Продолжаем логические штудии, связанные темы смотрите по ссылкам.
Одна из аксиом Давида Гильберта - правило дизъюнктивного введения :
А Ͱ А ∨ В
Что сие значит? А то, что если А у нас истинно, мы можем превратить простое суждение А в сложное: А или В. И неважно, что это за В, оно может быть и истинно и ложно. А поскольку формальная логика провозглашает полное абстрагирование от содержания высказывания, то допустимо, между прочим, и такое:
Имеем высказывание: Сократ - человек. Если это истина, то согласно правилу введения истинным будет высказывание: Сократ человек, ИЛИ Свиньи строем летят над Лондоном.
Здесь продуцируется такой же абсурд, как и в теме "Бессмысленная логика". Как с этим бороться, мы выяснили, введя правило: Интерпретации суждения без его формализации не существует. Если этого не делать, то в форму высказывания можно заливать любое содержание. Формально оно будет истинным, а по факту - абсурдным.
С абсурдом, конечно, можно бороться, подключая здравый смысл. Но есть и ещё кое что. Закон Дунса Скотта гласит: из противоречия выводится все что угодно.
Правило дизъюнктивного введения вводит в логику противоречие как источник истины.
Допустим, А Ͱ А ∨ В истинно. Тогда истинно и А Ͱ А ∨ ¬В, ведь от значения В конечная истина не зависит (согласно таблицы истинности). Тогда истинным будет и такое выражение: А Ͱ А ∨ (В ∧ ¬В).
В ∧ ¬В - противоречие. Символ противоречия - ⊥. Следовательно, А Ͱ А ∨ ⊥ ⊧ 1.
По справедливости правило дизъюнктивного введения следовало бы переименовать в правило введения противоречия. Всё это приводит к логическому взрыву, который испепеляет всё вокруг.
Однако, совсем без правил введения тоже нельзя. В теме про бинарные оппозиции я предлагаю правило введения аргумента с учётом его содержания. Это правило утверждает единство формы и содержания, и одновременно устраняет логический взрыв.
Соответственно, в той логике, которую я предлагаю, восстанавливается единство формы и содержания как НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВЫВОДИМОСТИ.
Критерий сцепления формы и содержания - противоречие. Если мы доказываем, что введение нового суждения в логическую задачу допускает противоречие, то такое новое суждение вводить запрещено.
Комментарии
Выложенные рассуждения вызвали интерес.
Этот комментарий ввожу для того, чтобы сохранить и не потерять запись. Сейчас углубляться в вопрос некогда. Много жизненных проблем, требующих неотложного решения, но возник интерес, так что возвращусь к этой теме как только появится свободное время. Может быть даже сегодня вечером.
Не устранение "логического взрыва", а "логическое устранение" взрыва. Где оно?.
//Критерий сцепления формы и содержания - противоречие. Если мы доказываем, что введение нового суждения в логическую задачу допускает противоречие, то такое новое суждение вводить запрещено.//
Похоже на изобретение велосипеда. Ибо введение противоречащего суждения уже запрещено законом противоречия Аристотеля.
Разве что, закон противоречия не преформулировать в положение: утверждение и отрицание того же самого вместе истинны.
То есть, сначала ввели с помощью дизъюнкции (сделали), а потом подумали. Согласно крылатой поговорке.
Только разговоры про критерий сцепления формы и содержания - это всё содержательное устранение, а где формализация? Пока лучшего, чем паранепротиворечивая логика, не придумано.
--
а в математической логике противоречие оказалось снова разрешено.
Что касается алгоритма проверки суждений на противоречие, я продемонстрировал его тут. И ещё раньше, в обсуждении Бесмысленной логики. Но там - на примере материальной импликации.
Слово разрешено двусмысленное:
- в смысле позволено
- в смысле диалектически снято.
Какое из двух используете?
--
Не понял, уточните
Уточняю.
Например, позволено ходить на стройке без каски. То есть, в противоречие с правилами техники безопасности разрешено ходить без каски.
Разрешено подозреваемому противоречить следователю.
Диалектически снято противоречие по схеме:
тезис - антитезис - синтез.
Синтез разрешает противоречие тезиса и антитезиса.
Что и означает, не в смысле позволяет, а в смысле снимает противоречие.
Так понятнее?
--
Нет. Я ведь показал, что аксиома введения дизъюнкции от Гильберта вводит противоречие. Вводит, а не снимает.
Не знаю как там в ЭДЛ. Я тут недавно ознакомился с параконсистентной логикой Тарского, у него тоже есть разрешённое противоречие. Вам может быть любопытно.
параконсистентной логикой Тарского, у него тоже есть разрешённое противоречие. Вам может быть любопытно
***
В какой работе Тарского?
--
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.a0198f19-661e11ed-33a...
Параконсистентная логика позволяет различать противоречивые теории и рассуждать с их помощью.
У Тарского нет разрешенного противоречия.
Тарский и рядом с Параконсистентной логикой не стоял.
--
Пусть так. Писал по памяти.
Паранепротиворечивые логики. Их куча. Но они все какие то кособокие. Здесь противоречие убрали , там вылезло. Может, потому, что они изначально строятся на допущениях.
Кроме того, я что то не замечал, чтобы их применяли на практике.
Логика игры в шахматы - параконсистентная.
--
Мне кажется, вы путаете математическую логику с формальной и пытаетесь рассуждать о формальной как о математической.
Математическая логика оперирует словами как числами, а формальная - словами как понятиями.
Понимаете разницу ? нет ?
Слова как цифры имеют одно единственное значение, а слова как понятия имеют множество значений и поэтому в математической логике слова можно рассматривать как чистую форму, оторванную от содержания, а формальной логике подобное невозможно, так как в высказываниях, которые относятся к категории общих, используются понятия, имеющие большой объём и поэтому разными людьми просто не могут быть поняты однозначно.
Просто логика Давида Гильберта - это высшая ступень развития формализма. Он и у Аристотеля есть. У схоластов ещё больше. А Гильберт превратил это все в математику, совершенно уйдя от содержания высказывания.
Видимо надо различать пустую форму (контур, форма без содержания), и форму, которая образована непрерывным содержанием ("контур" является границей непрерывного и конечного содержания, а не отдельной формой):
Согласен. Если вы работаете с пустыми формами - пожалуйста. Как с уравнениями в математике. Это все работа с переменными. Но нельзя произвольно заполнять эти формы содержанием. Тогда и абсурда не будет.
Я ведь не предлагаю отказаться от формальной логики. Я против волюнтаризма в формальной логике.
Когда вы получаете формулу из какого то суждения, вы заменяете содержание знаком, символом. И тогда этот знак не пустой. Он связан конкретным содержанием, которое осталось за скобками.
Как-то так. Тогда мыльный пузырь - это форма И содержание, где содержание не является частью пузыря, а вот монолитный шар тогда будет - форма содержания, т.е. форма, которая образована содержанием.
Если образно,.то можно и так