Вместо предисловия. Следующие отрывки являются некоторой попыткой описать начала моей философии. Они короткие и афористичны. Я открыт к любой критике, адекватной или марксисткой, аргументированной или ницшеанской, честной или религиозной.
1. Истоки мысли
Мысль эмоциональна; мысль чувственна, и когда я говорю это, я то и имею в виду, что мысль — это такое же чувство, как и зрение, слух.
Я имею в виду, что мысль не словесна. Слово — это лишь попытка дискретизации мысли, попытка разрубить единый пласт мысли на кусочки. Одеяло слова мы кидаем на неосязаемое приведение мысли.
Мысль можно почувствовать, пережить всем своим духом. Так же как и с едой: мы же не едим бутерброд по отдельным ингредиентам, нет, мы откусываем бутерброд и чувствуем сумму всех его составляющих; так и мысль: её нельзя проглатывать пословесно, её нужно поглощать целиком, всасывая крошки со стола!
Мысль родом из чувственного опыта. И мысли схожи у тех, у кого схож опыт.
Мысль — единый континуум чувственного опыта.
Отвращение не вызывается мыслью. Мысль вызывается отвращением.
2. Явление гомоморфизма народу
Гомоморфизм — это пройденный рубеж. И пройден он так давно, что его результаты не празднуются. Этот рубеж будто и не рубеж, а начало, вспышка для человечества. Но я что-то нащупал своей шальной мыслью.
Гомоморфизм, или, по-русски, однородность, единообразие, искренность — это прорыв. До явления гомоморфизма народу не было для человека слова, не было числа. Были только ужас и страсть.
Гомоморфизм — как он зародился? Человек увидел одну овцу и другую овцу. Овцы эти две во многом отличаются: разный набор длин волосинок, разное расположение капилляров на глазу, разные зубы — в конце концов, разные наборы атомов. Но человек поглядел на них и решил, что они одинаковы. Он придал первой овце знак и нарисовал на земле палкой кружок; вторую овцу он отобразил тем же знаком, нарисовав второй кружок рядом.
Человек отождествил (посчитал одним и тем же) два участка созерцаемого континуума, не имеющих ничего общего (каждая овца неповторима в естественной среде). Это и есть явление гомоморфизма народу. После этого появилось и слово, и число, и добро, и зло, и всё человеческое.
Человек так привык к гомоморфизму, что появились главные выродки грешного человеческого разума: бог, стереотип, нация. Настолько отвык человек видеть во всём особенность, несравнимость, несопоставимость! Всё, что может он — употреблять общие правила ко всему, рубить без разбору. Всё превращается в серую гниль.
Так вырождается мысль человеческая. Мысль — это не слова. А гомоморфизм — настоящий опиум для грешного разума.
3. Истоки слова
Было время, когда человек обходился без речи. Это вовсе не значит, что он не думал в это время; нет, и мысли, и мыслительные процессы были.
Но стало так, что произошла категоризация, то есть человек из всего созерцаемого континуума ощущений начал выделять предметы. На выделенный предмет у человека появилось понятие. Слово стало обозначать понятие.
Слово — это нечто для обмена между людьми. Слово было общим, ведь в противном случае оно было бы ни к чему. Во всех племенах, где у людей отличались слова и их значения, слово вымерло.
Слово как верхушка айсберга. Понятие, которое оно обозначает, всегда глубже, индивидуальней, чем любое слово, предназначенное для обменом понятиями между людьми. Понятие уходит корнями в мысль, в опыт. Набор категорий у отдельного человека — следствие его уникального опыта.
Но сложно всё это: размышлять в словах о бессмысленности слов.
4. Очевиднейшее доказательство
"Потому что мне нравится," — чем вам не доказательство?
Любое доказательство можно свести к тому, что доказывающему нравится мысль, нравятся эмоции и чувства, стоящие у её истоков. Да и чем это плохо? Человек доказывает всегда именно то, что ему нравится в данный момент времени.
Всё это работает, покуда мы в словесном пространстве, где у каждого и своё чувство, и своя категория. Но как только дело переходит в числа, то никакое "а мне так нравится" не работает.
5. Так зачем же нужно всякое обоснование?
Что-то во мне до сих пор говорит, что всему мной сказанном нужно иметь обоснование, чтобы заработать репутацию не самодура, а хотя бы недооценённого автора. И я приведу все доказательства словесных ужасов, отцом которых являюсь, но пока я просто следую той звезде, которая вызывает во мне озорство духа.
Пока все мысли существуют только для меня, пока они не ещё не ласкали уши других людей, пока они не потрясали прочие головы, мои мысли — сама очевидность для меня. Но другим людям не доступен мой опыт, а потому они точно не поймут. Обоснование нужно, чтобы мысль стала столь же очевидной для другого человека.
Правда, здесь теряется та особенность мысли, которая есть только для меня. Я не доказывал свои мысли. Для меня они приходили, и я их принимал. Имею в виду, что другие люди не видят в моих мыслях то, что вижу я. Они могут добраться до такого же восприятия мысли, если сами дойдут до неё или пропустят её через весь свой дух.
6. Обоснование категории
Каждый человек имеет свой набор используемых категорий. И многим обоснование их образа мышления не требуется; образ мысли считается чем-то моим. Но нет!
Ну так что? О чём я? Каждому своё, но попробуйте взглянуть на то, что вы считаете ценным и важным. Приглядитесь! Позадавайте вашим принципам вопросы и посмотрите, как они вам ответят. Слышите в ответ веру, страх, неизвестность, конформность? У меня для вас плохие новости
Чтобы бог был, обоснуйте, почему вы выделяете среди всех красот мира именно этого скверного старичка, что на ладан дышит? Обоснуйте актуальность вопроса о боге. А может, его и не было? А кто это — его? О ком мы?
7. Старая диалектика
Антитеза! Да благословит тебя Гегель! Умно придумали, да?
Есть добро и есть противоположное добру — зло. Есть буржуи, а есть их отрицание — пролетариат. И прочие противопоставления, как, например, самое пошлое из всех — наши и эти.
Но прочь от этого! Вы ищете закономерностей, ищете порядка в мире, а потому придумали самый простой способ познания — через обратное, противное, противоположное. Но жизнь не логика, и тем более он не зависит от ваших попыток объяснить, как инь и ян. К сожалению, мир не стоит на ваших смыслах.
8. Это всего лишь мысли
Бродя по лесной тропинке сознания, я остановился. Но вдруг мурашки пробили по коже: всё как бы идёт мне навстречу, будто это я продолжаю идти по лесу. Мысленная дорога сама течёт, а я не прикладываю усилий. Я стал просто созерцать поток мыслей, не принимая в нём участия. А я и никогда не принимал в нём участия. Я только почему-то делал вид, что я направляю поток мыслей. Но тогда я впервые понял, что свободы воли нет.
Теперь я не боюсь думать плохих мыслей: их думаю не я. Но это не отменяет последующего за мыслью о плохом трёхкратного тьфу-тьфу-тьфу через плечо, ведь эти плевки тоже сделаю не я.
Это всего лишь мысли. Они сами являются, сами исчезают. Это те мысли, которые не порождают дела, действия. Просто танцуют да и всё. Но есть совершенно другой род мыслей, после которых дело делается. И пока я их не различаю.
Хотя что-то различаю. Когда я сонный думаю о том, как бы сейчас встать, я не могу встать. И я отчётливо чувствую сопротивление.
Вместо послесловия. Если вы осилили сей труд, то буду очень благодарен, если оставите комментарий.
Комментарии
Скажите, а мыслительные функции у вас работают на вход или на выход?...,))
Не благодарите, так как сей труд я не осилил, хотя комментарий и оставил.
Мысленные функции работают исключительно внутри)
А вообще да, тут не совсем удачная метафора, но всё же. Такие чувства, как зрение или слух, вызывают ощущения. Так вот, и я говорю о том, что мысли — это ощущение.
Зрительные образы несловесны. Уже потом мы окутываем их словами. Так и с мыслями. Думаю, у Вас был случай, когда сложно было выразить словами свою мысль или своё понимание чувств собеседника; но этот случай не говорит о том, что мыслей не было — нет, они были.
С какою силою дыханье захватило!
Все помыслы мои с тобой слились!
Явись! Явись!
Явись! Пусть это жизни стоит!
(Берет книгу и произносит таинственное заклинание.
Вспыхивает красноватое пламя, в котором является дух.)
__________________________________________________________
От оппонентов - скептиков:
Мефистофель
Ступай, чудак, про гений свой трубя!
Что б сталось с важностью твоей бахвальской,
Когда б ты знал: нет мысли мало-мальской,
Которой бы не знали до тебя!
Разлившиеся реки входят в русло.
Тебе перебеситься суждено.
В конце концов, как ни бродило б сусло,
В итоге получается вино.
(Молодежи в партере, которая не аплодирует.)
На ваших лицах холода печать,
Я равнодушье вам прощаю, дети:
Черт старше вас, и чтоб его понять,
Должны пожить вы столько же на свете.
)))