системного синтеза используется на всех уровнях вплоть до субъектов сознательной деятельности. У человека есть три уровня мотивации деятельности: удовлетворение жизненно необходимых потребностей, удовлетворение желания иметь предметов потребления больше и лучшего качества, стремление к обогащению.
Соответственно люди с низким доходами или государственные учреждения должны иметь возможность приобрести жизненно необходимые для себя или для государства средства потребления и защиты. Люди со средними доходами за счет своих возможностей могут удовлетворит свои желания на дополнительные потребителями предметы потребления. Спрос рождает предложения. Люди с большим достатком, стремясь к обогащению, имея свободные деньги, вкладывают их в банки, получая при этом прибыль. Такова трехфазная структура общества.
Вторым видом структурообразования являются, так называемые, альтернативные структуры, создаваемые положительными и отрицательными элементами. Подобные структуры имеются в температурных полях. Если количество положительных элементов превышает количество отрицательных, то имеет место теплые поля. Если наоборот, то имеют место холодные поля. А если количества тех и других равны, то имеют место нулевые температуры.
Такие же структурообразования происходят на всех уровнях. Общество называется правовым, если большинство субъектов являются законопослушными, криминальным, если правонарушители преобладают, и нейтральным, если количество тех и других примерно поровну.
Третий вид структурообразования связан со взаимодействиями. При случайных взаимодействиях однородные элемент, отталкиваясь друг от друга, образуют равномерную разреженную среду. Поскольку каждый элемент имеет способность одновременно вращаться и поступательно перемещаться, то на боковой поверхности возникает окружная скорость, а по оси вращения - линейная.
При взаимодействии элементов противоположных знаков боковыми поверхностями возникают сравнительно слабые мягкие связи, а при взаимодействии противоположных полюсов – сравнительно прочные жесткие связи.
Системное управление. Аналогом системного управления является механизм самоуправления естественных систем, объектами саморегуляции которого являются единичные объекты среды, процессы, структуры и системы в целом. Так и в обществе. Объектами управления являются индивид, семья, коллектив и государственные субъекты. Объективно эти субъекты имеют свою собственность: частную, семейную, коллективную и государственную.
Раз собственность имеет свою специфику, то экономика у них разная. Но экономисты упорно игнорируют этот факт. А зря. Ведь все субъекты существуют в одном обществе, значит и все экономики должны показывать максимум своих преимуществ в составе единой экономической системы.
Среди процессов сознательной деятельности особое место занимают экономические особенности процессов производства предметов потребления. Всем хорошо известно, что ни один вид сознательной деятельности невозможно осуществить без источника энергии, механических средств производства, материальных предметов и управленческих воздействий. Следовательно, стоимость продукта складывается из этих четырех составляющих.
В производственных условиях учесть стоимость затрат энергии на одно изделие не сложно. Сложнее с амортизацией технических средств производства, которые могут использоваться в разных местах для производства разных изделий и довольно продолжительное время при массовом производстве. Но и это решаемо. Хуже обстоят дела с материальными составляющими стоимости продукта труда.
Первой проблемой является учет природных ресурсов и определение их стоимости. Прежде всего, надо иметь в виду, что человек, являясь естественной системой, может сам себя обеспечить минимально необходимыми природными ресурсами. Поэтому, если человек сам заготовил, доставил, переработал и сам использовал минимально необходимые ему ресурсы, то он за них ничего не должен платить. Если он это сделал для продажи, то это он должен ресурсы купить у государства.
Как известно, количественный учет в натуральных единицах измерения проводится по определенной группе качества. Это определенная величина. Количество ресурсов всех групп качества является неоднозначной величиной, так как единицы измерения могут быть разными и разная у них ценность. Количество же ресурсов какого-то вида является неопределенной величиной прежде всего потому, что их нельзя сопоставить с другим видом ресурсов.
Для того, чтобы их сделать сопоставимыми, необходимо воспользоваться естественной мерой – предельным количеством. Количество всех природных ресурсов у государства, в том числе ресурсов живой природы, можно принять за постоянную величину. Тогда количество каждого вида ресурсов, отнесенное к общему количеству, будет величиной относительной. И такая классификация осуществляется до конкретной группы качества, которая имеет свою цену.
Подсчитывая стоимость ресурсов в обратном направлении, определяется стоимость заготовляемых и потребляемых ресурсов, которые должны быть равны. Устанавливая приоритеты в соответствии со значимостью природных ресурсов, можно уточнять цены, двигаясь в обратном направлении. Естественно, окажется, что природные ресурсы надо государству продавать, а не отдавать олигархам бесплатно или за бесценок. А это серьезный источник доходов.
Маркс увидел несуществующую эксплуатацию предпринимателем наемного рабочего, но не увидел реально существующей технологической эксплуатации. Это когда предприятия, стоящие выше по технологической цепочке, эксплуатируют те предприятия, которые стоят ниже. Один из ее видов — это отнесение затрат, связанных с покупкой сырья и материалов, на производство изделий по цене покупных материалов.
Производитель, закладывая в прямые затраты полную стоимость покупного изделия, осуществляет двойное налогообложение и уже полученную предыдущим производителем прибыль. А если по технологической цепочке необходимо несколько раз пользоваться этой операцией, то имеет место многократное налогообложение и необоснованную прибыль предыдущих производителей. В связи с этим в ценниках на готовые изделия необходимо указывать наряду с ценой и себестоимость. Производитель покупает изделие по цене, а использует для изготовления другого изделия по себестоимости. Это диалектический метод решения этой проблемы.
Еще один способ завышения цены состоит в использовании составных элементов изделия разного качества. Поскольку эксплуатационные свойства изделия определяются по элементам наихудшего качества, то использование других элементом лучшего качества необоснованно завышают цену изделия. В связи с этим необходимо во всех стандартах предусмотреть по три сорта на изделия и его составляющие должны быть одного сорта.
С качеством изделий в условиях рыночной экономики связан один из основных способов технологической эксплуатации. Дело в том, что сырьевики и производители предметов потребления изначально поставлены рыночной экономикой в неравные условия. Сырье – это природные ресурсы, а они объективно имеют разные уровни потребительской ценности, и, следовательно, качества.
Свободные цены, в разы больше объективных, делают доступными предметами потребления только для хорошо обеспеченных слоев населения. Олигархов по сравнению с простыми людьми не так много в стране, и предметов потребления им нужно немного, а именно на небольшое количество предметов потребления ориентированы свободные цены. Производитель, сделав ограниченное количество дорогих предметов потребления, получает достаточно прибыли, поэтому ему нет интереса изготавливать дешевые изделия для малоимущего населения.
Получается искусственно организованный кризис, как конфликт сырьевиков и производителей предметов потребления за счет того, что предложение изначально превышает спрос на высококачественное сырье, а на низкокачественное - спроса вообще нет. И что делать сырьевику в такой ситуации? Чтобы выжить, он вынужден продавать высококачественное сырье за бесценок. Производитель же, купив по дешевке сырье, изготавливает дорогие предметы потребления, эксплуатируя тем самым поставщиков сырья.
Сейчас цены могут в разы отличаться от объективных, и простым людям оказываются недоступны даже предметы первой необходимости. Каков же выход? А выход в том, что для малоимущих слоев населения и государственных учреждений надо жестко планировать производство предметов первой необходимости. При рыночной экономике спрос на предметы потребления определяется количеством денег у населения. Чем больше денег в обороте, тем более высокую цену своей продукции назначают производители. Поэтому от повышения пенсий и зарплат людям жить становится легче ненадолго. Любое повышение денежного содержания жителей, даже отдельных их групп, немедленно влечет за собой повышение цен, которое ухудшает жизнь всех людей. Следовательно, требуется стабилизация цен на продукцию. Но не на всю, а только на ту, которая является предметами первой необходимости.
Интеллектуальные составляющие стоимости продукта труда определяется и тем трудом, который затрачен на производство товара, и трудом, который нужен для его воспроизводства. Более того для воспроизводства товара необходимо, чтобы все текущие затраты были компенсированы производителю, иначе ему не смысла заниматься бизнесом. Эта компенсация является его минимальной прибылью и включается в себестоимость товара.
Труд же разный бывает. Во-первых, труд наемных основных рабочих, во-вторых, труд вспомогательных рабочих (ремонтников и наладчиков), в-третьих, труд учетчиков, метрологов, специалистов по качеству, в-четвертых, труд работников аппарата управления, в том числе труд предпринимателя. Он ведь тоже не должен бесплатно работать. А аппарат управления имеет много функций и на всех уровнях вплоть до государственного. Его оплата осуществляется через налоги.
Примечание. В данной статье раскрыты не все аспекты системных методов вследствие ограниченного объема. По мнению автора затронуты наиболее важные и очевидные вопросы, а кое-что было сознательно опущено. В настоящее время готовится к изданию монография «Теория систем», где системные методы вместе с закономерностями, свойствами и понятиями будут показаны во всех подробностях. Поэтому, если читателям не все будет понятно, прошу в комментариях задавать вопросы и критиковать по существу. На вопросы постараюсь доступно ответить, а за конструктивную критику буду благодарен.