О "МАТЕРИИ" ПОНЯТИЯ (РЕЗЮМЕ ИИ)
(Философия Аритеросизма)
Текст представляет собой философский диалог, в котором обсуждаются концепции материи, сознания и их взаимосвязи с точки зрения Аритеросизма.
В диалоге Сократ и Платон исследуют идеи о том, из чего состоит внешний мир, какова роль субъекта в познании и как понятия формируют наше восприятие реальности.
Основные идеи и аргументация с примерами
1. Дуализм активного и пассивного начал
Идея. В мире существуют якобы два начала: активное (субъект, бог, демиург) и пассивное (материя).
Аргументация. Платон утверждает, что без активного начала материя не может порождать ничего. Он ссылается на древние философские концепции, где активное начало отвечает за создание и организацию материального мира, согласно идеальным образцам.
Пример. Платон упоминает, что в древности "демиург" создавал мир по идеальным образцам, что подчёркивает важность активного начала в формировании реальности.
2. Критика материалистического подхода
Идея. Марксистский материализм игнорирует активное начало и пытается свести всё к материи.
Аргументация. Платон указывает на логические противоречия в материалистической концепции, где материя рассматривается как активный элемент. Он подчёркивает, что такое смешение приводит к теоретическим ошибкам и отсутствию понимания роли субъекта.
Пример. Платон критикует марксистов за то, что они "забыли" об активном начале, полагая, что материя может сама по себе произвести вещи. Он называет это "идиотизмом", указывая на то, что без субъекта, который организует и создаёт, материя остается пассивной.
3. Роль субъекта в познании
Идея. Познание мира зависит от субъекта и его внутреннего мышления.
Аргументация. Платон утверждает, что субъект, как активное начало, формирует свои представления о мире. Он подчёркивает, что внутреннее мышление и понятия, создаваемые субъектом, являются основой для понимания внешнего мира.
Пример. Платон говорит о том, что "всё, что мы видим вокруг, это воплощённые в материи идеи-образцы", что подчёркивает, что наше восприятие мира основано на внутренних концепциях.
4. Понятия как основа реальности
Идея. Мир состоит из понятий, а не из материальных объектов.
Аргументация. Платон утверждает, что понятия формируют структуру нашего восприятия. Он подчёркивает, что материя - это тоже понятие, и без понятий мир не может быть адекватно воспринят.
Пример. Платон утверждает, что "материя как таковая - это абстракция", что указывает на то, что материя не существует отдельно от наших понятий о ней.
5. Совместимость субъективного и объективного
Идея. Субъективное мышление и объективный мир могут быть адекватными и тождественными только через субъективные понятия.
Аргументация. Платон указывает, что если мы будем исходить из внешнего мира, мы не сможем достичь адекватности. Адекватность должна исходить от субъекта, который создаёт свои представления о мире.
Пример. Платон говорит, что "если мы будем исходить из чуждого нам внешне-объективного, мы никогда не сможем достичь адекватности", подчеркивая, что понимание мира начинается с субъекта.
6. Критика концепции "отражения"
Идея. Концепция "отражения" не адекватно объясняет процесс познания.
Аргументация. Платон указывает на то, что "отражение" предполагает, что субъект пассивно воспринимает внешний мир. Однако, по его мнению, субъект активно создает свои представления, и это активное участие не может быть сведено к простому отражению.
Пример. Платон критикует теорию отражения, утверждая, что "мысль - это действие", что подчёркивает активную роль субъекта в создании знаний.
7. Система понятий как основа знания
Идея. Знание - это система понятий, созданная субъектом.
Аргументация. Платон утверждает, что все наши знания и понимание мира основываются на системе понятий, которые мы сами создаём. Он подчёркивает, что эта система является основой для нашего мировоззрения и мироздания.
Пример. Платон говорит, что "вся материя, из чего состоит как наше мышление, так и мироздание, - это наше понятие", что подчёркивает, что знание о мире - это результат наших внутренних концепций.
8. Необходимость внутреннего мышления для внешней реализации
Идея. Внешний мир не может существовать без предварительного внутреннего субъективного замысла.
Аргументация. Платон утверждает, что всё, что мы воспринимаем во внешнем мире, изначально создается в нашем внутреннем, субъективном мышлении. Внешняя реальность является результатом реализации этих наших внутренних замыслов.
Пример. Платон подчёркивает, что "всё, что мыслится, даже если это и результат мышления, - 'внутреннее'", а всё, что реализуется во внешнем, - "внешнее".
9. Критика идеи о первичности материи
Идея. Материя не может быть первичной по отношению к сознанию.
Аргументация. Платон указывает, что если бы не было сознания, не было бы и материи. Сознание, как активный процесс, предшествует материальному миру, и именно оно создаёт представления о нём.
Пример. Платон утверждает, что "если само-субъектное сознание не будет инициативно, никакого результата как чего-то 'отражённого' не будет", что подчеркивает первичность сознания.
10. Финальная концепция мироздания
Идея. Мир состоит из понятий, которые создаются субъектом, Само-Субъектом.
Аргументация. В заключение Платон утверждает, что всё, что мы воспринимаем как материю, на самом деле является системой понятий, которые мы создаем и реализуем.
Пример. Платон говорит, что "всё наше мировоззрение и мироздание - это наша же структура и система понятий", что подчёркивает, что реальность - это результат нашего внутреннего мышления.
Заключение
Диалог между Сократом и Платоном представляет собой глубокое философское исследование, в котором рассматриваются важные вопросы о природе реальности, материи и сознания.
Платон подчёркивает активную роль субъекта, Само-Субъекта в познании и утверждает, что мир, который мы воспринимаем, является результатом наших понятий и мыслей.
Этот текст предлагает читателю задуматься о том, как наше восприятие и понимание окружающего мира формируется, и о том, что это восприятие в значительной степени зависит от наших внутренних концепций и понятий.
--
© 1988-2024, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==