Суворов О.А
ЛОГИЧЕСКОЕ ТОЖДЕСТВО
МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА
В ходе обсуждения тех или иных философских проблем почти постоянно приходится сталкиваться с таким историческим анахронизмом, как несовместимость материализма и идеализма. Ввиду этого философские дискуссии нередко утрачивают свою конструктивность и превращаются в так называемый «хор глухих».
Исторически сложилось так, что главным образом именно наше (советское и постсоветское) философское мышление оказалось, без преувеличения сказать, зараженным указанным анахронизмом. Причина этого очевидна, и она заключается в том принудительном марксистско-ленинском коллапсе, в котором наше общество и его сознание пребывали свыше семи десятков лет.
Обратимся к источникам метафизического (антидиалектического) разрыва материализма и идеализма и, по возможности, проанализируем их.
Вопрос о соотношении материи и сознания, как основной философский вопрос, своими корнями уходит в глубокую древность, изначально представляя собой религиозно-пещерные мифы о противоположности тела и души. Как ни странно, но именно эти полудикие проблески сознания оказались зародышем философского мышления и его основного вопроса, от которого впоследствии отпочковались не только диалектика (как сфера объектно-субъектного отношения), но и все современные науки. И это естественно, потому что любая наука имеет своим предметом, в конечном счёте, всё тот же, хотя и конкретно видоизмененный, основной философский вопрос, т.е. в той или иной форме материализованное сознание, или, что одно и то же, осознанную материю.
С этой точки зрения соотношение бытия и мышления, отражаемого и отраженного, объективного и субъективного правомерно рассматривать как объективно-реальный процесс самопознания природой самоё себя, процесс, в котором человек выступает в качестве целенаправленного агента, в противоположность стихийности его окружения.
В этом процессе познается, безусловно, объективный мир, т.е. мир, находящийся вне и независимо от познающего субъекта. Однако осуществляется и может осуществляться данная процедура только и только посредством связи познаваемого и познающего, т.е. связи объекта и субъекта. Иными словами, объективное дается нам исключительно через нашу собственную субъективность, так что все наши знания о внешнем мире всегда и неотвратимо представляют собой противоречивую форму субъективации объективного, или, что то же, объективации субъективного. Поэтому единственная реальность, с которой на самом деле мы только и можем иметь дело, так же представляет собой не что иное, как субъективированную объективность, или её ипостась -- объективированную субъективность.
И хотя. например, Гегель не использовал подобную терминологию, однако подлинный смысл его тождества бытия и мышления, сводится по существу именно к этому, если, конечно, действительно освободит этот смысл как от словесной шелухи самого Гегеля, так и надуманностей многочисленных его интерпретаторов.
То есть для Гегеля, и это чрезвычайно важно, бессмысленно (беспредметно) говорить о материи и сознании, бытие и мышлении, отражаемом и отраженном, объективном и субъективном в плане их абсолютного противопоставления и отрыва друг от друга: любая из этих противоположных сторон основного философского вопроса переходит в иное самоё себя. Отсюда и любая информация об этих, основных, противоположностях возможна исключительно через их взаимную связь, вне которой они в равной мере суть ничто, т.е. трансцендентные «вещи в себе».
В этом, собственно, и заключается диалектическое (логико-гносеологическое) тождество противоположностей основного вопроса философии, как феноменов единой объективной реальности. Я не оговорился: именно феноменов объективной реальности, ибо всей материи действительно присуще «свойство» , родственное не только ощущению, но и сознанию, свойство отражения. Но если нечто действительно существует, а в части ощущений и сознания в этом может сомневаться только умалишенный, то все рассуждения о двух реальностях – объективной и субъективной – неминуемо сводятся к метафизической болтовне дуалистического толка.
Отсюда же, кстати заметить, изначально и вытекает глубоко диалектическая мысль о ненужности трёх разных слов: диалектика, Логика и теория познания суть одно и то же. Ибо вне познания (отношения бытия и мышления) нет диалектики, и, наоборот, вне диалектики нет научной гносеологии, а вне того и другого нет Логики. Это означает, что гегелевское тождество отнюдь не субстратное тождество бытия и мышления в духе вульгарно-монистического материализма Маркса: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». То есть, у Гегеля речь идёт не о природе бытия и мышления, а именно о взаимоотношении этих противоположностей, или, что одно и то же, о процессе познания, подчиняющемуся таким общим законам развития, совокупность которых как раз и образует содержательную, или диалектическую, Логику. И таково, следовательно, действительное «рациональное зерно» гегельянства, если его в самом деле очистить от различных профанаций, и, в первую очередь, марксистско-ленинских.
Вдумчивый специалист, как я надеюсь, в состоянии понять, что если исходить из этой сути дела, то взаимоисключающее противопоставление материализма и идеализма оказывается не имеющим под собой достаточных логических оснований, поскольку диаметрально противоположные воззрения по природе своей являются не чем иным, как зеркальным отражением друг друга.
Кроме того, сама эта антиномия, на основе вопроса о «первичности», проистекает из того ложного представления, согласно которому об объективной реальности якобы можно судить без всякой ссылки на субъект.
Конечно, с позиции так называемого «здравого смысла», лежащего в основе естественнонаучного материализма, кажется бесспорным, что предмет познания существует до и независимо от познающего субъекта. Однако даже с такой, казалось бы, безупречной позиции все же невозможно избежать включённости субъекта в объект и, наоборот, объекта в субъект, как неотъемлемых сторон познанной реальности. Ибо, в противном случае, как материализм, так и идеализм (в объективистской трактовке), неминуемо оборачиваются, как я уже отметил, дуализмом.
Вместе с этим противопоставление материализма и идеализма (как сугубо объективистских концепций) по вопросу «первичности» исходных для них субстанций (материи либо сознания) неминуемо отождествляет данные гносеологические направления, поскольку сами эти субстанции определяются исключительно друг через друга: материя осознается, а сознание материализуется. Словом, гносеологически нет материи без сознания и нет сознания без материи. То есть, достаточно поменять исходные понятия, являющиеся по существу инобытием друг друга, как от противоположности материализма и идеализма, не остается и следа.
Таким образом, с какой философской позиции (в смысле «первичности» материи либо сознания) не подходи, познание неизменно окажется процессом, в котором нет (и принципиально не может быть) ни самодовлеющих, ни предопределяющих противоположностей. Ибо последние неразрывно связаны, взаимодействуют между собой и, таким образом, взаимно определяют друг друга; и это, в первую очередь, касается взаимоотношения противоположностей основного вопроса философии, обусловливающих гносеологический характер связи всех остальных категорий диалектики и основанной на ней содержательной Логики.
Всё сказанное, разумеется, не отрицает фактического отличия материализма от идеализма: диалектическое тождество не бывает без имманентно присущего ему различия. Причём формально можно, конечно, исходить как из первичности материи, так и из первичности сознания, и получить в том и другом случае непротиворечивые, с точки зрения традиционной логики, следствия в виде соответствующих гносеологических концепций. Однако делать ни того, ни другого как раз и не нужно: логика познания (диалектическая логика), основанная на единстве (тождества и различия) бытия и мышления, не совместима с естественнонаучным детерминизмом. К сожалению, это положение (выделенное курсивом) не усвоено современной философской культурой, что позволяет, например, К.Попперу с беспардонной лёгкостью рассматривать диалектику как пустословие, считая, по-видимому, всех сторонников диалектики, начиная с глубокой древности, просто недоумками.
Что касается так называемого «субъективного идеализма» (терминология, присущая, насколько мне известно, только марксизму-ленинизму), то он всегда и вполне обоснованно отстаивал тезис о неразрывности объектно-субъектного отношения: быть, значит быть воспринимаемым (Беркли, Мах); без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта (Авенариус, Юм, Фихте). И здесь не нужны никакие (ни гегелевские, ни марксистские) новации, ибо взаимоотношение основных гносеологических противоположностей, без которого вообще невозможно познание, уже само по себе делает бессмысленным вопрос об их «первичности». То есть «субъективный идеализм» (раз уж бытует этот термин) диалектически снимает метафизическую противоположность материализма и идеализма, обеспечивая тем самым единство философского мышления.
Между тем трактовка основного вопроса философии, принципиально противопоставляющая материю и сознание и изображающая их отношение как однонаправленную причинную связь, является в своем существе некорректной уже потому, что заведомо ставит заслон продуктивному решению любой гносеологической проблемы.
В самом деле, что, например, дает и вообще может дать «переворот» гегельянства, якобы совершенный Марксом? На мой взгляд, ничего, кроме невежественной нелепицы о том, что, будь-то бы, не человек с его мышлением познает бытие, а, наоборот, бытие познает человеческое мышление. И тут, следовательно, важно понять, что нет никакой разницы, когда мы говорим, что природа есть инобытие духа, или, наоборот, что дух есть инобытие природы. Подчеркнем, именно инобытие, означающее, в частности, и по Гегелю отнюдь не порождение одного другим (марксистская фантазия), а одно и то же, но проявляющееся в гносеологически противоположных формах. Словом, в этом пункте Маркс по существу не перевернул Гегеля, а попросту переврал его.
В заключение хотелось бы обратить внимание так же на то, что метафизически-детерминистский обряд, в который Маркс попытался втиснуть всю предшествующую философию, как известно, пришелся по вкусу пришедшим к власти в России террористам-большевикам. И они директивно инициировали так называемую «марксистско-ленинскую философию, призванную теоретически оправдать затеянный ими преступный социальный эксперимент, чуть было не уничтоживший весь генофонд русской нации. Конечно, в целом вредоносное значение марксизма-ленинизма еще предстоит исследовать, но уже сегодня вполне очевидно, что в рамках именно этой псевдонаучной философской доктрины, гегелевскому замыслу диалектической логики, обоснованно отождествляющей (в диалектическом смысле) материализм и идеализм и на этой основе восходящей к единству философского мышления, был нанесен наиболее заметный ущерб.
Комментарии
По хорошему, и атеисту с теистом не о чем спорить - так глубоки их расхождения. Интересно, между атеизмом и теизмом есть логическое тождество в свете тождества материализма и идеализма?
Вывод ложный. Следовательно, какая-то из посылок была исходно ложной. Ибо Диалектика, Логика и Теория познания - это три самостоятельные дисциплины. Поэтому для них нужны три разных слова.
Что, разумеется, не означает отсутствия связи между тремя самостоятельными дисциплинами: существовании перехода диалектики в логику (диалектическая логика) и диалектики в гносеологию (диалектическая теория познания).
--
Грачёв Михаил Петрович.
Михаил Петрович!
По каким-то обстоятельствам в то время я отвлекся от этой своей записи, а поэтому не отреагировал на Ваш коммент. Случайно наткнулся на него и решил все же ответить, тем более тут затрагиваются принципиальные вещи.
1. Противоположности бывают логико-диалектические и формально-логические. К первой группе как раз и относится противоположность материализма и идеализма, поскольку они имеют одну и ту же предметную основу -- объектно-субъектное отношение, в котором некорректно ставить вопрос о первичности (вторичности) его сторон (Гегель). Тогда как противоположность атеизма и теизма, напротив, формально логическая, поскольку сводится к тривиальным антиномиям: "Бог есть"-- "Бога нет".
2. Если основу философии составляет отношение материи и сознания, непосредственного и опосредованного, объектного и субъектного, то предметно философия не может быть чем-то иным, нежели общей теорией познания. Поскольку же диалектическое противоречие, разумеется, не только на мой взгляд, когерентно ни материи, ни сознанию, взятых в отрыве друг от друга, а взаимоотношению между ними, постольку диалектика совпадает с гносеологией, и это совпадение и есть диалектическая логика.
А вообще-то по вопросу совпадения диалектики, Логики и теории познания деликатнее было бы критиковать не меня, а Гегеля, Маркса и Ленина.
Материализм и идеализм совмещены в диалектическом материализме. Идеализм - доминирование духовного. То есть раздувание одной из черточек познания до абсолюта.
--
Грачев:
"Материализм и идеализм совмещены в диалектическом материализме"
Никакого совмещения материализма и идеализма в диалектическом материализме никогда не было и нет, если иметь ввиду бытовавшую в нашей стране в советское время философскую доктрину. В ней, напротив, всегда подчеркивалось, с подачи Энгельса и Ленина, принципиальная несовместимость противоположных решений основного вопроса философии. А о диалектической взаимосвязи этих решений, насколько мне известно, никто не говорит и сегодня, да и сама философия у нас теперь уже и не называется, и не является диалектическим материализмом. Как следствие, диалектика, вслед за К.Поппером, всё чаще сводится к формальной логике.
Словом, проблема синтеза материализма и идеализма, на мой взгляд, весьма актуальна. Её решение мне видится в понимании того, что диалектическая противоречивость в предельно общем смысле есть сфера основного философского вопроса, отношения материи и сознания, непосредственного и опосредованного, объектного и субъектного, т.е. в конечном счете есть сфера познания. Отсюда, собственно, и вытекает совпадение диалектики, Логики и гносеологии. Подробнее об этом, при желании, можно посмотреть в моей статье "Диалектика как логика и теория познания", размещенной в ФШ.
С подачи Ленина, предпочтительнее иметь дело с умным идеализмом.
--
Учитывая непонимание, что такое материя и что такое сознание,
с пониманием философии полный ...
Наверно. не стоит подводить под диалектику фундаментальность.
Ибо диалектика, это методика представления проблематики.
Например, в системном анализе.
Правильная статья.
От себя добавлю, что , по-моему мнению, и материализм и идеализм продукты одного доктринального и методологического основания, именуемого в моем учении (учение о Гармонии Мра) стихийным антропоцентризмом.
Стихийный антропоцентризм как парадигмальное основание человеческой цивилизации опирается на три идеи:
а) Человек царь природы, вершина эволюции, подобие Бога;
б) Мир делится на две части , на материю и сознание, приоритет между которыми и определяет начало доктрины материализма или идеализма.
в) противоречие противоположностей является источником движения, мир как царство противоречий.
Эта парадигма исторически исчерпала себя и нуждается в смене, вместе со сменой ментальной парадигмы и начнется масштабное преобразование Человечества. Пока мы не избавимся от этих антропоцентрических глупостей, мы будет продолжать плодить конфликты и кризисы.
Совершенно верно: доктринальное основание как материализма, так и идеализма одно -- взаимоотношение материи и сознания, объектного и субъектного. Поскольку же эти основные противоположности определяются и могут быть определены исключительно друг через друга, то и сама противоположность материализма и идеализма оказывается призрачной. В лучшем случае можно говорить об этой противоположности как о взаимной изнанке, как о сторонах одной и той же медали.
Вместе с тем эта "медаль" и есть диалектика, преодолевающая односторонность как материализма, так и идеализма. В комменте Грачеву я эту мысль изложил более конкретно.
Тогда впереди ликвидация британских учёных.
------------------------------------
Мне видится проблема материального и идеального, несколько по другому.
Явления, входят в огромное количество систем одновременно и по разному.
Часть этих систем материальны, часть идеальны, а часть, вообще, пока не изучены.
Автор пишет отсебятину про марксизм-ленинизм,про то что якобы марксизм делит мир на материю и сознание. На самом деле Вселенная тождественна материи в ней нет ничего кроме материи. Идеализм это слово принято марксизмом в качестве смягчения истинного смысла,который ничто иное как обыкновенное шарлатанство и мракобесие. Нет никаких философов идеалистов,а есть мошенники,экстрасенсы или душевно больные. Эпоха философов идеалистов кончилась с открытием теории эволюции Ч.Дарвина. Также как дико обсуждать конструкцию вечного двигателя аналогично дико сейчас уделять внимание идеализму.
Насколько научно ваше заявление?
Это при всем уважении к постановке, вами, вопроса.
Что такое вселенная?
Что такое материя?
Самое лихое определение, которое я встречал:
Материя - это то, что есть на самом деле.
Остальное на уровне, не достойном упоминания.
Идеализм - это мнозначное понятие.
Упомянутое вами, лишь оно из возможных.
Часто под идеальным понимают объекты, на база репрезентаций,
и смысловые модели.
Но ведь автор как раз и пишет, что нет дуализма. А марксизм-ленинизм разделяет идеализм и материализм.
Корнак7, автор, Олег Суворов, не просто утверждает, что МЛ делит мир на материю и сознание, МЛ ещё утверждает, что не человек истинно познаёт, а бытие познаёт себя посредством человека, как познание природой самой себя посредством высшей нервной деятельности организованными этой природой животными, к коим МЛ причисляет и человека.
Корнак7, но раз нам доступны философские вершины, то уверенно можно сказать, что сознание присуще только людям и есть наибольшее из наблюдаемых чудес, но познание, как форма умопостижения---ничто иное, как метаязык реальности и потому сразу ставится вопрос о иерархии метаязыков и трансцендетностей универсалий познания. Отсюда и ставится вопрос о духовной трансцендентности и единяющей трансценденталии ума. Вообще можно создать теории в которых духовно материальный дуализм не будет иметь значения, но такие теории никогда не будут универсальными, и это вопрос именно философии. Олег Суворов поднимает те же вопросы, что и Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии. 1994 - 1996 -Философы, принадлежащие к различным аналитическим традициям, кажутся непроизводительно расходующими свою изобретательность и способность к точным формулировкам на незначительные технические проблемы, не имеющие большого значения. Философская мысль может дать больше, чем проявления политически корректного остроумия. Она в силах дать ответы на вопросы, которые глубоко затрагивают предпосылки более чем одного философского направления.
Поэтому, Совок., лажу пихает про тождественность материи и Вселенной, т.е. Совок. создал то множество всех множеств которое содержит самое себя, и ему начхать, что это невозможно. И, Корнак7, интенсионалы и экстенсионалы, так же противопоставляются, но это их познавательной значимости и взаимонеобходимости не меняет, и в общем Олег Суворов говорит тоже что и и Куайн.
Философский анализ Куайна показывает, что и самым главным — не есть итоговая картина производимого знания, а главным есть философский, мыслительный процесс работы, и крайне важно, чтобы вязкая толща языка-посредника, в которой барахтается человек, не затвердела, и, по необходимости, стараться разбить ее трещинами, расчленить и перерасчленить (т.ск. умеренный деконструктивизм), как сохранение гибкости ума, и тренинг феноменологической сигнификативной редукции мышления.
Раскрывается гносеологический оптимизм, что мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства (что есть Верою в вечный удел познания человеком Божества), а в агностицизме—-мир непознаваем в принципиале, человек не познаёт мир, а наивно строит трансцендентальный мир на основе чувственного восприятия, что суть признание необъективности ума и основа солипсизма, как крайняя форма субъективного идеализма.
Уважаемый, Олег Суворов, я получил наслаждение, читая ваш этот пост наверное сделаюсь вашим читателем, естественно, что философски корректный пост заслуживает высокой оценки, что я и отметил. Но я не Гегельянец и вообще считаю так называемую диалектику (интерсубъективной полилектикой), и не могу понять, почему требовалось называть топику Аристотеля--- диалектикой. Вообще, материалистический монотеизм невозможен ввиду того что, если материя включает всю свою сущность, то тогда существует множество всех множеств, и невозможность этого по Антиномии Рассела приводит к утверждения трансцендентного, а значит и единяющего их траннсцендентального, потому сама религиозность---уже номинал этих универсалий, и диким есть только непризнание этого. Ибо если человек в состоянии отличить стул от множества стульев, то из этого следует религиозное понятие о трансцендентном, связанные в единство трансценденталиями сознания, и ваши---
Неуместны, ибо экстенсионал противоположен интенсионалу, но они неотъемлимые части любого даже еденичного мышления, и жизнь и человека, и всего человеческого сообщества, и Бытие всего сущего---описывается, как синергетика для динамической системы, в которой истинное знание---абсолютизированно, как (габитус) Аттрактор---как то потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует, как конечная область неминуемого схождения фазовых траекторий движения сложной системы, как «вызов», осуществляющий как бы детерминацию будущим предстоящим состоянием системы. Потому, предполагается (не отрицается) и то, что мышление так же является прогрессирующей динамической системой процесса познания, то значит по Бонавентура---познавательные «интенции существуют не в вещах, но только в уме. Тем не менее существует нечто, соответствующее им в вещах, а именно природа, с которой мышление соотносит интенции определенного рода. Так, замысел рода не существует в осле, но в природе животных, с которой интенция соотносится в мышлении». Т.е. познавая даже, присущую сугубо материальному проявлению, акциденцию (как нечто проходящее, типа, как жрёт или серет осёл, или как летают вокруг него мухи), то познаётся и нечто от природного, в этих познаваемых акциденциях, замысла. И этим реализуется динамическое, познавательное, субстанциальное бытие человека, как презентация всего апперцептивного опыта человека, перцептивно спроектированного на эту познаваемую, пусть даже, акциденцию. Для Гуссерля, интенциональное конституирование не означает создание вещи или объекта---субъектом; оно подразумевает фундаментальное конституирование его значения, ибо значение имеется только для сознания, и все фундирующие конституирования значения (=смысла) делаются возможными только благодаря трансцендентальному сознанию. Говоря об этом трансцендентальном мотиве, Гуссерль пишет: «Мотив вопрошания (аппрезентативно) возвращает к последнему источнику---все достижения знания и рефлексии, в которых познающий осмысливает и себя, и свою познаваемую жизнь, в которых все научные конструкции имеют валидность (адекватное соответствие) по отношению именно к нему, и рефлексирование происходит целенаправленно, и, так как постоянное привнесение материала сохранено, оно становится свободно доступным для духовной мотивации». Ибо, по Тезисам Дюэма-Куайна, если есть хотя бы единственная реальная модель обоснованного высказывания, то оно не элиминируемо на фальсификационных основаниях, но принимает участие, в теоретически разрабатываемой, полной отдаче сформированной в высказывании обоснованности---в некую более совершенную теорию, и может быть элиминированно, если, и только если, сформированное новое знание, не хуже поясняет тоже, но лучше поясняет и большее того (чего безбожие не предлагает). Теоретическая противоречивость модели, просто обосновывает преждевременность утверждения о полноценной теории, не более, что как раз и есть предметом продуктивной полемики, и устраняться таковой как многие на ФШ---обнаруживает просто нежелание мыслить, что и есть суть демагогии.
Реализация религиозно разумеемой жизни, как то что метафизический ноумен Бытия не может быть неприемлем метафизически, как феномен именно истинной объективности, как колебание между реализмом и идеализмом (как протенция бифуркации холизма синергетики всеединства), то раз реальная сторона этого вопроса никогда не преодолеет точку зрения Дескриптивной психологии, и всегда обращена ко внутреннему смыслу жизни, как к проблеме синкретической экспликации личности, направленной на феномены логического и идеального, и описывается, как трансцендентальный идеализм, то тут и имеет место необходимость идеализации этого понятия "Бытие", как религиозная интерпретация жизни, как аттрактор Бытия.
Потом, уважаемый, Олег Суворов, мне кажется что вы не опуститесь до модерации меня удалением, как-то слишком примитивно философу удалять чьи-то умные философские мысли, хотя не думаю, что гегельянству чужд такой способ становления своего гения, ибо романтическая (она же литературная, она же спекулятивная) философия---это манипуляция теорией, вне желания истинного исследования. Эту мою позицию доказывает американский философ Андре Кукла ---утверждающий, что для любой теории T полагается возможность сразу предполагать и некие интерпретации, в том числе ввиде: что Т' (утверждение, что Т' наблюдаемые следствия s верны, но Т сама по себе является ложной); Т" (утверждение, что реальность ведет себя в соответствии с Т, при наблюдении, но имеет и конкретные несовместимые альтернативы косвенным образом), что есть гипотеза, что на опыте имеет место манипуляция представлениями теории таким образом, чтобы создать впечатление, что Т верно. На такие возможности, Стэнфорд утверждает, что это в общем не более, чем своего рода злой демон, к которому Декарт обратился, дабы сомневаться в любых из его убеждений, которые могли бы быть подвергнуты сомнению. Что вообще-то, по недоопределённости, выражает непременную естественную незавершённость и глобальных алгоритмов любых верных теорий. Такие радикально скептические сценарии представляют столь же мощный (так и бессильный) вызов любой претензии знаний вообще, независимо от того, как оно представлено или оправдано, и, следовательно, не представляют особую проблему или вообще проблему для убеждений, представляющих нам нашу теоретическую науку. Возможность утверждения другого пути (если мы выбираем данную научную теорию) существует, только если некоторые из интерпретаций, которые мы могли бы генерировать из данной алгоритмической стратегии, являются приемлимыми, и большая часть всего, что мы первоначально учитывали, тем не менее оказывается непосредственно верной, только в стратегии выбираемого другого пути.
Уважаемый, Олег Суворов, я бы вам советовал поставить под философское сомнение гегельянский стиль, ибо уже то, что доказанность неограниченности познания, есть такая же неограниченность направляющей познание философии, то декларированная Гегелем его магистральная методология философии---не более чем философская ересь, и ложь. Уважаемый, Олег Суворов, кстати интуитивная логика Брауэра доказывает, что все истинные высказывания не могут никогда быть тождественно эквивалентными, и всегда различны (абдукция в смысле Ч. С. Пирса), но все абсурдные суждения---тождественно эквивалентны, что есть религиозное предание, что разнит добро, но все равны во зле, и эхо безграничности познания. Всё это ставит философия в очень жёсткие рамки, что (уже неоднократно доказанная часть) всякая философски осмысленная проблема---становится наукой, как абдукция философской мысли, потому и к самой философии должен быть приложен осмысливающий её суть подход, что и принёс феноменологией Гуссерль, именно для познания философских глубин, но в этом случае философия отождествляется исключительно с личностью философа и их интерсубъективным сообществом, ибо эти гении могут усмотреть метафизические инварианты сознания всего человечества. А Гегель это игнорирует, и философы его направления таких откровений не имеют, ибо не имеют даже желания к этому стремиться, а дорогу осилит только идущий (постулат Веры).
Уважаемый, Олег Суворов, вы думаю заглядывали в мой новые посты---Философия феноменологии сознания, Предел философии, увидели же то, что остановок у меня не предвидится, так и я вам того же желаю, чтобы вы получили философский экстаз от своего личного творчества, потому советую вам не удалять мои комменты, но по изучать их, и если обратитесь за этим по личке, то я вам никогда не откажу. Всего хорошего.
Со статье Суворова соглашусь. Но она лишена обоснований.
Полный вариант читаем у П.Д.Успенского в "Терциум Органум"
Корнак7, всё вам не так, то меня критикуете за умняк, то критикуете хорошо отписанную без доказательных подробностей, философскую работу, от которой философская интуиция радуется, чувствуя философа, и доводы у вас не меняются, правда сейчас вы кроме имени Успенского, назвали ещё его работу, но предметное цитирование вам не доступно или игнорируется, а надо, иначе вы напрочь лишены обоснований.