Наука диалектики. Учение о различии

Аватар пользователя Олег Суворов
Систематизация и связи
Онтология
Гносеология
Эпистемология

Суворов О.А.

НАУКА ДИАЛЕКТИКИ. УЧЕНИЕ О РАЗЛИЧИИ

Переход от тождества к различию есть переход от познания процессов к познанию конкретных объектов, как с точки зрения их формы, так и внутреннего содержания. В аспекте диалектики это переход от объективного к субъективному, от абстрактного к конкретному, от абсолютного к относительному. -- В том смысле, что если изменение, как таковое, исходно вне субъектно, тогда как различие, напротив, актуализируется только в субъекте. Могут возразить: объекты и без субъекта различны; согласен, но нам эти различия даны лишь в качестве явлений (Кант), т.е. в познанной, субъективированной форме.
К сожалению, этот аспект диалектического перехода, насколько мне известно, совершенно не разработан философской наукой, хотя само отношение «объект-субъект» достаточно давно рассматривается как неотъемлемая «клеточка» научного познания. Тем не менее, когда, к примеру, справедливо утверждается, что внешний мир одновременно тождествен и различен, то при этом не раскрывается объектно-субъектная подоплёка этого противопоставления. Не раскрывается потому, что сами категории объективного и субъективного, как уже отмечалось в учении о тождестве, традиционно рассматриваются лишь в формально-логическом ключе, как несовместимые друг с другом противоположности. Не говоря уже о том, чтобы понять их взаимосвязь как источник и ядро диалектики. Именно поэтому до сих пор и не хватает уразумения того, что в диалектике всё объективное субъективно, всё субъективное объективно.
Форма, содержание, единичное
Любое различение познается, прежде всего, в форме, т.е. внешних особенностях, отличающих отдельные предметы друг от друга. Именно в ходе познания и формировалось наше представление о бесконечном разнообразии всего сущего. Вместе с этим развивалось и понимание того, что различие не существует без тождества, простейшим выражением которого стал вид конкретных предметов, обобщающий их формальную индивидуальность.
Как известно, Гегель подразделял форму на внешнюю и внутреннюю, определяя последнюю как структуру предметного содержания. Такое подразделение имеет глубокий смысл, обозначенный ещё Аристотелем, вполне обоснованно считавшим форму ведущей стороной в её взаимоотношении с содержанием. Эта положение Аристотеля, считавшееся в марксизме уступкой идеализму, имеет существенное значение для адекватного понимания диалектики различия, противоположности которого так же принципиально асимметричны. Потому что материальная сторона предмета, т.е. его форма, не совпадает и не может совпадать со знаниями о нём, определяющими не только наше представление о его содержании, но также и о его качестве и сущности. То есть, форма, как материальная данность, выступает перед нами чувственно-конкретным образом, тогда как содержание, качество и сущность предмета определяются глубиной его рационального познания.
Ведущая роль формы по отношению к содержанию особенно заметна и значима в исторической практике, где она в буквальном смысле организует содержание, обеспечивает его нормальное функционирование. Неоформленное адекватным образом содержание всегда характеризуется хаосом, неопределённостью, неконтролируемым ростом энтропии, что для общества всегда чревато негативными, если не трагическими, последствиями. Красноречивым подтверждением этого может служить всё тот же удручающий опыт «коммунистического строительства», когда произвольно навязанная политическая форма привела, пожалуй, к самому странному в истории образу жизни, в котором никогда не прекращалась гражданская война, меняя лишь свои формы. Именно в этих условиях и возникли, с одной стороны, лицемерно-показушное единство советского народа, а с другой – начальствующая элита, главным достоинством которой была не имеющая прецедентов способность врать, воровать, преследовать или даже физически уничтожать инакомыслящих.
Поэтому важно понять, что именно форма, структурируя содержание, настраивает тем самым не только все его функциональные связи, но и общее направление его прогресса либо регресса. Разумеется, что о структуре можно говорить как в отношении содержания, так и в отношении формы, ибо это понятие, не будучи синонимом ни того, ни другого, имеет, несомненно, самостоятельное общенаучное значение. То есть структурно, с одной стороны, предметы частично отличаются друг от друга разнообразием своих форм, а с другой – обобщаются единым содержанием, лежащим в основе их видовой определённости.
Вместе с этим форма и содержание коррелятивны также и функционально, обоюдно, хотя и противоположно, отвечают за неповторимость отдельно взятого предмета того или иного вида. Это как раз и позволяет синтезировать эти противоположности в категории единичного. Таким образом, имеем первую триаду учения о различии: форма – содержание – единичное.
В соответствие с законом отрицание отрицания, единичное может быть определено и как оформленное содержание, и как содержательная форма, с учётом, разумеется, того, что внешнее и внутреннее ни в коем случае не могут быть одним и тем же.
Как видим, взаимосвязь формы и содержания (через объектно-субъектное отношение) так же сводится к диалектике их тождества, различия и единства. При этом единство тут означает не только неразрывность данных противоположностей, т.е. что форма содержательна, а содержание оформлено. Но, вместе с тем, единство включает в себя такое различие этих противоположностей, которое как раз и обеспечивает абсолютную неповторимость любого, отдельно взятого, предмета, его единственность в своём роде. То есть, по форме все предметы категорически различны (нет двух абсолютно одинаковых вещей), тогда как по содержанию они сходны, образуя определённый вид.
И последнее. Если применительно к отдельному объекту синтез формы и содержания даёт нам категорию единичного, то в случае объективной реальности в целом такой синтез означает единство всего сущего, т.е. не только материи, но и сознания. В этой связи представляется уместным уточнить бытовавшее в «диалектическом материализме» и, к сожалению, некритически перекочевавшее в современные учебники по философии вульгарно-материалистическое представление Энгельса о единстве мира. Ведь если мир един исключительно в силу материальности, то в нём не остаётся места для сознания, поскольку в этом случае и его надо считать одной из форм материи. Но тогда Энгельсу незачем было критиковать вульгарный материализм.
Если же материя и сознание всё-таки не сводимые друг к другу противоположности, и сознание при этом обладает бытием (Энгельс этого не отрицал, да и не мог отрицать), то остается только принять тезис Дюринга, согласно которому единство мира заключается в его бытие, существовании. Причём этот тезис, заметим, беспрепятственно уживается как с материализмом, так и с идеализмом, что, собственно, и не нравилось основоположникам марксизма. Поэтому действительным фокусником тут оказывается отнюдь не Дюринг, а как раз Энгельс, который, с одной стороны, критикует естественнонаучные представления Фогта и Молешотта на соотношение материи и сознания, а с другой – однозначно встаёт на их позиции, утверждая материальность исключительным признаком единства мира.
Количество, качество, особенное
Единичное, как синтетическая категория, раздваивается по форме на количество, по содержанию -- на качество. То есть, количество суть разнообразие формы в рамках конкретного вида, а качество – содержательная определённость самого вида в пределах данного рода. Единство количества и качества, таким образом, выражает ту или иную разновидность рода, т.е. одну из особенностей его проявления. Отсюда имеем вторую триаду учения о различии : количество – качество -- особенное.
Гегель допускал явную тавтологию, считая меру синтезом количества и качества, ибо она (мера), лежащая в основе разнообразия формы, собственно, и есть количество. Иными словами, не мера, а именно особенное есть количественное качество, или качественное количество. То есть, особенное определяется как количеством (разнообразием форм внутри вида), так и качеством (общностью видового содержания). Следовательно, гегелевскую «узловую линию мер» корректнее рассматривать как узловую линию особенного, отражающую видовые переходы, -- в рамках соответствующего рода.
В этой связи очевидна и узость дефиниции качества как определённости отдельно взятого предмета, ибо качество характеризует не индивидуальное, а видовое отличие, определяя, вместе с количеством, особенность родового подразделения. То есть, вид и особенное, по сути дела, одно и то же.
Ещё одно замечание. Совершенно необоснованно, на мой взгляд, считать переход количества в качество и обратно общим законом диалектики познания, наряду с единством противоположностей и отрицанием отрицания. С таким же успехом можно было бы придать статус общего закона диалектики любой паре сопряжённых категорий. Однако, закон диалектики выражает отнюдь не конкретные связи познавательного процесса, т.е. не частное проявление объектно-субъектного отношения, в данном случае в виде взаимосвязи количества и качества, а саму суть диалектической противоречивости, безотносительно к её конкретным формам. Такую роль способны выполнять только два закона – единство противоположностей и отрицание отрицания, определяющих соответственно источник и структуру познания, т.е. объектно-субъектное отношение и его поступательную (спиралевидную) форму развития.
Явление, сущность, понятие
Особенное, далее, раздваивается по оформленному количеству на явление, по содержательному качеству на сущность. То есть, если явление выражает видовое разнообразие предметов, то сущность, напротив, внутреннее тождество этого разнообразия, ведущее к понятию рода.
Взаимоотношение явления и сущности интересно тем, что в нем наиболее очевидна несостоятельность гегелевского подразделения диалектики: на объективную, относящуюся к природе, и субъективную, относящуюся к мышлению. Ведь несомненно, что в природе, взятой вне субъекта, никто никаких сущностей, ни общих закономерностей, не выявляет. По этой причине там нет и никаких понятий, возникающих исключительно в познании, т.е. в объектно-субъектном отношении, как единственно возможной сфере истинно сущей диалектики.
Что касается бытующих соображений, согласно которым субъект выявляет сущность в объективной реальности потому, что она там, якобы, присутствует независимо от познания, то следует напомнить, что подобный объективизм как раз и ведет прямой дорогой к платоновским «домам вообще», «плодам вообще» и далее – к гегелевской абсолютной идее.
В этой связи нелишне ещё раз обратить внимание на контр продуктивность противоположных решений основного философского вопроса, разрывающих мышление на несовместимые друг с другом односторонние формы. Большего вреда для философии, чем от этого, без преувеличения, идиотского её подразделения на материализм и идеализм трудно представить, потому что в них выхолащивается сама суть философской предметности, заключающейся во взаимодействии материи и сознания, а оно-то, в случае первичности одной из противоположностей, как раз и невозможно. То есть, подобная постановка вопроса попросту бессмысленна. По этой же причине и в определениях этих категорий не может быть речи о чем-то ином, нежели как о материализации сознания, или, что тоже, об осознании материи.
Гносеологическая неразрывность материи и сознания, кроме того, обеспечивает предметную неразделимость чувственного и рационального, конкретного и абстрактного. Данная взаимосвязь, собственно говоря, обоснованно и сводит всю совокупность диалектических противоречий, во всех формах их проявлений, к единой диалектике объектно-субъектного отношения (познания), что обобщенно и сконцентрировано в диалектике тождества (объективного) и различия (субъективного). Поэтому переходя от явления к сущности, мы, по сути дела, совершаем акт отрицание отрицания, т.е. переходим от универсальной формы различия к универсальной форме тождества, что и позволяет осознать понятие не только со стороны его генетического богатства, но и в качестве ядра всей диалектики. Словом, возникновение понятия есть «элементарная клеточка» становления диалектики как науки.
Итак, имеем заключительную триаду учения о различии: явление – сущность – понятие. Согласно закона отрицания отрицания, понятие есть явившееся сущность, или сущность явления.
Приведём полученную категориальную структуру целиком:
Форма – содержание – единичное
Количество – качество – особенное
Явление – сущность – понятие
Здесь закон отрицание отрицания так же работает не только по горизонтали (взаимоотношение внешнего и внутреннего), но и по вертикали (взаимоотношение единичного и особенного), что позволяет сделать ряд новых определений.
Сформулируем их:
Явление есть оформленное количество, или количественная форма
Сущность есть содержательное качество, или качественное содержание
Понятие есть неповторимость особенного, или особенность единичного
Как известно, понятием (как сущностью явления) венчается любая познавательная задача. На этом основании наука вообще может быть сведена к одной триаде: единичное – особенное -- понятие (общее). По существу, так и обстоит дело: сначала выявляется какой-то новый объект (единичное), затем устанавливается его видовая принадлежность (особенное) и, наконец, выясняется его родословная принадлежность, что и позволяет, в конечном счёте, сформулировать понятие конкретного класса явлений.
Изложенная здесь диалектика дает основание заключить, что Гегель лишь формально был прав, когда намеревался вывести всю свою диалектику, или логику, из одного элементарного понятия. Фактически ошибка здесь состоит в рассмотрении понятия как нечто самодовлеюще развивающее, бесконечно богатое по своим возможным превращениям, но при этом оторванным (у Гегеля) от его генетической природы, от заложенной в нём объектно-субъектной противоречивости, т.е. от реальной практики познания, которая, собственно, и образует истинно сущую предметность диалектики. Позже эту же ошибку повторил и Маркс, эксплицировавший из одного понятия товара всю свою экономико-революционную пустышку, которая нашла благодатную почву только в России, да и то, на мой взгляд, лишь благодаря поразительному таланту такого политического авантюриста и организатора, оратора и интригана, каким был Ленин.
Продолжение следует.

Комментарии

Аватар пользователя Victor_

Понятие есть неповторимость особенного, или особенность единичного

 Особенность есть познаваемая уникальность, воплощением которой ВСЕГДА является единичное некого рода...

Аватар пользователя Kirsanow

 

Олег Суворов

не хватает уразумения того, что в диалектике всё объективное субъективно, всё субъективное объективно.

Так Вы на примерах и поясните нам неразумным, как такое может быть. В диалектике.

Аватар пользователя Олег Суворов

Для kirsanow: Судя по вашему комменту, пояснять что-либо именно  Вам (а не "нам")  нет никакого смысла, поскольку вам неведомо даже самое элементарное, т.е. как раз то, что в диалектике познания всё объективное субъективно, всё субъективное объективно.

Аватар пользователя Victor

Я извиняюсь, что напрямую не вступаю в дискурс как положено с критикой. В наш век системных представлений ("ниже" просто нельзя, имхо), сущность которых в моей нотации: структурность/функциональность, как-то объяснять диалектику в отрыве от реальности - это не комильфо...

Поэтому просто, дискурсивно, предлагаю черновик раздела из будущей статьи ("Стратегия природы"), посвященной одному естествоиспытателю растительного мира, взгляды которого в сильной степени пересекаются с моими.

+++++++++++++++++++ начало ++++++++++++++++++++++++++

?. Дуализм

Двойственность или бинарность, сопровождала эволюции мысли с всю историю под разными «флагами». Как «идеальное» и «материальное», «небесное» и «земное», объектное и субъектное, «божественное» и «тварное», «физики» и «лирики», ... .

Википедия определяет дуальность следующим  образом:

«Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — свойство некоторой теории или концепции, согласно которому в ней неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные.»

С развитием истории эта двойственность принимала более физический характер, например, у И. Канта: время (ряд) и пространство (агрегат). У К. Маркса это стало неким конструктивным принципом: базис и надстройка.

Рефлексивное мышление увидело в этом некую ведущую двойственность различия и тождества, которую Лосев связывал в некий категориальный эйдос (в моей интерпретации по «Самое Само»):

различие – тождество – становление – ставшее – проявление ,

предтечей, которому была двойственность у Платона («Софист», «Федон»): бытия и небытия, иного – тождества, покоя – движения, зримое – безвидно и т.п. В наиболее развитой форме, двойственность как субстанции (протяженности и мыслительной) мы находим у Р. Декарта.

Онтологическая суть двойственности в том, что в ее диалектической развертке, она может выступать (1) как в качестве анти-принципа (создавая траты, катаболизм), так и (2) в качестве орто-принципа (В.В. Демьянов, «Эвалектика ноосферы»), который используется в конструктивной деятельности (созидательность, анаболизм в организме). Можно сказать, что в России вся диалектика в форме «единства и борьбы» «застряла» на этом дуализме долгие годы, так и не поняв до конца утверждение А.Ф. Лосева, что диалектика — это «логос об эйдосе».

Неразличение этих признаков происходит от непризнания ведущего конструктивного принципа устройства вселенной на оси: «одно» - «многое». Где «одно» (содержащее в себе две субстанции) содержит в себе орто-принцип (по примеру обычной геометрической линии). А анти-принцип, в социальной жизни, часто выступает в форме (неорганизованного, «без царя в голове», негативно) «многого» в форме толпы, неспособной к компромиссу на основе знаний, а в лучшем (позитивном) случае как общественный дискурс или энергии в физике (батарейка).

Никакого явного, позиционного представления «законы диалектики» во главе с законом единства и борьбы противоположностей, так и не принесли (они не формализуемы), став на долгие годы некой философией фасмогорической веры. Для обретения позиционирования, за которой и стоит научность, необходима двойственная субстанциональность, которая и определяет стратегию природы [Эйдос. Субстанции пассивности и активности, Субстанциальная кумулятивность в эйдетической онтологии, Онтология. Роли субстанций в конструктивности, Онтология. Роли субстанций в конструктивности (2)].

Свои исследования диалектики как лосевское «логос об эйдосе» ранее, закончились для меня фундаментальным обобщением. Исследовав наличие эйдосов в различных областях науки, и обобщенных данные о них, обнаружилось, что все они построены на основе, скажем так, двух орто-переменных, которые лучше всего, учитывая наработки Декарта, назвать субстанциями.

Это привело  к онтологической важности двоичной субстанциональности устройства мира, поскольку смысловым центром любой конструктивно-мыслительной деятельности становилась эйдетическая сущность, как диалектическое единство: сущность = пассивное/активное . Классический пример из реальности – это эйдос линейной геометрии:

точка – линия – угол – плоская фигура – объемная фигура,

который конструируется из двух (атрибутивных) субстанций: пассивной (протяженность) и активной (направление). Линия – сущность данного эйдоса и есть статическое единство двух динамически сопряженных качеств: протяженность/направление (где «/» - знак этого диалектического единства).

Этот эйдос удобен своей экзистенциальной доступностью, благодаря которой мы можем усвоить некое важное понимание об субстанциональности.

{Очень полезно сравнить в параллель (тренируя ассоциативное мышление) с выражение из работы автора (3 т. 1.3.3.):

«Гены и фены, проявляя по отдельности свои полужизни, сами живут наполовину от целого, и только вместе их жизнь наполняется полноценным содержанием: гены, свойственным им образом, живут для фенов, сохраняя, таким образом, и себя посредством фенетического жизнеразвития, а фены по-своему живут для генов, обеспечивая им благоприятную внутреннюю среду живого обиталища.» }

Во-первых, отметим важную экзистенциальную особенность активной субстанции – направления, мы ее не видим феноменально (явно) на листе бумаги, а только знаем о ней ноуменально (неявно).

Во-вторых, мы можем начертить линию через протяженность, сущность данного эйдоса, только имея «под собой» направление. То есть, мы отдаем приоритет активному, как некому основанию, для возможности осуществить пассивное. (То, что известно, как «приоритет духа над материей»).

После этого подготовительного выступления можно перейти к разбору естественных примеров из растительной жизни, которые позаимствованы из великолепного трёхтомника замечательного ученого  Е.Л. Нухимовского  под общим названием «Основы биоморфологии семенных растений» [1,2,3].

...

Литература

1. Нухимовский Е.Л. Основы биоморфологии семенных растений: Т. 1. Теория организации биоморф.— М.: Недра, 1997. — 630 с. (ссылка)

2. Нухимовский ЕЛ. Основы биоморфологии семенных растений: Т. 2 Габитус и формы роста в организации биоморф. — М.: Оверлей, 2002, 859 с., 438 илл. (ссылка)

3. Нухимовский Е.Л. Основы биоморфологии семенных растений. Т. 3. Теория интегральной соматической эволюции. М.: Тровант, 2020, 674 с., 279 ил. (ссылка)

++++++++++++++++++++++ окончание ++++++++++++++++++++++

 

Аватар пользователя Олег Суворов

Для Victor: А чем Вам не нравится объектно-субъектное отношение как гносеологическая  основа диалектической противоречивости, или вашей "двойственности"?

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 12 Март, 2021 - 16:00

Наука диалектики. Учение о различии. Переход от тождества к различию есть переход от познания процессов к познанию конкретных объектов, как с точки зрения их формы, так и внутреннего содержания.

Здесь имеет место неопределенность. У Вас тождество связано с познанием процессов, а различие с познанием конкретных объектов. Почему не наоборот? Какие основания?

Почему не вместе: тождество и различие неразрывно связаны с конкретными объектами, представляющими собой процессы?

Нет исходной дефиниции "различия". То есть границы предмета не определены.

--

Аватар пользователя Олег Суворов

Грачев: Здесь имеет место неопределенность

Неопределенность имеет место всегда и везде, в том числе в вашем странном комментарии, в котором Вы без всякого основания приписываете мне разрыв тождества и различия, хотя еще во ведении у меня указано, что основой излагаемой концепции является как раз единство этих противоположностей. Это единство даже закреплено конструктивно, в виде основной триады: тождество -- различие -- единство. Но чтобы изложить целостную диалектику познания, приходится подразделять этот процесс на тождество изменчивости, различие его объектов и единство того и другого. Последнее будет сделано в третьей части науки диалектики. 

Что касается исходной дефиниции "различия", то такой "дефиницией" может быть лишь сам смысл противоположности тождеству, как и тождества -- различию. Конкретизация же в в том и другом случае раскрывается в соответствующих сопряженных категориях. Все это у меня есть и дополнительно будет в третьей части. 

Аватар пользователя mp_gratchev

Что касается исходной дефиниции "различия", то такой "дефиницией" может быть лишь сам смысл противоположности тождеству, как и тождества -- различию.

"может быть" - это только декларация о намерениях. А где сама дефиниция "различия"?

--

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 12 Март, 2021 - 16:00

Переход от тождества к различию есть переход от познания процессов к познанию конкретных объектов, как с точки зрения их формы, так и внутреннего содержания. В аспекте диалектики это переход от объективного к субъективному, от абстрактного к конкретному, от абсолютного к относительному.

Из тождества и различия у Вас выводятся ассоциативные пары:

группа 1.

тождество - познание процессов

тождество - объективное

тождество - абстрактное

тождество - абсолютное.

 

группа 2.

различие - познание конкретных объектов

различие - субъективное

различие - конкретное

различие - относительное

Где Вы усмотрели диалектику? К сожалению, Вами озвучены произвольные линейки  переходов. Без обоснования собственно диалектики и чем она обусловлена в названных Вами переходах. 

--

Аватар пользователя Олег Суворов

Грачеву: М.П., извините, Вы традиционно не в ту степь, точнее, опять уходите в формальную логику, тем самым -- за пределы диалектики. Поэтому оставляю ваш коммент без комментариев.

На всякий случай все же еще раз замечу, что противоположности диалектики не имеют самодовлеющего определения, а дефиницируются исключительно друг через друга, актуализируя лишь само противоречие и обоюдную неразрывность, или взаимное единство. Например, материя осознается, сознание материализуется; действительность возможна, возможность действительна; необходимость случайна, случайность необходима и т.д.

Предельно обобщенно -- тождество различно, различие тождественно. А вот с позиции формальной логики, где Вы безнадежно торчите, нечто либо тождественно, либо различно, третьего, т.е. диалектического единства,  не дано. 

Удачи на пути познания истинно сущей диалектики.

Аватар пользователя mp_gratchev

Олег Суворов, 14 Март, 2021 - 12:01, ссылка

На всякий случай все же еще раз замечу, что противоположности диалектики не имеют самодовлеющего определения, а дефиницируются исключительно друг через друга, актуализируя лишь само противоречие и обоюдную неразрывность, или взаимное единство.

Сами по себе противоположности несомненно содержательны, имеют имя, вполне определены и их определенность оформлена в дефиниции соответствующего понятия.

Лишь в случае, когда понятие нельзя подвести под более общее понятие (что свойственно философским категориям), тогда их могут определять через свою парную противоположность. И даже через всю систему философских категорий.

Например, материя - это философская категория, принятая для обозначения ... ( и далее по тексту).

 

Грачеву: М.П., извините, Вы традиционно не в ту степь, точнее, опять уходите в формальную логику, тем самым -- за пределы диалектики. Поэтому оставляю ваш коммент без комментариев.

У меня противоположности тезиса и антитезиса непосредственны, конкретны и взаимодействуют в пределах диалектики совместного рассуждения. Где противоречие тезиса и антитезиса служит источником развития мысли собеседников о предмете дискуссии.

"уходите в формальную логику" - Без неё никак. Упускаете из виду, что формальная логика, она в  паре с диалектической логикой обеспечивает опору, последовательность  и  основательность в озвучивании мыслей каждого из диспутантов.

В противном случае, совместная мысль вязнет в трясине двусмысленностей и игре слов, типа:

"материя осознается, сознание материализуется; действительность возможна, возможность действительна; необходимость случайна, случайность необходима и т.д. Предельно обобщенно -- тождество различно, различие тождественно".

Каждая из перечисленных сентенций нуждается в расшифровке.

Спасибо за пожелание удачи.

--

Аватар пользователя Дилетант

mp_gratchev, 14 Март, 2021 - 09:42, ссылка

Олег Суворов, 12 Март, 2021 - 16:00

Переход от тождества к различию есть переход от познания процессов к познанию конкретных объектов

 Изменил бы на: Переход от тождества к различию есть переход от чувственного познания к познанию форм конкретных объектов.

Спасибо.

Аватар пользователя mp_gratchev

Дилетант, 16 Март, 2021 - 08:48, ссылка

Изменил бы на: Переход от тождества к различию есть переход от чувственного познания к познанию форм конкретных объектов.

Познание тут ни причём. Перевод стрелок на "познание" - это вообще шаг в сторону от логики.

Имеем,

отношение между предметами двояко: тождество и различие. Поэтому переход от тождества к различию есть всего лишь переход к рассмотрению отношения под другим углом, с другой стороны.

--

Аватар пользователя Дилетант

mp_gratchev, 16 Март, 2021 - 09:56, ссылка
отношение между предметами двояко: тождество и различие.

Отношение между предметами только в их противоположении, уже в разделённом, а не тождественном состоянии. Отношение в тождестве заключается внутри одного предмета и требует раскрытия. Тогда как отношение между предметами - это уже раскрытое тождество "единого" предмета (в предмете). (Капля ртути разделилась и между частями создалось отношение)

Поэтому переход от тождества к различию есть всего лишь переход к рассмотрению отношения под другим углом, с другой стороны.

 А это уже добавление "отношения рассмотрения", которое существует "всегда", с начала существования "меня отдельного".
Я, "моим отношением рассмотрения", могу рассматривать предмет и внутри его, и снаружи него. Этим же "отношением рассмотрения" я могу делить "единое" предмета, дихотомировать его, соединять воображаемым отношением дихотомированные части, которые при дихотомии никак не могут быть соединены.

Аватар пользователя mp_gratchev

Дилетант, 16 Март, 2021 - 10:17, ссылка

Отношение между предметами только в их противоположении, уже в разделённом, а не тождественном состоянии. ... Я, "моим отношением рассмотрения", могу рассматривать предмет и внутри его, и снаружи него.

Это ещё один аспект. Более сложный случай деления на внутреннее и внешнее. Поэтому не стал складывать всё сразу в одну корзину.

В самом деле, мы не можем наблюдать функционирование мысли в чужой голове. Оно чёрный ящик. Но можем наблюдать методом "прозрачного ящика" внешне коммуникативное взаимодействие между субъектами совместного рассуждения (суждения, вопросы, оценки, императивы - они же фомы индивидуальной мысли).

На следующем этапе познания внешнюю коммуникацию перенесём во внутреннюю. Или "отношение между предметами" в отношение внутри предмета.

--

Аватар пользователя Дилетант

mp_gratchev, 16 Март, 2021 - 10:48, ссылка
Более сложный случай деления на внутреннее и внешнее. Поэтому не стал складывать всё сразу в одну корзину.

Это смотря с какой "точки зрения" смотреть))). С точки зрения логики - это очень сложный случай, который пытаются "взять" С.Борчиков и Ю.Дмитриев. Система категорий (ч.25-3, закон достаточного основания).

С точки зрения практики - элементарный случай, которым каждый человек, каждое живое пользуется не задумываясь. И этот случай Гегель свёл, пока, к одной его стороне: снятию формы (с вещи). Вторая сторона: "одевание" формы (на вещь). 

Снятие и одевание формы на вещную действительность. Оно же, с элементом творчества: - чтение и воспроизведение комбинаций прочитанного, оно же - познание и реализация фантазий познанного.

Но можем наблюдать методом "прозрачного ящика" внешне коммуникативное взаимодействие между

Именно "внешнее", потому что она даётся в "хранящихся следах".

mp_gratchev, 16 Март, 2021 - 09:56, ссылка
Познание тут ни причём. Перевод стрелок на "познание" - это вообще шаг в сторону от логики.

 Разумеется, шаг в сторону, но это необходимый шаг, потому что позволяет логически отделить форму логики от её действующей силы. 
Каким образом можно формализовать действие ПЕРЕХОДА из "0" в "1" и обратно? С одного уровня действий физических тел на другой уровень рассуждений о движениях их форм? - Никак, но только назвать словом "действие".

Однако, логика "внутреннего и внешнего" вполне может быть соблюдена при построении пирамиды иерархий форм, где каждый выше-следующий уровень объединяет в "одном слове" слова ниже-лежащего уровня,
как, например, в одном слове "рота" содержится, скажем, сто слов имён разных человеков.
Однако, в одном слове "яблоко" никак не содержится даже одного натурального яблока.

Аватар пользователя mp_gratchev

Продолжаю построчный обзор статьи.

Олег Суворов, 12 Март, 2021 - 16:00

В том смысле, что если изменение, как таковое, исходно вне субъектно, тогда как различие, напротив, актуализируется только в субъекте. . (1)

"изменение, как таковое, исходно вне субъектно" - Перескок к понятию "изменение" и его объектности. В предыдущем абзаце термина "изменение" нет. Это синоним чего-то ранее сказанного? В предложении (1) "изменение" заместило "тождество" противопоставляется различию вместо "тождества".

 

Могут возразить: объекты и без субъекта различны; согласен, но нам эти различия даны лишь в качестве явлений (Кант), т.е. в познанной, субъективированной форме.

"объекты и без субъекта различны" - То положение, что объекты различны "и без субъекта", означает различие объектов самих по себе (материализм).

Верно, материальные объекты даны человеку в качестве явлений. Но это не отменяет кантовской вещи-в-себе, существующей вне и независимо от сознания.

Итак,

различие материальных объектов (МО) в натуре первично, а их различие в познавательной форме - вторично. Если наоборот (и даже, отказ в различии МО самих по себе), то это выражение идеалистической точки зрения.

--

Аватар пользователя Дилетант

То есть, если явление выражает видовое разнообразие предметов, то сущность, напротив, внутреннее тождество этого разнообразия, ведущее к понятию рода.

Явление "выражает" видовое разнообразие предметов. То есть, явление и есть/даёт "вид" того, что "видим". Способность "видеть" и даёт "вид предмета", порождая "явление" этого предмета. 

Но для того, чтобы явление произошло, чтобы активизировать "способность видеть", надо чтобы имелось в наличии то, на что была бы направлена "способность видеть" - чтобы различение уже было.

Сущность увиденного предмета проявляется при употреблении этого предмета, а до того сущности нет. 
Ведёт ли сущность к "понятию рода" или уводит от понятия рода - зависит от того, на что направлена "способность видеть".
Если направлена на "вид", то и ведёт к получению требуемого вида любым способом, отчего появляются и "химерические сущности".
Если "способность видеть" направлена на "род", то и ведёт к получению требуемого рода любым способом, от чего появляются и "химерические сущности". 

Натурально, что "способность видеть" может быть направлена и на способность к различению, что и приведёт к возникновению "сущности различения". Или к её химере, то есть "неправильной сущности". Почему? - Потому что могут быть использованы неправильные аксиомы: основания, надуманные противоположения форм.

Аватар пользователя mp_gratchev

Следующий фрагмент.

Олег Суворов, 12 Март, 2021 - 16:00

К сожалению, этот аспект* диалектического перехода, насколько мне известно, совершенно не разработан философской наукой, хотя само отношение «объект-субъект» достаточно давно рассматривается как неотъемлемая «клеточка» научного познания.

Хотелось бы выразить сожаление о неразработанности у Вас другого аспекта. Не отношения «объект-субъект», на котором постоянно делаете акцент, а другом отношении, проходящем мимо Вашего внимания: «субъект-субъектном» отношении по поводу объекта.

  Si - Sj
  |      |
Объект А

__________

*) это переход от объективного к субъективному

--