Мир как мироустройство

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии

Век Просвещения начался с разрушения старой, наполненной смыслом картины мира, которая вся строилась на основе разума — высшего, но все же подобного человеческому и потому в принципе постижимому человеком. Ньютоново-дарвиновский мир предоставил разуму совсем иную роль. Человек может понять, как движутся планеты, как развивались обезьяны, но смысл этого остается ему неведом. Непонятен ему и смысл броуновского движения людей, товаров, идей в новом обществе. Он имеет в этом обществе свое место, жизнь учит его ценить это место и бороться за него; но духовная система его взглядов, мнений и вкусов не определяет его собственную роль и предназначение. Его место в жизни не является больше логически постижимым следствием из смысла его жизни. Смысл исчезает, остается место и потерянный в нем человек.
Марксизм принципиально изменил эту ситуацию. У истории, в отличие от дарвиновской эволюции, есть смысл, и его можно постичь. Более того. На основе нового понимания человек может изменить мир! Изменение мира объявляется главной задачей самого престижного института нового общества — науки. В соответствии с новой системой смыслов строится и новая система мест.
Человек вновь обрел веру в верховенство разума, в постижимость жизни, в финальную рациональность бытия. Невыносимая, бедная, косная жизнь, в которой разума не больше, чем в банке с пиявками, может и должна быть переустроена на новых, сознательных началах. Разум реализуется теперь не отделенным от человека Богом, не абстрактным и отчужденным Абсолютом; разум осуществляется прямо и непосредственно, руками самого человека и его товарищей. Для Троцкого это и было самым важным: „социалистическое строительство есть по самому существу своему сознательное плановое строительство... стремление рационализировать человеческие отношения... подчинить их разуму, вооруженному наукой". Условия для этого созрели в общемировом масштабе: „Производительные силы уже давно созрели для социализма... Что еще отсутствует, так это последний субъективный фактор: сознание отстает от жизни".
Отставшее в России на полтора столетия, Просвещение выражало и завершало себя в словах и делах Троцкого в полном соответствии со словами Достоевского, что русская идея есть доведение до конца всех остальных идей. Любимая Троцким „чистка сверху вниз" — от бога и царя, от хаоса и конкуренции, от бессознательности и темноты — есть последнее слово века Просвещения, уже не столько драматическое, сколько трагическое и смешное одновременно. Насилие было неизбежно на этом пути; впрочем, насилие неизменно, и не только в России, сопровождало Просвещение. Поражение Троцкого поставило точку над целым периодом истории, может быть, лучшим временем для интеллектуалов. Политическая победа Сталина означала победу мрачной самоцельной силы над светлыми абстрактными мечтаниями, победу воли над разумом, почвы над культурой, харизмы над утопией, Ницше над Гегелем. Она означала поражение Просвещения, экспериментальное доказательство нежизненности или, по крайней мере, недостаточности его великого проекта.
Ленин сказал, а Сталин множество раз повторял: „учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Обычно эта фраза воспринимается как пустая тавтология. Но это глубочайшая, воистину философская формулировка. Достаточно найти истину — и мир станет иным. Он преобразится волшебно, революционно, в одночасье. Революция и мыслилась как разовый акт всеобщего понимания и просветления. В психоанализе есть похожее понятие — инсайт: мгновенный акт понимания и переструктурирования пережитого опыта, которому придается решающее значение в аналитическом лечении.
Впрочем, ни один самый увлеченный психоаналитик не ставил задачей добиться осознания процессов, происходящих в каждой клеточке организма. Действительное искусство психоанализа заключается в поиске тонкого равновесия между тем, что подлежит осознанию и, соответственно, произвольному регулированию, — и тем, что можно и нужно оставить в бессознательном. В человеке происходит великое множество процессов, которые в принципе не могут быть осознаны и, значит, не могут регулироваться сознательно; но есть и такие, которые доступны сознанию, но куда лучше протекают без его помощи. Любой артист или оратор, любой человек, который умеет танцевать, знает, что стоит задуматься о том, что делаешь — и обязательно собьешься. Сознание подключается на одних этапах и отключается на других, когда важнее иные факторы, эмоциональные или интуитивные — заинтересованность, возбуждение, вдохновение или, наоборот, страх. Все это выходит за рамки сознания и никак не может быть им заменено. Удивительной особенностью коммунистических теоретиков было то, как настойчиво, в течение десятилетий стремились они отрицать значение этих факторов во всем — в экономике, в организации труда, в школьном обучении, в философских рассуждениях о мышлении, в психотерапии.
Психоанализ сочетал разработку практических приемов перевода бессознательного в сознание с подробнейшим изучением самого бессознательного. Мгновенные акты осознания могут последовать только после длительной, многолетней работы по анализу бессознательного. Большевизм начинает с другого конца. Бессознательное, стихийное лишается всякой ценности. Достойно существования лишь то, что осознает себя в соответствии с единственно верной научной теорией.
Все это кажется последовательным выводом из главной идеи большевизма — огосударствления собственности. В самом деле, частной собственностью можно управлять и „бессознательно" — на основе традиций, жизненного опыта, интуиции. Коллективной собственностью, скажем, акционерной, можно управлять на основе демократии, суммирующей те же источники. Но государственной собственностью можно управлять только на основе или от имени науки.
В таком мироустройстве идея — большая реальность, чем сама реальность. Большевистская наука всем похожа на настоящую, только на самом деле это ее зеркальное перевернутое отражение: место фактов в ней занимают планы, место гипотез — реальности. Если реальность не соответствует плану-идее, она должна быть переделана или уничтожена так же, как ученый изменяет или отвергает неподтвердившуюся гипотезу. Что ж, ученый в своем бестелесном мире идей может творить что хочет. Отвергнутые гипотезы не сгнивают живьем от дистрофии и пеллагры, не переполняют братские могилы, их кости не торчат в котлованах начатых через полвека строек.
Так называемый военный коммунизм, введенный под руководством Троцкого режим послереволюционных лет, означал тотальный контроль государства не только над материальным и духовным производством, но и над распределением, и над потреблением. Все это отныне должно было подчиняться не жалким индивидуалистическим потребностям, а разуму. Каждому — его пайку; меньше — неразумно, и больше — неразумно. Пайку хлеба, если он есть, отвесить, правда, легче, чем определить разумную меру в сфере культуры или скажем, в половой жизни.
Вот для этого и нужны разные области науки. К началу 20-х годов относятся героические попытки создания норм научной организации труда, быта, отдыха, питания, воспитания и вообще всего, чем жив человек. Драма в том, что в научном плане эти попытки вовсе не были бездарны; напротив, из них родились крупнейшие достижения советской науки, признанные в мире. К примеру, к работам по составлению научно выверенных инструкций по элементарным трудовым действиям (как держать молоток, как двигаться при ходьбе и т. д.) восходит известная в мировой физиологии концепция Н. А. Бернштейна. Работами по научной организации труда ведал А. Гастев, экстремистски настроенный поэт Левого фронта; но и там велись вполне серьезные, опережавшие свое время работы по психотехнике. Беспрецедентная по своему масштабу работа педологов была посвящена внедрению научных принципов в воспитание подрастающего поколения. К работе бурно разраставшихся плановых органов привлекались среди массы полуобразованных людей и действительно крупные ученые, такие, например, как богослов и математик П. Флоренский; Бог знает, был ли от него прок в такой работе. Даже ГПУ и Прокуратура стремились быть на уровне: Вышинский, например, организовал работу по использованию ассоциативного эксперимента в дознании и следствии. Впрочем, методы физического воздействия здесь, как и в других делах, оказались несравненно более практичными.
http://www.bestreferat.ru/referat-382957.html
Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России

http://cinema.mosfilm.ru/films/film/2000-2009/palata-6/ В круге бесполого Тела

Связанные материалы Тип
Розанов. О русской душе, и содоме Дмитрий Косой Запись
Разгул содома в Советах Дмитрий Косой Запись
Психоаналитики о русской душе Дмитрий Косой Запись
Революция и сон Дмитрий Косой Запись
Троцкий как шизоид Дмитрий Косой Запись
Ни дня без смысла. Шизоид на посту Дмитрий Косой Запись
Диалог по Бахтину Дмитрий Косой Запись
Вера и диалог Дмитрий Косой Запись
Осаждённая крепость Дмитрий Косой Запись
Бесполое семьи Дмитрий Косой Запись
Герметизм философа Дмитрий Косой Запись
реализация объекта сопротивления Дмитрий Косой Запись
мир после войны Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя asmaturus

Я посмотрел ссылку. Совершенно замечательная вещь!

Спасибо за своеобразный анонс - для меня запоздалый. Некоторые моменты книги мне чрезвычайно близки, остается пожалеть, что она не попалась мне раньше...
О педологии - особенно! О Залкинде! "Какой источник разума угас..."! 

Постараюсь прочесть, а сейчас только полистал...

Уже вот это не может не впечатлять:

Марксизм принципиально изменил эту ситуацию. У истории, в отличие от дарвиновской эволюции, есть смысл, и его можно постичь. Более того. На основе нового понимания человек может изменить мир! Изменение мира объявляется главной задачей самого престижного института нового общества — науки. В соответствии с новой системой смыслов строится и новая система мест.
Человек вновь обрел веру в верховенство разума, в постижимость жизни, в финальную рациональность бытия. Невыносимая, бедная, косная жизнь, в которой разума не больше, чем в банке с пиявками, может и должна быть переустроена на новых, сознательных началах. Разум реализуется теперь не отделенным от человека Богом, не абстрактным и отчужденным Абсолютом; разум осуществляется прямо и непосредственно, руками самого человека и его товарищей. Для Троцкого это и было самым важным: „социалистическое строительство есть по самому существу своему сознательное плановое строительство... стремление рационализировать человеческие отношения... подчинить их разуму, вооруженному наукой". Условия для этого созрели в общемировом масштабе: „Производительные силы уже давно созрели для социализма... Что еще отсутствует, так это последний субъективный фактор: сознание отстает от жизни".
Отставшее в России на полтора столетия, Просвещение выражало и завершало себя в словах и делах Троцкого в полном соответствии со словами Достоевского, что русская идея есть доведение до конца всех остальных идей.

Но это в книге лишь, как капля в ... океане...
В общем, спасибо за приобщение... 

Аватар пользователя Доген

Чингиз-хан  -  "Душа каждого дела в том чтоб оно было закончено."

Аватар пользователя Дмитрий Косой

[Чингиз-хан  -  "Душа каждого дела в том чтоб оно было закончено."] - и Троцкий с большевиками исповедовали этот принцип бесполого Тела, содома, но разве дело не само кончается, а как? это уже проблема не человека, а его деятельной страсти. Придурки большевики делами себя только возбуждали, бесполому Тела конфликта не хватает, в этом проблема, а не в каком-то деле. Шизоидное всегда в поиске дела, и особенно социального, как наиболее конфликтного по наполнению. Дело разве имеет душу, бред.

Аватар пользователя Доген

безполое Тело - это чушь в том смысле что безполому не нужны конфликты и более ему они нейтрально; да и где вы встречали безполое тело? евнух? наблюдается в природе пока что поло-, двуплые тела; всё имеет душу.

Чингиз-хан и Достоевский говорят об одном и том же.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Бесполое Тела одно из информативных свойств Тела по вертикальной мобильности, всякое природное Тело и во всякое время стремится быть сверху, иначе оно теряет силу свою. А вертикальное устремление лишает Тело конфликта. Имеется ввиду внутренний конфликт, внешнего конфликта не существует, что столкновение уже. Важность конфликта определяется инструментальным Тела испытывающим на себе напряжение социального, так как только конфликт или столкновение решают проблему освобождения Тела от вышеуказанного напряжения, и только во времени. Войны и служат этому, как и интеллектуальная, и иная творческая деятельность. У шизоидов например, где бесполое Тела господствует, разно соотносятся внешнее с внутренним, отсюда и разно компенсируется Тело, в отрыве от социального, или в приближении к нему, как у политиков например.

Аватар пользователя Доген

постмодерная чушь типа философии ничего не дающая душе крестьянина и рабочего затурканных СМИ и политиками; и вы туда же.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

вы куда пишите? на деревню дедушке? философия не эмоция и не логика, а творческое мышление и диалог. И душа религиозное, а не философское понятие.

Аватар пользователя asmaturus

Красиво звучит: философия - творческое мышление и диалог.
Про душу тоже можно согласиться...
А как с наукой? В ней исследуется не душа, а психика? И отсюда психология. И философия психологии или психология философии?

Или как-то ещё?

Аватар пользователя Дмитрий Косой

наука имеет религиозное значение, а не философское, также и психология, прежде чем это работало надо поверить в это, а философии этого не требуется, она не инструментальное человеческого, в этом отличие. Например чтобы поверить Ванге, требуется вера внешняя, а не внутренняя, религиозная, а не философская, также и с наукой и с психологией. Не случайно же говорится что вера горами двигает.

Аватар пользователя asmaturus

Дмитрий Косой, 16 Декабрь, 2014 - 14:17, ссылка

наука имеет религиозное значение, а не философское, также и психология, прежде чем это работало надо поверить в это, а философии этого не требуется, она не инструментальное человеческого, в этом отличие. Например чтобы поверить Ванге, требуется вера внешняя, а не внутренняя,религиозная, а не философская, также и с наукой и с психологией.

Как скажет классик, "В этом определенно что-то есть!"

Выходит, что если я поверил Вам, то это уже религия? И всё, что Вы говорите - "будет работать"?
Но как оно будет работать инструментально? Вне созерцания, мышления и практики (как учил великий Ленин, которого не переплюнуть - и здесь Доген прав, потому что так оно и есть)? Опять же - "инструментальное Тело" - что это и как оно тогда работает?

 

Не случайно же говорится что вера горами двигает.

Вообще-то говорится, что горы передвигать способна не вера, а только любовь.
И вообще: "Если я любви не имею, то медь я звенящая, и кимвал звучащий". 
И живу как бы ни для чего...

И как это связать, к примеру, с Вашим "Тело"? (Имеется в виду, ЧТО Вы подразумеваете под "Тело").

Аватар пользователя Дмитрий Косой

вера первичная у индивида, без веры и любовь невозможна. Про Тело ничего писать не могу вам, похоже вы к инструментальному его склоняетесь, тогда как оно вне инструментального, в едином, как и мироустройство.

Аватар пользователя asmaturus

Спасибо, разъяснили...

Но туману, увы, в Вашей специфической философии (вера это наше всё!) лично для меня не стало меньше. У сожалению...

Аватар пользователя Дмитрий Косой

[вера это наше всё!] - такого не вещал, вера путь к единому, но единое у всех разное, у кого толпа, у кого свобода (Путин, либералы), у кого человек (социал-демократы), у меня Тело (и Спаситель по моему разумению к той же вере относится). Вера инструмент разума, интеллекта, а не Тела.

Аватар пользователя asmaturus

Значит, "всё - это наше Тело"? Потому что Тело - наша жизнь, но не только, Это и репродуктивная способность порождать новые поколения. А зачем они? Чтобы жить и порождать новые жизни? И верить? Кому? Во что? Зачем?..
???

Аватар пользователя Дмитрий Косой

[Тело - наша жизнь, но не только, Это и репродуктивная способность] - репродуктивная способность не относится к Телу в части человеческого, она есть у всех млекопитающих, этим пассажем вы отказываете многим не родившим детей в человеческом предназначении. И Вера не знает вопрошания, она естественная для Тела и религиозная, как связь внутреннего с внешним Тела, вера интеллектуальная складывающаяся, и она из другой оперы, как относящаяся к внутреннему Тела только. Если вы задаёте вопрос о Вере, значит сомневаетесь в ней, что характерно для большинства, и что есть эффект потери Тела Матери. Вы вопрошаете о вере сознательно, а большинство это делает в борьбе за веру, когда подключается бесполое Тела, природное его, и где присутствует всегда нехватка верха, в чём и имеется препятствие вере, потому что Вера религиозная необходимо позитивная только, а негативное относится к нехватке веры и борьбе с собой, для чего и возникает необходимость в другом, для ухода от избыточной борьбы Тела.

Аватар пользователя asmaturus

Спасибо за просвящение.

Вы просвятили - я просвяетился...

Аватар пользователя Доген

флософия, наука, религия - все это практика и если они не дают результата, то превращаются в безтелесное, никому не нужное словопрение;

еше никто не переплюнул великого Ленина - от живого соцерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

марксиста (практика) ничем не сдвинешь, эта религия прочно внедряется в Тело, как вирус, и не все смогли преодолеть эту болезнь, особенно в России.

Аватар пользователя Доген

где кончается ваша философия Тела?

Аватар пользователя Дмитрий Косой

она бесконечна, и Тело одно.

Аватар пользователя Доген

я так и предполагал - философия ваша безконечна, а Тело безсмертно - Блеск !!!

Аватар пользователя Дмитрий Косой

моего Тела не существует для вас, поэтому предположения ваши бессмысленны. Тело это не плоть, а единое индивида, и именно оно и бессмертно, и не имеет границ.
 

Аватар пользователя Доген

при чем тут ваше Тело? оно существует исключительно для вас, как мое для меня, и как единое индивида, безсмертно, но ограничено границами познанной Вселенной.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

если ваше Тело ограничено, с таким и живите, а я то причём тут

Аватар пользователя Доген

так и я ж обо что, вы и тут и там не причем, ваша хата с краю, на пределе всех границ безграничного времени-пространства, и вам нет дела до моего Тела.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Тело одно, вы просто множите сущности, о чём Оккам в средневековье ещё писал, что не стоит множить сущности.

Аватар пользователя Доген

в религиозном смысле и других Тело одно и сущностьт одна непостижимая  и мир разбитый на части умом также един-один, что с того?

Аватар пользователя Дмитрий Косой

как что с того? надо собой заниматься, а не другими, каких нет.

Аватар пользователя Доген

хороший совет))

Аватар пользователя Vladimirphizik

Достаточно найти истину — и мир станет иным.

 

Иисус Христос: "Познаете истину и истина сделает вас свободными".

 

Аватар пользователя Доген

Что толку в индивидуальном успехе, познании истины, если ее невозможно передать всему человечеству?

Только управление временем-пространством делает человека свободным.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

посмотрите тогда Палату №6 Карена Шахназарова 2009 года, там как-раз об этом же, о мироустройстве все беспокоятся как и вы.

Аватар пользователя Дмитрий Косой

Спаситель истину и увидел в вере, и в этом никто пока его не превзошёл.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Спаситель истину увидел в вере, но чтобы превзойти себя, он должен увидеть истину в з-вере(числе человеческом),что предполагает прохождение чрез искушение тела( читай "Мастер и Маргарита").

Аватар пользователя Дмитрий Косой

глупости, никаких тел нет, есть только одно Тело, и одна толпа.