Данная статья является продолжением статьи «Sein логики Гегеля – основа теории систем» (https://aftershock.news/?q=node/1056894). Теория систем предполагает, что управляемая система состоит из объекта управления, информации, идеализации и органа управления. Объектом управления есть сама управляемая система. Все это у Гегеля есть. Только по-другому называется. Не все элементы логики совпадают с элементами реальной системы, но несовпадений не так много.
Философских систем много, но все они рассматривают, как правило, лишь какую-то часть реальной системы. Логическая система Гегеля рассматривает реальную систему всю целиком, поэтому она такая одна. Философская наука с древних времен до настоящего времени знает единственного столь эрудированного философа с энциклопедическими знаниями. Это Гегель. Только Аристотель смог бы приблизиться к Гегелю, если бы жил в то же время. Поэтому думающие люди вновь и вновь обращаются к логике Гегеля, чтобы обосновать свои теории.
Реальная управляемая система описана у Гегеля абстрактной системой «Sein». Это диалектическая система, которая содержит реальную систему и то, что ее описывает. Реальная система – это то, что есть, независимо от того, естественное или искусственное к него происхлждение. Это первично. Гегелевская же система отображает то, что есть с помощью понятий, свойств (качества), законов и методов. Это материалистическая диалектика, изложенная в первой книге «Sein».
Очевидно, именно поэтому первый раздел этой книги называется «Bestimmtheit», что обычно переводят как «Определенность», но если чуть расширить понимание этого термина, то это может быть «Определяемость», как возможность определить названия изучаемых объектов реальности. По сути дела, это и есть информация об объекте исследования, которая тоже реальна. А любая информация имеет четыре элемента: номенклатурную классификацию (определяемость) объектов, их естественные свойства, как качество – пригодность для употребления, единицы измерения (меру) объектов одного качества и их количество.
Идеализм же Гегеля проявляется в идеализации реальности и ее отображения в виде логики. Этому посвящена вторая книга «Wesen». Практицизмом же Гегеля является описание в третьей книге «Begriff» сознательной деятельности от создания идей до их реализации и управления. Этим объясняется выделение трех книг о логике, поскольку четвертым элементом системы является сам реальность, которая существует независимо от того созерцает ее человек или нет.
Немецкое слово «Sein» можно перевести на русский не только как «Бытие», но и как «Действительность» или «Реальность», что ближе по смыслу этой философской категории. Следовательно, с полным основанием можно считать, что в «Науке логики» раздел «Sein» является не чем иным, как диалектической системой, где каждый элемент имеет два значения, которые отдельно реально не существуют, а только вместе. Конечно, у Гегеля нет термина «Информация», но по нынешним временам это так называется.
Как в теории систем осуществляются переходы от конкретных управляемых систем к всеобщим абстрактным понятиям? Посредством метода системного подхода (https://proza.ru/2019/07/23/1098). Его схема приведена на рисунке 1. Управляемая система отображает сначала сама себя, а затем все свои элементы. Но поскольку элементов слишком много, то отображается только та подсистема, которая содержит объект исследования. Системный поход от частной к всеобщей реальности может быть:
Орган управления > Нормирование > Информация >Объект управления
*****
Объект управления < Информация < Нормирование < Орган управления
Общество > Фауна > Флора > Биоорганизмы
Энергетика < Механические объекты < Материальные объекты < Живая природа
Гравитация > Электричество > Магнетизм > Тепловая среда.
*****
Однородные столкновения < Боковые связи < Разнополюсные связи
Положительное отклонение < Равновесие > Отрицательное отклонение
Разреженная среда < Вязкая среда < Плотная среда
*****
Равное количество > Предельное количество
Единичный объект < Предельная единица
*****
Количество единичных объектов.
Таким образом, реальное количество тепловых объектов (теплоносителей) является первичной физической субстанцией, которую Гегель назвал «reine Sein». Она в чистом виде не существует, а находится в пустоте и в ней обладает вечным движением.
Чтобы понять в логике Гегеля такое, как у систем, нисхождение от конкретной управляемой системы к всеобщей абстракции и сопоставить ее с теорией систем, надо перевести оглавление книги «Sein». Естественно, автор статьи не является профессиональным переводчиком, поэтому его перевод может быть лишь предварительным. Стараясь избежать неточностей, автор обратился к «Науке логики» прижизненного издания. И не зря. Последующие издания, а тем более русские, почему-то, в частности, не приводят названий гегелевских примечаний, которые оказываются важными для понимания основных категорий. А в некоторых русских изданиях стараются вообще не переводить содержание, ограничившись нумерацией
Перевод оглавления первой книги «Науки логики»
«Sein» «Реальность»
Erster Abschnitt. Bestimmtheit (Qualität). - Раздел 1. Определенность (Качество)
Erstes Kapitel. Das Sein. - Глава 1. Реальность
A. Sein. - А. Реальность
B. Nichts ebendas. - B. Пустое место
C. Werden - С. Возникновение Превращение
1. Einheit des Seins und Nichts - 1. Единство реальности и пустоты
Anmerkung 1. Der Gegensatz von Sein und Nichts in der Vorstellung. -
- Примечание 1. Противоположность реальности и пустоты в представлении
Anm. 2. Sein und Nichts, jedes für sichgenommen. –
- Примечание 2. Реальность и пустота соответственно соотносятся друг с другом
Anm. 3. Andere Verhältnisse in der Beziehung des Seins und Nichts. -
- Примечание 3. Другое соотношение реальности и пустоты
Anm. 4. Die gewöhnliche Dialektik gegen das Werden und gegen das Entstehen und Vergehen. -
- Примечание 4. Обычная диалектика об возникновении и исчезновении
2. Die Momente des Werdens. - 2. Фазы превращения
3. Aufheben des Werdens. - 3. Сохранение превращения
Anmerkung. Das Aufheben. - Примечание. Сохранение
Zweytes Kapitel. Das DaSein. - Глава 2. Реальность
A. DaSein als solches. – А Объективная реальность как таковая
1. DaSein überhaupt. – 1. Всеобщая объективная реальность
2. Realität. – 2. Действительность
a) AndersSein. - a) Другая реальность
b) Sein-für-anderes und AnsichSein. – b) Смежная и видимая реальности
c) Realität — Anmerkung. Gewöhnliche Bedeutung der Realitt. –
- c) Действительность – Примечание. Обычный смысл реальности
3. Etwas. – 3. Неопределяемость
B. Bestimmtheit. - B. Определяемость
1. Grenze. – 1. Предел
2. Bestimmtheit. – 2. Определенность
a) Bestimmung - a) Правило, нормы
b) Beschaffenheit ebendas. - b) Свойство
c) Qualität - c) Качество
Anm. Gewöhnliche Bedeutung der Qualität – Примечание. Обычный смысл качества
3. Veränderung. – 3. Изменчивость
a) Veränderung der Beschaffenheit. - a) Изменчивость свойства
b) Sollen und Schranke. - b) Равновесие и предел
Anm. Du sollst, weil du kannst. – Примечание. Ты должен, потому что ты можешь
c) Negation. - c) Отрицание
C.(Qualitative) Unendlichkeit. - C. (Качественная) бесконечность
1. Endlichkeit und Unendlichkeit. – 1. Конечность и бесконечность
2. Wechselbestimmung des Endlichen und Unendlichen. –
- 2. Смежная определенность конечности и бесконечность
3. Rückkehr der Unendlichkeit in sich. – 3. Бесконечно малое
Anm. Gewöhnliche Entgegensetzung des Endlichen und Unendlichen. –
- Примечание. Обычное противопоставление конечности и бесконечности
Drittes Kapitel. Das FürsichSein. – Глава 3. Подобная реальность
A.Das FürsichSein als solches. - A. Подобная реальность как таковая
1. FürsichSein überhaupt. – 1. Всеобщая подобная реальность
2. Die Momente des FürsichSeins ebendas. – 2. Фазовые состояния подобных реальностей
a) Sein AnsichSein. - a) Внутренняя реальность
b) Für eines Sein, ebendas. - b) Числовая реальность, состояния
Anm. Was für einer? – Примечание. Что за числа?
c) Idealität. - c) Идеальность
3. Werden des Eins. – 3. Возникновение числа
B.Das Eins. - B. Число
1. Das Eins und das Leere. – 1. Число и нуль
Anm. Atomistik. – Примечание. Атомистика
2. Viele Eins (Repulsion). – 2. Много чисел (Отталкивание)
Anm. Vielheit der Monaden. – Примечание. Множество монад
3. Gegenseitige Repulsion. – 3. Взаимное отталкивание
C.Attraction. - C. Притяжение
1. Ein Eins. – 1. Одно число
2. Gleichgewicht der Attraction und Repulsion. – 2. Уравновешенность притяжения и отталкивания
Anm. Kantische Construction der Materie aus Attractiv- und Repulsivkraft. –
- Примечание. Кантовская конструкция материи из сил притяжения и отталкивания
3. Ubergang zur Quantität. – 3. Переход к количеству
Zweyter Abschnitt. Größe (Quantität). – Раздел 2. Величина (Количество)
Erstes Kapitel. Die Quantität. – Глава 1. Количество
Anmerk. 1. Spinoza’s Begriff der Quantität. – Примечание 1. Понятие качества Спинозы
Anmerk. 2. Kantische Antinomie der unendlichen Theilbarkeit der Materie. –
- Примечание 2. Кантовские антимонии бесконечно большой материи
Anmerk. Gewöhnliche Trennung dieser beyden Grössen. –
- Примечание. Обычные разделения этих обоих величин
С. Begrenzung der Quantität – С. Ограниченное количество
Zweytes Kapitel. Das Quantum. – Глава 2. Величина параметра
Anmerk. 1. Raumgröße und Zahlgröße als Arten. –
- Примечание 1. Размерная величина и числовая величина, похожие друг на друга
Anmerk. 2. Ausdruck von Vernunftverhältnissen durch Zahlen. –
- Примечание 2. Выражение интеллектуального соотношения через числа
B. Extensives und intensives Quantum. - B. Величина постоянного и переменного параметра
1. Unterschied derselben. – 1. Различие этого
2. Identität beyder. – 2. Идентичность обеих
Anm. Beyspiele dieser Identität. – Примечание. Примеры этой идентичности
3. Veränderung des Quantums. – 3. Изменения параметра
C. Quantitative Unendlichkeit. - C. Количественная бесконечность
1. Begriff derselben. – 1. Понимание этого
2. Der unendliche Progreß. – 2. Бесконечный прогресс
Anmerk. 1. Der unendliche Progreß als ein Letztes. – Примечание 1. Бесконечный прогресс как конечный
Anmerk. 2. Kantische Antinomie der Begrenztheit oder Unbegrenztheit der Welt in Zeit und Raum.
3. Unendlichkeit des Quantums. – 3. Бесконечное количество
Anmerk. Der Begriff des mathematischen Unendlichen. - Примечание. Понимание математической бесконечности
Drittes Kapitel. Das quantitative Verhältniß. – Глава 3. Количественная пропорциональность
A. Das directe Verhältniß. - A. Прямая пропорциональность
B. Das umgekehrte Verhältniß. - B. Обратная пропорциональность
C. Das Potenzenverhältniß. - C. Степенная пропорциональность
Anmerk. Anwendung dieses Verhältnisses auf Begriffsbestimmungen. –
- Примечание. Применение пропорциональности при нормировании
Dritter Abschnitt. Das Maaß. – Раздел 3. Мера
Erstes Kapitel. Die specifische Quantität. – Глава 1. Точное количество
A. Das specifische Quantum. - A. Точное количество
B. Die Regel - B. Правило
1. Die qualitative und quantitative Größenbestimmtheit. –
- 1. Количество и количественная определенная величина
2. Qualität und Quantum. – 2. Количество и величина параметра
3. Unterscheidung beyder Seiten als Qualitäten. – 3. Различие обеих сторон ка качества
Anmerkung. Naturmaaße. - Примечание. Естественная мера
Zweytes Kapitel. Verhältniß selbstständiger Maaße. – Глава 2.
A.Das Verhältniß selbstständiger Maaße. - A. Пропорциональность постоянства меры
1. Neutralität. – 1. Нейтральность
2. Specification der Neutralität. – 2. Специфическая нейтральность
3. Wahlverwandschaft – 3. Однородность
Anmerk. Die chemischen Stoffe als Maaßmomente. –
- Примечание. Химические вещества как моменты меры
Anmerk. Beyspiele hievon.- Примечание. Примеры этого
Drittes Kapitel. Das Werden des Wesens.- Зарождение идеализации
A. Die Indifferenz. - A. Нейтральность
B. Das Selbstständige als umgekehrtes Verhältniß seiner Factoren.-
- B. Стабильность как обратная пропорциональность ее факторов
Anm. Anwendung dieses Verhältnisses – Примечание. Использование этой пропорциональности
С. Hervorgehen des Wesens – С. Происхождение идеальности
________________
Зачем понадобилось переводить оглавление? Затем, что в русских изданиях перевод совсем не такой, а также затем, чтобы можно было сопоставить системный подход к продвижению от частного к всеобщему в теории систем и тоже самое в «Науке логики».
Дело в том, что Гегель в одном из предисловий изложил метод изучения его «Науки логики». Надо сначала ознакомиться и понять названия книг. Это понятно. Три книги вместе с объективной реальностью представляют управляемую систему. Далее следует изучать названия разделов. Тоже понятно. В каждой книге по три раздела, но один из разделов обязательно имеет возможность быть разделенным на два. Тоже получаются системы, точнее, подсистемы. Каждый раздел однозначно поделен на три главы, названия которых являются третьим этапом изучения логики. Это знаменитые гегелевские триады. Их использование вполне закономерно.
Каждая глава имеет структурные элементы, которые сейчас обычно называют параграфами. В них, как правило, Гегель рассматривает диалектические особенности. И последнее. Параграфы разбиты на пункты, в которых просматривается характеристика сред существования систем. Они могут содержать разъяснения абсолютных, неопределенных и определенных понятий. Параграфы и пункты строго не соответствуют порядку при системном изложении, но при внимательном прочтении его можно обнаружить, хотя и не во всем.
Этот метод, который рекомендовал Гегель, сейчас называется системным подходом. Достигнув всеобщей реальности, Гегель приравнивает ее к самой общей абстрактной монаде, и путем диалектического анализа расчленяет ее до самого конкретного объекта. Это сейчас называется системным анализом.
В авторском предисловия к «Науке Логики» Гегель пишет о важности применяемых методов: «Для правильного выяснения дела нужно подняться на высоту самой его сути, до осознания того, что при этом необходимо вступить на почву философии и иметь глубокую внутреннюю потребность в разумном понимании этой сути, которое возникает как результат философского знания. Такое познание является наиболее трудным для человека, но именно на этом пути он находит, что только метод в состоянии обуздывать мысль, вести её к цели и удерживать на этом пути.»
Подводя итог, можно констатировать, что в гегелевской логике есть аналог информационной системы, для которой имеется определено место и роль в «Науке логики».
Комментарии
vander-y: см. Примечание к параграфу 31 и параграф 32 в "Философии права" Гегеля. А в дополнение - "Метамеметика" Ю.С. Хохлачева (она есть в Яндексе).