Рассмотрим более детально, что такое "свобода", как она связана с "правом", - и далее, как обычное "право" связано с "правом собственности" и этикой.
Начнём с того, что дадим определение понятию "свобода" таким образом, чтобы оно наиболее точно соответствовало нашим интуитивным представлениям о нём:
СВОБОДА - это возможность совершать "желаемые действия".
Когда кто-то говорит, - "Я свободен" или "Они свободны", - то под этим подразумевается, что сам говорящий (или те, кто "они") имеют реальную возможность осуществить то, что они хотят.
Для наглядности любое "желаемое действие" будем обозначать точкой как элемент множества. К примеру, точка "а1" может подразумевать покупку телефона, просмотр фильма и вообще всё, что угодно.
Назовём множество "желаемых действий", которые субъект может осуществить, - "областью свобод субъекта". В таком представлении становится возможным изображать "свободу" любого отдельного субъекта графически: для этого достаточно увязать данный субъект со всеми "доступными для реализации" на практике его "желаемыми действиями".
В данном графическом примере "свобода" ("область свобод") субъекта А состоит из четырёх элементов: а1, а2, а3, а4, - это все те "желаемые действия" субъекта А, которые он может реализовать на практике: скажем, посмотреть телевизионную передачу (а1), выпить чашечку кофе (а2) и т.д.
Имея такое графическое представление "областей свобод", мы уже можем сравнивать между собой "свободы" у разных субъектов путём сравнения количества элементов их множеств "областей свобод".
Рассмотрим пример. Допустим, что у двух субъектов А и В есть общий набор "желаемых действий", которые доступны им для реализации, - это а1 и а2. Но у субъекта В доступных "желаемых действий" больше – это элементы b1, b2, b3. - Следовательно, "область свобод" у субъекта В больше, чем у субъекта А.
Однако из этого вовсе не следует делать однозначный вывод, что субъект В чувствует себя "более свободным", чем субъект А, - ведь свобода охватывает только "желаемые действия", а значит, если у субъекта А нет особого "желания" реализовать такие действия как b1, b2, b3, (скажем, кататься на велосипеде или играть в шахматы) - то в таком случае и не будет оснований утверждать, что субъект А "менее свободен", чем субъект В. По этой причине возникает необходимость уточнения понятия "свободы", где учитывалась бы "субъективная важность" доступных действий - это "уровень свобод":
УРОВЕНЬ СВОБОДЫ - это возможность совершать наиболее значимые желаемые действия.
Если смотреть в таком уточнённом понимании, то "свободы" (уровень свободы) у субъектов А и В будет одинаковым, даже несмотря на то, что "область свобод" у субъекта В больше, чем у субъекта А.
Таким образом под термином "свобода" можно понимать как непосредственно "область свобод" (как реальный Факт), - так и "уровень свобод" – как субъективную оценку самим субъектом своей "области свобод": насколько сам Субъект ощущает себя свободным (способным реализовывать свои наиболее значимые желания).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пока что мы рассматривали только ситуации, когда субъекты имели возможность свои "желаемые действия" реализовать на практике, - что, собственно, и определяло их "свободы". Однако в жизни далеко не все из "желаемых действий" доступны для реализации. Такие, "недоступные желаемые действия" будут образовывать "несвободу" субъектов, а множество таких, недоступных для реализации "желаемых действий" будем называть "областью несвобод".
Таким образом, всё множество "желаемых действий" можно разделить на два подмножества: множество действий "доступных для реализации" (область свобод) и множество "недоступных действий" (область несвобод).
Рассмотрим графический пример. На картинке область "свобод", состоящая из двух элементов: а1 и а2, - находится в верхней зоне "желаемых действий" на белом фоне, - а "область несвобод", состоящее из трёх элементов: b1, b2 и b3, – в нижней зоне "желаемых действий" на красном фоне.
"Области несвобод" также можно сравнивать между собой у разных субъектов. Например, у двух субъектов А и В одинаковые "области свобод" (состоят из двух элементов а1 и а2), но разные области несвобод". Причём "область несвобод" у субъекта В больше, чем у субъекта А, поскольку ему дополнительно недоступно для реализации "желаемое действие" b2. - По этой причине у нас появляется основание полагать, что субъект В "менее свободен", чем субъект А. Однако, уверенно утверждать этого нельзя.
Дело в том, что собственное чувство свободы субъектов в значительной мере зависит от субъективной оценки самим субъектом соотношения по важности действий из "области свобод" с действиями из "области несвобод". Субъекты могут оценивать одни и те же "несвободы" совершенно по-разному: для кого-то данная "несвобода" практически не имеет значения. Скажем, вполне может оказаться и такое, что для субъекта В "несвободы" b1 и b2 не так уж его ущемляют в сравнении со свободами а1 и а2, имеющими для него субъективно гораздо большее значение. А для субъекта А недоступность для реализации всего лишь одного "желаемого действия" b1, может оцениваться как значительно понижающее его "уровень свободы".
В теоретическом плане Субъект может быть не только простым (элементарным) - в виде отдельного человека, - но и составным, - состоящем из некоторого множества людей, объединённых по их возможностям реализовывать однотипные "желаемые действия", - и тогда мы можем сравнивать такие группы между собой, как группы с разными "уровнями свобод".
Скажем, субъекты А и В можно трактовать как две большие группы граждан двух разных стран: что население экономически высокоразвитой страны (субъект А) имеет более высокий "уровень свобод", чем население экономически отсталой страны (субъект В), поскольку субъект А может позволить себе иметь хороший дом (b1), дорогую машину (b2) и разнообразный отдых (b3), а субъекту В такие действия недоступны, хотя он и желает их осуществить.
Из этого примера видно, что экономический прогресс всегда только повышает "уровень свобод" людей, делая для них "доступными для реализации" всё больше и больше "желаемых действий".
Теперь рассмотрим более подробно, каким образом у субъектов формируются эти области "свобод" и "несвобод". Для начала заметим, что существует непреодолимые природные ограничения "областей свобод", которые исходят из самого устройства материального мира, в котором мы живём. По этой причине многие из "желаний" не могут быть выполнимы в принципе. Скажем, никто не может проходить сквозь стены, куда-то телепортироваться, изменить ход времени и т.д. – А поскольку эти природные "ограничения свобод" неизменны и для всех субъектов совершенно одинаковы, - то в дальнейшем нет никакого смысла их учитывать, - можно условиться, что они на "уровень свобод" не влияют вообще.
А вот что реально влияет – так это физическое состояние тела человека. Здоровье людей - является одной из самых важных причин, определяющей "уровень свобод" (т.е. соотношение областей "свобод" и "несвобод") конкретных людей. Скажем, глухой при всём его желании не может слышать звуков, парализованный не может ходить и т.д. – В этом плане можно говорить, что здоровый человек всегда "более свободен", чем человек, имеющий проблемы со здоровьем.
От "природных" ограничений свобод перейдём к главному - к ограничениям, которые возникают в самом обществе. Когда мы говорим про "свободы" субъектов в обществе, то неизбежно всплывает одна серьёзная проблема, а именно: реализация "свободы" одних субъектов часто оборачивается "несвободами" (невозможностью такой же реализации) для других субъектов. И тут встаёт задача установления каких-то правил, которые регулировали бы "области свобод" разных субъектов (путём "разрешений-запретов") таким образом, чтобы избегать конфликтных ситуаций, чтобы в обществе соблюдался должный порядок.
Эти особые правила, задающие "области свобод" для субъектов - есть не что иное, как "Право". "Право" – является основным регулятором "свобод" в обществе, - и вести разговоры о "свободах" субъектов в обществе, не разобравшись со смыслом "Прав", которые определяют их "области", - совершенно бессмысленно.
продолжение следует...
Большая просьба ко всем:
Комментарии
А если "желаемое действие" совершить невозможно?
Желаю убить — низззя!
Желаю украсть — низззя!
Желаю изнасиловать — низззя!
Желаю быть президентом пожизненно — низззя!
Полагаю, вашей теории недостаёт того очевидного положения, что государство есть система запретов. А запрет, по принципам дихотомической логики, есть антипод свободе.
Совсем не так. ... Если быть точным:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Признаю только математическую логику: все остальные "логики": в том числе вашу "дихотомическую", как и здесь широко муссируемую "диалектическую" - считаю лженаучными. Так что в моих темах не надо апеллировать к "дихотомической логике".
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Во-первых, это ваше "очевидное положение" не совсем верно: государство не только задаёт "систему запретов", но также задаёт и "систему разрешений".
- А во-вторых, у меня в продолжении этой темы "Свобода-Право. Ч-2. ПРАВО" указывается на все типы "источников Прав" (т.е. запретов-разрешений), где одним из источников является как раз государство:
"Юридические - определяется государством (юридические законы)." (©Д.Бояркин)
Вообще, "запреты" могут исходить не только от государства: они могут исходить от кого угодно: от жены (или мужа), от родителей, от начальников по работе, от друзей, от традиций (мнения большинства окружающих), от местных банд, от соседей и т.д...
Нас, как теоретиков, - в первую очередь должны интересовать только способы расчётов "теоретических запретов-разрешений", которые исходят из аксиом общественных теорий, - а не от людей и не от государства.
Наиболее ценной теорией является та, которая объясняет как можно больше явлений и позволяет решать как можно больше задач. Именно по такому критерию происходит смена устаревших моделей, отправляемых в архив истории, новыми системами, нацеленными на доказательства.
Предлагаю для объяснения простую картинку.
И так далее.
В теории потребностей есть понятие «порог активности», причём эта величина измеримая. Потребность — тоже величина измеримая. Эти категории необходимы для описания механизма принятия решений.
http://philosophystorm.ru/sushchnost-chelovecheskoi-lichnosti-v-teorii-p...
Есть ли что-то подобное в вашей модели, или вы в состоянии объяснить происходящее без упомянутых категорий?
- Не много ли вопросов по одной картинке? Если у вас возник какой вопрос по моей теме - так его и задайте (максимум два одновременно), - иначе обсуждение превратится в неконтролируемый базар.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Здесь обсуждается ТОЛЬКО моя тема "Свобода-Право", а не ваша "Теория потребностей". Всякие отклонения от МОЕЙ темы я буду расценивать как флуд и удалю. Будьте добры, обсуждайте только по существу МОЕЙ темы: с чем согласны, а с чем не согласны и почему.
Теоретические основы свободы лежат в духовной сфере, в вашем развитии души и Духа.
Свобода и счастье - главные ценности и цели человеческой жизни.
Самореализация Духа дает человеку безграничную свободу и счастье.
Ваша свобода ограничена вашей кармой, вашими талантами, способностями, навыками.
Поэтому нужно совершенствовать себя, развиваться. Многое нужно знать и много уметь.
Списывать старые грехи и не создавать новых.
ну да, во многом так. Чем выше духовный уровень, тем больше у вас возможностей.
Можно выделить основные степени свободы - здоровье, деньги, авторитет (репутация), способности (навыки, умения), окружение (коллектив, семья). Пирамида Маслоу частично об этом.
Добавлю к степеням свободы еще время. Свободное время, досуг важны для обретения свободы. Особенно для философии.
- Вы что, из средневековья прибыли? Это что за религиозная ахинея? - Какая-то "карма", "душа", "дух", "грехи"... - Ваша так называемая "духовная сфера" никакого отношения к научным представлениям не имеет. Теоретические основы свободы могут базироваться только на АКСИОМАХ каких-либо общественных теорий - и ни на чём больше. Попрошу вас впредь не загаживать мои темы своим религиозным бредом.