1. Введение
В споре часто ссылаются на логику или здравый смысл, но не менее часто под тем и другим подразумевают что-то слишком субъективное по факту, поэтому в итоге эти ссылки должного влияния на результат спора не оказывают. С другой стороны, в споре знания "о логическом и объективном" редко нужны в полном объёме, поэтому рассмотрим лишь нужное для понимания сути и для практического использования.
Поскольку понятия "здравый смысл" и "логика" иногда перепутываются, сразу уточним смыслы для данного рассмотрения: "здравый смысл" - порождает утверждения, логика - проверяет, нет ли противоречий среди предложенных утверждений. Логика не закапывается вглубь смысла сверх необходимого, действуя при поиске противоречий достаточно формально, поэтому называется формальной. Если же такая необходимость возникает, как в примере из басни "Жёлуди нужны, а дуб нет", то на дополнительный вопрос со стороны логики "Откуда берутся жёлуди?" отвечает здравый смысл, после чего логикой фиксируется противоречие как формальное нарушение здравого смысла. То есть логика, организуя получаемую информацию наиболее оптимальным образом под обработку вообще и под проверку в частности, выдаёт в итоге сертифицированное понятие.
При проверке используются 4 закона формальной логики.
1. Закон тождества.
В процессе рассуждения каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.
Например, будет нарушение при соединении "Рим - столица Италии" и "Москва - третий Рим".
2. Закон противоречия.
Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них ложно.
Например, про цвет светофора: "красный" и "зелёный".
3. Закон исключённого третьего.
Два отрицающих друг друга суждения не могут быть одновременно ложными: по крайней мере одно из них истинно.
Например, про цвет светофора: "красный" и "не красный"
4. Закон достаточного основания.
Суждение может считаться достоверным только в том случае, если оно было доказано, то есть были приведены достаточные основания, в силу которых его можно считать истинным.
Например, негативный отзыв, не подтверждённый предъявлением обнаруженных ошибок, свидетельствует в первую очередь о том, что даже заинтересованный противник не смог найти контраргументы, а это весомый довод в пользу отсутствия ошибок вообще.
Для выполнения первого закона нужно уметь находить различие в том, что кажется похожим.
Это требует внимательности.
Для установления противоречия, чтобы соблюсти второй закон, нужно уметь находить связи в том, что кажется несвязанным.
Это требует не только внимательности к непосредственно явному, но и воображения, обращающегося к памяти, для проверки возможно не сразу очевидных структурных, пространственных, и причинно-следственных, временнЫх, связей.
Для выполнения третьего закона нужно уметь корректно определять отрицание. Например, переход от наличного факта "не нашёл под фонарём" к вопросам о возможном "терял ли вообще?" и "где и как тогда искать?". Или проверка связи "не смог доказать существование" и "смог доказать несуществование".
Это требует не только внимательности и воображения "по памяти о прошлом", но и полноценного воображения "о прошлом и будущем сразу", означающего прыжок от наличного и известного в заоблачную абстракцию - суть этого наличного, и последующее приземление в создание принципиально нового наличного, исходя из понятой сути.
Для выполнения четвёртого закона нужно уметь находить достаточные основания, то есть уметь делать корректные выводы на основе фактов, определений, правил, чтобы быть убедительным.
Это требует не только внимательности и воображения, но и желания играть по правилам, так как часто проще казаться убедительным, незаметно нарушая правила и не признавая их нарушения потом. Но само нежелание нарушающего - лишь половина проблемы: остальным верить в то, что кажется убедительным, тоже часто проще, чем проверять.
Научный спор отличается от обычного тем, что учёные сознательно подчиняются этим законам логики. Особую роль при этом играет четвёртый закон, создающий научное знание как устойчивое здание, каждый этаж которого надёжно обоснован предыдущим. В формулировке этого закона не уточняется, какие основания будут достаточными, но это вполне однозначно определяется здравым смыслом, исходя из контекста задачи. Например, в области логических или математических искусственных объектов достаточным основанием является выполнение самой четвёрки законов, в области же объектов реального мира, кроме проверки логики теоретических рассуждений, нужно добавить проверку предсказаний теории в эксперименте. То есть можно сказать, что четвёртый закон порождает виды верификации знания: логический и экспериментальный.
В общем случае, обоснование утверждения о реальной ситуации начинается, при необходимости, с формулировки определений и демонстрирует в итоге логическую непротиворечивость утверждения, с другой же стороны, также важно смысловое соответствие элементов утверждения фигурантам ситуации: "Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим", то есть нужно обосновать и то, что утверждение применимо к данной ситуации.
Принципиальное значение имеют и условия проведения верификации: обсуждение теории носит публичный характер и продолжается до прояснения и закрытия всех вопросов, а в случае эксперимента требуется подтверждение результатов другими лабораториями. Выполнение этих условий повышает статус знания от субъективного до объективного, общепризнанного.
Прошедшее верификацию знание считается научно обоснованным.
Применительно же к обычному спору, часто оказываются актуальными еще два вида верификации, также происходящие из четвёртого закона.
Когнитивная верификация - проверка понимания человеком своего утверждения: автор должен быть в состоянии прояснить его смысл при необходимости.
Презумпционная верификация - проверка соответствия претензий их обоснованности: обвинение необходимо доказывать, и, чем оно серьёзней, тем серьёзней должны быть доказательства.
Эти два новых вида верификации носят более универсальный характер, поэтому они могут и должны использоваться в сфере собственно философии, где научное познание в строгом смысле принципиально невозможно. То есть это то немногое, что здравый смысл может предложить философскому знанию в деле верификации.
Сверх того, они позволяют переписать закон достаточного основания в более точном и универсальном виде: верифицируемое в принципе суждение считается достоверным в тех контекстных рамках, в которых оно было доказано, то есть в достаточной степени обосновано.
Резюмируя, научность означает, прежде всего, обоснование и публичную защиту своего мнения. Соответственно, проблемы в практическом применении обычно связаны с психологическими слабостями человека. Например, когда воображение используют не для поиска действительно надёжного обоснования, а для создания этого обоснования из эмоционально-художественных фантазий, взывая к вере, а не к пониманию, что в итоге делает знание очень поверхностным. То есть проблема взаимного непонимания чужого мнения связана, в конечном счёте, с нехваткой внимательности, воображения или самого желания понимать.
В целом же, логика и здравый смысл не всегда могут дать однозначные ответы, но их ответы будут наиболее правдоподобными среди возможных. В большинстве случаев этого достаточно для понимания вопроса и начала практического движения в правильном направлении.
Далее в качестве примеров применения логики на практике рассмотрены проблемные случаи из различных сфер жизни с вариантом ответа для обсуждения.
Комментарии
Чем Ваша практическая логика отличается от обычной традиционной формальной логики? Ничем.
Те же четыре закона логики.
--
Она и не должна отличаться. Акцент на практическое применение в обычных рассуждениях по обычным проблемам, прежде всего, для верификации мнений как основной задачи.
Она и есть традиционная формальная логика.
Зачем для одной логики два названия? Так бы и называли тему: "О практике применения ТФЛ" (традиционной формальной логики).
--
Возможно Вы и правы. Но. Я бы в данном случае хотел выделить верификацию как главную ипостась ТФЛ. То есть мне желательно одновременно получить и практику, и обновлённую суть ТФЛ.
Обновлённую суть традиционной логики в чём видите?
Она может оказаться довольно неожиданной. На уровне смены устоявшейся парадигмы.
--
Я считаю, что ТФЛ в основном должна работать поверх реальных суждений, с определением причинно-следственных связей, ключевых факторов и т.п. . Как отмечалось в тексте: "логика, организуя получаемую информацию наиболее оптимальным образом под обработку вообще и под проверку в частности, выдаёт в итоге сертифицированное понятие". По ходу дела можно развивать критическое мышление, можно искать наиболее простые и универсальные подходы к решению содержательно разных задач. При этом формальность логики должна быть достаточно неформальной, естественной, а может и незаметной, как при использовании обычного языка. То есть ТФЛ - оптимальный язык рассуждений.
Логика инструмент организации получаемой информации. А у Вас, получается, логика наделена статусом субъекта - организатора действия. Это Ваша сознательная позиция или случайная оговорка?
Всё-таки, убивает нож или человек, владеющий ножом?
--
Для форматирующей сущности, вроде языка, это вполне нормальная ситуация. Он субъект в той степени, в которой формат организует действие, организуемое по формату. Но если какой-то самостоятельный субъект для мышления всё-таки нужен, значит он несомненно есть.
Кстати, по фразе "бытие определяет сознание" та же проблема выходит на несравнимо более весёлый уровень.
Для распознавания лжи.
Для выяснения преступления.
Так что логичного можете доложить о марксизме?
вот
Браво Маэстро!!!
Моё мнение в целом согласуется с Вашей логикой.-
https://proza.ru/2015/10/05/9
Спасибо! Тогда в целом хорошо
А как насчёт частностей?
Вот я с недавних пор решил, что логика - должна быть одна для всех и представлять собой метод ВЫЯВЛЕНИЯ истины, потому что именно таким - вижу содержание понятия "логика"...
Общепринятое мнение
ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.
кажется мне казуистическим, и точнее было бы
науку о правильном мышлении называть ЛОГОСОЛОГИЕЙ или ещё какой-то -логией,
хотя бы потому, что слово "логика" образуется так же, как слова "практика", "гимнастика", "мимика" и прочими, обозначающими собственно действия, приложенные к предметам и производимые с целью получения предметного же результата , а то, что принято называть "-логиями" - обозначает производство мнений и больше ничего...
http://philosophystorm.ru/reviziya-logiki
Практическая логика или прагматизм - это и есть диалектическая логика. Владение ДЛ позволяет правильно понимать и действовать, правильно жить. В соответствии с научными законами, с истиной.
Нет. Грубо говоря, логика - про то, как из двух истинных утверждений сделать третье истинное. В реальном познании, к примеру, в науке на основе такого элементарного и формального "слова" собираются "абзацы" логически целостного текста, за счёт формализации своего специфического знания до уровня аскиом и т.п. необходимого для работы логики. Это уже есть проявление практической логики. Предлагаемое же мной использует самый необходимый минимум специальных знаний, то есть самое важное, для неспециального описания достаточно общих задач, которые допускают общее понимание сути неспециалистом. То есть это про обобщение научного подхода до уровня бытового понимания, где такое возможно.
По поводу прагматического "практика критерий истины" есть пояснение в "О главном вопросе философии и материализме" :
Диалектическая же логика исходно антинаучна, по этой причине она только говорит о своих возможностях неразбирающимся, но сделать в итоге ничего не может.
Диалектическая логика позволяет познать истину. В результате научного исследования.
x0mo
Хотелось бы услышать пример того, где такое возможно. Как про "дуб и желуди".
В целом можно согласиться с Вашим стремлением повышения уровня дискуссий неспециалистами иначе у этих неспециалистов получается, как в песне – "шили плотники штаны…"
Думаю, у Вас уже есть мысли – каким образом возможно повысить образовательный уровень общества, чем это общество мотивировать к нему и главное – как его потом не растерять? Интересно услышать.
Прошу прощения, как-то прозевал Ваш комментарий.
Самый подходящий пример изложен в тексте "3. О марксизме" .
Более конкретно, по теме очевидного противоречия: марксизм категорически против позитивизма, но любит науку, хотя наука вырастает на позитивизме.
В целом, все остальные тексты-примеры примерно про то же: "хотя бы аргументированное возражение, хотя бы продуманный вопрос, хотя бы интерес на уровне википедии".
Ну и как успехи в практическом применении логики?
успешно
А примеры? Поделитесь с жаждущими и страждущими
ксОмо, а какой чудак, который не решил парадокс Лжеца (Платон и Сократ), отнес принцип достаточного основания к формальным законам!? Это Вы, ксОмо!? В чем формальная сила такого, как Вы считаете, «закона»? Ну, например, если на улице облака, значит идет дождь!? Или в чем?
ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ.
Два высказывания:
1. Если я лежу, то я нахожусь в покое.
2. Если я лежу, то я совершаю действие, которое можно охарактеризовать как лежание.
Какое из этих двух несовместимых высказываний истинное, а какое ложное?
Космонавт, дело в том, что Вы не выучили и не поняли предыдущего ЗАКОНА ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ - Закона Тождества! У Вас, космонавт, КАША в голове, а не Логика! Разберитесь сначала с глаголом «лежать» - это покой, аксюморон (шёл дождь и два студента /А. Чехов/, Сломал руку в двух местах - в области локтя и в горах Кавказа /М. Грачев/) или движение!?
Вас, Штирли...Вас, Ксари, не просили влезать со своими умствованиями.
Я с вами не разговариваю...ибо бессмысленно. Идите лесом...аксюморон-с...,))
Объясню почему я так среагировал на ваш комментарий. Люди, в большинстве своём не умеют вести диалог, они разговаривают не с собеседником, а как бы с самими собой.
Неужели так сложно, если в чём-то не согласен с собеседником, просто сказать или написать в чём не согласен и почему, не наворачивая сорок бочек арестантов несусветных аналогий, понятных только им самим ?
Я просто не знаю как реагировать на вашу писанину. Простите, но по-другому я назвать её не могу. Если человек что-то пишет на философском форуме, то у него должна быть хотя бы минимальная дисциплина мышления.
Космонавт, не переживайте Вы так! Я тоже считаю, что Вашу кашу в голове пусть ксОмо расхлебывает!
"Вашу кашу в голове пусть ксОмо расхлебывает!"
Каша, допустим, моя.
А голова, простите, чья?
Уж не Ваша ли?
А может вы хотели написать: "кашу в Вашей голове пусть ксОмо расхлебывает!", но по какой-то причине передумали?...,))
Согласен, ксОмо любую кашу из любой головы расхлебает!
kosmonaft, 17 Май, 2024 - 12:55, ссылка
самовыражаются, кто им запретит?
в ленте комментариев к анонсам/темам статей форума посвящённого вопросам философии
лента седьмая вода на киселе
лента тем статей форума - выдаваемая за философию - метафора клипового мышления, выдающего сообщение в ленте за философское умствование
все на своих местах
копия без оригинала, мир симулякра
по взрослому - пишете статью/книгу, а не в ленте темы/анонса такой статьи/книги
Если Вы лежите, то наверное Вам лучше видно. Закон противоречия только про наличие ложного суждения среди несовместимых.
Вы хотите сказать, что одновременное нахождени в покое и совершения действия нельзя считать несовместимым и, если одно из суждений непременно должно быть ложным, то оба суждения, приведённые мною, являются истинными?
Я хочу сказать, что это Вам решать, в каком статусе и насколько совместимо Вы лежите или зачем оно всё. Законы формальной логики про это не в курсе.
Хорошо. Давайте поговорим не обо мне, а о книге.
1. Книга находится в покое, так как лежит на столе.
2. Книга лежит на столе и в покое не находится, так как глагол "лежит" отвечает на вопрос: "что делает?", и обозначается действие.
Законы формальной логики в курсе, какое из этих двух суждений истинное, а какое ложное ?
"Одному и тому же объекту мысли в одно и то же время и в одном и том же смысле или отношении нельзя приписать двух противоречивых признаков; на один и тот же вопрос нельзя одновременно и в одном и том же смысле ответить утвердительно и отрицательно – и да и нет.
Если же одному и тому же объекту приписываются два противоречивых признака, один из них во всяком случае приписан ложно."
Михаил Соломонович Строгович "Логика"
Вы запутались в своём условии, очевидно в смысле слова "покой". Зачем? Это ключевой вопрос в задаче. И снова ни логика, ни я не в курсе ответа на этот вопрос. Зато, как только разберётесь в нём, и остальное сами поймёте.
Хорошо. Если уж решили попридираться к словам, то давайте возьмём и заменим слово "лежит" словом "покоится".
Вы не будете спорить с тем,что если книга покоится, то она находится в покое?
А может заодно не будете спорить и с тем, что слово "покоится" является глаголом, отвечает на вопрос: "что делает?" и обозначает действие?
Кстати...А вы русским языком хорошо владеете?...,))
А Вы?...,))
Я Вам объяснил, где ключ к решению. Если Вам нужно решать - решайте, не нужно - не решайте. Это уже вопрос только Вашего желания. И именно к нему я поэтому придираюсь, а не к словам. Вам нужно определиться, что Вам нужно в смысле смысла слов, иначе будет как в примере из текста про лжеца:
"Пусть куча - неизвестно сколько. Сколько точно в куче?".
Я не зря спросил про владение языком. Если основные законы логики были сформулированы Аристотелем, то на каком языке и под какой язык это было сделано? Рискну предположит, что Аристотель писал и думал на латыни. Вряд ли законы, написанные на латыни и под латынь, будут В ПОЛНОЙ МЕРЕ работать и для других языков. Пример того, как они могут не работать в русском языке я привел в предыдущих комментариях.
В русском языке глаголами обозначаются действия и, но почему-то забыли указать, что глаголами так же обозначаются не просто состояния, но в том числе и СТАТИЧНЫЕ состояния.
А я поэтому и не горел желанием залезать во внутреннюю логику Вашей задачи. Вы ищете в "покое" действие в разных смыслах: физическом и грамматическом. Это нарушение закона тождества, и оно неизбежно приводит к очевидной путанице.
Человек говорит словами, а не слова говорят человеком, по крайней мере, в рассуждениях. В языке хватает магии, но Вы от него каких-то странных фокусов хотите:
Нет в статике ничего криминального. И в использовании для статики глаголов, а не, к примеру, междометий, тоже нет ничего криминального. А вот нарушение закона тождества - самый криминальный криминал, и не язык в этом виноват.
Именно про это у меня и написано в тексте про парадокс. Смысл делать нужно под задачу, а не под язык: язык не может и не должен думать за Вас, он - лишь помощник в реализации Вашего осмысленного желания. Если Вам какой-то конкретный смысл нужен от слов, в условии задачи это конкретно и определяйте.
И с чего бы Аристотелю иметь отношение к латыни?
Никаких парадоксов не существует. Так называемые парадоксы появляются из-за незнания основ формальной логики и языка.
Про Аристотеля ничего не знаю и поэтому не утверждаю, а предполагаю.
Да,и про написанное мною, что законы тождества и противоречия работают не всегда, я в ваших комментариях не нашёл убедительных опровержений. Какие-то одни общие слова и рекомендации.
Я вообще не понимаю, что вы пишете.
Что значит:смысл делать нужно под задачу, а не под язык.
Бред какой-то. Уж простите. Что значит: делать смысл?
И все ваши комментарии такие. Бессмысленные. Простите ещё раз. Думаете я зря вас спросил про знание русского языка. Создаётся впечатление, что он для вас не родной...,))
Смысл моей фразы, которую Вы не поняли, я объяснил в следующем предложении. А выражение "делать под язык" - Ваше, надеюсь Вы понимаете, что оно означает. Отталкивайтесь от него.
Вы тоже меня простите, но я пишу по-русски, и, если Вы меня не понимаете, то скорее - этот язык для Вас не родной...,))
Даже могу объяснить на пальцах почему. Слова придуманы не для красоты, а для выражения смысла. Вы со словами уже познакомились, а с их смыслом - пока не очень, по данной теме видимо - особенно поверхностно. Иначе бы признавали закон тождества, так как в понимании главное - смысл, а не конкретные слова. Возможно, Вам будет легче от того, что это положение наблюдается не только у Вас, а, сильно мягко говоря, - нередко. Именно поэтому я написал этот текст, в котором ввёл отдельную верификацию под выявление этой проблемы:
Так что знакомства со словами - мало, а чтобы с ними подружиться, нужно одновременно и со здравым смыслом подружиться. Иначе так и будете не понимать текст на любом языке, даже самый простой.
Всего доброго.
Всего доброго.
Для 2 и 3 законов предлагается корректировка формулировок, а возможно и названий.
Для сравнения, из википедии:
в моём тексте:
Для явного обозначения отличительных особенностей переформулирую законы так:
Проблема в том, что в исходных формулировках законов возникают принципиальные двусмысленности при использовании слов "противоречащие", "противоположные". Если же заняться именно уточнением определений ключевых слов, то оказывается, что вместо собственно законов можно этой парой определений и ограничиться.
Тема совпадения несовместимых и противоположных суждений была проиллюстрирована в комментарии к тексту "О парадоксе лжеца".
Прекрасно. Несовместимые суждения - это почти то же самое, что и у меня - несовместные суждения. Этот термин более правильно отражает положение вещей, чем контрадикторных суждения. Несовместных суждений может быть больше чем два. А контрадикторных - всегда два, ибо третьего не дано.
Противоречие и противоположность - почитайте мои темы, особенно Переход от противоречия к противоположности
Спасибо!
Вообще, путаница уже в учебниках. В частности, википедия пересказывает учебник "Логика: учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова". Но там противоречащие и противоположные суждения определены на множествах:
При этом утверждается, что они исчерпывают случаи несовместимых суждений, что как раз неверно:
Собственно отсюда, как пояснение в скобках для "несовместимых", эта пара попала в вариант википедии.
В целом, ситуация удивительная: всё-таки это про законы логики и про базовые определения.
При том, что термины условны, имхо "противоречивые" более универсальное в употреблении, в частности, суждения "вещь - белая" и "вещь - зелёная" - уже называют противоречивыми. Поэтому для взаимного отрицания "противоположные" - заметно предпочтительней.
По поводу Вашего текста скажу, что у меня в данном случае другая цель: чтобы обыватель не запутался в словах из википедии, которые он считает понятными. То есть с его точки зрения, я бы выделил в качестве именно логических терминов (кроме латинских) уже словосочетания "противоположные на множестве" и "противоречащие на множестве". Чтобы текущие логические "противоположные" и "противоречащие" остались только для сленга, а наружу бы выходили только с явным уточнением.
мой Словарик
Контрарные суждения - два суждения, которые не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными.
Бинарные - два суждения (понятия), которые отрицают друг друга.
Противоречие (контрадикторное) - сложное суждение из двух бинарных, составленное так, что оно всегда ложно
Противоположность - сложное суждение из двух бинарных, составленное так, что оно всегда истинно
Несовместное суждение - сложное суждение, которое состоит из двух и более простых суждений (контрарных или бинарных), из которых только одно - истинное, а все остальные - ложны.