ОБ ЭТИКЕ. В ПРИНЦИПЕ
1
"Смысл жизни" - относится к этике. Однако "смысл жизни" - не определяющая концепция этики. Определяющее в этике (морали) - счастье.
"УЧЕНИЕ О БЫТИИ"
УПРАВЛЕНИЕ
1. ПОДЧИНЕНИЕ
1. Закон управления: 1) подчинение (через соглашение); 2) подавление (через замещение); 3) поражение (через разделение); 4) предложение (через избавление).
2. Подчинение не так уж банально, как может показаться на первый взгляд.
3. Прямое, личное подчинение невозможно. Оно либо вообще невозможно, либо неэффективно.
ПРАВДА. ИСТОРИЯ (7)
1. ПЛАТОН. Итак, Сократ, ты согласишься, что мир появляется и исчезает вновь и вновь как бы из ниоткуда и в никуда исключительно по нашей мысли, представлению, желанию, воле, расчёту, нужде?
ПРАВДА. ИСТОРИЯ (6)
1. СОКРАТ. Платон, а как это понять с очевидностью - то, что каждый из нас как Само-Субъект всё это создаёт? Ведь кажется, что всё, что мы видим вокруг, было и есть до нас и вне нас, будет без нас, и оно никак не зависит от нас - ни раньше, ни сейчас, ни впредь.
2. ПЛАТОН. Сократ, ты упускаешь из виду то, о чём мы говорили в самом начале. Мы в начале говорили, что то, что вне нас и до нас, одним словом, то, что не мы сами, что не исходит от нас, то неправда, обман.
ПРАВДА. ИСТОРИЯ (5)
1. СОКРАТ. И всё же, какая же единственно правдивая, настоящая, не обманная история, Платон?
2. ПЛАТОН. Правдивая, не обманная история впервые начинается с нас самих. Мы - первое начало действительной, правдивой истории, настоящей правды, ибо только о ней мы и можем правдиво свидетельствовать.
3. СОКРАТ. Это очевидно, Платон.
4. ПЛАТОН. Вот какой порядок единственно правдивой истории, Сократ.
ПРАВДА. ИСТОРИЯ (4)
1. СОКРАТ. Единственно правдивая история - это история развития от первого начала всего до сегодняшнего дня, или до завершения впервые начатого.
2. ПЛАТОН. Да, это так.
3. СОКРАТ. Где же первое начало всего? Повсюду мы видим лишь начала многого. Но где же начало всего этого многого, которое, естественно, лишь одно, включающее в себя всё это развитие от первого начала до завершения?
ПРАВДА. ИСТОРИЯ (3)
1. СОКРАТ. Как же отличить правдивую историю от обманной, неправдивой?
2. ПЛАТОН. Никто не может знать ничего достоверно из произошедшего в прошлом, сам не будучи этому свидетелем. Любая история, рассказанная, написанная или показанная нам кем-то другим, не может быть правдивой, достоверной, потому что мы не являемся её непосредственными свидетелями, которые могли бы однозначно подтвердить её правдивость.
ПРАВДА. ИСТОРИЯ (2)
1. СОКРАТ. Значит, рассуждения о правде и обмане относятся всецело к прошлому, т.е. к истории, это историческое умение (наука)?
2. ПЛАТОН. Да, именно так.
3. СОКРАТ. А чем история так ценна, раз люди, как я вижу, слишком пристрастно, ревностно к ней относятся?
ПРАВДА. ИСТОРИЯ
1. СОКРАТ. Что такое правда, что неправда (обман)?
2. ПЛАТОН. Правда - это то, что было на самом деле. Обман (неправда) - то, чего на самом деле не было.
3. СОКРАТ. Значит, правда и обман - это нечто, относящееся к прошлому?
4. ПЛАТОН. Да, правда и обман относятся только к прошлым событиям, произошедшим на самом деле или нет в прошлом, как в ближайшем прошлом, так и в очень далёком.
5. СОКРАТ. Можно ли в таком случае считать правдой или обманом сбывшиеся или несбывшиеся предсказания о будущем?
СПРАВЕДЛИВЫЙ МИР
1
СОКРАТ. Привет, Платон! Как дела?
ПЛАТОН. Всё хорошо, Сократ! А ты как?
СОКРАТ. И у меня - всё в порядке.
ПЛАТОН. Отлично! Ну, что там у тебя?
СОКРАТ. У меня такой вопрос: "Как создать справедливый мир?"
ПЛАТОН. Нужно начать с правдивости.
СОКРАТ. Что такое правдивость?