О практической логике

Аватар пользователя x0mo
Систематизация и связи
Гносеология
Логика
Термины: 
Термины: 

1. Введение
В споре часто ссылаются на логику или здравый смысл, но не менее часто под тем и другим подразумевают что-то слишком субъективное по факту, поэтому в итоге эти ссылки должного влияния на результат спора не оказывают. С другой стороны, в споре знания "о логическом и объективном" редко нужны в полном объёме, поэтому рассмотрим лишь нужное для понимания сути и для практического использования. 
Поскольку понятия "здравый смысл" и "логика" иногда перепутываются, сразу уточним смыслы для данного рассмотрения: "здравый смысл" - порождает утверждения, логика - проверяет, нет ли противоречий среди предложенных утверждений. Логика не закапывается вглубь смысла сверх необходимого, действуя при поиске противоречий достаточно формально, поэтому называется формальной. Если же такая необходимость возникает, как в примере из басни "Жёлуди нужны, а дуб нет", то на дополнительный вопрос со стороны логики "Откуда берутся жёлуди?" отвечает здравый смысл, после чего логикой фиксируется противоречие как формальное нарушение здравого смысла. То есть логика, организуя получаемую информацию наиболее оптимальным образом под обработку вообще и под проверку в частности, выдаёт в итоге сертифицированное понятие.
При проверке используются 4 закона формальной логики.
1. Закон тождества.
В процессе рассуждения каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.

Например, будет нарушение при соединении "Рим - столица Италии" и "Москва - третий Рим".

2. Закон противоречия.
Два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них ложно.

Например, про цвет светофора: "красный" и "зелёный".

3. Закон исключённого третьего.
Два отрицающих друг друга суждения не могут быть одновременно ложными: по крайней мере одно из них истинно.

Например, про цвет светофора: "красный" и "не красный"

4. Закон достаточного основания.
Суждение может считаться достоверным только в том случае, если оно было доказано, то есть были приведены достаточные основания, в силу которых его можно считать истинным.

Например, негативный отзыв, не подтверждённый предъявлением обнаруженных ошибок, свидетельствует в первую очередь о том, что даже заинтересованный противник не смог найти контраргументы, а это весомый довод в пользу отсутствия ошибок вообще.

Для выполнения первого закона нужно уметь находить различие в том, что кажется похожим.
Это требует внимательности.
Для установления противоречия, чтобы соблюсти второй закон, нужно уметь находить связи в том, что кажется несвязанным.
Это требует не только внимательности к непосредственно явному, но и воображения, обращающегося к памяти, для проверки возможно не сразу очевидных структурных, пространственных, и причинно-следственных, временнЫх, связей.
Для выполнения третьего закона нужно уметь корректно определять отрицание. Например, переход от наличного факта "не нашёл под фонарём" к вопросам о возможном "терял ли вообще?" и "где и как тогда искать?". Или проверка связи "не смог доказать существование" и "смог доказать несуществование".
Это требует не только внимательности и воображения "по памяти о прошлом", но и полноценного воображения "о прошлом и будущем сразу", означающего прыжок от наличного и известного в заоблачную абстракцию - суть этого наличного, и последующее приземление в создание принципиально нового наличного, исходя из понятой сути.
Для выполнения четвёртого закона нужно уметь находить достаточные основания, то есть уметь делать корректные выводы на основе фактов, определений, правил, чтобы быть убедительным.
Это требует не только внимательности и воображения, но и желания играть по правилам, так как часто проще казаться убедительным, незаметно нарушая правила и не признавая их нарушения потом. Но само нежелание нарушающего - лишь половина проблемы: остальным верить в то, что кажется убедительным, тоже часто проще, чем проверять.

Научный спор отличается от обычного тем, что учёные сознательно подчиняются этим законам логики. Особую роль при этом играет четвёртый закон, создающий научное знание как устойчивое здание, каждый этаж которого надёжно обоснован предыдущим. В формулировке этого закона не уточняется, какие основания будут достаточными, но это вполне однозначно определяется здравым смыслом, исходя из контекста задачи. Например, в области логических или математических искусственных объектов достаточным основанием является выполнение самой четвёрки законов, в области же объектов реального мира, кроме проверки логики теоретических рассуждений, нужно добавить проверку предсказаний теории в эксперименте. То есть можно сказать, что четвёртый закон порождает виды верификации знания: логический и экспериментальный.
В общем случае, обоснование утверждения о реальной ситуации начинается, при необходимости, с формулировки определений и демонстрирует в итоге логическую непротиворечивость утверждения, с другой же стороны, также важно смысловое соответствие элементов утверждения фигурантам ситуации: "Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим", то есть нужно обосновать и то, что утверждение применимо к данной ситуации.
Принципиальное значение имеют и условия проведения верификации: обсуждение теории носит публичный характер и продолжается до прояснения и закрытия всех вопросов, а в случае эксперимента требуется подтверждение результатов другими лабораториями. Выполнение этих условий повышает статус знания от субъективного до объективного, общепризнанного.
Прошедшее верификацию знание считается научно обоснованным. 
Применительно же к обычному спору, часто оказываются актуальными еще два вида верификации, также происходящие из четвёртого закона.
Когнитивная верификация - проверка понимания человеком своего утверждения: автор должен быть в состоянии прояснить его смысл при необходимости.

Презумпционная верификация - проверка соответствия претензий их обоснованности: обвинение необходимо доказывать, и, чем оно серьёзней, тем серьёзней должны быть доказательства.

Эти два новых вида верификации носят более универсальный характер, поэтому они могут и должны использоваться в сфере собственно философии, где научное познание в строгом смысле принципиально невозможно. То есть это то немногое, что здравый смысл может предложить философскому знанию в деле верификации.
Сверх того, они позволяют переписать закон достаточного основания в более точном и универсальном виде: верифицируемое в принципе суждение считается достоверным в тех контекстных рамках, в которых оно было доказано, то есть в достаточной степени обосновано.

Резюмируя, научность означает, прежде всего, обоснование и публичную защиту своего мнения. Соответственно, проблемы в практическом применении обычно связаны с психологическими слабостями человека. Например, когда воображение используют не для поиска действительно надёжного обоснования, а для создания этого обоснования из эмоционально-художественных фантазий, взывая к вере, а не к пониманию, что в итоге делает знание очень поверхностным. То есть проблема взаимного непонимания чужого мнения связана, в конечном счёте, с нехваткой внимательности, воображения или самого желания понимать.
В целом же, логика и здравый смысл не всегда могут дать однозначные ответы, но их ответы будут наиболее правдоподобными среди возможных. В большинстве случаев этого достаточно для понимания вопроса и начала практического движения в правильном направлении.
Далее в качестве примеров применения логики на практике рассмотрены проблемные случаи из различных сфер жизни с вариантом ответа для обсуждения.

 

Комментарии

Аватар пользователя mp_gratchev

Чем Ваша практическая логика отличается от обычной традиционной формальной логики? Ничем.

Те же четыре закона логики.

--

Аватар пользователя x0mo

Она и не должна отличаться. Акцент на практическое применение в обычных рассуждениях по обычным проблемам, прежде всего, для верификации мнений как основной задачи.

Аватар пользователя mp_gratchev

Она и есть традиционная формальная логика.

Зачем для одной логики два названия? Так бы и называли тему: "О практике применения ТФЛ" (традиционной формальной логики).

--

Аватар пользователя x0mo

Возможно Вы и правы. Но. Я бы в данном случае хотел выделить верификацию как главную ипостась ТФЛ. То есть мне желательно одновременно получить и практику,  и обновлённую суть ТФЛ.

Аватар пользователя mp_gratchev

Обновлённую суть традиционной логики в чём видите?
Она может оказаться довольно неожиданной. На уровне смены устоявшейся парадигмы.

--

Аватар пользователя x0mo

Я считаю, что ТФЛ в основном должна работать поверх реальных суждений, с определением причинно-следственных связей, ключевых факторов и т.п. . Как отмечалось в тексте: "логика, организуя получаемую информацию наиболее оптимальным образом под обработку вообще и под проверку в частности, выдаёт в итоге сертифицированное понятие". По ходу дела можно развивать критическое мышление, можно искать наиболее простые и универсальные подходы к решению содержательно разных задач. При этом формальность логики должна быть достаточно неформальной, естественной, а может и незаметной, как при использовании обычного языка. То есть ТФЛ - оптимальный язык рассуждений.

Аватар пользователя mp_gratchev

x0mo, 25 Май, 2023 - 22:24, ссылка

Как отмечалось в тексте: "логика, организуя получаемую информацию наиболее оптимальным образом под обработку вообще и под проверку в частности, выдаёт в итоге сертифицированное понятие"

Логика инструмент организации получаемой информации. А у Вас, получается, логика наделена статусом субъекта - организатора действия. Это Ваша сознательная позиция или случайная оговорка?

Всё-таки, убивает нож или человек, владеющий ножом?

--

 

Аватар пользователя x0mo

Для форматирующей сущности, вроде языка, это вполне нормальная ситуация. Он субъект в той степени, в которой формат организует действие, организуемое по формату. Но если какой-то самостоятельный субъект для мышления всё-таки нужен, значит он несомненно есть.
Кстати, по фразе "бытие определяет сознание" та же проблема выходит на несравнимо более весёлый уровень.

Аватар пользователя эфромсо

Так что логичного можете доложить о марксизме?

Аватар пользователя x0mo
Аватар пользователя эфромсо

Браво Маэстро!!!

Моё мнение в целом согласуется с Вашей логикой.-

https://proza.ru/2015/10/05/9

Аватар пользователя x0mo

Спасибо! Тогда в целом хорошо

Аватар пользователя эфромсо

в целом хорошо

А как насчёт частностей?

 

Вот я с недавних пор решил, что логика - должна быть одна для всех и представлять собой метод ВЫЯВЛЕНИЯ истины, потому что именно таким - вижу содержание понятия "логика"...

Общепринятое мнение

ЛОГИКА – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.

кажется мне казуистическим, и точнее было бы

науку о правильном мышлении называть ЛОГОСОЛОГИЕЙ или ещё какой-то -логией,

хотя бы потому, что слово "логика" образуется так же, как слова "практика", "гимнастика", "мимика" и прочими, обозначающими собственно действия, приложенные к предметам и производимые с целью получения предметного же результата ,  а то, что принято  называть "-логиями" - обозначает производство мнений и больше ничего...

http://philosophystorm.ru/reviziya-logiki

 

Аватар пользователя fed

Практическая логика или прагматизм - это и есть диалектическая логика. Владение ДЛ позволяет правильно понимать и действовать, правильно жить. В соответствии с научными законами, с истиной.

Аватар пользователя x0mo

Нет. Грубо говоря, логика - про то, как из двух истинных утверждений сделать третье  истинное. В реальном познании, к примеру, в науке на основе такого элементарного и формального "слова" собираются "абзацы" логически целостного текста, за счёт формализации своего специфического знания до уровня аскиом и т.п. необходимого для работы логики. Это уже есть проявление практической логики. Предлагаемое же мной использует самый необходимый минимум специальных знаний, то есть самое важное, для неспециального описания достаточно общих задач, которые допускают общее понимание сути неспециалистом. То есть это про обобщение научного подхода до уровня бытового понимания, где такое возможно. 

По поводу прагматического "практика критерий истины" есть пояснение в "О главном вопросе философии и материализме" :

Например, часто можно слышать, особенно от диаматчиков, что практика является критерием истины. На самом деле это верно только в том случае, если доказано (логически, а не диалектически), что событие происходит благодаря, а не вопреки, новшеству. То есть, как минимум, предварительно нужно разобраться в природе происходящего, а для этого как раз потребуется верификация от позитивизма, которая только и придаёт знанию статус научного, а не "как-то же работает, значит я прав".

Диалектическая же логика исходно антинаучна, по этой причине она только говорит о своих возможностях неразбирающимся, но сделать в итоге ничего не может.

Аватар пользователя Kirsanow

x0mo

Предлагаемое же мной использует самый необходимый минимум специальных знаний, то есть самое важное, для неспециального описания достаточно общих задач, которые допускают общее понимание сути неспециалистом. То есть это про обобщение научного подхода до уровня бытового понимания, где такое возможно.

 

Хотелось бы услышать пример того, где такое возможно. Как про "дуб и желуди".

В целом можно согласиться с Вашим стремлением повышения уровня дискуссий неспециалистами иначе у этих неспециалистов получается, как в песне – "шили плотники штаны…"

Думаю, у Вас уже есть мысли – каким образом возможно повысить образовательный уровень общества, чем это общество мотивировать к нему и главное – как его потом не растерять? Интересно услышать.